Газетное дело в России в XVIII – XIX вв.
Газетное дело в России в XVIII – XIX вв.
Газетное дело в России в XVIII – XIX вв.
Асс. Чернышева Н. А.
Кафедра истории.
Северо-Кавказский
горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
В
статье прослеживается газетное дело в России с момента его возникновения и до
начала XX в. – в период ее становления.
Первой
русской газетой являются «Ведомости», издававшиеся со 2 января 1703 г. по указу Петра I. Рукописная
газета «Куранты», распространявшая политические, дипломатические новости при
дворе царя Алексея Михайловича, не рассматривается как периодическое издание,
потому что не предназначалась для тиражирования и распространения. В 1728 г. газету «Ведомости»
сменили «Санкт-Петербургские ведомости», издававшиеся Академией наук. Характер
газеты, публиковавшей сведения обо всем, не изменился, но от предшествовавшего
издания ее отличала строгая периодичность: два раза в неделю по «почтовым
дням», объем газеты – четыре страницы. С 1756 г. к ней добавились «Московские
ведомости», издававшиеся при Московском университете.
В
начале XIX в. газетное дело в России заметно активизировалось: увеличилось
количество изданий, появились частные и коммерческие газеты. Тираж некоторых
достигал 2000 – 2500 экземпляров, что по тем временам было значительным числом.
Авторы газетных материалов, как правило, не указывались. На достоверность
сообщаемого не претендовали, часто встречались сообщения «по слухам»,
преобладало стремление к сенсационной информации. Издания попадали к читателям
в первый день лишь в столице и в Москве, до остальных шли 5 – 20 дней.
Местная
печать в России начала развиваться с официального издания – «Губернских
ведомостей». Положение об их издании было утверждено в 1830 г., но наладить выпуск
в большинстве губерний удалось только с 1838 г. Издание «Губернских ведомостей»
курировал губернатор, а редактировал, как правило, чиновник для особых
поручений.
Изменения
в стране, связанные с реформами 60-х гг. XIX в., увеличение численности
городского населения и потребность в оперативной информации отразились и на
издательском деле. Разграничились функции периодических изданий: от газет, в
первую очередь, требовалась оперативная информация для обеспечения коммерческой
деятельности. Резко стало возрастать их количество: к началу ХХ в. оно
достигнет 100 наименований. Унифицировался и внешний вид газет – с середины
60-х годов ХIХ в. их стали издавать большим форматом, делившимся на шесть
колонок и подвал, в котором печатали так называемый фельетон – большую статью,
очерк.
Появляются
информационные агентства, целью которых было обеспечить оперативность,
достоверность и полноту информации. Первыми стали французское агентство «Гавас»
(1835 г.)
и лондонское «Рейтер» (1851 г.).
В российских газетах, как правило, перепечатывались сообщения из официальных
источников или цитировались зарубежные с разрешения министерства иностранных
дел. В 1866 г.
было создано Русское телеграфное агентство, в 1871 г. – Международное
телеграфное агентство, в 1882
г. – Северное телеграфное агентство. Постепенно
создается сеть корреспондентов. К этому времени большинство российских газет
выходило ежедневно или 6 раз в неделю. Для повышения конкурентоспособности
многие газеты начали выходить 2 раза в день.
Газетное
дело начинает приносить прибыль, главным образом за счет рекламы. С 1865 г. была разрешена
розничная продажа газет, что стало существенным источником доходов.
В
1860-е годы в газетном деле появилась тенденция к дифференциации по целому ряду
признаков: появились газеты, рассчитанные на широкую читательскую аудиторию –
крестьян, ремесленников, мелких служащих, низшие слои духовенства. Именно в это
время в газеты проникает публицистика в связи с появлением передовых статей,
зачастую являвшихся политическим обозрением.
К
рубежу XIX – XX вв. в России газеты издавались правительством, государственными
учреждениями, земствами, общественными организациями и частными лицами. В 1900 г. выходило 125 газет
общественно-политического содержания. Произошла дифференциация: появились
рекламные, юмористические, спортивные, профессиональные (технические,
медицинские) газеты. Периодичность издания составляла от одного до семи раз в
неделю. Газеты выходили, кроме русского, на армянском, грузинском, латышском,
эстонском, немецком, польском, французском языках. Если в конце XIX в.
значительным считался тираж в 25 – 30 тыс. экземпляров, то к началу XX в.
наиболее популярные газеты имели тираж 60 – 100 тыс. Высокий уровень развития
газетного дела свидетельствует о возросшей политической активности и
потребности в оперативной информации населения к рубежу веков.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.skgtu.ru/
|
|