Билеты: Вопросы и ответы по Социальной Коммуникации 
Билеты: Вопросы и ответы по Социальной Коммуникации
ВОПРОСЫ ПО СОЦ. КОММУНИКАЦИИ
- Коммуникация как объект исследования различных наук. Соотношение
понятии «коммуникация» и «общение». Соц. Коммуникация как предмет
исследования социологии коммуникации. Истоки изучения соц. коммуникации. -
Основные теории соц. коммуникации. Онтологические, гнесеолгические,
методологические аспекты соц. коммуникации. - Моделирование
коммуникации. Структурные описательные модели. Социальные доминанты
коммуникации. Виды социальных доминант и их характеристика. -
Ситуативная группа социальных доминант коммуникации. Взаимосвязь и
взаимообусловленность ситуативных доминант. Коммуникативное поведение как
особая категория Соц. Коммуникации. - Когнитивизм. Когнитивный
подход к современной науке. Когнитивная деятельность индивида. Категория
Соц. Познания. Характеристики Соц. Познания (соц. характер S-ов, соц.
происхождение, соц. разделенность). Влияние социального контекста и
культурной среды на соц. познание. - Типология O-ов соц.
познания. Понятие «социальная среда» и его интерпретации. Теории
когнитивного соответствия (теория структурного баланса Хайдера, теория
коммуникативных актов Ньюкома, теория когруентности Ч. Осгуда и
Таненбаума, теория когнитвного диссонанса Л. Фестингера). -
Понятие об уровнях коммуникации. Критерии выделение уровней.
Лингвистический уровень и его единица. Речевой акт и его основные
характеристики. Отличие предложения от высказывания. Дискурс и его
характерные своиства. Понятие FRAME. Модель ситуации ван Дейка. Ситуативные
типы М. Хелидея. - Семиотический уровень коммуникации.
Существующие типологии знаков. Типология знаков Пирса. Оппозиция как
семиотическая закономерность. Основные типы семиотических моделей. Аспекты
семиотики. - Знаковые системы и их типы (Соломоник). Естественные
знаки и их свойства. Общая характеристика образных знаков. Изоформизм
образа. Конвенциональные образы. Системы простейших образных знаков.
Языковые знаковые системы. Слово как базисный знак языковых систем. -
Металингвистический уровень коммуникации. Характерные особенности
метаязыковой коммуникации. Паралингвистический уровень коммуникации.
Особенности взаимодействия вербальных и невербальных средствкоммуникации. -
Соотнесенность намеренного – ненамеренного, сознательного –
бессознательного в невербальной коммуникации. Коммуникативные единицы
невербальной коммуникации и их типологии. Невербальная «утечка информации»
и признаки лжи. - Синтетический уровень коммуникации.
Коммуникативные системы кино и телевидения, характерные особенности,
сходства и отличия. Социальная значимость синтетического уровня
коммуникации. - Специфика семиосоциопсихолгической теории
коммуникации. Категории «речь», «дискурс», «текст». Трактовка текста как
коммуникативно-познавательной единицы. Понятие «текстовая деятельность».
Понимание диалога как смыслового контакта индивидов. «эффект диалога».
Соотношение понятий «коммуникация», «псевдокоммуникация» и
«квазикоммуникация». - Понятие языковой личности. Основные
характеристики теоретико – гнесеологичекой модели языковой личности.
Коммуникативная личность и ее моделирование. Критерии оценки
коммуникативной личности. - Виды коммуникации; межличностная
коммуникация. Функции, категории, условии актуализации межличностной
коммуникации. Особенности межличностной коммуникаций и условии ее
эффективности. Механизмы межличностного восприятия. Проблемы адекватного
речевого восприятия. - Особенности межличностной коммуникации в
малых группах. Этические принципы межличностной коммуникации. Этические
дилемы и конфликт моральных ценностей. Основные аспекты исследования этики
при межличностной коммуникации в малых группах. Этическая ответственность
отправителя и получателя информации. - Соотношение понятии
межличностной коммуникации и межличностные отношения. Основные ориентации
межличностного общения. «Доверие», «близость» и «контроль» как базовые
составляющие межличностных отношении. Эксплицитные и имплицитные правила
межличностных отношений. Стадии и этапы развития межличностных отношений. -
Межличностная коммуникация и процессы социального влияния. Основные
категории человеческих на социально значимые раздражители. Механизмы
непосредственного влияния на поведение индивида. Теория социального
научения. Нормативная и информационная социальное влияние. Подчинение
авторитетам как пример социального влияния. Правила взаимозависимости и
чувства долга. - Убеждение как методика социального влияния.
Изменение установок посредством рационального убеждения. Этапы процесса
убеждения. Проблемы избирательности внимания (поддерживающей информации).
Объективность и пристрастность в систематической обработке сообщении.
Использование эвристик как кратчайший путь к принятию информации. -
Коммуникавистика – отрасль обществоведения. Идей современной американской
коммуникавистики ( Бжединский, Маклюэн, Шиллер). Информационный бум,
технотронная революция и их последствия в обществе и мировом пространстве.
Массовая культура и телеэкспансия. - Три этапа в истории развития
СМИ как манипулятора общественным сознанием. Глобальные масштабы
экспортирования американской массовой культуры и его последствия (
демократизация и транснационализация общественных отношений). Механизм
действия культурной индустрии США
1. Коммуникация как объект исследования различных наук. Соотношение понятий
"коммуникация" и "общение". Социальная коммуникация как предмет исследования
социологии коммуникации. Истоки изучения социальной коммуникации.
Коммуникация (от лат communikatio – делаю общим, связываю) – термин появился
в начале 20 века. 3 интерпретации:
-- ср-во связи любых О мат и дух мира,
– общение как передача инф-ции от ч-ка к ч-ку,
– как передача и обмен инф-цией в общ-ве с целью воздействия на него.
В широком плане К – как способ общения, позволяющий передавать и принимать
разл инф-цию.
К. – это обмен инф-цией между 2-мя или большим кол-вом людей.
Лингвистика – проблемы вербальной к-ции (нормативным и ненорм-ым
употреблением слов и словосочетаний в речи) устной и письменной, диалогической
и монологич-й. Паралингвистика – способы невербальной к-ции (жестах,
мимике, и др.) Социолингв-ка – проблемы, связанные с природой языка и
особ-ми его функц-ния в разн социумах. Психология и психолингв-ка –
факторы, способствующие передаче и восприятию инф-ции, причины, затрудняющие
процесс межличн-ой и массовой к-ции, мотивир-ость речевого поведения.
Социология к-ции (как спец отрасль соц-гии) – изуч функц-ные особ-ти общения
представителей разл соц групп в плане их взаимод-ия.
Общение – соц-но обусловл-й процесс обмена мыслями и чувствами между
людьми в разл сферах их познавателбно-трудовой и творческой деятельности,
реализ-ый главн образом при помоци верб средств к-ции. К-ция –
социально обусловл-ый процесс передачи и восприятия инф-ции в условиях межличн и
масс общения по разным каналам при помощи разл ком-ых средств. Общее:
соотнесенность с процессами обмена и передачи инф-ции, связь с языком как
средством общения и связь с социоречевым поведением коммун-ов. Различие
: в объеме содержания этих понятий, что объясняется использованием их в смежных
науках или в разл аспектах одной дисциплины, когда на первый план выдвигаются
те или иные признаки этих сложных понятий.
С-ая к-ия явл-ся предметом соц-гии к-ции – передачи и получения
смысловой и оценочной инф-ции и в плане воздействия на их отношение к соц-ым
ценностям данного общества и Социума в целом. Истоки объединяют в 3 группы
на основе ведущего аспекта комм-ции – 1языкового, 2соц-го и 3комм-го. 1
- ряд школ, кои трактуют язык как соц явление, средство общения людей,
связанное с их обществ положением, родом деят-ти и др. (А. Мейе, Дидро, Руссо,
Ломоносов). Началось изучение комм-ой ф-ции языка, неразрывно связанной с соц
аспектом общения, комм-ции и речевой деят-ти. Во 2 группе – 2 напр.: а)
изучение соц факторов, способствующих формир-ию соц-го знания, и оценочных
суждений (Бергер, Лукман); б) этнологтя комм-=ции – иссл-ся связи социокульт
знания и речевых единиц (Гарфинкель). 3 – 2 напр., связанных с теорией
комм-ции – а) теория речевых актов (Дж. Остин), б) критический анализ дискурса
(Фаулер, Кресс).
2. Основы теории социальной коммуникации. Онтологический, гносеологический и
методологический аспект социальной коммуникации.
Онтологический (связанный с сущностной природой изучаемого объекта) аспект
социальной коммуникации. Онтология (греч. ontos "сущее" + logos "
учение") СК связана прежде всего с природой ее первой составляющей —
социальными стр-рами об-ва. Именно в рамках социальных сооб-в разл- типа
удается наблюдать социальную дифференциацию поведения людей и их речевой
деятельности. Социобиологи (Э.Уилсон, РАлександер, Д.Бэреш и др.)
полагают, что принципы, определяющие поведение животных, могут быть применимы и
к эволюции ч-ческого общества. Биологические основы исходных форм социального
поведения ч-ка – семейно-родств. отн-ния, половозраст. разделение труда,
социальное нерав-во. 3 ошибки социобиологии (по Р. Бхаскару): 1) социальные
стр-ры в отличие от природных не существуют независимо от видов деятельности,
направляемых ими; 2) социальные стр-ры в отличие от природных не существуют
независимо от понимания деятелями того, что они совершают, осуществляя свою
деятельность Бурдье возражает в смысле: люди тоже принимают легитимность
власти бессознательно); 3) социальные стр-ры в отличие от природных могут быть
лишь относительно устойчивыми (возражает Аутвейт – природные тоже).
Гносеологический (связанный с процессом познания объекта и вычленения
предмета исследования) аспект социальной коммуникации. Гносеология
(греч. gnosis "познание" + logos "учение") — теория познания, коя применительно
к изучаемому объекту включает научную аргументацию той или иной гипотезы,
содержит с-му доказательств в пользу выдвигаемой гипотезы, критерии истинности
выводов и наблюдений и в конечном счете позволяет обосновать предмет
исследования и сформулировать проблематику научной дисциплины, которая изучает
данный предмет. Гносеология имеет ряд проблемных вопросов:
1. Взаимодействие коммуникации и социальных стр-р (т. е. зависимость
коммуникативных стр-р от социальных). 2 Определение функции социальной
коммуникации. (Взаимодействие с целью обмена и передачи инф-ции и воздействия
посредством этой инф-ции на индивида или общество).
3. Обоснование единиц (социальной) коммуникации. (Данная единица должна не
просто представлять инф-цию, а сообщать её.) 4. Понимание социальной
информации (инф-ция д. б. социально значимой). 5. Обоснование социальных
категорий коммуникации. (К социальным категориям, существенным для
коммуникации, обычно относят социальный статус коммуникантов, их социальные
роли, ситуацию, установку и оценку.)
Методологический (связанный с обоснованием подхода или принципов научного
анализа) аспект социальной коммуникации. Методологию (греч.
methodos "путь исследования, познания" + logos "слово, учение") иногда
противопоставляют теории. В отеч. научной традиции методика понимается как
совокупность приемов исследования, включая технику и разнообразные операции с
фактологическим материалом. Методология понимается как с-ма 2научных принципов,
на основе коих строится исследование и определяется выбор способов научного
познания — методов и приемов исследования. Она складывается из теории
социального познания, с-мы методов социального познания и анализа
коммуникативных с-м, актуализируемых в обществе.
3. Моделирование коммуникации. Структурные и описательные модели.
Социологические доминанты коммуникации. Виды социологических доминант и их
характеристика.
Социологическая доминанта – это соц-но обусловленная и доминирующая хар-ка к-
ции, коя нормативно закреплена в речевом этикете и имеет статус категории.
Доминанты можно представить в 4 группах: 1) стратификационной, 2)
ситуативной, 3) оценочной и 4) функциональной. В 1) группу входят доминанты,
обусловл-ые социологич фактором – соц стратиф-ей общества и языка (соц статус
коммун-ов, соц дифф-ия, интерация и интерференция). Ко 2 группе относят 4 осн
категории – ком-ая роль, комм-ая сфера, комм-ая ситуация и комм-ая установка.
3 (оцен доминанты) -- явл-ся сопряженными категориями, в комм-ом процессе они
проявл-ся одновременно и в совок-ти предст-ют оценочную ориент-ию комм-ов. 4
-- выделение категорий основ-ся на выделении функций соц-ой комм-ции. (3 осн
ф-ции: информ-ой, прагматич-ой и экспрессивной; специализир-ые ф-ции (их
группы): контактоустанавл-ая, ф-ия самопрезентации, апеллятивная,
побудительная, волеизьявит-ая, регул-ая, ритуалн, перформативная).
4. Ситуативная группа социологических доминант коммуникации. Взаимосвязь и
взаимообусловленность ситуативных доминант. Коммуникативное поведение как
особая категория социальной коммуникации.
К этой группе относятся четыре основных категории — коммуникативная роль,
коммуникативная сфера, коммуникативная ситуация и коммуникативная установка.
1) Коммуникативная роль как социологическая доминанта сопряжена с
категорией социального статуса. Её признаки: "лидер -- рядовой". Между ролью и
статусом существует двусторонняя связь.
2) Коммуникативная сфера -- социально обусловленная область
коммуникативной деятельности ч-ка, имеющая свои функции, определяемые
коммуникативными потребностями — необходимостью сообщить или получить некую
информацию. Они связаны с общественной деятельностью людей, в основе коей лежат
духовные связи и производственная деятельность разнообразного характера.
Коммуникативная сфера актуализируется в сложной коммуникативной единице --
дискурсе. Особенностью коммуникативной сферы является ее динамичность --
способность многократного изменения тематического поля дискурса в зависимости
от мотивированности коммуникантов.
3) Социальная коммуникативная ситуация - совокупность условий, в кои
включены субъект и объект социальной деятельности и кои оказывают влияние на
эту деятельность. В коммуникативном контексте социальная ситуация может быть
уточнена как совокупность социально значимых условий актуализации коммуникации,
кои способствуют или ограничивают взаимодействие коммуникантов и их взаимное
воздействие. Для социальной ситуации определяющи 3 условия — место
коммуникации, временная продолжительность и ориентация коммуникации и участники
коммуникации, как непосредственные, так и окружающие, наблюдающие.
4) Коммуникативная установка обусловлена социопрагматическими факторами
социальной коммуникации — воздействием на партнера с той или иной целью.
Установка и способ ее актуализации в значительной степени определяются
социальной ситуацией. Она может быть выражена эксплицитно, то есть явно,
Страницы: 1, 2
|