Реферат: Сотовые системы связи
Реферат: Сотовые системы связи
Сотовая системы связи
Введение
В настоящее время во многих капиталистических станах, а
также в ряде развивающихся стран ведется интенсивное внедрение
сотовых сетей связи (ССС) общего пользования. Такие сети
предназначены для обеспечения подвижных и стационарных объектов
телефонной связью и передачей данных. В ССС подвижными объектами
являются либо наземные транспортные средства, либо
непосредственно человек, находящийся в движении и имеющий
портативную абонентскую станцию (подвижный абонент). Возможность
передачи данных подвижному абоненту резко расширяет его
возможности, поскольку кроме телефонных сообщений он может
принимать телексные и факсимильные сообщения, различного рода
графическую информацию (планы местности, графики движения и
т.п.), медицинскую информацию и многое другое. Особое значение
ССС приобретают в связи с активным внедрением во все сферы
человеческой деятельности персональных компьютеров,
разнообразных баз данных, сетей ЭВМ. Доступ к ним через ССС
позволит подвижному абоненту оперативно и надежно получить
необходимую информацию. Соответственно возрастет и роль систем
связи, повысятся требования к качеству передачи информации,
пропускной способности, надежности работы.
Увеличение объема информации потребует сокращения времени
доставки и получения абонентом необходимой информации. Именно
поэтому уже сейчас наблюдается устойчивый рост мобильных средств
радиосвязи (автомобильных и портативных радиотелефонов), которые
дают возможность сотруднику той или иной службы вне рабочего
места оперативно решать производственные вопросы. Радиотелефон
перестал быть символом престижа и стал рабочим инструментом,
который позволяет более эффективно использовать рабочее время,
оперативно управлять производством и постоянно контролировать
ход технологических процессов, что обеспечивает дополнительные
доходы при использовании радиотелефона в производстве.
Внедрение ССС во многие отрасли народного хозяйства
позволит резко повысить производительность труда на подвижных
объектах, добиться экономии материально-трудовых ресурсов,
обеспечить автоматизированный контроль технологических
процессов, создать надежную систему управления транспортными
средствами или мобильными роботами, распределенными на большой
территории и входящими в состав гибких автоматизированных систем
управления.
Использование системы радиосвязи с подвижными объектами
можно разделить на следующие классы:
ведомственные (или частные) системы подвижной связи (ВСПС);
сотовые системы подвижной связи (ССПС);
системы персонального радиовызова (СПРВ).
Исторически впервые в эксплуатации появились ВСПС, так как
в условиях ограничений на использование радиосвязи возможность
ее применения для связи с подвижными абонентами предоставлялась
государственным, ведомственным или крупным частным организациям
(полиция, пожарная охрана, такси и т. п.). Для вызова
подвижного абонента (внутри ограниченной зоны обслуживания)
стали использоваться СПРВ. Появившиеся совсем недавно ССПС
являются принципиально новым видом систем связи, так как они
построены в соответствии с сотовым принципом распределения
частот по территории обслуживания (территориально-частотное
планирование) и предназначены для обеспечения радиосвязью
большого числа подвижных абонентов с выходом на телефонную сеть
общего пользования (ТФОП). Если ВСПС создавались (и создаются)
в интересах узкого круга абонентов, то ССПС за рубежом стали
использоваться в интересах широких кругов населения.
Свое название ССС получили в соответствии с сотовым
принципом организации связи, согласно которому зона обслуживания
(территория города или региона) делится на большое число малых
рабочих зон или сот в виде шестиугольников. В центре каждой
рабочей зоны расположена базовая станция (БС), осуществляющая
связь по радиоканалам с многими абонентскими станциями (АС),
установленными на подвижных объектах, находящихся в ее рабочей
зоне. Базовые станции соединены проводными телефонными линиями
связи с центральной станцией (ЦС) данного региона, которая
обеспечивает соединение подвижных абонентов с любыми абонентами
телефонной сети общего пользования (ТФОП) с помощью
коммутационных устройств. При перемещении подвижного абонента из
одной зоны в другую производится автоматическое переключение
канала радиосвязи на новую базовую станцию, тем самым
осуществляется эстафетная передача подвижного абонента от
передающей к последующей (соседней) базовой станции. Управление
и контроль за работой базовых и абонентских станций
осуществляется ЦС, в памяти ЭВМ которой сосредоточены как
статические, так и динамические данные о подвижных объектах и
состоянии сети в целом.
В отличие от централизованных в сотовых сетях подвижной
связи радиосвязь базовой станции с абонентской станцией
осуществляется в пределах малой рабочей зоны, что позволяет
многократно использовать одни и те же частоты в зоне
обслуживания. Число абонентов в ССС определяется пропускной
способностью и числом БС, равным числу рабочих зон, которое
возрастает по квадратическому закону с уменьшением радиуса
рабочей зоны R при постоянном радиусе зоны обслуживания R0. Если
десять лет назад радиус рабочей зоны в ССС был равен 5-15 км, то
в настоящее время он равен 200 м. Так уменьшение радиуса рабочей
зоны с 30 до 0,5 км позволит увеличить в 3600 раз число
подвижных абонентов, оснащенных радиосвязью и имеющих
возможность выхода на ТФОП. Следовательно, эффективность
использования спектра радиочастот в ССС во много раз выше, чем в
централизованных системах подвижной связи, что позволит в
перспективе обеспечить управление большим числом наземных
подвижных объектов.
С уменьшением радиуса рабочей зоны появляется возможность
уменьшить мощность передатчиков и чувствительность приемников,
что значительно улучшит электромагнитную совместимость (ЭМС)
абонентов в ССС и ЭМС между ССС и другими системами,
использующими определенные спектры радиочастот, а также позволит
снизить стоимость и габаритные размеры абонентской станции,
обеспечить доступ к базам данных и ЭВМ.
Отмеченные преимущества позволяют уже в настоящее время
повысить оперативность управления и контроля в работе
подведомственных предприятий и организаций, улучшить качество
технологических процессов в системах с большим числом
транспортных средств.
Стремительный рост объемов передаваемой информации требует
значительного сокращения времени доставки и обработки абонентом
необходимой информации. Это одна из причин быстрого роста
мобильных средств связи на базе ССС.
Внедрение ССС означает появление принципиально нового вида
связи - массовой радиотелесвязи, т.е. нового вида услуг. Уже
сейчас абонентский терминал ССС - сотовый радиотелефон (СРТ) -
признается многими зарубежными экспертами первичным терминалом,
которым абонент пользуется как в стационарном состоянии (дома,
на службе), так и в движении. Широкое внедрение портативных СРТ
в перспективе позволит обеспечить каждого человека персональным
телефоном со своим индивидуальным номером.
Создание систем массовой радиотелесвязи с большим числом
подвижных абонентов, большой пропускной способностью и высоким
качеством приема сообщений возможно только при использовании
сотового принципа построения системы связи. Этим и объясняется
повышенный интерес к ССПС.
Действующие в настоящее время зарубежные ССС по сравнению с
централизованными сетями имеют следующие преимущества:
- большое число абонентов;
- высокое качество передачи телефонных сообщений и данных;
- возможность связи с ЭВМ и базами данных;
- высокая эффективность использования спектра радиочастот и
лучшая электромагнитная совместимость с другими
радиотехническими системами.
Использование ССС широким кругом потребителей в отраслях
транспорта, связи, энергетики, строительства, сферы
обслуживания, ремонта и др. приносит существенный экономический
эффект. По оценкам экспертов США ежегодные доходы от внедрения и
эксплуатации ССС в США достигают 2 млрд. дол.
Зарубежные эксперты отмечают возможность создания ССС без
значительных начальных капитальных затрат. Сначала ССС создаются
с крупными рабочими зонами (радиус зон порядка 10 км) и
относительно небольшим числом абонентов. По мере поступления
доходов и роста числа заявок на СРТ размеры зон уменьшаются и
увеличивается число абонентов. При этом постоянно наращивается
объем типового оборудования базовых станций, АТС и центральной
станции за счет доходов от использования ССС действующими
абонентами. Поэтому первоначальные капитальные затраты могут
быть значительно меньше полных затрат, приходящихся на
максимальное число абонентов.
Раздел I. Общие сведения о системах радиосвязи с
подвижными объектами (ПО).
1.1. Классификация.
По назначению системы связи с ПО могут быть разделены на:
- ведомственные (специализированные) радиотелефонные системы;
- радиотелефонные системы общего пользования.
Созданные первыми, ведомственные системы применяются в
промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в
строительстве, такси, скорой помощи, а также в различных
аварийных службах. Эти системы предназначены для оперативного
управления процессами производственной деятельности. Различают
диспетчерские радиотелефонные системы, используемые для связи
руководителя работ с абонентами ПО, а также для связи абонентов
между собой и с радиосистемами передачи данных. Последние
находят применение в автоматизированных системах управления
производством, технологическими процессами и в таких системах, в
которых от подвижного абонента (ПА) или к нему необходимо
передавать с высокой скоростью большой объем информации.
Однако в силу разобщенности ведомственных сетей,
неэффективного использования ими спектра частот, ограниченности
количества обслуживаемых подвижных абонентов, сложности
унификации аппаратуры связи и управления, а также ряда других
причин применение ведомственных систем носит ограниченный
характер.
Однако ведомственные системы радиосвязи с подвижными
объектами несмотря на отмеченные недостатки могут
просуществовать еще длительное время, что объясняется их
практичностью и ориентацией на те условия и специфику работ, для
которых они создавались и отрабатывались. Таким образом,
становится актуальной задача преобразования и модификации этих
систем в целях их объединения в единую сеть подвижной радиосвязи
согласно концепции построения сети радиосвязи с подвижными
объектами общего пользования.
Одним из вариантов решения такой задачи может быть способ
организации единого автоматизированного управления
ведомственными и другими локальными системами радиоподвижной
связи, объединяемыми в сеть радиосвязи с подвижными объектами
общего пользования.
Радиотелефонные системы общего пользования в настоящее
время составляют основной вид связи с ПО. Они позволяют наиболее
полно и эффективно использовать выделенный частотный спектр и,
объединяя своих потребителей в одну группу, дают им возможность
общего доступа к системе связи независимо от ведомственной
принадлежности (по принципу городской телефонной сети).
Указанное преимущество систем обеспечивает широкий комплекс
услуг: автоматическое соединение абонентов между собой и с
абонентами городской телефонной сети, а также других городов и
государств с использованием междугородных и международных линий,
передачу речи и данных, а в ближайшем будущем телексных и
факсимильных сообщений, цветных графических изображений,
информации из банков данных и т.п.
Радиотелефонные системы общего пользования делятся на два
вида:
- системы с большими зонами обслуживания (БЗО - радиальные
системы);
- системы с малыми зонами обслуживания (МЗО - сотовые
системы связи).
Системы с большой зоной обслуживания основаны на
использовании одной центральной радиостанции, обслуживающей зону
большого радиуса (от 50 до 100 км). Мощность передатчика этой
станции выбирается в зависимости от заданной напряженности поля
на границах обслуживаемой территории и заключена в пределах от
100 до 250 Вт, а антенна располагается в наиболее высокой точке
зоны обслуживания. Широкому внедрению таких систем препятствует
ряд присущих им недостатков, прежде всего невозможность
существенного увеличения количества обслуживаемых абонентов.
Также, для систем БЗО необходимо:
- исключать влияние мощных передатчиков на приемники
центральных станций, так как на центральных станциях
(УКВ-диапазон) они используются совместно;
- исключать влияние мощных передатчиков центральных станций
соседних зон на работу центральной станции данной зоны;
- контролировать качество связи внутри каждой зоны для
подвижных абонентов, находящихся на различных удалениях от
центральной станции данной зоны;
- тщательно планировать частотную обстановку в выделенном
диапазоне;
- обеспечивать равнодоступность каналов связи со стороны
подвижных объектов.
Тем более, увеличение числа каналов на ограниченной
территории обслуживания вызывает необходимость соответствующего
увеличения числа центральных станций (ЦС), работающих с
достаточно большой мощностью. Это обстоятельство при наличии
круговой диаграммы направленности антенны ЦС приводит к
возможности возникновения взаимных помех для большинства
радиостанций ПА, находящихся в зоне обслуживания. Кроме того,
значительному увеличению числа каналов препятствует
ограниченность выделяемого спектра радиочастот и невозможность
повторного использования каналов в близлежащих районах из-за
большой мощности передатчика.
Другие недостатки связаны с многолучевостью распространения
радиоволн при работе в городских условиях с плотной застройкой и
наличием радиозатененных зон, что может вызвать значительные
искажения сигналов и даже их пропадание на дальностях, близких к
предельным. Отметим также возможность возникновения
интермодуляционных помех из-за достаточно плотного расположения
каналов.
В связи с перечисленными причинами возникла необходимость
интенсивных поисков и исследований в области разработки систем с
большой эффективностью использования выделенного спектра и
высокой пропускной способностью, которые были бы в состоянии
обслуживать большое количество абонентов. Эти исследования
начались на рубеже 60-70-х годов и привели к созданию
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|