скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Человек и его потребности. Любовь скачать рефераты

были бы слепы, если бы их не направляло знание. Знание было бы пустым, если

бы его мотивом не была заинтересованность. Есть много видов знания; знание,

которое является элементом любви, не ограничивается поверхностным уровнем,

а проникает в самую сущность. Это возможно только тогда, когда человек

может переступить пределы собственного интереса и увидеть другого человека

в его собственном проявлении.

Знание имеет еще одно отношение к проблеме любви. Фундаментальная

потребность в соединении с другим человеком таким образом, чтобы мочь

освободиться от собственной изоляции, тесно связана с другим специфическим

человеческим желанием, желанием познать тайну человека. Хотя жизнь уже и в

самых биологических аспектах является чудом и тайной, человек, именно в его

человеческих аспектах, является непостижимой тайной для себя самого - и для

своих ближних. Чем глубже мы проникаем в глубины нашего существа или какого-

либо иного существа, тем более цель познания удаляется от нас.

Есть отчаянный путь познать тайну - это путь полного господства над

другим человеком, господства, которое сделает его таким, как мы хотим,

заставить чувствовать то, что мы хотим; превратит его в вещь, нашу вещь,

собственность. Крайнее проявление этого способа – это садизм.

Другой путь познания тайны – это любовь. Любовь представляет собой

активное проникновение в другого человека, проникновение, в котором желание

познания удовлетворяется благодаря единению. Благодаря переживанию

единства, человек приобретает таким путем знания о том, что другой человек

жив и на что способен, но это знание невозможно получить благодаря мысли.

Забота, ответственность, уважение и знание - взаимозависимости. Они

представляют собой набор установок, которые должны быть заложены в зрелом

человеке, который развивает свои созидательные силы, который хочет иметь

лишь то, что он сам создал, который обрел смирение, основанное на

внутренней силе, которую может дать только истинно созидательная

деятельность.

Но не следует рассматривать любовь лишь как преодоление человеческого

одиночества, осуществление страстного желания единства. Существует более

специфическая, биологическая потребность, возвышающаяся над всеобщей

жизненной потребностью в единстве: желание единства мужского и женского

полов. Идея этой поляризации наиболее сильно выражена в мифе о том, что

первоначально мужчина и женщина были одним существом, потом были разделены

на половинки и поэтому каждая мужская половинка ищет прежнюю женскую часть

себя, чтобы объединиться с ней опять. Значение мифа достаточно ясно.

Половая поляризация заставляет человека искать единства особым путем, как

единства с человеком другого пола. Полярность между мужским и женским

началом существует также внутри каждого мужчины и каждой женщины. Как

физиологически каждые мужчина и женщина имеют противоположные половые

гормоны, так двуполы они и в психологическом отношении. Они несут в себе

начала, заставляющие получать и проникать вглубь начала материи и духа.

Мужчина и женщина обретают внутреннее единство только в единстве своей

мужской и женской полярности. Эта полярность составляет основу всякого

созидания.

Та же самая полярность мужского и женского начала существует и в

природе; не только как нечто очевидное в животных и растениях, но также и

в полярности двух основных функций, функции получения и функции

проникновения вглубь. Есть полярность земли и дождя, реки и океана, ночи и

дня, тьмы и света, материи и духа.

Вот главная мысль сего раздела, хотя в какой-то мере они все главные:

любовь – это удовлетворительный ответ на проблему человеческого

существования, ибо в любви (со всеми ее разновидностями) человек находит

единение с окружающим его миром, единение с людьми. Любовь – тот самый

ключ, освобождающий человека из собственной тюрьмы одиночества, в которой

он был бы лишен подлинной жизни и не был бы способен действовать эффективно

и понимать адекватно других и самого себя.

1.3 Многообразный мир любви.

Некоторые заметки о развитии представлений о любви.

В любви особенно поражает её многообразие видов и форм. Мы говорим о

любви к самому себе. и любви к человеку, любви к жизни к Родине, любви к

истине и добру, любви к свободе, к власти, к Богу и т.д. Выделяются также

любовь романтическая, рыцарская, платоническая, братская и т.п. Существует

любовь-страсть, любовь-нужда, любовь к ближнему и любовь к дальнему, любовь

мужчины и любовь женщины и т.д.

Что соединяет до крайности разнородные страсти, влечения,

привязанности в единство, именуемое «любовью»? Вопрос о взаимных отношениях

любви не проще, чем вопрос о её смысле.

Исследователь Т.Кемпер в основу своей классификации кладёт два

независимых фактора: власть и статус.

Власть - это способность силой заставить партнёра сделать то, что ты

хочешь;

статус - способность вызывать желание партнёра, идти навстречу твоим

требованиям. В зависимости от того, является уровень власти и статуса

низким или высоким, выделяются семь типов любви:

Словом «эрос» они обозначали чувства, направляемые на предмет с целью

полностью вобрать его в себя. Этот термин выражает любовь-страсть, ревность

и чувственное влечение и связан с его пафосом, аффектной, чувствительной

стороной. «Эрот» выражает царящую в природе полярность и непреодолимую тягу

к её преодолению. Эрот – это и страстная самоотдача, восторженная любовь,

не оставляющая в себе места жалости и сочувствию к самому себе.

Слово «philia» («любовь-дружба») обозначает связь индивидов,

обусловленную социальным или личным выбором. Эта любовь затрагивает

отношения близких друг другу людей, она обычно удовлетворена присутствием

любимого и развитием естественных чувств. Эти чувства, появились без

особого усилия, в процессе личного общения, их ценность в том, что они

необходимы человеку как чему-то целому, а не как взятому в отдельных его

особенностях. Основное душевное состояние здесь – «духовный покой»,

внутренняя близость, взаимопонимание. Таким образом, «philia» означает

духовную, открытую, основанную на внутренней симпатии любовь, выражает

соединение подобных принципов (тогда как эрос – борьба и соединение

противоположных).

Слово «storge» означает любовь, которая связана с органическими

родовыми связями, нерушимыми, не поддающимися отмене (особенно семейные

связи). Это нежная, уверенная, надёжная любовь, которая устанавливается

между родителями и детьми, мужем и женой. В такой любви человек находит

покой и доверие, чувство уверенности. Этот термин выражает чувства не

отдельной личности, а чувство родовой общности, без которого греки не

представляли своего существования.

Термин «agape» у греков означал разумную любовь, возникающую на основе

оценки какой-либо особенности любимого, его черт характера и т.п. эту

любовь человек может разумно обосновывать, ведь она основана на убеждениях,

а не на спонтанных чувствах, привычках. Этот аспект любви исторически

связан с адекватной оценкой другой личности, что лежит в основе

взаимоуважения; в ней чем больше понимания, тем меньше места чувствам. Это

любовь, укрепляемая деятельность разума, поэтому она абстрактна,

безличностна более чем другие формы любви. Это воля, направляемая разумом.

В средние века христианство трактовало любовь как высший принцип

нравственности, наиболее широко раскрывающий человеческую сущность. Под

любовью понималась некая внутренняя сила человека, которая никогда не

иссякает, а беспрестанно, без усталости распространяется на все действия

человека, направляя его к благоденствию.

Христианский мыслитель Аврелий Августин выделял три формы любви:

любовь человека к Богу;

любовь к ближнему;

любовь Бога к человеку;

Первая форма любви выражается как стремление человека к совершенству

на пути к Богу. Она связана с человеком, его природой, дающей возможность

думать, решать. Она начинается как желание любить Бога, однако, без нужной

ясности о предмете любви. В результате исканий человеку надо достичь

правильного направления любви и, конечно, возвышенной любви к богу, а не

низменной любви к сотворённому миру.

По мнению Августина, вся любовь к людям, вещам в этом мире истинна

тогда, когда она во имя Бога, а не во имя человека.

Любовь к ближнему – вторая форма любви, принятая в христианстве. Она

возможна потому, что «ближний» – это подобие Бога. Она объединяет всех

людей без исключения в единое целое.

Третья форма – любовь Бога к созданию. Бог не только любит, он сам

есть любовь. И его любовь прорывается наружу как творение и избавление

человека от грехов; хотя в таком аспекте она в своей начальной глубине не

постижима, не доступна человеку.

Классификации любви, имеющие достаточно ясное основание, обладают тем

достоинством, что они поддаются хотя бы теоретической проверке. Такие

классификации полезны в психологии, при исследовании эмоциональных

отношений. Но их роль в философском анализе любви не может быть

существенной.

Любовь очень разнородна, она включает в себя не только разные виды и

их подвиды, но и то, что можно назвать формами любви, её модусами. Видами

любви являются, например, любовь к ближнему и эротическая любовь. Формами

проявления любви к ближнему служат любовь к детям, любовь к родителям,

братская любовь; модусами являются любовь мужчины и любовь женщины, любовь

северянина и любовь южанина, любовь средневековая и любовь современная.

Можно говорить просто о любви к ближнему; можно говорить более конкретно о

любви к детям или, ещё более конкретно, об отцовской (материнской) любви.

Конкретизация может идти дальше, в результате чего выделяются не только

формы и модусы, но и «модусы модусов».

А все – таки рассмотрим основные виды любви. Ведь как же важно

различать разную любовь. Помимо прочего, это нужно для очень важной в

психологическом плане вещи – это понимание человека, чувств которые

испытывает он по отношению к нам, ведь тогда мы сможем понимать человека

глубже, обходиться с ним по другому, чутче.

Родительская любовь к маленькому ребёнку, в которой родитель обладает

высоким уровнем власти и низким статусом (поскольку любовь ребёнка к нему

ещё не сформировалась), а у ребёнка мало власти, но высок статус. Ее

особенностью является ее жизненная необходимость для ребенка.

Выделяют следующие элементы родительской (материнской) любви:

1.Телесный контакт. Существует ряд экспериментальных исследований

этого элемента: начиная от ставших классическим экспериментов Харлоу с

новорожденными обезьянами, которым предъявлялись различные манекены матери

и заканчивая наблюдениями Howard A. Moss о половых различиях в материнском

внимании. Moss были выбраны 30 новорожденных первенцев, которые наблюдались

в течении 3 месяцев. Результаты показали, что матери в течение первого

месяца жизни детей, обращают большее количество своего внимания мальчикам.

Матери с определенного периода наблюдается снижение материнского внимания к

мальчикам, по сравнению с увеличением к девочкам. Авторами исследования

приводятся две теории, объясняющие этот факт. Первая теория объясняет это

тем, что девочки активнее откликались на материнское поведение. Тот факт,

что матери в начале жизни их дочерей уделяли им меньше внимания (но затем

данные уравниваются), объясняет лучшую обучаемость девочек социальным

реакциям (responses). Второе объяснение - вызывает формы различного

подкрепления при которых мать, придерживаясь определенных культурных

ожиданий, инициирует паттерн, стимулирующий мальчика быть более

агрессивным, настойчивым и хуже реагирующим на социализацию.

2.Привязанность или прочная эмоциональная связь ребенка и матери. В

анализе работ по этой теме Д. Боулби выдел общую характеристику материнско-

детской привязанности: устойчивость-неустойчивость. Наблюдая за реакциями

ребенка в различных ситуациях, связанных с уходом и появлением матери в

незнакомой обстановке, можно выделить несколько типов привязанности:

избегательная, амбивалентная и устойчивая. На характер этих привязанности в

основном влияют различные проблемы, возникающие в семье: напряженность в

отношениях, развод, потеря работы и т.п. Результаты исследований других

авторов (Matas, Arend, Sroufe, 1978) показали, что дети с устойчивым типом

привязанности, обычно, лучше и успешнее адаптируются к условиям садов и др.

дошкольных учреждений.

3.Эмоциональная доступность матери, под которой подразумевают не

только физическое присутствие матери, но и ее готовность отдать свою любовь

ребенку.

4.Чувствительность матери к потребностям ребенка и готовность их

удовлетворить.

Существует ряд специфичных эмоций, переживаемых при родительской

любви. К ним относят:

а) чувственный или физический аспект или т.н. физиологический драйв

(вызванный частично гормональными изменениями, происходящих в организме

матери). Кстати слово драйв относится не только к любви, а и к

времяпрепровождению и другому досугу.

б) эмоции радости (социальной по своей природе т.к. вызывается фактом

причастности к жизни, развитию ребенка);

в)эмоции интереса.

Другие виды любви. Что же у нас дальше. А дальше разобьем канонический

порядок чередования тем и в начале рассмотрим другие виды любви и перейдем

непосредственно к главному ее виду.

Братская любовь, в которой оба члена пары имеют малую власть друг над

другом, но охотно идут навстречу один к другому;

Сиблинговая любовь. Это вид тоже является особым феноменом. Старший

сиблинг становиться первым партнером ребенка в игре; он же, как правило,

заботиться вместе с родителям о младшем, обеспечивая ему социальную

поддержку. Здесь следует упомянуть феномен детской ревности, когда

рождение младшего брата или сестры становиться испытанием для ребенка,

любви и заботы, уделявшегося ему ранее.

харизматическая любовь, имеет место, например, в паре учитель-ученик.

Учитель имеет и возможность принуждения, и желание идти навстречу ученику,

а ученик не обладает властью над учителем и охотно исполняет его пожелания;

«поклонение» литературному или другому герою, с которым нет никакого

реального взаимодействия и у которого нет власти, но высок статус, а у его

поклонника нет ни статуса, ни власти;

Односторонняя любовь, когда у одного из партнёров есть и власть, и

статус, а у другого их нет.

измена, когда один обладает и властью, и статусом, а другой только

властью, как это имеет место в ситуации супружеской измены, когда оба

супруга сохраняют власть друг над другом, но один из них уже не вызывает

желания идти ему навстречу.

Страницы: 1, 2, 3