скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Курсовая: Конституция РФ 1993 года и ее развитие скачать рефераты

Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина

в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права

(статья 17).[13]

В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет

высшую юридическую силу.

Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные

нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить

Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы

местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны

соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в

иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.

К характерным чертам Конституции Российской Федерации относится ее особая

охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти,

осуществляющих эту охрану в различных формах.

[14]

Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы

местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны

соблюдать Конституцию РФ и законы.

Критерий конституционности актов органов законодательной, исполнительной и

судебной власти РФ и её субъектов - соответствие принципам и нормам

федеральной конституции.

Действие конституции обеспечивается средствами парламентского и

внепарламентского контроля.

Парламентский контроль осуществляется палатами Федерального Собрания.

Важную роль в укрепление конституционной законности играет Президент РФ. Он

выступает гарантом федеральной конституции и федеральных законов.

Обязанность Президента защищать Конституцию вытекает из текста торжественной

присяги, которую он приносит при вступлении в должность на совместном

заседании Госдумы и Совета Федерации в присутствии судей Конституционного

суда РФ (ст.82).

Гарантом соблюдения Конституции и законов РФ, конституций республик в составе

России выступают также главы исполнительной власти (президенты) республик.

Особое значение имеет учреждение в России института конституционного

контроля. Эти функция возложена на Конституционный суд России, который вправе

рассматривать вопросы о конституционности федерального, республиканского и

регионального законодательства (ст.125 Конституции).

Законы Российской Федерации, акты Правительства, признанные Конституционным

Судом не соответствующими её конституции, утрачивают силу со дня

провозглашения его решения. Правоприменительная практика, признанная

неконституционной, подлежит прекращению.

Если суды общей юрисдикции при рассмотрении гражданского или уголовного дела

или арбитражные суды при рассмотрении хозяйственного спора признают, что

закон, который надо применять, противоречит Конституции, они откладывают

рассмотрение дела и обращаются с ходатайством в Конституционный Суд РФ с

предложением о признании этого закона неконституционным.

Важную роль в обеспечении конституционности издаваемых в России нормативных

правовых актов играет толкование Конституции РФ Конституционным Судом (ч.5

ст.125 Конституции).

Важным условием правовой охраны конституции является четко разработанный

механизм разрешения коллизий между органами государственной власти Федерации

и её субъектов.

Прежде всего, в отличие от предшествующих конституций Конституция РФ 1993 г.

отличается особым, свойственным лишь ей порядком разработки.

Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является

специфика формы правления, которую она закрепляет. Ограничиваясь лишь указанием

на то, что Российская Федерация - есть «демократическое федеративное правовое

государство с республиканской формой правления» (статья 1) она обходит

молчанием вопрос о разнородности Российской республики. То, что Российская

Федерация не является парламентарной республикой - это настолько очевидно, что

не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентской в

собственном смысле нельзя, ибо президент наделен такими полномочиями, которые

не вписываются в классическую модель президентской формы правления. Это, прежде

всего, подтверждается следующими правовыми аргументами.

[15]

В президентской республике президент является главой исполнительной власти.

Согласно статье 110 Российской Конституции, «исполнительную власть Российской

Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». Стало быть,

Президент РФ выведен Конституцией за пределы исполнительной власти. Но вместе

с тем он оказывает мощное воздействие на нее, ибо «председатель Правительства

Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия

Государственной Думы» (статья 111). Кроме того, Председатель Правительства

определяет основные направления его деятельности, не только руководствуясь

Конституцией, федеральными законами, но и указами Президента (статья 113).

Особое положение Президента Российской Федерации в системе властных структур

государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента

при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в

п. 3 статьи 80, согласно которой, президент Российской Федерации определяет

основные направления внутренней и внешней политики государства".

[16]

И, наконец, особенностью Конституции РФ 1993 г. является ее отношение к

федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской

Федерации не только национально-государственным образованиям, но и обычным

административно-территориальным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург).

Такое Конституционное решение проблемы федеративного устройства России

выходит за рамки традиционного понимания федерализации государства и мировой

практики. В мировом сообществе федерации основываются либо на межнациональных

отношениях, являясь их государственно-правовым выражением и воплощением

(Индия, Бельгия) либо на отношениях, лишенных национального содержания (США,

ФРГ, Бразилия). Этим полагается и различие в их функциональном назначении. В

Конституции РФ совмещается сугубо территориальный и национальный принципы

построения федеративной организации государства.

Итак, юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить

ее от актов текущего законодательства.

К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер.

легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего

законодательства, реальность, программность.

1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы

закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают

важнейшие государственные институты, через которые реализуется

государственная власть, принципы их создания и деятельности.

2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем

референдума) или от имени народа (представительным органом государства -

парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, -

учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной

власти.

3. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе

нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные

правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить

Конституции Российской Федерации» - закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

4. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости

всей правовой системы и организации государственной власти, определенности

отношений между личностью и государством.

[17] * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от

расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны,

от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений

самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий

порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это

означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то

есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия

принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с

тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности

правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем

принятия актов текущего законодательства.

6. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний

(юридической конституции) складывающимся в действительности общественным

отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна

отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической,

экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

7. Конституция является юридической базой текущего законодательства.

Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат

отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе

конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности,

равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.

8. Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней

нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи

дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского

государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ,

не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к

которому Российская Федерация должна стремиться.

2.2. Изменение и пересмотр Конституции РФ

Конституция - акт долговременного действия. Ее важнейшим свойством является

стабильность. Юридической гарантией стабильности российской Конституции

служит особый (жесткий) порядок ее пересмотра и принятия конституционных

поправок, предусмотренный гл. 9 Конституции РФ.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, согласно ст.

134 Конституции РФ, могут вносить Президент РФ, Совет Федерации,

Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные)

органы субъектов Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов

Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Таким образом, круг

субъектов, наделенных правом выступать с инициативой внесения изменений в

действующую Конституцию или принятия новой Конституции, предусмотренный ст.

134 Конституции РФ, не совпадает (ограничен) с кругом субъектов права

законодательной инициативы, предусмотренным ст. 104 Конституции РФ.

В Конституции РФ установлен различный порядок пересмотра гл. 1, 2, 9 и 3-8.

Положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека

и гражданина», гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не

могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре

этих глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета

Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным

конституционным законом созывается Конституционное Собрание

[18].

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо

разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается

Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов

или выносится на всенародное голосование. При проведении референдума

Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины

избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло

участие более половины избирателей.

Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для

принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их

одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов

Российской Федерации.

Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу

поправок к Конституции Российской Федерации»

[19] детально урегулировал вопросы, касающиеся порядка и условий

внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к гл. 3-8

Конституции РФ.

Под поправкой к Конституции РФ в Федеральном законе понимается любое

изменение текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая

редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ.

Изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации,

вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в

Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской

Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской

Федерации.

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального

значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта

Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Согласно

Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г.

по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ

[20] решение субъекта Федерации об изменении своего наименования

включается в ст. 65 Конституции РФ в упрощенном порядке - указом Президента РФ.

Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле ч.

2 ст. 137 Конституции РФ и, следовательно, не может быть произведено в

указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы

конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы

других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо

интересы других государств, а также предполагающее изменение состава

Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

Гарантией стабильности российской Конституции служит особый порядок её

принятия, изменения и дополнения.

В действующей Конституции, в отличие от предшествующих, отсутствует положение

о том, что право принятия Конституции относится к компетенции какого-либо

органа государственной власти. Устанавливается, что принятие и изменение

Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной

компетенции Федерации (ст. 71). Тем самым была принята концепция установления

конституции особой, учредительной властью, а не обычной, законодательной

властью.

Ограничен круг субъектов, которые могут потребовать изменение или принятия новой

Конституции. Это Президент РФ. Совет Федерации, Государственная Дума,

Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группа численностью не

менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы (ст.134

Конституции).[21]

Установлено, что положения глав 1,2, и 9 – «Основы конституционного строя»,

«Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и

пересмотры Конституции» - не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Если предложение о пересмотре этих глав Конституции поддержано 3/5 голосов от

общего числа членов каждой из палат, то в соответствии с федеральным

конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо

подтверждает неизменность конституции, либо разрабатывает проект новой

Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от

общего числа его членов или выносится на конституционный референдум.

Поправки к главам 3-8 Конституции РФ (“Федеративное устройство”, “Президент

РФ”, “Федеральное Собрание”, Правительство РФ”. “Судебная власть”, “Местное

самоуправление”), принимаются Федеральным Собранием по процедуре,

установленной для федерального конституционного закона. Поправка должна быть

одобрена большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов

Государственной Думы (300 голосов) и не менее трех четвертей голосов членов

Совета Федерации (103) голоса. Принятая таким образом поправка вступает в

силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3

субъе5ктов РФ (58 субъектов). Эти законы не подлежат “отлагательному” вето

Президента РФ. Изменения в ст.65 вносятся в упрощенном порядке (состав

федерации - на основе федерального конституционного закона о принятии или

образовании нового субъекта РФ, изменение статуса и.д. вводятся Указом

Президента).

Заключение

Российская Конституция — это документ своего времени. Она рассчитана, по

меньшей мере, на переходный период развития России, о продолжительности

которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при

разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать

механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического,

общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая

не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые

еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что

Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация

сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, со­циальными,

политическими и другими факторами. На конституцион­ном развитии, несомненно,

сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной,

отсутствие должной стабильности.

Со временем проявляются как сильные, так и слабые стороны самой Конституции,

обнаруживаются «белые пятна» и несогласованности. Конечно, далеко не все

можно было предусмотреть на этапе подготовительной работы, да и обстановка

того времени накладывала отпечаток на темпы и результаты разработки

Конституции. Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда,

конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь

постоянно привносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях

обнов­ление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации,

четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие но­вовведения.

Как уже отмечалось, в Конституции закрепляются конституционный строй страны,

основополагающие его начала, которые в последующих главах получают свое

развитие и конкретизацию. Глава «Основы конституционного строя» определяет

важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений

власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового

регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия

политической, социальной и экономической систем общества. Все эти и другие

положения главы признаны особо важными и потому они нуждаются в особой

юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих

обстоятельств.

До принятия Конституции 1993 г. происходил процесс подгонки Основного Закона

под принимаемые десятками новые законы. Практика показала всю пагубность

спешки, с какой вносились изменения в конституционный текст. Правовой

нигилизм усиливался демонстрацией неуважения к Основному Закону страны как со

стороны законодателя, с легкостью латающего ее основополагающие предписания,

так и со стороны исполнительной власти, критикующей принятые поправки.

Основы конституционного строя представляют, как было сказано, систему

принципов, поэтому в известной степени главу 1 можно назвать конституцией в

Конституции. И если Конституцию можно считать нормативным стандартом,

которому должны соответствовать другие законодательные акты, то главу 1

Конституции можно представить нормой, по которой следует сверять все иные

положения Конституции.

Список используемой литературы

Правовые источники:

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Новая Волна, 1996.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№

49.ст.4868

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998.№

10.ст. 1146

Учебники и монографии:

4. Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. -

М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002.

5. Казанцев Ю.Д., Стрекозов В.Г. Конституционное право

России. - М.: Новый Юрист, 2000.

6. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России:

Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция,

1999.

7. Коваленко А.И., Конституционное право России. - М.: Закон

и правопорядок, 2001. - 208 с.

8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России.

- М.: Юристъ, 2002.

9. Комарова С.А., Основы государства и права. - М.:

Манускрипт, Русь-90, 1999.

10. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред.

Окунькова Л.А. - М.: Издательство БЕК, 1999.

11. Кутафин О.Е., Государственное право Российской Федерации. -

М.: Юрид литература , 2002.

12. Лекции по конституционному праву РФ. – М.: Изд-во Московской

Государственной Юридической Академии, 1997.

13. Сравнительное конституционное право. - М., 1996.

14. Топорин Б.Н., Конституция РФ. Научно-практический

комментарий. - М.: Юристъ, 1997.

15. Чиркин В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2003.

16. Эбзеев Б.С., Конституция. Правовое государство.

Конституционный суд. - М.: Закон и Право, 1997.

Статьи в периодических изданиях:

17. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция

конституционно-правового статуса. // Вестник Московского университета. Серия

11. Право. - 1998. - № 1.

18. Гукасова Н.Ю. Государство и собственность: конституционная

защита человека. // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические

науки. - 1998. - № 2.

19. Зиновьев А.В. Концепция первоочередных поправок в Конституцию

России. // Правоведение. - 2000. - № 4.

20. Зиновьев А.В. Конституционность как барометр правовой

культуры и основа правового государства. // Правоведение. - 1999. - № 2.с.

21. Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституция России

(Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных

отношений) // Государство и право. - 1997. - № 8.

22. Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной. //

Государство и право. - 1998. - № 4.

23. Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. -

1997. – № 5

24. Шабо Ж.Л. Конституция и конституционализм. Анализ понятий. //

Полис. Политические исследования.. - 1998. - № 6.

[1] Комментарий к Конституции Российской

Федерации / Под ред. Окунькова Л.А. - М.: Издательство БЕК, 1999.

[2] Лекции по конституционному праву РФ. –

М.: Изд-во Московской Государственной Юридической Академии, 1997г.

[3] Чиркин В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2003. - 112 с.

[4] Чиркин В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2003. - 112 с.

[5] Зиновьев А.В. Конституционность как

барометр правовой культуры и основа правового государства. // Правоведение. -

1999. - № 2.

[6] Топорин Б.Н., Конституция РФ.

Научно-практический комментарий. - М.: Юристъ, 1997.

[7] Топорин Б.Н., Конституция РФ.

Научно-практический комментарий. - М.: Юристъ, 1997.

[8] Баглай М.В., Конституционное право

Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002. - 752 с.

[9] Комарова С.А., Основы государства и права. - М.: Манускрипт, Русь-90, 1999.

[10] Эбзеев Б.С., Конституция. Правовое

государство. Конституционный суд. - М.: Закон и Право, 1997.

[11] Коваленко А.И., Конституционное

право России. - М.: Закон и правопорядок, 2001. - 208 с.

[12] Кутафин О.Е., Государственное право

Российской Федерации. - М.: Юрид литература , 2002. - 584 с.

[13] Баглай М.В., Конституционное право

Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002. - 752 с.

[14] Эбзеев Б.С., Конституция. Правовое

государство. Конституционный суд. - М.: Закон и Право, 1997.

[15] Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. - 1997. – № 5

[16] Авакьян С.А., Президент Российской

Федерации: эволюция конституционно-правового статуса. // Вестник Московского

университета. Серия 11. Право. - 1998. - № 1.

[17] Сравнительное конституционное право. М., 1996. С. 112.

[18] В настоящее время такой закон разрабатывается

[19] СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.

[20] СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4868.

[21] Лысенко В.Н., Развитие Федерации и

Конституция России (Конституционные изменения как назревшая потребность

развития федеративных отношений) // Государство и право. - 1997. - № 8.

Страницы: 1, 2, 3