скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Бхагавадгита, как она есть скачать рефераты

познается как Опора всего сущего; Оно и поглощает и производит.

О ТОМ, о Свете всех светов говорится, что Оно пребывает за пределами

тьмы; Мудрость, Мудростью познаваемая и Мудростью достигаемая, пребывающая

в сердце всех.

Таковы Поле, Мудрость и Предмет Мудрости в кратком изложении. Познав

их, преданный Мне ученик вступает в Мое Существо.

Познай, что и Дух 9, и Материя 10 одинаково не имеют начала; познай

также, что все изменения и все свойства (гуны возникают от Материи.

Материя именуется причиною причин и последствий; Дух именуется

причиною восприятия радости и скорби.

Пребывая в Материи, Дух пользуется свойствами, рожденными от Материи;

привязанность к гунам есть причина его рождений в хороших и дурных лонах.

Обозревающий и разрешающий, поддерживающий и вкушающий, великий

Владыка, а также высочайшее Я 11: так именуется в теле высочайший Дух.

Кто таким образом знает Дух и Материю с ее качествами, в каких бы

условиях он ни был, он не подлежит более рождению.

Некоторые созерцают свое Высшее Я в своем "я", соединяясь с Ним

посредством медитации; другие посредством Санкхия-Йоги 12, иные -

посредством Карма-Йоги 13.

Также и те, неведущие, которые слыша о том от других, искренно

поклоняются, они также переступают порог смерти, укрываясь в убежище св.

Писаний.

Какое бы существо не родилось, неподвижное или подвижное, знай, о

лучший из Бхарат, что оно родилось от соединения Поля с "Познавшим Поле".

Кто видит высочайшего Господа, непогибающего в погибающем, равно

пребывающего во всех существах — кто так видит, тот видит воистину.

Кто воистину видит единого Господа, одинаково пребывающего всюду, тот

своим низшим "я" не разрушает Высшее Я и благодаря этому вступает на

Высочайший Путь.

Тот, кто видит, что все действия исполняются лишь Материей, Дух же

остается бездействующим, тот воистину видит.

Когда он постигает, что многообразное бытие существ коренится в Едином

и исходит от Него, тогда он достигает Брахмана.

Без начала и без атрибутов непогибающее и Высочайшее Я, хотя и

пребывает в теле, о Каунтея, но оно не действует и не подлежит воздействию.

Как вездесущий эфир 14 по своей тонкости не подлежит воздействию, так

и Высочайшее Я, пребывающее в теле, не подлежит воздействию.

Как единое солнце освещает весь этот мир, так и Владыка Поля озаряет

все Поле, о Бхарат.

Так гласит тринадцатая беседа, именуемая:

БОГА РАСПОЗНАВАНИЯ МЕЖДУ ПОЛЕМ И ПОЗНАВШИМ ПОЛЕ.

1 Рrakriti и Purusha.

2 Кshetajna, т.e. Познавший Поле.

3 Краткие иэречения из Вед, относящиеся к Брахману.

4 Аhankara.

5 Buddhi.

6 Пять органов чувств, пять органов деятельности, ум и объекты,

воспринимаемые каждым из пяти чувств.

7 Adhyatma, см.VII 29.

8 Три гуны: движение, инерция, ритм, естественные свойства природы.

9 Рurusha.

10 Prakriti.

11 Вселенское Я.

12 То есть путем знания.

13 Единение, достигаемое путем бескорыстной деятельности.

14 Акаша.

Беседа четырнадцатая

Благословенный сказал:

Снова объявлю Я тебе высочайшую Мудрость, наилучшую из всех; познав

ее, все Мудрецы направлялись к высшему Совершенству.

Кто нашел убежище в этой Мудрости и приобщился к Моей природе, тот

более не рождается даже при возникновении Вселенной и не погибает при

распадений ее 1 Мое лоно — великий Брахман; в него помещаю Я семя; отсюда

происходит рождение всех существ, о Бхарата.

В каких бы лонах не рождались смертные, о Каунтея, БРАХМАН — их

истинное лоно, Я же — производящий их Отец.

Гармония, Движение, Инерция, таковы свойства, которые рождаются от

Материи; они крепко привязывают к телу нерушимого Обитателя тела, о

мощновооруженный.

Из этих свойств Гармония, по своей незапятнанной чистоте, здоровой и

светлой, привязывает влечением к мудрости, о безгрешный.

Знай, что Движение, природа которого есть желание, знай, что оно -

источник привязанности к жизни и жажды ее, о Каунтея, сковывающий

Обитающего в теле влечением к действию.

Инерция же, неведеньем рожденная, вводит в заблуждение всех

воплощенных; она связывает небрежностью, беспечностью и ленью, о Бхарата.

Гармония привязывает к счастью, движение привязывает к действиям, о

Бхарата. Инерция же, окутав собою мудрость, приковывает к беспечности.

Когда побеждены Движение 2 и Инерция, торжествует Гармония, о Бхарата.

Когда же побеждены Гармония и Инерция, тогда берет верх Движение; а когда

побеждены Движение и Гармония, тогда воцаряется Инерция.

Когда свет мудрости излучается из всех врат тела, тогда да познают,

что начинает возрастать Гармония.

Алчность, стремительность, предприимчивость, мятежность, желание — все

эти качества рождаются от возрастания Движения, о лучший из Бхарат.

Темнота, застой, беспечность, а также заблуждение рождаются от

возрастания Инерции, о радость Куру! Если в час распадения тела в

воплощенном преобладает Гармония, тогда он вступает в чистые миры

безгрешных, великих Мудрецов.

Если в этот час преобладает Движение, воплощенный рождается среди

привязанных к действию, умирая в состоянии Инерции, он рождается в лоне

неразумных.

Говорится, что плод праведного действия гармоничен и чист; воистину,

плод страсти есть страдание, плод же инерции есть неведение.

От Гармонии рождается мудрость, от Движения жадность; беспечность же и

заблуждение происходят от Инерции, а также и неведение.

Пребывающие в Гармонии возносятся вверх; страстные остаются на среднем

уровне, неподвижные спускаются вниз, окутанные наихудшими качествами.

Когда прозревший не видит иных причин деятельности, кроме трех свойств

природы, и познает ТО, превышающее все свойства, тогда он вступает в Мое

Бытие.

Когда обитающий в теле поднялся над тремя свойствами природы, от

которых произошли все тела, тогда, освобожденный от рождения, смерти,

старости и скорби, он пьет воды бессмертия 3.

Арджуна сказал:

Как отличить того, кто поднялся над тремя свойствами, о Господи?

Каково его поведение, и как он освобождается от этих трех свойств?

Благословенный молвил:

Тот, о Пандава, кто не отвращается от света, от исходящей энергии или

даже от заблуждения, когда они налицо, и не желает их, когда их нет; Кто,

пребывая в безразличии, не потрясается свойствами природы и, говоря: "гуны

действуют", стоит неподвижно в стороне; Уравновешенный в радости и скорби,

уверенный в себе, для которого ком земли, камень и золото равны, одинаковый

с любимым и нелюбимым, твердый, неизменный среди похвал и осуждений.

Равный в чести и бесчестии, одинаковый с другом и недругом,

отказавшийся от всех предприятий, — о таком человеке говорится, что он

поднялся над тремя свойствами.

И тот, кто служит Мне исключительно йогой преданности, тот, поднявшись

над тремя свойствами, делается достойным стать БРАХМАНОМ.

Ибо Я есть обитель Брахмана и источник неистощимого нектара

бессмертия, извечной праведности 4 и беспредельного блаженства.

Так гласит четырнадцатая беседа, именуемая:

ЙОГА ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ТРЕХ СВОЙСТВ.

1 Здесь речь идет о новом переводе творчества, о проявленной Вселенной

(Манватара и о ее возвращении в непроявленное состояние (Пралайя)).

2 Rajas, движение, энергия, страсть.

3 Amrita.

4 Дхармы.

Беседа пятнадцатая

Благословенный сказал:

С корнями вверх, с ветвями вниз, Асватха 1, именуется неразрушимым;

его листья — гимны; кто это знает, тот знаток Вед 2.

Вниз и вверх простираются его ветви, питаемые тремя свойствами

природы; его почки — предметы чувств; другие его корни растут вниз,

разветвляясь; они — оковы действия в мире человеков.

Не здесь может быть познана его форма, или его конец, или его

происхождение или место его корней; когда сильным мечом свободы от

привязанности срубается это глубокоукоренившееся дерево.

Тогда настает пора искать Путь, с котором нет возврата. Воистину, Я

иду к тому Первичному Духу 3, от которого изошла первая энергия.

Освободившись от гордости и заблуждения, победив грех привязанности,

непрерывно пребывая в сокровенном Атмане 4, отделавшись от желаний,

освободившись от "пары противоположностей", которые известны нам как

радость и страдание, — тот шествует безошибочно по нерушимому Пути.

На этом Пути не светят ни солнце, ни луна, ни огонь; вступив на него,

более не возвращаются; это — Моя высочайшая Обитель.

Частица Меня Самого, ставшая в мире живых существ бессмертным Духом 5,

собирает вокруг себя чувства, из которых ум есть шестое, облеченное в

материю.

Когда Господь обретает тело, а также покидая его, Он схватывает

чувства и ум и уносит с собой, как ветер уносит благоухания цветов.

Заключенный в ухе, глазе, в органах осязания, обоняния и вкуса, а

также и в уме, Он воспринимает предметы чувств.

Заблуждающиеся не видят Его, когда Он уходит или пребывает, или

воспринимает, увлекаемый гунами; имеющие очи мудрости видят Его.

Также и Йоги, подвизаясь, видят Его, пребывающим в Атмане; но

разумные, хотя бы и подвизающиеся, не видят Его, ибо их "я" не очищено.

Знай, что великолепие, исходящее от солнца, которое озаряет весь мир,

которое пребывает и в луне, и в огне; знай, что это великолепие идет от

Меня.

Проникнув в почву, Я поддерживаю все существа Своей жизненной силой, и

став упоительной Сомой 6, Я питаю все растения; Став Огнем Жизни, 7 Я

нахожу приют В телах живых существ, и соединившись с дыханиями жизни, 8 Я

перевариваю четыре вида пищи.

Я пребываю в сердцах всех к от Меня происходят память и мудрость, а

также отсутствие их. Я — то что познается в Ведах; и Я же "знаток Вед", а

также создатель Веданты.

В этом мире живут две силы: разрушимая и неразрушимая; разрушимая

живет во всех существах, неизменная называется неразрушимой.

Высочайшая же Сила 9 есть воистину Другая, объявленная как высочайший

Атман, как тот непреходящий Господь, который, проникая Собою все,

поддерживает три мира.

Потому, что Я за пределами разрушимого и также выше неразрушимого, Я

признан в Веде Высочайшим Духом 10.

Кто, не впадая в заблуждение, признает Меня таким Высочайшим Духом,

тот, всепознавший, поклоняется Мне всем существом своим, о Бхарата.

Так было дано Мною это наисокровеннейшее учение о безгрешный.

Познавший его, стал просветленным и совершил свою задачу, о Бхарата.

Так гласит пятнадцатая беседа, именуемая:

ЙОГА ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОЧАЙШЕГО ДУХА

1 Аsvatthа, священное фиговое дерево, символ жизни. Символ также иерархии

Небесной.

2 То есть высшее ведение, в отличие от Вед, св. книг, в которых Веда

раскрывается. Веда — единая, Вед — четыре.

3 Первичному Человеку (Пуруше).

4 Jiva, частица жизни Вселенского Духа, ставшая индивидуальностью.

5 Высшее Я.

6 Буквально: "став водяной луной"; по смыслу: "сделавшись соком"; сома

— напиток, извлекаемый из растения сома, — употребляется в ритуалах. Она

символ экстаза и посвящения.

7 Vaishvanara.

8 Prana и Apana.

9 Рurushа.

10 Рurushottama.

Беседа шестнадцатая

Благословенный сказал:

Бесстрашие, чистота жизни, постоянство в йоге Мудрости, милостыня,

самообладание, жертва и изучение св. Писаний, подвижничество и прямота;

Незлобивость, правдивость, отсутствие гнева, отречение, миролюбие,

отсутствие коварства, сострадание к живым существам, отсутствие алчности,

кротость, скромность, постоянство; Величие, всепрощение, великодушие,

чистота, отсутствие зависти и гордости, — таковы черты того, кто рожден с

божественными качествами, о Бхарата.

Лицемерие, заносчивость и самомнение, гнев, а также грубость и

невежество принадлежат тому, кто рожден с демоническими качествами 1, о

Партха! Божественные качества ведут к освобождению, демонические к рабству.

Не скорби, о Пандава, ты рожден с божественными качествами.

Двояко творческое проявление в этом мире: божественное и демоническое;

божественное было подробно поведано тебе, услышь от Меня, о Партха, каково

творчество демоническое.

Демонические люди не знают ни настоящей энергии, ни настоящего

воздержания, ни чистоты, ни даже порядочности, и в них нет правды.

Они говорят: "Вселенная без правды, без основы, без Бога; она рождена

от взаимного сцепления и возникает лишь от чувственной причины".

Люди таких воззрений, поработившие себя малым разумом, являются

врагами мира и жестокими действиями разрушают его.

Отдаваясь ненасытным желаниям, исполненные тщеславия, надменности и

самообольщения, держась вредных взглядов в заблуждении своем, она действуют

с нечистыми намерениями.

Отдаваясь безмерным заботам, которые кончаются смертью, считая

удовлетворение своих желаний высшей целью, уверенные, что этим кончается

все; Связанные сотнями оков ожидания, отдаваясь похоти и гневу, они

добиваются неправедными путями накопления богатств ради чувственных

наслаждений.

"Сегодня я этого достиг, а той цели я достигну завтра; это богатство

уже мое, а то будет моим в будущем".

"Я убил этого врага, и других я также убью. Я владыка, я

наслаждающийся, я достиг совершенства, силы и счастья".

"Я богат и знатен; кто может сравниться со мной? Я буду приносить

жертвы, буду давать милостыни, буду наслаждаться". Так заблуждаются

немудрые.

Смущенные многочисленными мыслями, запутанные в сети заблуждения,

отдавшиеся утолению своих желаний, они падают в ад нечестивых.

Самодовольные, упрямые, исполненные гордости и опьяненные богатством,

они совершают лицемерные жертвы, противные духу Писаний.

Предаваясь эгоизму, любоначалию, высокомерию, сладострастию и гневу,

эти злые ненавидят Меня в чужих телах и в своих собственных.

Этих ненавистников, исполненных низости и жестокости, Я всегда ввергаю

в нечистые, демонические чрева.

Попадая в демонические чрева, рождение за рождением окутанные

заблуждением, стремясь не ко Мне, о Каунтея, они опускаются на самый низ

бездны.

Трояки врата этого ада, в котором погибает их я: чувственность, злоба

и жадность; поэтому человек должен отказаться от этих трех.

Освободившись от этих трех врат мрака, человек творит свое собственное

благо, о сын Кунти, и достигает высочайшей цели.

Но кто, пренебрегая предписаниями св. Писаний, следует голосу желания,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8