скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Человек и его потребности. Любовь скачать рефераты

Эта интересная типология любви, отличающаяся простотой и ясностью,

является, тем не менее, на мой взгляд, абстрактной и явно неполной. Два

элементарных фактора, власть и статус, очевидно, недостаточны для выявления

и разграничения всех тех, многообразных отношений, которые покрываются

общим словом любовь.

Любовь к Отечеству - одно из самых глубоких чувств, закреплённое в

человеческой душе веками и тысячелетиями. Любовь к Родине означает любовь к

родной земле и живущему на ней народу. Эти две составляющие единого чувства

обычно идут вместе, поддерживая и усиливая друг друга. Но случается, что

они трагически расходятся: человек любит Родину, но не своих

соотечественников. Любовь к Родине, противопоставленная любви к живым

людям, неминуемо оказывается абстрактной и губительной для окружающих. И

если такой человек восходит на вершину власти, он приносит бедствие своему

народу. Противопоставление Родины и её народа никогда не приносило и не

способно принести добра: ни в том случае, когда интересы Родины становятся

выше интересов народа, ни в том, когда любви к народу отдаётся предпочтение

перед любовью к родной земле. Чувство патриотизма делает человека частицей

великого целого - своей Родины, с которой он готов разделить и радость, и

скорбь. Любовь к Родине менее всего является слепым, инстинктивным

чувством, заставляющим бездумно превозносить отечество, не замечая его

пороков. Любить Родину - значит, прежде всего, желать ей добра, добиваться

того, чтобы она сделалась лучше.

любовь к природе, которой посвящены прекрасные страницы художественной

литературы. Космическое чувство, о котором говорится далее, является одним

из аспектов, одной из составляющих любви к природе. Направленная на мир как

целое, она говорит о единстве человека и мира, об их слитности и даже

взаимовлияния. Из этого чувства проистекает, как нам кажется, убеждение в

одушевлённости природы. Однако, космическое чувство доступно далеко не

всем. Тому, кто не верит в его существование, одухотворение всего и

наполнение бытия смыслом кажется крайностью, свидетельствующей о

присутствии в нашем сознании элементов мифологического мышления. Но тем, у

кого такое чувство есть, оно представляется одним из наиболее глубоких и

ярких ощущений.

Космическое чувство единства со Вселенной, растворённости в ней ярко

проявляется в неодолимом инстинкте, влекущим наши сердца к единству всякий

раз, когда в каком-либо направлении возбуждается наша страсть. Оно

проявляется и охватывающей нас ностальгии при созерцании природы, перед

лицом красоты, в музыке - в ожидании и ощущении великого наличия.

любовь к истине, добру, прекрасному, справедливости, любовь к свободе,

творчеству, славе, власти, своей деятельности, богатству, закону и порядку,

любовь к общению, игре, собирательству, коллекционированию, развлечениям

постоянной новизне, путешествиям и т.п.

Романтическая (эротическая) любовь. Самый главный, на мой взгляд вид

любви. Однако следует различать любовные переживания и любовные отношения.

Первые всегда сопряжены с эмоциями радости и интереса, а вторые могут

включать в себя весь спектр эмоций. В ней оба партнёра обладают высокими

статусами и властью: они стремятся идти навстречу друг другу и вместе с тем

каждый из них может «наказать» другого, лишив его проявлений своей любви;

Прежде всего, её часто путают с переживанием «влюблённости»,

внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя

чужими людьми. И кроме этого за эротическую любовь часто принимают влечение

друг к другу, которому способствует обманчивый характер полового желания.

Половое желание требует слияния, оно может быть внушено не только

любовью, но так же и тревогой и одиночеством, жаждой покорять и быть

покоренным, тщеславием, потребностью причинять боль и даже унижать. Половое

желание вызывается или легко сливается с любой другой сильной эмоцией,

одной из которых является любовь. Из-за того, что половое желание в

понимании большинства людей соединено с идеей любви, они легко впадают в

заблуждение, что они любят друг друга, когда их физически влечёт друг к

другу. Когда желание полового слияния вызвано любовью, то физическая

близость лишена жадности, потребности покорять или быть покорённым, но она

исполнена нежности. Если желание физического соединения вызвано не любовью,

это никогда не ведёт к единству, которое было бы чем-то большим, чем

физическое приходящее и уходящее единение.

В эротической любви есть предпочтительность, которой нет в братской и

материнской любви. Она предпочтительна только в том смысле, что человек

может соединять себя целиком и прочно с одним человеком.

Что представляет собой эротическая любовь, известно каждому из

собственного опыта или научной литературы. Лишь 16% мужчин и 10% женщин

сомневаются в том, знают ли они, что такое любовь, остальные в этом вполне

уверены. Лишь 8% мальчиков и 5% девочек не смогли дать определение.

В определённом, очень важном значении эротическая любовь делает

человека полноценным: она сообщает ему такие полноту, насыщенность и

остроту бытия, какие не способно давать ничто иное. Любовь столь же

основной феномен, как и секс. В норме секс является способом выражения

любви. Лёгкость секса, отсутствие препятствий обесценивает любовь. Любовь

сохраняется и после того, как спадает сексуальное напряжение [как раз это

один из её критериев]. Если бы эротическая любовь была чистым желанием

физического обладания, её можно было бы во многих случаях без труда

удовлетворить, и любящий не хотел бы быть любимым, что весьма существенно

для любви. Но любовь чрезвычайно важна прежде всего внутренними чувствами,

вызываемыми ею. Любовь человека к самому себе является предпосылкой его

существования как личности и, значит, условием всякой его любви. Любовь к

себе - это та начальная школа любви (прежде всего любви к человеку), в

которой без обладания элементарной грамотностью остаются недоступными

«высокие университеты» любви. Человек, любящий только одного человека и не

любящий «своего ближнего», на самом деле желает господствовать или

повиноваться, а не любить. Кроме того, когда кто-то любит ближнего, но не

любит самого себя, всей жизнью своей доказывает, что любовь к ближнему не

является подлинной. Эротическая любовь и любовь к детям могут заполнить всю

эмоциональную жизнь индивида. Любовь к творчеству или любовь к славе чаще

всего составляет только часть такой жизни. Пристрастие к игре или

коллекционированию - только один аспект целостного существования человека,

как правило, лишенный самостоятельной ценности. Эротическая любовь

захватывает каждого или почти каждого. Бога, истину и справедливость любят

уже не все. Любовь к славе или к власти - удел немногих.

С уменьшением непосредственности и конкретности любви растёт

социальная составляющая этого чувства. Она присутствует и в любви к себе, и

в любви к детям, но она гораздо заметнее в любви к власти, свободе или

богатству.

Глава 2.

ЛЮБОВЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Перейдем теперь к такому важному разделу, такому как любовь в

современном мире. Конечно, она не такая как в восемнадцатом веке, что

нового и что осталось попытаемся узнать это. Если любовь – это способность

зрелого, созидательного характера, то отсюда следует, что способность

любить у индивида, живущего в какой-либо определённой культуре, зависит от

влияния этой культуры на характер этого индивида. Сейчас, в настоящее

время, любовь – это относительно редкое явление, и её место занимают разные

формы псевдолюбви, которые, на деле, являются многочисленными формами

разложения любви. Современный человек отчуждён от себя, от своих ближних,

от природы. Хотя каждый старается быть как можно ближе к другим, каждый

остаётся крайне одиноким, проникнутым глубокими чувствами тревоги и вины,

которые всегда появляются там, где человеческое одиночество не может быть

преодолено.

Человеческое счастье сегодня состоит в том, чтобы развлекаться.

Развлекаться – это значит получать удовольствие от употребления и

злоупотребления товаров, зрелищ, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций,

книг, кинокартин – всё потребляется и поглощается. Наш характер

приспособлен к тому, чтобы обменивать и получать, торговать и потреблять;

все предметы, как духовные, так и материальные, становятся предметом обмена

и потребления.

Одно из самых значительных выражений любви, и особенно брака с его

отчуждённой структурой, это идея «слаженности». Идеал счастливого брака –

это идеал, исправно функционирующий слаженности: муж должен «понимать» свою

жену и помогать ей; он должен делать благосклонные замечания по поводу её

нового платья и вкусного блюда. Она, в ответ, должна «понимать» его, когда

он приходит домой усталый и расстроенный; должна внимательно его выслушать,

когда он говорит о своих деловых затруднениях; не сердиться, а «понимать»,

когда он забывает о её дне рождении. Весь набор этих видов отношений

сводится к хорошо отлаженной связи двух людей, остающихся чужими друг другу

на протяжении всей жизни. Они никогда не достигают «глубинной связи», но

любезны друг с другом и стараются сделать друг для друга жизнь как можно

приятнее. При таком понимании любви и брака («команда», взаимная

терпимость) главный акцент делается на отыскании убежища от непереносимого

в других случаях чувства одиночества. В «любви» отыскивается, наконец,

спасение от одиночества. Создаётся союз двоих лиц против одиночества, и

этот союз ошибочно принимается за любовь и близость.

Подчеркивание духа слаженности, взаимной терпимости и т.д. – это

явление относительно новое. В годы после первой мировой войны этому

предшествовало понятие любви, где в основу удовлетворительных любовных

отношений и, в особенности, счастливого брака было положено обоюдное

сексуальное удовлетворение. Было убеждение, что причину множества

несчастных браков надо искать в том, что партнёры в браке не достигали

«сексуального соответствия»; причину этой беды видели в незнании

«правильного» сексуального поведения, т.е. в незнании сексуальной техники

одним или обоими партнёрами. Чтобы «излечить» эту беду и помочь неудачливым

партнёрам, которые не смогли любить друг друга, многие книги давали

инструкции и советы относительно правильного сексуального поведения и

обещали, скрыто или явно, что тогда наступит счастье и любовь.

Основополагающая идея состояла в том, что любовь – дитя сексуального

наслаждения и если два человека научатся сексуально удовлетворять друг

друга, то они будут любить друг друга. Игнорировался тот факт, что истина

прямо противоположна этому основополагающему предположению. Любовь не

является результатом адекватного сексуального удовлетворения, знание так

называемой сексуальной техники – это результат любви.

Любовь, как сексуальное взаимное удовлетворение или любовь, как

«слаженная работа» и убежище от одиночества – это две общепринятые формы

обесценивания любви в современном обществе. Существует много индивидуальных

форм патологии любви, которые, приводя к сознанию, считают невротическими.

Основу невротической любви составляет то, что один или оба любящих

остаются привязанными к образу одного из родителей, и, уже будучи

взрослыми, переносят чувства, ожидания и страхи, которые испытывали по

отношению к отцу или матери, на любимого человека. Эти люди никогда не

освобождаются от образа детской зависимости и, став взрослыми, ищут этот

образ в своих любовных требованиях. В наиболее тяжелых случаях,

эмоциональная незрелость ведёт к нарушению социальной дееспособности такого

человека; в менее тяжелых случаях, конфликт ограничивается сферой интимных

личных отношений.

Более сложный вид невротического нарушения в любви, основанного на

ином виде родительской ситуации, имеет место тогда, когда родители не любят

друг друга, но слишком сдержанны, чтобы ссориться или проявлять во вне

какие-либо знаки неудовольствия. Отстраненность не позволяет им быть

непроизвольными в своих отношениях к ребенку. Ребенок живет в атмосфере

«корректности», эта атмосфера не допускает близкого контакта с отцом или

матерью, и, следовательно, дитя оказывается лишенным возможности разрешать

свои проблемы и живет боязливым. Он никогда не знает, что, родители

чувствуют или думают; в этой атмосфере всегда присутствует элемент

неопределенности, таинственности. В результате ребенок уходит в свой

собственный мир, в мечты, а наяву остается отстраненным и сохраняет эту же

установку в своих будущих любовных отношениях. Далее эта замкнутость в себе

сказывается на развитии напряженной тревожности, чувства недоверия к миру,

и часто ведет к мазохистским склонностям, как единственному способу

пережить напряженную возбужденность.

Форма псевдолюбви, которая нередко встречается и часто воспринимается

как «великая любовь», это любовь - поклонение. В современном мире этот вид

псевдолюбви очень распространен, поэтому уделим ему такое большое внимание.

Если человек не достиг уровня, на котором он обретает чувство

аутентичности, собственного «Я», благодаря продуктивной реализации своих

собственных возможностей, он имеет склонность «поклоняться» любимому

человеку. Он отчужден от своих собственных сил и проецирует их на любимого

человека, которого почитает за высшее благо, воплощение любви, света,

блаженства. В этом процессе он лишает себя всякого ощущения собственной

силы, теряет себя в любимом человеке вместо того, чтобы находить себя в

нем.

Другая форма псевдолюбви может быть названа «сентиментальной любовью».

Её сущность в том, что любовь переживается только в фантазиях, а не здесь и

сейчас в существующих отношениях с другим реальным человеком. Наиболее

широко распространённая форма этого типа любви – это заместительное чувство

любовного удовлетворения, переживаемое потребителем романов, экранных и

журналистских любовных историй. Все неосуществлённые желания любви,

единства и близости находят удовлетворение в потреблении такой продукции.

Для многих пар, смотрящих эти истории по телевидению, это единственный

способ пережить любовь – не друг к другу, а вместе - в качестве зрителей

«любви» других людей. Примеры попробуйте привести сами – Санта Барбара,

бесконечные мыльные оперы, сериалы.

Истинная любовь возможна, только в том случае, если два человека

связаны друг с другом центрами существования, а значит, каждый из них

воспринимает себя из глубины своего существования. Только в таком

«центральном переживании» состоит человеческая реальность, только здесь -

жизненность, только здесь - основа любви. Любовь - это постоянный риск,

это состояние движения, роста, работы сообща; наличие гармонии или

конфликта, радости или печали являются вторичным по отношению к основному

факту: два человека чувствуют полноту своего существования, в единстве друг

с другом каждый из них обретает себя, а не теряет. Есть только одно

доказательство наличия любви: глубина отношений, жизненность и сила каждого

из любящих – это плод, по которому узнаётся любовь.

Сегодняшние наши души гораздо больше тяготеют к разладу, чем к

согласию, и даже в наших личных отношениях больше разлада, чем лада,

распри, чем дружелюбия. Родители и дети, юноши и девушки, мужья и жены – их

душами и отношениями больше правят пружины самолюбия, чем «друголюбия», «я-

запросы», чем «мы-запросы». Души близких больше соперничают, чем живут в

мире, их силовые струны звучат чаще мирных. Почти с колыбели микроб разлада

заражает нашу психику и создаёт в нас разладное подсознание, разладные

чувства.

Цивилизация раздробленного человечества и раздробленного человека –

так можно бы назвать теперешнюю цивилизацию.

Новая цивилизация, которая зреет в лоне нынешней, станет, возможно,

цивилизацией единого человечества и цельного человека, и её генеральным

законом будет, наверно, не соперничество, а содружество людей. Хотя вряд

ли.

И одним из главных строителей этой цивилизации может стать именно

любовь. Всякая любовь – братская, половая, родственная как принцип

отношения человека к миру и к другим людям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключении хотелось бы сказать, что все – таки не кино, вино и

домино вопреки распространенной поговорке составляет смысл нашего бытия, не

эта и другая мишура, и даже не футбол, а как это не банально звучит любовь.

Банально, но от этого не утрачивая всей своей прелести. Любовь – это самая

сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается

человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего

один шаг, а потому, что «ни просчитать, ни вычислить» любовь нельзя! В ней

нельзя быть расчетливым – природа легко опрокинет любые расчеты! В ней

можно быть только чутким, чтобы следить за её прихотливым течением и

вовремя душой угадать все её изгибы, неуловимые для глаза смещения,

необъяснимые подчас для разума повороты. В любви невозможно быть мелочным и

бездарным – здесь требуются щедрость и талантливость, зоркость сердца,

широта души, добрый, тонкий ум и многое-многое другое, чем в изобилии

наделила нас природа, и что неразумно мы растрачиваем и притупляем в нашей

суетной жизни. Постараемся не притупить, а ?!

Еще что, так это то что знание о любви на раннем жизненном этапе таком

как у меня, да по большому счету на всех, не будет действительно полным,

если это знание основано только на чем то одном: будь то Zемфира с ее

откровенными историями, понятными к сожалению не всем или Джен Эйр,

Александр Дюма, а как насчет Зигмунда Фрейда. То есть представление будет

наиболее полным только тогда и только у тебя если ты сам не другие, не

философы, а ты познаешь все многообразие любви, познаешь кончиками пальцев,

чувствующими прикосновение любимого, познаешь теплой волной, охватывающей

тебя при поцелуе, познаешь опухшей от чтения головой, познаешь душой и

сердцем. Пусть любовь будет симбиозом всего хорошего что есть на свете.

Любите футбол.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Дж.Джампольски “Любовь побеждает страх”, М., 1987г.

2. Большая Российская энциклопедия / Перераб. и доп. В 2хт. Т.2.– М.:

Научное

издательство,1998

3. Ивин А.А. Философия любви. М.: Научное издательство, 1990

4. Рюриков Ю.Б. Любовь на исходе XX века. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998

5. Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.: Правда, 1978

6. Фромм Э. Искусство любить. – М.: Педагогика, 1990

Страницы: 1, 2, 3