скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Дидактические возможности телекоммуникационной среды на уроках информатики в повышении качества знаний скачать рефераты

Дидактические возможности телекоммуникационной среды на уроках информатики в повышении качества знаний

3

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОТОСТАН

ГОУ СПО КУШНАРЕНКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: Дидактические возможности телекоммуникационной среды на уроках информатики в повышении качества знаний

Валеев Загир

Студент 4В группы

Специальность 050202

Предмет Методика обучения информатике

Научный руководитель:

Миннегалиев Азат Накипович

Кушнаренково 2008

Содержание

Введение

1. Понятие о телекоммуникационной среды

1.1 Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сред на уроке информатики

1.2 Способы повышения качества знаний на уроках информатики

1.2.1 Веб - технологии педагогического взаимодействия

1.2.2 Педагогические возможности Интернет и тенденции в обучении

1.2.3 Система технологических средств телекоммуникационной среды

2 Повышение качеств знаний с помощью телекоммуникационной среды на уроках информатики

2.1 Основные формы использования Интернет в школе и во внеклассной работе

2.2 Видеоконференция

2.3 Урок чат

Заключение

Список использованных источников

Введение

Информационные технологии в наше время развиваются быстро и стремительно и вслед за собой открывают новые возможности, а порою и новые взгляды на образовательный процесс в школе. Рассмотрим дидактические возможности использования средств информационных технологий.

Информационные технологии в наше время могут рассматриваться в качестве систематизирующей, связующей, практической составляющей учебного процесса в школе.

Средства информационных технологий позволяют учащимся расширить свой кругозор за счет современных телекоммуникационных сред, научиться отбирать информацию, систематизировать ее, представлять эту информацию в Сети, преобразовывая ее в соответствии с содержанием, имея ввиду практическую значимость представленного информационного ресурса. Роль телекоммуникационной среды в образовании, безусловно, огромна. Учитель перестает быть единственной инстанцией несения истины, а дидактические возможности телекоммуникационное среды в образование с использованием компьютерных технологий уже становится вполне конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Практика показывает, что с помощью телекоммуникационной среды школьники часто и охотно занимаются самообразованием, общаются со своими сверстниками, находят общие интересы. Среди сетевых образовательных проектов можно выделить конкурсные, обучающие и смешанные. Именно дидактические возможности позволяют конкурсным, обучающим и смешанным образовательным проектам в телекоммуникационной среде влиять на качества знаний учащихся на уроках информатики.

Проблема: на практике дидактические возможности телекоммуникационная среды, не в полной мере.

Гипотеза: Качества знаний учащихся можно повысить, если использовать дидактические возможности телекоммуникационной среды в виде урока викторины.

Цель: Выявить дидактические возможности телекоммуникационной среды в повышение качества знаний.

Задачи:

1. внедрить дидактические возможности телекоммуникационной среды на уроках информатики в повышении качества знаний;

2. изучить дидактические возможности телекоммуникационной среды;

3. Разработать урок викторину;

Объект: дидактические возможности телекоммуникационной среды на уроках информатики.

Предмет: повышение качества знаний.

Понятие о телекоммуникационной среды

Телекоммуникации (от греч. tele -- вдаль, далеко и лат. communication- общение) - передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, те-левидения, компьютера и т. п.).

Телекоммуникационными системами объединяются самые раз-ные оконечные устройства: ЭВМ и телефаксы, телексы и видеомо-ниторы, роботы и телекамеры и т. п.

Компьютерные телекоммуникации - телекоммуникации, оконеч-ными устройствами которых являются компьютеры.

Передача информации с компьютера на компьютер называется синхронной связью, а через промежуточную ЭВМ, позволяющую накапливать сообщения и передавать их на персональные компью-теры по мере запроса пользователем, - асинхронной.

Компьютерные телекоммуникации начинают внедряться в об-разование. В высшей школе их используют для координации на-учных исследований, оперативного обмена информацией между участниками проектов, обучения на расстоянии, проведения кон-сультаций. В системе школьного образования - для повышения эффективности самостоятельной деятельности учащихся, связан-ной с разнообразными видами творческих работ, включая и учеб-ную деятельность, на основе широкого использования исследо-вательских методов, свободного доступа к базам данных, обме-на информацией с партнерами как внутри страны, так и за ру-бежом.

Телекоммуникационная технология может предоставить неогра-ниченные возможности, чтобы решить проблемы дистанционного обучения не только для отдаленных регионов России, малокомп-лектных сельских школ, разбросанных по малым деревням, но и для больных детей, детей-инвалидов, не имеющих возможности посе-щать школу.

Самой известной и наиболее емкой телекоммуникационной се-тью является Интернет (Internet). Интернет - это международная сеть сетей, в которой работают пользователи из университетов и ис-следовательских организаций, государственных учреждений и част-ных фирм и т. п. Сети, входящие в Интернет, базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов (TCP/IP), но они могут беспрепятственно обмениваться информацией и с другими сетями мира через специальные «шлюзы» - компьютеры, конвертирующие всю проходящую по сети информацию в нужные форматы в соот-ветствии с системой протоколов, существующих в этих сетях.

Дидактические возможности компьютерных телекоммуникаций на уроке информатики

По своим потенциальным возможностям, обусловленным и дидактическими свойствами, компьютерные телекоммуникации являются исключительно своевременными и перспективными для использования в сфере образования.

В современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья. Телекоммуникации распахивают окна в широкий мир. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и возможность работать совместно над интересующим их проектом учащимися из других стран, в рамках телеконференций -- обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов. Учитель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов в классе, дискуссии, «мозговые атаки», доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений. Телекоммуникации (электронная почта, телеконференции) позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это -- элементы глобального мышления. Огромное море информации в Интернете открывает перед учащимися возможность подбора необходимого материала в дополнение к имеющимися в учебнике, в справочниках.

Рассматривая компьютерные телекоммуникации через призму вышеназванных тенденций в развитии школьного образования, определим дидактические функции телекоммуникаций, показав, какие уникальные педагогические задачи удается решать с их помощью.

Под дидактическими функциями мы понимаем внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенными целями. Это - их назначение, роль и место в учебном процессе.

Итак, что дают телекоммуникации для решения поставленных выше педагогических проблем? Каковы их дидактические функции? Конечно, простое установление связи между двумя компьютерами, находящимися друг от друга на каком-то расстоянии (что при наличии технических условий не представляет ни малейшей трудности) -- еще не решение педагогической проблемы. Такой опыт был в США, но он не увенчался успехом. Лишь когда технические возможности телекоммуникации удалось соединить с проектной деятельностью, основанной на поисковых, исследовательских методах, дело не только пошло, а оказалось весьма эффективным и перспективным. Когда телеконференции были интегрированы в программу педагогической практики студентов (особенно видеоконференции), в практику повышения квалификации учителей, дела стали развиваться еще успешнее. Уже накопленный, хотя пока и не очень значительный, опыт применения телекоммуникаций в различных сферах образования показал, что этот вид информационных технологий позволяет:

· организовывать различного рода совместные исследовательские работы учащихся, учителей, студентов, научных работников из различных школ, научных и учебных центров одного либо разных регионов или даже разных стран;

· обеспечивать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых из научно-методических центров;

· оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам совместных проектов, расширяя, таким образом, свой кругозор, повышая свой культурный уровень;

· возможность передачи и приема (обмена) этой информацией между пользователями, объединенными телекоммуникациями по различным каналам связи при различных схемах связи (“каждый с каждым”, “один со всеми” и др.);

· возможность использования программных продуктов учебного назначения

Веб - технология педагогического взаимодействия

Педагогическое взаимодействие средствами телекоммуникационных технологий определяется как процесс совместной деятельности студента и преподавателя, в котором использование участниками образовательного процесса электронных сетевых образовательных ресурсов и технологий взаимодействия в телекоммуникационной среде становится нормой общения, имеющего определенную педагогическую цель, опирающегося на установленные ценности, следствием которого является изменение понимания и отношения к электронной сетевой телекоммуникационной среде как части информационного образовательного пространства.

Применение телекоммуникационных технологий в образовании требуют использования педагогических методов на основе моделей коммуникации, таких как «многие - многим», для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. Значение таких подходов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Педагогическое взаимодействие между обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становится важным источником получения знаний.

Интернет - технологии позволяют активно развивать такие методы в инновационном образовании как компьютерные конференции, благодаря которым все участники обмениваются письменными сообщениями, создаются образовательные ресурсы, как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность.

Современная концепция развития технологий использования компьютеров и сетей не только для обработки, хранения, интеграции или перемещения информационных ресурсов, но и в качестве среды взаимодействия берет начало от первой компьютерной сети. В компьютерной сети к опосредованному взаимодействию, представленному как обмен сообщениями с помощью интернет - технологий, относят следующие модели взаимодействия:

· обмен почтовыми сообщениями по электронной почте (один к одному);

· обмен почтовыми сообщениями в списке рассылки (многие ко многим);

· обмен сообщениями между пользователями и авторами веб - сайтов (многие к одному и один ко многим). Сюда можно добавить технологию портала для обмена научными и учебно-методическими ресурсами. Портал может служить интеграцией ресурсов, начиная с корпоративных и заканчивая региональным на всех уровнях образовательного процесса (И.Н. Розина, 2005).

В отечественных исследованиях педагогическое взаимодействие (коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты), педагогические технологии рассматриваются с позиций традиционной образовательной среды, в рамках таких подходов, как знаниевый, информационный, деятельностный. Продуктивны интегрированные подходы к исследованию интерактивной коммуникативной деятельности в телекоммуникационной среде (на основе педагогики В.В. Анненков, Е.С. Полат, психологии С.К. Бондырева, А.Е. Войскунский).

Открытое образование формируется как гибкая, доступная система без строгой регламентации периодичности и длительности изучения отдельного курса, программы, развивающаяся на основе формализации, структуризации, алгоритмизации учебной информации, автоматизированной ее передачи и контроля знаний. Это - непрерывное, модульное, распределенное обучение с полным или частично опосредованным взаимодействием преподавателя и студента с доминантой управляемой самостоятельной работы обучаемого, преподаватель в этом процессе является консультантом.

Системообразующими элементами информационно-образовательной среды служат электронные библиотеки учебных материалов, представляющие собой программные комплексы, обеспечивающие возможность накопления, актуализации и предоставления пользователям через телекоммуникационную сеть, полнотекстовых информационных ресурсов учебно-методического, справочного и иного назначения со своей системой документирования и безопасности.

Все виды педагогического взаимодействия происходят в образовательной среде, которая не является педагогически «нейтральной», ввиду необходимости поддержки дидактических компонент, дружественного интерфейса, эффективного педагогического взаимодействия, оптимизации процесса управления обучением. Она формируется из информационного наполнения и коммуникативных возможностей локальных, корпоративных и глобальных сетей, а также физического пространства учебных заведений. Интегративная целостность технологий, многокультурность и многоплановость взаимодействий, информационная избыточность, открытость учебной архитектуры и технологическая направленность, взаимодействие и взаимопроникновение информационной и образовательной среды, дают основание применять к ней объектно-ориентированный подход к построению модели такой среды, объектами которой являются пользователи, технологии и методологии, информационно-образовательные ресурсы. Обучение в этой среде опирается на функциональную эффективность технологий, позволяющих взаимодействовать в интерактивном режиме на основе нового вида педагогического взаимодействия (рис.1).

Информационное пространство включает в себя образовательную среду, в которой происходит педагогическое взаимодействие объектов и субъектов. Проблемы образования и подготовки специалиста имеют тенденцию рассматриваться во взаимосвязи с другими педагогическими системами и социальными явлениями в обществе. Термин «система» как «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство», не учитывает процессов, происходящих за ее пределами и оказывающих на нее существенное влияние. В последнее десятилетие все чаще в научных исследованиях появляются термины «пространство», «образовательное пространство», «информационное пространство», «e-learning» (Мещерякова, 2002). Но поскольку сфера образования существует не изолированно, а в определенной социальной среде, которая в значительной степени определяет ее функционирование и развитие, то и образовательные системы, находясь в определенных условиях, оказываются зависимыми от них. Поэтому среда, вся человеческая цивилизация являются специфическим условием существования систем образования, определяющим сущность их развития. В качестве теоретической формы отражения среды существования образовательных систем все чаще называют образовательное пространство. «Образовательное пространство организовано как скопление, совокупность, множество образовательных систем, причем каждой отводится определенное место, обусловленное не только составом и функциями самой образовательной системы, а также другими причинами».

Страницы: 1, 2