скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Защита от внутренних угроз на предприятиях связи скачать рефераты

p align="left">Интересны результаты углубленного опроса респондентов: все они слышали о «Базовом уровне…», но 30% признались, что недостаточно хорошо знакомы с его требованиями. Хотя «Базовый уровень…» уже сегодня рекомендует оповещать пострадавших об утечке информации, он все же не фокусирует внимание на внутренних угрозах ИБ. Опрашиваемым было предложено определить необходимость включения в «Базовый уровень…» требований к защите от внутренних угроз, таких, например, как утечка персональных и конфиденциальных данных (Рисунок 4.6). Разработчикам стандарта, вероятно, стоило бы выделить этот источник угроз ИБ для телекоммуникационных компаний.

Табл. 9 Включить ли в «Базовый уровень…» требования к защите от внутренних угроз?

Да, обязательно

18%

Скорее да

41%

Скорее нет

10%

Нет, не нужно

31%

Средства защиты

Наиболее популярными средствами ИБ в телекоммуникационных компаниях (
Рисунок 4.7) оказались антивирусы (100%), межсетевые экраны (79%) и контроль доступа (68%).

В целом представители этого сектора используют больше различных продуктов и решений, чем российские компании из других секторов экономики. Между тем некоторые опасения вызывает малочисленность организаций, реализующих защиту от утечки данных, - всего 8%. В среднем по отраслям этот показатель равняется 10,5%.

Табл. 10 Используемые средства ИБ

Антивирусное ПО

100%

Межсетевые экраны

79%

Контроль доступа

68%

Антиспамовое ПО

44%

IDS/IPS

26%

VPN

17%

Защита от утечки данных

8%

Другое

16%

Однако, по мнению аналитиков InfoWatch, даже 8% - неплохой показатель для такой новой области, как защита от внутренних угроз ИБ. Если вспомнить, что в 15% компаний вообще не зафиксировано ни одной утечки (Рисунок 4.4), то выходит, что как минимум 7% (15 - 8) из них не допустили утечек, хотя и не использовали никаких средств защиты. Но, скорее всего, такие организации просто не могут отследить, происходят у них утечки или нет.

Что же мешает компаниям внедрять системы защиты от утечек? Из предложенного списка (Рисунок 4.8) каждый респондент мог выбрать одну позицию. Почти каждый третий (30%) главной причиной считает отсутствие стандартов. Причем под стандартами здесь понимаются не только нормативные или рекомендательные акты, но и единое видение системы внутренней безопасности. Так, многие отмечали, что до сих пор не сформирован единый подход к решению проблемы внутренней ИБ. Поэтому компаниям сложно планировать бюджет и выбирать продукты для внедрения. Отсюда еще одна проблема - бюджетные ограничения (22%). Ведь не имея единого представления внутренней ИБ, компания не может планировать свои расходы и заранее выделять деньги на решение проблемы с инсайдерами.

Табл. 11 Препятствия на пути внедрения защиты от утечки

Бюджетные ограничения

22%

Психологические препятствия

18%

Юридические препятствия

9%

Отсутствие технологических решений

3%

Отсутствие стандартов

30%

Нехватка квалифицированного персонала

15%

Затруднюсь ответить

2%

другие

1%

Можно сравнить эти результаты с общеотраслевыми. Там лидируют психологические препятствия (25,4%), а отсутствие стандартов (12,2%) лишь на пятом месте. Отсюда вывод: сектор телекоммуникаций подходит к проблеме внутренней ИБ более зрело по сравнению с другими отраслями. Судя по всему, представители сектора ИТ уже преодолели психологический барьер и отчетливо понимают необходимость унификации процесса защиты от внутренних угроз.

Табл. 12 Наиболее эффективные пути защиты от утечки

Организационные меры

27%

Внедрение комплексных решений на основе ИТ

49%

Ограничение с внешними сетями

11%

Тренинги сотрудников

9%

Другие

3%

Никакие

1%

Следующий вопрос - наиболее эффективные способы защиты от утечек информации (Рисунок 4.9). Речь идет о мерах, которые представляются организациям наиболее адекватными и приемлемыми для решения проблемы внутренней ИБ, но по ряду причин не используются на практике. Безусловный лидер (49%) - комплексные информационные продукты. Эта мера доминирует уже на протяжении трех лет в общеотраслевом исследовании, поэтому можно смело утверждать, что именно в этом направлении будет происходить наибольший рост рынка внутренней ИБ в ближайшие годы.

Табл. 13 Планы по внедрению защиты от утечек информации

Система мониторинга электронной почты

21%

Комплексная система мониторинга сетевых ресурсов

41%

Система мониторинга Интернет- трафика

20%

Система мониторинга рабочих станций

15%

Не планируем

4%

Базовым, по мнению экспертов InfoWatch, должно стать комплексное решение на основе ИТ, так как только с его помощью можно реализовать положения политики ИБ на рабочих местах. Вывод экспертов подтверждают планы внедрения средств защиты информации от утечек на ближайшие 2-3 года (Рисунок 4.10). Комплексные решения планирует внедрить 41% респондентов, т.е. почти на 10% больше, чем в других отраслях.

Главная озабоченность в проблеме внутренних нарушителей - отсутствие единого подхода к обеспечению внутренней безопасности. На практике это сильно затрудняет выбор конкретного решения: поставщиков много, каждый из них обладает какими-то плюсами, но, не имея четких критериев, мало в чем пересекается с конкурентами.

Итоги исследований

Исследование показало, что по сравнению с другими отраслями российские телекоммуникационные компании довольно зрело относятся к проблеме ИБ в целом и защите от внутренних угроз в частности, но и у них есть направления для совершенствования ИБ.

Во-первых, в телекоме все еще низок уровень использования эффективных средств защиты от утечек. Причем среди респондентов бытует мнение, что их компания вообще не допускает утечки, хотя никаких инструментов проверки не использует. [10]

Во-вторых, операторам следует учитывать тенденции ужесточения нормативного регулирования: рекомендации «Базового уровня…» вскоре могут стать обязательными для исполнения. Кроме того, могут появиться новые требования к безопасности приватных сведений в рамках ФЗ «О персональных данных». Но и сейчас оператор нуждается в демонстрации своей способности предоставлять услуги связи, отвечающие установленным требованиям, и хочет продемонстрировать взаимодействующим с ним операторам способность совместно с ними противостоять угрозам ИБ. Поэтому добровольная сертификация довольно распространена уже сегодня. [11]

5.Методы предотвращения внутренних утечек

Административная работа с персоналом

По мнению экспертов компании InfoWatch, наилучшее средство предотвращения корпоративного саботажа -- профилактические меры. Прежде всего компаниям нужно проверять рекомендации и места предыдущей работы нанимаемых служащих. Еще один чрезвычайно эффективный метод -- регулярные тренинги или семинары, на которых до персонала доводится информация об угрозах IT-безопасности и саботаже как таковом. При таком подходе руководство делает ставку на тех сотрудников, которые взаимодействуют с саботажником в офисе, видят его нервозное поведение, получают угрозы в свой адрес и т. п. О подобных инцидентах следует тут же извещать уполномоченных лиц.

Следующий метод предполагает использование принципа минимальных привилегий и четкого разделения функций. Административных полномочий у обычных офисных служащих быть не должно. Также понятно, что сотрудник, отвечающий за резервные копии, не должен иметь возможности удалить данные в оригинальном источнике. Вдобавок в обязанности этого работника следует вменить информирование начальства в случае, если на резервные копии покусится какой-то другой служащий. Вообще, проблема защиты резервных копий может быть решена созданием их дубликатов. В связи с тем, что в компании, как правило, не так много по-настоящему критических данных, создание нескольких резервных копий представляется целесообразным.

Чрезвычайно важен момент эффективного управления паролями и учетными записями.

Лучшей профилактической мерой можно назвать мониторинг, причем не только пассивный (журналы событий), но и активный (защита ценной информации). В этом случае нанести реальный ущерб компании сможет только топ-менеджер, поскольку у остальных работников, имеющих доступ к цифровым активам фирмы, просто не будет прав на удаление ценной информации. На рынке уже есть специализированные решения для защиты данных от внутренних угроз, в том числе и от корпоративного саботажа. [7]

InfoWatch Enterprise Solution

Решение InfoWatch Enterprise Solution (IES) поставляется российской компанией InfoWatch, разработчиком систем защиты от инсайдеров. Оно позволяет обеспечить всесторонний контроль над всеми путями утечки конфиденциальных сведений: почтовым каналом и веб-трафиком, коммуникационными ресурсами рабочих станций и т. д. На сегодняшний день IES уже используется правительственными (Минэкономразвития, Таможенная служба), телекоммуникационными (ВымпелКом), финансовыми (Внешторгбанк) и топливно-энергетическими компаниями (ГидроОГК, Транснефть).

Архитектуру IES можно разделить на две части: мониторы, контролирующие сетевой трафик, и мониторы, контролирующие операции пользователя на уровне рабочих станций. Первые устанавливаются в корпоративной сети в качестве шлюзов и фильтруют электронные сообщения и веб-трафик, а вторые развертываются на персональных компьютерах и ноутбуках и отслеживают операции на уровне операционной системы . Сетевые мониторы IWM и IMM также могут быть реализованы в виде аппаратного устройства - InfoWatch Security Appliance. Таким образом, заказчику предлагается на выбор либо программное, либо аппаратное исполнение фильтров почты и веб-трафика. Преимущества такого подхода лучше всего проявляются при защите сложной вычислительной сети, охватывающей территориально распределенные филиалы.

К мониторам уровня рабочей станции относятся Info-Watch Net Monitor (INM) и InfoWatch Device Monitor (IDM). Модуль INM отслеживает операции с файлами (чтение, изменение, копирование, печать и др.), контролирует работу пользователя в Microsoft Office и Adobe Acrobat и тщательно протоколирует все действия с конфиденциальными документами.

Вся эта функциональность логично дополнена возможностями модуля IDM, который контролирует обращение к сменным накопителям, приводам, портам (COM, LPT, USB, FireWire), беспроводным сетям (Wi-Fi, Bluetooth, IrDA) и т. д.

Вдобавок, компоненты INM и IDM в состоянии работать на ноутбуках, при этом администратор безопасности имеет возможность задать специальные политики, действующие на период автономной работы сотрудника. Во время следующего подключения к корпоративной сети мониторы сразу же уведомят офицера безопасности, если пользователь попытался нарушить установленные правила во время удаленной работы.

Все мониторы, входящие в состав IES, способны блокировать утечку в режиме реального времени и сразу же оповещать об инциденте офицера безопасности. Управление решением осуществляется через центральную консоль, которая позволяет настраивать корпоративные политики. Также предусмотрено автоматизированное рабочее место офицера безопасности, с помощью которого специальный служащий может быстро и адекватно реагировать на инциденты. Таким образом, комплексное решение IES адресует все аспекты защиты конфиденциальной информации от инсайдеров.

Lumigent Entegra и Log Explorer

Продукты компании Lumigent Entegra и Log Explorer служат для пассивной защиты информации, хранящейся в базах данных. Они позволяют осуществлять аудит баз данных и восстанавливать информацию в них.

Продукт Entegra следит за действиями пользователей при работе с базами данных и осуществляет аудит самих баз. Он позволяет определить, кто, когда и как просматривал или изменял записи в базе данных, а также изменял, структуру или права пользователей для доступа к ней. Стоит заметить, что продукт не в состоянии предотвратить какое-либо вредоносное воздействие, он лишь может отправить информацию об этой операции для записи в журнал. Log Explorer ведет избыточный журнал всех произведенных с базой данных транзакций, что позволяет в случае каких-либо проблем произвести анализ и аудит совершенных операций и восстановить потерянные или измененные записи без использования резервной копии. Однако речь о восстановлении на самом деле не идет, Log Explorer позволяет осуществлять откат транзакций. Таким образом, этот модуль не в состоянии предотвратить утечку, но может снизить риски искажения записей.

PC Acme

Продукт PC Activity Monitor (Acme) позволяет осуществлять пассивный мониторинг операций пользова
теля на уровне рабочей станции. Решение состоит из двух частей: средства централизованного управления и многочисленные агенты, внедряемые в рабочие станции по всей организации. С помощью первой компоненты продукта можно централизованно распределить агенты по всей корпоративной сети, а потом управлять ими. Агенты представляют собой программные модули, которые очень глубоко внедряются в Windows 2000 или Windows XP. Разработчики сообщают, что агенты располагаются в ядре операционной системы, и пользователю практически нереально нелегально удалить их оттуда или отключить. Сами агенты тщательно протоколируют все действия пользователей: запуск приложений, нажатие клавиш и т. д. Можно сказать, что журнал событий, получающийся на выходе, по степени своей детализации напоминает результаты неусыпного видеонаблюдения за экраном компьютера. Однако получаемый журнал, естественно, представлен в текстовом виде. Центральная консоль управления позволяет собирать запротоколированные данные на один единственный компьютер и анализировать их там. Однако на этом этапе могут возникнуть сложности. Во-первых, офицеру безопасности приходится вручную анализировать сотни тысяч записей о тех или иных системных событиях, чтобы выделить те, которые являются нарушением политики ИТ-безопасности, привели к утечке и т. п. Но даже если офицеру безопасности удастся обнаружить факт утечки, то он все равно уже не сможет ее предотвратить. Таким образом, программа PC Acme подходит для пассивного мониторинга всех действий пользователя на уровне рабочей станции.

Proofpoint  Messaging Security

Аппаратное решение компании Proofpoint позволяет обеспечить полный контроль над электронной почтой. С помощью этого устройства можно проверить сообщения на вирусы и спам, предотвратить нецелевое использование почтовых ресурсов и утечку конфиденциальной информации в электронных письмах.
Защита от утечки конфиденциальных данных построена на базе механизма контентной фильтрации. Если в передаваемом сообщении находится конфиденциальная информация, то продукт способен заблокировать утечку. Решение Proofpoint является классическим примером продукта, предназначенного для защиты одного конкретного канала передачи данных - электронной почты. Такой продукт может быть использован в тех случаях, когда основной функциональностью является фильтрация спама и выявление вирусов, а предотвращение утечек -- всего лишь приятное дополнение. [12]

Как ловят инсайдеров

Пример победы над инсайдерами продемонстрировала в середине февраля 2006 г. российская компания LETA IT-company. Благодаря грамотному подходу к внутренней ИТ-безопасности, фирме удалось обезвредить инсайдера, уличенного в злоупотреблении служебным
положением. Как показали результаты внутреннего расследования, один из менеджеров по работе с клиентами пытался проводить контракты на поставку программного обеспечения не через своего законного работодателя, а через им же созданную подставную компанию. Злоупотребление было оперативно и заблаговременно выявлено с помощью InfoWatch Mail Monitor.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в США и ЕС компании уже давно несут ответственность за утечку приватных данных и по закону обязаны поставить пострадавших в известность об утечке. Надеемся, что со временем такая норма появится и в России. Уже можно отметить положительные тенденции. Число организаций, защитивших себя от утечек, непрерывно растет и еще будет увеличиваться.

Организации начинают хорошо осознавать опасность роста угроз, связанных с собственным персоналом, хотя мало предпринимают необходимых мер для защиты. В списки своих приоритетных задач не все включили обучение и повышение квалификации сотрудников в сфере ИБ, регулярную оценку работы своих поставщиков IT-услуг с целью контроля за соблюдением ими политики ИБ, полагаясь исключительно на доверие. Лишь немногие рассматривают сегодня ИБ как одну из приоритетных задач руководства.

По мере развития бизнес-моделей организаций в направлении децентрализации некоторые функции делегируются внешним подрядчикам, следовательно, все труднее становится контролировать защищенность своей информации и оценивать уровень рисков. Компании могут делегировать выполнение работы, но не должны делегировать ответственность за безопасность.

Недостаточное внимание со стороны высшего руководства, нерегулярное проведение оценки рисков, а также недостаток либо полное отсутствие инвестиций в работы по снижению рисков, связанных с человеческим фактором (некорректное поведение сотрудников, оплошность, нарушение установленных правил или стандартов). Основное внимание по-прежнему уделяется лишь таким внешним угрозам, как вирусы, а серьезность внутренних угроз недооценивается: есть готовность покупать технологические средства (межсетевые экраны, антивирусную защиту и т. п.), но нет желания решать кадровые проблемы безопасности.

Многие инциденты с участием сотрудников остаются не выявленными. По мнению авторов исследований, телекоммуникационные компании могут и должны изменить свой взгляд на ИБ только как на статью расходов на ведение бизнеса: относиться к ней как к одному из способов повышения конкурентоспособности и сохранения стоимостного потенциала компании.

Ряд крупных компаний подпадают под требования различных нормативных актов, которые обязывают защищать приватные сведения. В целом ожидается, что спрос на решения по защите от инсайдеров и утечек будет стабильно расти как минимум в течение ближайших пяти лет.

Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы

1. InfoWatch. Новости. Как непросто определить утечку - Корбина телеком. 2007 г.

2. Сбиба В.Ю, Курбатов В.А. Руководство по защите от внутренних угроз информационной безопасности. СПб: Питер, 2008.

3. “КНС ИНФОТЕКС” http://home.tula.net/insider/001b.htm.

4. Зенкин, Д. Инсайдеры в 75 раз опаснее хакеров. С-News. Аналитика. http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2008/10/22/324142.

5. Доля, А. CitCity. Инсайдеры наступают. http://citcity.ru/14874/

6. InfoWatch: Внутренние угрозы: перед лицом общей опасности. http://www.infowatch.ru/threats?chapter=147151398&id=153017335

7. Доля, А. Саботаж в корпоративной среде. http://www.directum-journal.ru/card.aspx?ContentID=1717301.

8. Базовый уровень информационной безопасности операторов связи. [В Интернете] http://www.ccin.ru/treb_baz_u.doc.

9. Доля А. Безопасность телекомов. http://citcity.ru/15562

10. Доля А.В. Внутренние угрозы ИБ в телекоммуникациях. 2007 г. http://www.iks-navigator.ru/vision/456848.html.

11. Костров, Д.В. Информационная безопасность в рекомендациях, требованиях, стандартах. 2008 г.

http://www.iks-navigator.ru/vision/2390062.html.

12. Вестник связи: Защита от инсайдеров в телекоммуникационных компаниях.

http://www.vestnik-sviazy.ru/t/e107_plugins/content/content.php?content.39.

13. Чужой среди своих: протокол заседания круглого стола. Вестник связи. - №7. 2006 r. http://www.vestnik-sviazy.ru/t/e107_plugins/content/content.php?content.59.

Страницы: 1, 2, 3