скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Цивилизация Ацтеки. Особенности ее культуры скачать рефераты

Чалько, поскольку источники здесь сохраняли воду пресной, тогда как в

центральной части озера Тескоко она была более соленой и потому непригодной

для земледелия. В середине 15 в. ацтеки построили через озеро мощную дамбу,

чтобы сохранить пресную воду для Теночтитлана и защитить город от

наводнений. Инженерные и архитектурные достижения ацтеков, не знавших

вьючных животных, колеса и металлических инструментов, были основаны

исключительно на эффективной организации труда (Кинжалов Р.В. «Искусство

древней Америки», стр. 57-58).

Однако чинампа и земли долины Мехико не могли прокормить растущее

городское население. К 1519 в Теночтитлане проживало от 150 до 200 тыс.

человек, население второго по величине города Тескоко достигло 30 тыс., а в

других городах проживало от 10 до 25 тыс. человек. Возрастала доля

аристократии, да и среди прочих городских слоев значительную долю

составляли те, кто потреблял, но не производил продукты питания:

ремесленники, торговцы, писцы, учителя, жрецы и военачальники.

Продукты доставлялись в города в качестве дани, взимаемой с покоренных

народов, или привозились торговцами и окрестными земледельцами для продажи

на рынке. В крупных городах рынки функционировали ежедневно, а в небольших

открывались раз в пять или двадцать дней. Самый большой рынок в государстве

ацтеков был организован в городе-спутнике Теночтитлана —Тлателолько: по

оценкам испанского конкистадора, здесь ежедневно собиралось от 20 до 25

тыс. человек. Купить здесь можно было все что угодно — от маисовых лепешек

и перьев до драгоценных камней и рабов. К услугам посетителей всегда были

цирюльники, носильщики и судьи, следившие за порядком и честностью

совершения сделок.

Покоренные народы регулярно, раз в три месяца или в полгода, платили

дань ацтекам. Они доставляли в города тройственного союза продукты питания,

одежды, воинские облачения, полированные бусы из жадеита и яркие перья

тропических птиц, а также оказывали различного рода услуги, в том числе

конвоировали пленников, назначенных к принесению в жертву.

Торговцы предпринимали долгие и опасные путешествия, чтобы привезти в

ацтекские города ценные товары, и многие наживали изрядные богатства.

Зачастую купцы служили осведомителями и послами в землях, лежавших за

пределами империи.

Социальная организация.

Ацтекское общество было строго иерархичным и делилось на два основных

класса — наследственную аристократию и плебс. Ацтекская знать жила в

роскоши в пышных дворцах и имела множество привилегий, в том числе на

ношение особых одежд и знаков отличия и на многоженство, посредством

которого устанавливались союзы с аристократией других городов-государств.

Знати были уготованы высокие посты и самые престижные виды деятельности, ее

составляли военачальники, судьи, жрецы, учителя и писцы.

Низший класс составляли земледельцы, рыбаки, ремесленники, торговцы. В

Теночтитлане и соседних городах они жили в особых кварталах под названием

“калпулли” — своего рода общинах. Каждый калпулли имел собственный надел

земли и своего бога-покровителя, собственную школу, платил общинную подать

и выставлял воинов. Многие калпулли были сформированы по профессиональной

принадлежности. Так, например, мастера по выделке птичьих перьев, резчики

по камню или торговцы проживали в особых районах. Некоторые земледельцы

были приписаны к владениям аристократов, которым платили трудом и податями

больше, чем государству.

Однако, при всей своей прочности, классовые барьеры можно было

преодолеть. Чаще всего путь наверх открывали военная доблесть и захват

пленников на поле боя. Иногда сын простолюдина, посвященный какому-либо

храму, со временем становился жрецом. Искусные ремесленники, изготовлявшие

предметы роскоши, или торговцы могли, несмотря на отсутствие наследственных

прав, заслужить благосклонность правителя и разбогатеть.

В ацтекском обществе было распространено рабовладение. В качестве

наказания за воровство или невыплату долга виновного могли на время отдать

в рабство пострадавшему. Нередко случалось, когда человек на оговоренных

условиях продавал в рабство себя или членов своей семьи. Иногда рабов

покупали на рынках для человеческих жертвоприношений.

Образование.

Приблизительно до 15-летнего возраста дети получали домашнее

образование. Мальчики осваивали военное дело и учились управлять

хозяйством, а девочки, которых в этом возрасте часто выдавали замуж, умели

готовить, прясть и вести домашнее хозяйство. Кроме того, и те и другие

получали профессиональные навыки в гончарном ремесле и искусстве выделки

птичьих перьев.

Большинство подростков отправлялись в школы в 15 лет, хотя некоторые

начинали школьное обучение в 8 лет. Детей знати отправляли в калмекак, где

под руководством жрецов они обучались военному делу, истории, астрономии,

управлению, общественным установлениям, обрядам. В их обязанности вменялось

также собирать дрова, наводить чистоту в храмах, участвовать в различных

общественных работах, жертвовать кровь во время религиозных обрядов. Дети

простолюдинов посещали телпочкалли своего городского квартала, где

обучались главным образом военному делу. И юноши и девушки ходили также в

школы под названием “куикакалли” (“дом песни”), предназначенные для

обучения литургическим песнопениям и танцам.

Женщины, как правило, занимались воспитанием детей и домашним

хозяйством. Некоторые обучались ремеслам и акушерству или же посвящались в

религиозные таинства, после чего становились жрицами. По достижении 70-

летнего возраста мужчины и женщины окружались почетом и получали ряд

привилегий, в том числе дозволение без ограничений употреблять алкогольный

напиток пульке.

Вера в жизнь после смерти сопровождалась определенными представлениями

о том, что ждет умершего. Воина, погибшего в бою или принесенного в жертву,

ожидала честь сопровождать Солнце на его пути от восхода к зениту. Женщины,

погибшие при родах — так сказать, на своем поле битвы, — сопровождали

Солнце от зенита к закату. Утопленники и убитые молнией попадали в цветущий

рай, обитель бога дождя Тлалокан. Большинство же умерших ацтеков, как

считалось, не выходили за пределы низшего подземного мира, Миктлана, где

правили бог и богиня смерти.

Завоевательные войны и управление империей.

Каждый ацтекский город-государство имел одного или нескольких

правителей под названием “тлатоани” (“оратор”). Власть была наследственной

и переходила от брата к брату либо от отца к сыну. Впрочем, наследование

почетных титулов происходило не автоматически, а требовало одобрения высших

кругов городской знати. Таким образом, легитимность власти каждого нового

правителя обеспечивалась как божественным правом наследования, так и

публичным признанием его достоинств. Правители жили в роскоши, но не в

праздности, поскольку были обязаны осуществлять управление, выносить

вердикты в сложных судебных случаях, наблюдать за должным исполнением

религиозных ритуалов и защищать подданных. Поскольку некоторые города-

государства подпали под власть других, одни правители считались выше

других, а главным из них признавали правителя Теночтитлана.

На службе правителей состояли советники, военачальники, жрецы, судьи,

писцы и прочие должностные лица. Имперские захваты потребовали расширения

бюрократического аппарата за счет сборщиков дани, наместников и начальников

гарнизонов. Покоренные народы пользовались относительной свободой. Городам-

государствам, как правило, позволялось сохранять правящие династии при

условии аккуратной выплаты дани. Новые территории входили в состав империи

различными путями — одни народы теночки завоевывали и принуждали к

регулярной выплате дани, других склоняли к союзу переговорами, брачными

связями и дарами. Города-государства, покоренные тройственным союзом в

раннюю эпоху его существования, к началу 16 в. были уже глубоко

интегрированы в имперскую структуру. Их правители участвовали в

захватнических войнах теночков, получая награды в виде титулов и земель.

Война составляла важнейшую сферу жизнедеятельности ацтеков. Успешные

войны обогащали империю и предоставляли возможность отдельным воинам

продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался

захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четырех воинов

противников, повышался в чине.

[pic]

Главный храм Теночтитлана (реконструкция).

Религия.

Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и

богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый

Тескатлипока (“Курящееся Зеркало”), бог огня Шиутекутли и знаменитый

Кецалькоатль (“Пернатый Змей”), “давший людям маис”. Поскольку жизнь

ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя,

плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков,

ассоциировались с Солнцем.

Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли

его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя

святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм

возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие

храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч.

Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты,

песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные

драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.

Согласно ацтекской мифологии, Вселенная делилась на тринадцать небес и

девять преисподних миров. Сотворенный мир прошел четыре эпохи развития,

каждая из которых завершилась гибелью человеческого рода: первая — от

ягуаров, вторая — от ураганов, третья — от всемирного пожара, четвертая —

от потопа. Современная ацтекам эпоха “Пятого Солнца” должна была

завершиться страшными землетрясениями.

Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских

религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией

и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода. Жертвоприношения,

считали ацтеки, необходимы для поддержания устойчивого жизненного цикла;

человеческая кровь питала Солнце, вызывала дожди и обеспечивала земное

существование человека. Некоторые формы жертвоприношений ограничивались

кровопусканиями посредством шипов растения магуэй, но часто жертву убивали

жрецы, распарывая ножом грудь и вырывая сердце. При одних обрядах в жертву

приносили избранника, которому выпала честь воплощать собою божество, при

других убивали множество пленников.

Календарь ацтеков.

Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь

они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год

делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5

т.н. несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к

сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный

календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой

судьбы, содержал 20 наименований дней месяца (“кролик”, “дождь” и т.п.) в

сочетании с цифрами от 1 до 13. Новорожденный вместе с наименованием дня

своего рождения (вроде “Два Олень” или “Десять Орел”) получал также

предсказание своей судьбы. Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а

Один Змея заслужит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний

цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали подобно тому, как ветер

уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Окончание

каждого 52-летнего цикла грозило гибелью Вселенной (Соди Д. «Великие

культуры Месоамерики» стр. 72).

Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, представленной

жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных песнопений,

драмой, легендами и сказаниями. По тону и тематике эта литература также

весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской доблести и подвигов

предков до созерцания и размышлений о сущности жизни и предназначении

человека. Поэтические упражнения и диспуты постоянно практиковались в среде

знати.

Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по

камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство

изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали

щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту,

жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в

создании мозаик и орнаментов.

Заключение

Конец эпохи древних народов Южной Америки наступает после получения

европейцами первых сведений об ацтеках в период конкисты, когда Эрнан

Кортес послал пять писем-донесений испанскому королю о ходе завоевания

Мексики. Примерно 40 лет спустя участник экспедиции Кортеса, солдат Берналь

Диас дель Кастильо, составил Подлинную историю завоевания Новой Испании

(Historia verdadera de la conquista de Nueva Espaa), где ярко и

обстоятельно описал теночков и соседние народы. Информация о различных

аспектах ацтекской культуры поступала в 16 и начале 17 вв. из хроник и

этнографических описаний, созданных ацтекской знатью и испанскими монахами.

Из сочинений такого рода наибольшую ценность представляет многотомная

Всеобщая история вещей Новой Испании (Historia general de las cosas de

Nueva Espaa) монаха-францисканца Бернардино де Саагуна, содержащая самые

разные сведения – от рассказов об ацтекских богах и правителей до описаний

флоры и фауны.

Столицу ацтеков, Теночтитлан, конкистадоры разрушили до основания.

Остатки древних сооружений не привлекали внимания, пока в 1790 при земляных

работах не были обнаружены Камень Солнца и 17-тонное изваяние богини

Коатликуэ. Археологический интерес к ацтекской культуре возник после того,

как в 1900 был открыт угол главного храма, но широкомасштабные

археологические раскопки храма были предприняты только в 1978–1982. Тогда

археологам удалось обнажить семь отдельных сегментов храма и извлечь из

сотни захоронений более 7000 предметов ацтекского искусства и обихода.

Более поздние археологические раскопки выявили под мексиканской столицей

еще ряд больших и малых древних сооружений.

Ацтеки были большими любителями словесности и собирали библиотеки

пиктографических книг (т.н. кодексов) с описаниями религиозных обрядов и

исторических событий либо представляющих реестры сбора дани. Бумага для

кодексов изготовлялась из коры. Подавляющая часть этих книг была уничтожена

во время конкисты или сразу после нее. В целом во всей Месоамерике (так

называется территория от севера долины Мехико до южных границ Гондураса и

Сальвадора) сохранилось не более двух десятков индейских кодексов.

Некоторые ученые утверждают, что до наших дней не дошло ни одного

ацтекского кодекса доиспанской эпохи, другие полагают, что таковых два –

Бурбонский кодекс и Реестр податей. Как бы там ни было, но и после конкисты

ацтекская письменная традиция не умерла и применялась для различных целей.

Ацтекские писцы фиксировали наследственные титулы и владения, составляли

донесения испанскому королю, а чаще описывали быт и верования соплеменников

для испанских монахов, чтобы облегчить им задачу христианизации индейцев.

В заключение проделанной работы по изучению народа ацтеков хотелось бы

дать оценку раскрытого материала. Изучая ацтеков и их культуру,

становится понятным и видимым богатство их традиций и монолитность

накопленного ими опыта за период своего существования.

Недостаточность реальных свидетельств и объяснений тех или иных

явлений древней культуры сама собой порождает все новые и новые

исследовательские поиски в сторону предмета изучения, ведь иначе и быть не

может. Мне бы, в свою очередь, хотелось подчеркнуть актуальность того,

что постепенно начинаешь познавать истоки возникновения этой культуры и

ее исторической трансформации. Для меня стало интересным понять

существование многих слов местного происхождения, употребляемых в

разговорной речи и литературе наряду с чистыми языковыми формами.

Особенно интересно разнообразие диалектов и его корней в истории. Порой

своебразие диалектов напрямую связано с древним языком, превалировавшим

на данной территории в период ее освоения колонизаторами, но этим

занимается другая очень интересная наука - лингвистика.

Древняя цивилизация Америки остается кладовой знаний для всех

областей научного мира. Этнографы находят для себя массу мало изученных или

не изученных вообще племен и народов, проживающих в труднодоступных

районах бассейна реки Амазонка. Историки и археологи посредством

археологических находок и других свидетельств открывают для себя и для

мира неизвестные эпизоды истории древнего мира Америки. Свидетельством

этого может служить факт внимания ученых и паломничества туристов в

города Мачу-Пикчу и Куско, древнюю столицу империи инков.

Люди, побывавшие там и рассказывающие об увиденном, кажутся

переполненными самыми необычными впечатлениями от пережитого и

увиденного. Они с упоением рассказывают о местах, где, якобы, когда-то

совершались религиозные обряды, о древних индейских храмах, о многом, чего

мы не могли бы себе ясно представить, не увидев на яву. Слушая их,

представляешь и понимаешь все величие и ценность памятников древних

цивилизаций, они несут с собой поистине огромный слой информации,

необходимой для осознания и правильного восприятия бытия наших предков и в

целом истории развития человечества.

В обобщение трех культур хотелось бы дать общий, подчеркивающий их

своеобразие, словесный портрет каждой. Среди древних цивилизаций Америки

можно выделить ацтеков, майя и инков. Корни этих великих цивилизаций

теряются в глубине веков. Многое остается неизвестным о них, но известно,

что они достигли высокого уровня развития. Майя, ацтеки и инки имели

огромные достижения в астрономии, медицине, математике, архитектуре и

строении дорог. Майя имели очень точный календарь, хотя и не располагали

телескопами и другими специальными устройствами для наблюдения за небом.

Календари ацтеков и инков очень похожи, между тем, на календарь майя.

Список используемой литературы.

1. «Народы Америки» т.2, М.,1959

2. Вайян Дж., «История ацтеков», пер.с англ., М., 1949

3. Кинжалов Р.В. «Искусство древней Америки», М., 1962

4. Кинжалов Р. «Орел, кецаль и крест». М., 1991

5. Леон-Портилья М. «Философия нагуа». М., 1961

6. Соди Д. «Великие культуры Месоамерики». М., 1985

7. «История литератур Латинской Америки», т. 1. М., 1985

8. газета «Калейдоскоп HЛО», №6 июнь 1998г.

-----------------------

[1] см. газета «Калейдоскоп HЛО», №6(стр. 53)июнь 1998г.

[2] см. газета «Калейдоскоп HЛО», №6(стр. 53)июнь 1998г.

-----------------------

[pic]

Гипсовая маска из Теночтитлана

свидетельствует о высокой степени

развития ацтекской скульптуры.

Календарь ацтеков, вырезанный на камне весом более 24 тонн.

Страницы: 1, 2