Античная литература
далее, о бытовых песнях: свадебных, застольных, а также о религиозных
гимнах, связанных с практикой жизни. К последним надо отнести гимн
Арвальских братьев, т.е. особого рода жрецов земледелия и салиев-
скакунов, жрецов бога войны Марса. Особенным распространением
пользовались так называемые фесценнины, песни шуточного, пародийного,
а иной раз и непристойного характера, которые, по-видимому, обладали
большой социальной значимостью, т.к. или ими пользовались не только во
время пиров или отдыха, но и для осмеяния и даже во время триумфальных
шествий по адресу того самого полководца-победителя, в честь которого
и совершалось триумфальное шествие. Имеются все основания думать, что
эти фесценнины далеко не всегда обладали невинным и шутейным
характером, но часто доходили до выражения социально-политического
протеста.
Как и во всяком фольклоре, здесь мы находим также зачатки
народной драмы и даже не только зачатки. Были в ходу так называемые
сатуры, нечто вроде наших импровизированных сценок. Историк Тит Ливий
сообщает, что в 364 г. до н.э. для умилостивления богов во время
эпидемий были приглашены актеры, танцоры из Этрурии, которые создали с
помощью римских молодых людей здесь уже нечто вроде настоящего театра,
с мимическими плясками под аккомпанемент флейты. Наконец, в области
драмы большим распространением пользовались а Риме ателланы, особого
рода фарс, пришедший их кампанского города Атеклы. Он тоже отличался
пародийным и сатирическим характером, часто на общественные порядки и
частных лиц и держался в Риме очень долго. Существенной особенностью
этого фарса являлось выступление в нем четырех сатирически подаваемых
типов: Макк (дурак и обжора), Букк (дурак и хвастун), Папп (старик в
пародийном изображении) и Дюссен (псевдоучений, шарлатан и горбун).
Ателлана всегда отличалась деревенским грубым и непристойным
характером не без наличия политической сатиры. В первой половине 1 в.
до н.э. из народного импровизационного театра сатиры превратилась в
литературное произведение.
Кроме всей этой художественной словесности, с давних пор была
представлена проза, считавшаяся привелегией знати и получавшая
фиксацию сначала в виде надписей на памятниках и колоннах, а
впоследствии составляющая целые книги. Эти прозаические произведения
отчасти тоеж обладали стихотворным размером и потому приближались к
поэзии. Можно отметить: книги главных жрецов и прочих жрецов, имевшие
вначале форму летописи, куда кратко заносились выдающиеся события
данного времени (вроде начала и конца войны, затмения солнца и т.д.);
юридические памятники, тоже вначале в виде надписей, как, например,
плохо сохранившиеся законы XII таблиц – (451-450 гг. до н.э.) –
знаменитый памятник первого публичного законодательства; разного рода
пророчества и предсказания как о судьбе всего римского народа, так и о
частных событиях и лицах; государственные договоры (например, между
царем Сервием Туллием и латинцами) или торговые договоры (например,
между Римом и Карфагеном IV в. до н.э.); памятники частного характера
(похоронные речи или надписи в домах покойников); стихотворные надписи
в связи с триумфами полководцев или надписи надгробные. Все это дошло
до нас в разрушенном виде и в ничтожном количестве.
Наконец, древняя римская словесность была богата разнородными
пословицами и поговорками.
Общая характеристика литературы. Весь этот период отличается тем,
что здесь еще нет никакого греческого влияния, которое в дальнейшем
было настолько велико, что литература Рима уже оказывается без него
немыслимой. Зачатки письменности в этом периоде отличаются краткостью,
деловитостью, отсутствием всякой фантастики. Но не следует думать, что
в римской литературе все определялось греческим влиянием, что сама
римская литература не обладала ровно никакой оригинальностью. Если
греческое влияние с известного момента возымело здесь огромное
значение, то это только потому, что сам Рим достаточно созрел в
социально-политическом отношении.
Зрелая пора
доклассического периода
(середина III – до первой половины II в. до н.э.)
Социально-историческая обстановка. К началу III в. до н.э. Рим
представлял собой типичный для античности полис, государство-город. Во
второй половине III в. римляне подчинили себе всю среднюю часть
Италии, а затем территорию Южной Италии и остров Сицилию. Эта
территория называлась Великой Грецией и была богатой греческой
колонией. Экспансия Рима обогащала привилегированную часть его
общества. Усилилось влияние денежно-ростовщических групп так
называемого сословия всадников. Обогатилась и верхушка
непривилегированных – плебса. Она добилась права занимать высшие
государственные должности и образовала вместе с патрициями римскую
знать-нобилитет.
Победоносные войны доставляли Риму толпы рабов, и рабский труд
постепенно вытесняет труд мелких свободных собственников-крестьян и
ремесленников.
Завоевание Великой Греции дало возможность римлянам
непосредственно соприкоснуться с высокой греческой культурой.
Продолжавшаяся торговая и военная экспансия в районе Средиземного моря
столкнула Рим прежде всего с торговой аристократической республикой на
севере Африки Карфагеном, господином всего Средиземного моря. 1-я
Пуническая (карфагенская) война (264-241 гг.) доставила римлянам
Сицилию; далее заняли Корсику, Сардинию и даже часть Иллирии в Греции;
2-я Пуническая война (218-201 гг.)отдала римлянам Испанию и весь
карфагенский флот. 3-я Пуническая война (149-146 гг.) привела к
сожжению самого Карфагена Сципионом Эмилианом. Тут же были
присоединены к Риму Македония (148 гг.) и Греция (146 гг.), и таким
образом к середине II в. Рим стал владыкой всего Средиземного моря.
Одним из самых важных социальных результатов всех упомянутых выше
завоеваний и связанного с этим появления разбогатевшей интеллигенции
является эллинизация Рима, в корне преобразовавшая всю духовную жизнь
страны и народа. Вместо старых аскетических идеалов бережливости,
труда, защиты родины и жизни в пределах небольшой городской общины
теперь развивается стремление к роскоши, утонченной культуре и легко
добываемым богатствам. Греки, приходившие в Рим, приносили с собой все
плоды своей вековой культуры в суровую и строгую страну завоевателей и
политиков. Несомненно, некоторое влияние Греции было в Риме и раньше.
Достаточно указать на то, что римский алфавит и римские меры и веса
были заимствованы из Греции. Однако это влияние, вероятно, было
поверхностным и, главное, совершенно не отразилось на литературе.
Другое дело – влияние Греции после 1-й Пунической войны. Один из
первых римских писателей, грек Ливий Андроник, в 240 г., т.е. сейчас
же после войны, ставит в Риме драму на латинском языке.
Особенно прославились своей приверженностью ко всему греческому
Сципионы – род, прославленный на войне с Карфагеном. Эта страсть к
эллинизму, конечно, не оставалась в Риме и без оппозиции. Особенной
суровостью и консерватизмом в этом отношении отличался Марк Порций
Катон (Старший), который добился в 173 г. изгнания греческих
эпикурейцев Алкея и Филиска, в 161 г. – высылки из Рима греческих
философов и риторов и в 155 г. – высылки афинского посольства, члены
которого, философы Карнеад, Диоген, Критолай, пропагандировали в Риме
свои учения. Все это было бесполезно, да и сам Катон принужден был в
конце концов изучить греческий язык и пользоваться для своих сочинений
греческими источниками, несмотря на свой староримский закал, ненависть
к новшествам, к порче нравов и эллинизму. В эпоху войн, в суровые
времена сплошных походов, опасностей, поражений и побед на темных
улицах Рима появились греческие боги со своими светлыми, беззаботными
лицами, эти небесные любители красоты и искусства, появились изящные
греческие Музы, «своей беспечнейшей улыбкой просветляя будничные
тревоги дня».
Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой.
а) Ливий Андроник (ок. 280-207), грек из Тарента, прибывший в Рим
в 272 г., после взятия его родного города. Для учебных целей он
переложил сатурнийский стихон «Одиссею». После первой Пунической
войны, в 240 г., Ливий поставил на праздничных играх одну трагедию и
одну комедию, переделки с греческого, имевшие огромный успех. Кроме
того, сохранились названия его трагедий: «Ахилл», «Алекс – биченосец»,
«Троянский конь», « Эгисф», «Гермиона», «Андромеда», «Даная», «Ино»,
«Терей». Известно, что в 204 г. Ливий Андроник сочинил по поручению
властей гимн в целях предотвращения одного дурного предзнаменования.
Он исполнялся хором девушек в 27 человек.
б) Гней Невий (около 270-201) был свободнорожденным уроженцем
Кампании; его поэтическая деятельность протекала в Риме уже после
первой Пунической войны. Его трагедии были тоже близким
воспроизведением греческих подлинников. Сохранились такие заглавия:
«Троянский конь», «Даная», «Гесиона», «Ликург», «Выступающий Гектор»,
«Ифигения», «Андромаха». Невий впервые вводит римскую национальную
драму, претекстату (претекста – римский сенаторский костюм с
пурпуровой каймой). Имеются известия о драмах «Ромуле» и «Кластидии».
Гораздо более популярен был Невий в комедии, в которой он допускал
«контаминацию» (объединение и переработку 2 греческих пьес в одну) и
внесение черт из римской жизни (сохранились названия 33 пьес).
Известно, например, «Тарентиночка» с ярким образом гетеры. Будучи
либерально настроенным, он пытался подражать древней аттеической
комедии и нападал на современников, но этот плебейский задор встретил
отпор со стороны правительства и привел к изгнанию его из Рима.
Прославилась и его эпическое произведение «Пуническая война», где
рассказ шел еще об отбытии Энея из пылающей Трои, посещении им Дидоны
в Африке, о внуке Энея Ромуле – основатели Рима. Изложение, очевидно,
было весьма сухое.
Конец доклассического и начало классического периода. Время
кризиса и гибель республики (середина II в. – до 30 г. 1 в. до н.э.)
Социальная и политическая борьба. Начиная со второй половины II
века до н.э. в римском обществе проявляются острейшие классовые
противоречия.
Беспощадно эксплуатируя захватываемых в беспрерывных войнах
рабов, верхушка общества организовывала богатейшие обширные имения –
латифундии. Вследствие этого с неслыханной силой проявилось основное
противоречие рабовладельческого общества – противоречие между рабами и
рабовладельцами, выразившееся в грандиозных восстаниях рабов в
Сицилии, Малой Азии, наконец, в Италии под предводительством Спартака
(74-71 гг. до н.э.)
Не менее острым были противоречия в среде самих свободных граждан
– противоречие между крупными и мелкими собственниками, особенно между
владельцами богатейших поместий и крестьянством. Мелкие земельные
собственники разорялись, продавали свои участки и уходили в города,
становясь в большинстве люмпен – пролетариями. Богатые землевладельцы,
пользуясь правом сильного, захватывали даже землю, принадлежавшую
всему обществу свободных граждан, так называемый ager publicus.
Во второй половине II в. до н.э. в Риме образовались две
политические партии – оптиматов и популяров. Оптиматы были
выразителями интересов сенатской знати и крупных земельных
собственников. Популяры отражали инетерсы демократических кругов
города и деревни. Под влиянием массового демократического движения,
особенно крестьянства, усилилась роль народных трибунов и, наоборот,
несколько ослабла роль сената. Демократическое движение, руководимые
Тиберием и Гаем Гракхами, пытавшимися восстановить крестьянское
землевладение, окончилось неудачей.
Когда Рим стал мировой державой, его государственная форма –
аристократическая республика – потребовала уже более широкой
социальной основы. Нужна была иная форма власти. Борьба за
политическую власть вызвала длительные, ожесточенные гражданские
войны, в которых основную роль играло войско, теперь уже большей
частью наемное, а не навербованное из крестьянства, как это было
раньше. Такое войско было послушным орудием в руках тех или иных
полководцев, жаждавших встать у кормила государства. В 82 г. власть
взял в свои руки Сулла и установил кровавую диктатуру оптиматов. После
падения режима Суллы создается в 60 г. первый триумвират (Помпей, Юлий
Цезарь Красс), который был выражением военной диктатуры в государстве.
В обстановке социальной и политической борьбы конца II – начала I
в. до н.э. значительное развитие получила проза: красноречие,
историография, мемуарная и эпистолярная литература.
Ораторское искусство. Особенного успеха достигло ораторское
искусство. Благодаря разнообразно разработанному стилю оно оказало
влияние на все виды литературы, и прежде всего на прозу. Развитию
красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы
греческого ораторского искусства, которое со II в. до н.э. становится
предметом тщательного изучения в специальных школах. Со страстными
речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы
братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной
силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях
пользовался и некоторыми театральными приемами. Среди римских ораторов
широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от
ран, полученных в борьбе за свободу. В красноречи были известны два
направления: азианское и аттическое. Азианский стиль отличался
цветистым языком, пристрастием к афоризмам. Представителем этого
направления был Гортензий Гортал, старший современник Цицерона, консул
69 г.
Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким
писали греческий оратор Ликсий и историк Фукидид. Аттическому
направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Лициний Кальв,
республиканец Марк Юний Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат
«Брут». Сам же Цицерон выработал средний стиль, в котором сочетались
особенности азианского и аттического направления.
Биография, политическая и литературная деятельность Цицерона.
Марк Туллий Цицерон, знаменитый оратор древности, оилцетворяет наравне
с Демосфеном высшую ступень ораторского искусства.
Цицерон жил с 106 до 43 г. до н.э. Он родился в Арпине к юго-
востоку от Рима, происходил из сословия всадников. Цицерон получил
блестящее образование, изучал греческих поэтов, интересовался
греческой литературой. В Риме он учился у знаменитых ораторов Антония
и Красса красноречию, слушал и комментировал выступавшего на форуме
известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Оратору
необходимо было знать римское право, и Цицерон учился ему у
популярного для того времени юриста Сцеволы. Зная хорошо греческий
язык, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с
эпикурейцем Федром, стоиком Деодором и главой новоакадемической школы
Филоном. У него же он научился диалектике – искусству спора и
аргументации.
Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы,
но во многих своих произведениях он излагает взгляды, близкие к
стоицизму. С этой точки зрения во второй части трактата «О
государстве» он рассматривает лучшего государственного деятеля,
который должен обладать всеми качествами высоконравственного человека.
Только он мог бы оздоровить нравы и предотвратить гибель государства.
Взгляды Цицерона на лучший государственный строй изложены в первой
части этого трактата. Автор приходит к заключению, что лучший
государственный строй существовал в Римской республике до реформы
Гракхов, когда монархия осуществлялась в лице двух консулов, власть
аристократии – в лице сената, а демократии – народного собрания. Для
лучшего государства Цицерон считает правильным установить древние
законы, возродить «обычай предков».
Первая дошедшая до нас речь (81 г.) «В защиту Квинкция», о
возвращении ему незаконно захваченного имущества, принесла Цицерону
успех. В ней он придерживался азианского стиля, в котором был известен
его соперник Гортенсий. Еще большего успеха добился он своей речью «В
защиту Росция Американского». Защищая Росция, которого из корыстных
целей родственники обвиняли в убийстве родного отца, Цицерон выступил
против насилий сулланского режима, разоблачая темные действия фаворита
Суллы, Карнелия Хризабона, с помощью которого родственники хотели
овладеть имуществом убитого. Цицерон выиграл этот процесс и своей
оппозицией аристократии добился популярности в народе.
Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия,
философские трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических
Язык и стиль речей Цицерона. Для политического и особенно
судебного оратора важно было не только правдиво осветить суть дела,
сколько изложить его так, чтобы судьи и публика, отражавшая судебный
трибунал, поверили в его истинность. Отношение публики к речи оратора
считалось как бы голосом народа и не могло не оказать давления на
решения судей. Поэтому исход дела зависел почти исключительно от
искусства оратора. Цицерон сам отмечает в своих речах «обилие мысли и
слов», в большинстве случаев проистекавшее от желания оратора отвлечь
внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить его только на
полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое
освещение. В этом отношении для судебного процесса имел важное
значение рассказ, который подтверждался тенденциозной аргументацией,
часто извращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались
драматические эпизоды, образы, придающие речам художественную форму.
Признавая, что оратору следует преувеличить факт, Цицерон в своих
речах считает закономерной амплификацию – прием преувеличения. Цицерон
не чуждался и театральных приемов, которые вызывали у его противников
обвинение в его неискренности, в ложной слезливости. Живость его речи
приобретается благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию
архаизмов и редкому употреблению греческих слов. Порой речь состоит из
коротких простых предложений, порой они сменяются восклицаниями.
Послеклассическая литература.
Ранняя римская империя.
(I в. н.э. – первая половина II в. н.э.)
Утвердившийся в конце I в. до н.э. принципат Августа, рядившийся
вначале в ветхие одежды республики, превращается в первом веке н.э. в
Римскую империю с тиранической властью императора, опирающегося на
войско. Римская империя расширяет свои границы на Рейне, Дунае и на
Британских островах. Она хищнически эксплуатирует свои многочисленные
обширные провинции. Рим ведет оживленную торговлю, особенно с
западными провинциями. В столицу империи приводятся массы рабов. В Рим
приезжают со всех концов обширного государства философы, поэты,
художники. Императоры стремятся украсить Рим монументальными
постройками, пышными храмами, театрами, великолепными памятниками так,
чтобы и архитектура и скульптура отражали мощь и блеск империи. Но, не
смотря на внешнее величие, в Римской империи уже выступают черты
загнивания и разложения рабовладельческой системы. В первом в. н.э.
произошла перемена и в социальном составе римского общества. Старая
сенатская аристократия была сломлена и в значительной мере заменена
знатью провинций и италйских городов. Она еще пыталась иногда путем
договоров, убийств произвести переворот и вернуться к традиции римской
аристократической республики, но победа оставалсь за императорским
режимом. И сенатская оппозиция искала себе утешение в стоической
философии, проповедующей нравственное самоусовершенствование и уход от
активной политической деятельности. Второе привилегированное римское
сословие – всадники – превратилось в период Римской империи в
бюрократическое чиновничество, всецело зависящее от императора. Но, в
конце концов все римские горожане – и знать, и богачи, и мелкие
свободные труженики, и люмпен-пролетарии – были совершенно бесправны.
После классического периода литература в дальнейшем была
представлена писателями, поставившими свое искусство на службу
императорскому режиму или же на службу практической морали и
пропаганде философских идей, главным образом идей стоической философии
(Сенека, Персей). Характерным было также появление ряда писателей из
провинциалов (Марциал, Квинтилиан). В произведениях этих писателей
господствует риторический стиль, стремление сблизить художественную
прозу с ритмической поэзией. Для этого типичны жанры поэмы и трагедии
с мифологическими сюжетами и жанр сатиры-беседы.
Сенека. Еще больший интерес к стоической морали, чем при Августе,
обнаруживается во времена Нерона, с правлением которого связана жизнь
и деятельность Луция Аннея Сенеки.
Луций Анней Сенека, философ и писатель (4 г. до н.э.) родился в
Испании в Кордубе. Отец его, написавший труд о римских риторах, был
всадником. Он оказал большое влияние на риторическую подготовку сына.
Луций Сенека получил образование в Риме. Он учился философии у стоиков
Аттала и Папирия Фабиана, пифагорейца Сотиона. До конца своей хизни он
сохранил склонность к стоицизму, хотя интересовался Платоном и
Эпикуром.
Литературное наследство Сенеки сосоит из сочинений философского
характера и поэтических произведений. К первой группе относятся: 1)
три утешительных послания к Марции, дочери пострадавшего при Тиберии
историка Кремуция Корда, послание из ссылки к матери Гельвии и к
влиятельному вольноотпущенику Клавдия Полибию; 2) трактаты-диалоги,
содержанием которых являются вопросы этики («О гневе», «О
кратковременности жизни», «О милосердии», «О досуге», «О счастливой
жизни», «О стойкости мудреца»).
К поэтическим произведениям принадлежат эпиграммы, сатира на
убитого императора Клавдия «Отыквление» и 10 трагедий: «Безумствующий
Геркулес», «Троянки», «Финикиянки», «Медея», «Федра», «Эдип»,
«Агамемнон», «Тиест», «Геркулес на Эте» и «Октавия».
В своих философских сочинениях Сенека проповедует принципы
стоической философии, главным образом ее практическую сторону. Поэтому
особенный интерес он проявляет к вопросу о благе людей и о добродетели
как средстве к достижению этого блага. Задача философии - научить
жить и научить достойно умереть. Человек, по его мнению, должен искать
счастья не в материальных благах, а внутри себя, поэтому Сенека
превозносит простоту нравов, показывает преимущества радостей бедняка
перед пресыщенностью богачей.
Заключение.
Подводя итог всей античной литературы, можно сказать следующее.
Первое, что бросается в глаза при чтении памятников античной
литературы, - это огромная склонность античных писателей изображать
главным образом внешний, предметный мир, по сравнению с чем мир
субъективных переживаний и мир психический, несомненно, отступают на
второй план и многих писателей совсем не интересуют. Этим античная
литература резко отличается от средневековой литературы.
Античная литература обращала пристальное внимание на материальный
и телесный мир и рисовала его в максимально красивом и благоустроенном
виде.
В русской литературе нашли свое воплощение все стороны
античности. Здесь классическая драма (Ломоносов, Сумароков, Озеров) и
классический эпос (Херасков). Пушкинская школа и прежде всего сам
Пушкин – это расцвет красивой и благородной античности в первой
половине XIX века. В середине века высокую оценку античной литературы
находим у революционных демократов (Белинский, Герцен). Античной
тематикой наполнено творчество Аполлона Майкова, особенно его драмы.
Литература:
1. Античная литература. Под редакцией А.А. Тахо-Годи. 2-е изд.,
перераб. М., «Просвещение», 1973. Стр. 5-10,254 – 262.
2. История римской литературы. Под ред. Н.Ф. Дератани. М., 1954.
Стр. 46-54.
3. Покровский М.М. История римской литературы. М., 1942.
4. Тронский И.М. История античной литературы. Л.,1957. Стр 79-86.
Страницы: 1, 2
|