скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Жизнь Петра I скачать рефераты

p align="left">Суждения современников Петра I об этой его затее можно прочесть у Фокеродта. Мнения о реформе Петра I чрезвычайно расходились уже при его жизни. Небольшая кучка ближайших сотрудников держалась мнения, которое впоследствии Михаил Ломоносов формулировал словами: «он Бог твой, Бог твой был, Россия». Народная масса, напротив, готова была согласиться с утверждением раскольников, что Петр I был антихрист. Те и другие исходили из того общего представления, что Петр совершил, радикальный переворот и создал новую Россию, не похожую на прежнюю. Новая армия, флот, сношения с Европой, наконец, европейская внешность и европейская техника -- все это были факты, бросавшиеся в глаза; их признавали все, расходясь лишь коренным образом в их оценке.

То, что одни считали полезным, другие признавали вредным для русских интересов; что одни считали великой заслугой перед отечеством, в том другие видели измену родным преданиям; наконец, где одни видели необходимый шаг вперед по пути прогресса, другие признавали простое отклонение, вызванное прихотью деспота.

Оба взгляда могли приводить фактические доказательства в свою пользу, так как в реформе Петра I перемешаны были оба элемента -- и необходимости, и случайности. Элемент случайности больше выступал наружу, пока изучение истории Петра ограничивалось внешней стороной реформы и личной деятельности преобразователя. Написанная по его указам история реформы должна была казаться исключительно личным делом Петра. Другие результаты должно было дать изучение той же реформыРеформы (французское reforme, от латинского reformo -- преобразовываю) -- преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения, под реформами подразумевается нововведение любого содержания. Однако в политической практике и политической теории реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему в связи с ее прецедентами, а также в связи с условиями современной ей действительности. Изучение прецедентов Петровской реформы показало, что во всех областях общественной и государственной жизни -- в развитии учреждений и сословий, в развитии образования, в обстановке частного быта -- задолго до Петра I обнаруживаются те самые тенденции, которым дает торжество Петровская реформа. Являясь, таким образом, подготовленной всем прошлым развитием России и составляя логический результат этого развития, реформа Петр I, с другой стороны, и при нем еще не находит достаточной почвы в русской действительности, а потому и после Петра во многом надолго остается формальной и видимой.

Новое платье и «ассамблеи» не ведут к усвоению европейских общественных привычек и приличий; точно также новые, заимствованные из Швеции учреждения не опираются на соответственное экономическое и правовое развитие массы. Россия входит в число европейских держав, но на первый раз только для того, чтобы почти на полвека сделаться орудием в руках европейской политики. Из 42-х цифирных провинциальных школ, открытых в 1716--22 гг., только 8 доживают до середины века; из 2000 навербованных, большею частью силой, учеников, действительно выучиваются к 1727 году только 300 на всю Россию. Высшее образование, несмотря на проект «Академии», и низшее, несмотря на все приказания Петра I, остаются надолго мечтой. А. Б. Каменский, Энциклопедия Кирилл и Мефодий

11 марта 1714 года император Петр I издал указ об учебе детей дворян и приказчиков

По указам 20 января и 28 февраля 1714 года дети дворян и приказного чина, дьяков и подьячих, должны обучаться цифири, т.е. арифметике, и некоторой части геометрии, и полагался «штраф такой, что не вольно будет жениться, пока сего выучится», венечных памятей не давали без письменного удостоверения о выучке от учителя. Для этого предписано было во всех губерниях при архиерейских домах и в знатных монастырях завести школы, а учителями посылать туда учеников заведенных в Москве около 1703 г математических школ, тогдашних реальных гимназий; учителю назначалось жалованья 300 рублей в год на наши деньги.

Указы 1714 г вводили совершенно новый факт в историю русского просвещения, обязательное обучение мирян. Дело задумано было в крайне скромных размерах. На каждую губернию назначено было всего по два учителя из учеников математических школ, выучивших географию и геометрию. Цифирь, начальная геометрия и кой-какие сведения по закону Божию, помещавшиеся в тогдашних букварях, - вот и весь состав начального обучения, признанный достаточным для целей службы; расширение его пошло бы в ущерб службе. Предписанную программу дети должны были пройти в возрасте от 10 до 15 лет, когда обязательно кончалось учение, потому что начиналась служба.

Учеников набирали отовсюду, как охотников в тогдашние полки, лишь бы укомплектовать заведение. В московскую инженерную школу навербовали 23 ученика. Петр I потребовал довести комплект до 100 и даже до 150 человек, только с условием, чтобы две трети были из дворянских детей. Учебное начальство не смогло исполнить предписания; новый сердитый указ - набрать недостающих 77 учеников из всяких чинов людей, а из царедворцовых детей, из столичного дворянства, за кем не меньше 50 крестьянских дворов, - принудительно.

Еще явственнее выступает такой характер тогдашней школы в составе и программе морской академии. В этом по плану преимущественно дворянском и специально техническом заведении из 252 учеников было только 172 из шляхетства, остальные - разночинцы. В высших классах преподавались большая астрономия, плоская и круглая навигация, а в низших обучались азбукам 25 разночинцев, часословам 2 из шляхетства и 25 разночинцев, псалтырям 1 из шляхетства и 10 разночинцев, письму 8 разночинцев.

Школьное обучение обставлено было многочисленными затруднениями. Учить и учиться и тогда уже было тяжело, хотя школа еще не была стеснена уставами и надзором, а занятый войной царь всей душой радел о школе. Недоставало необходимых учебных пособий, или они были очень дороги. Казенная типография, Печатный двор в Москве, издававший учебники, в 1711 г купил у собственного справщика, корректора, иеродиакона Германа понадобившийся «для школьных дел» итальянский лексикон за 17 ? рублей на наши деньги. Инженерная школа в 1714 г потребовала у Печатного двора 30 геометрий и 83 книги синусов. Печатный двор отпустил геометрии по 8 рублей экземпляр на наши деньги, а о синусах отписал, что их у него совсем нет.

Школа, превращавшая воспитание юношества в дрессировку зверей, могла только отталкивать от себя и помогла выработать среди своих питомцев своеобразную форму противодействия - побег, примитивный, еще не усовершенствованный способ борьбы школяров со своей школой. Школьные побеги вместе с рекрутскими стали хроническим недугом русского народного просвещения и русской государственной обороны. Это школьное дезертирство, тогдашняя форма учебной забастовки, станет для нас вполне понятным явлением, не переставая быть печальным, если к трудно вообразимому языку, на каком преподавали выписанные иноземные учителя, к неуклюжим и притом трудно добываемым учебникам, к приемам тогдашней педагогии, вовсе не желавшей нравиться учащимся, прибавим взгляд правительства на школьное ученье не как на нравственную потребность общества, а как на натуральную повинность молодежи, подготовлявшую ее к обязательной службе. Когда школа рассматривалась, как преддверие казармы или канцелярии, то и молодежь приучалась смотреть на школу, как на тюрьму или каторгу, с которой бежать всегда приятно.

В 1722 г Сенат публиковал во всенародное сведение высочайший указ... Этот указ его величества императора и самодержца всероссийского объявлял всенародно, что из московской навигацкой школы, зависевшей от Петербургской морской академии, бежало 127 школьников, от чего произошла утрата денежной суммы академической, потому что оные школьники - стипендиаты, «жив многие лета и забрав жалованье, бежали». Указ деликатно приглашал беглецов явиться в школу в указанные сроки под угрозой штрафа для шляхетских детей и более чувствительного «наказания» для нижних чинов. К указу приложен был и список беглецов, как персон, заслуживающих внимания всей империи, которая оповещалась, что из шляхетства бежали 33 ученика, и между ними князь А. Вяземский; остальные были дети рейтаров, гвардейских солдат, разночинцев до 12 человек из боярских холопов; так разносословен был состав тогдашней школы.

Дело ладилось плохо: детей в новые школы не высылали; их набирали насильно, держали в тюрьмах и за караулом; в 6 лет мало где устроились эти школы; посадские люди отпросили у Сената своих детей от цифирной науки, чтобы не отвлекать их от отцовских дел; из 47 посланных в губернии учителей восемнадцать не нашли учеников и воротились назад; в рязанскую школу, открытую только в 1722 г., набрали 96 учеников, но из них 59 бежало. Вятский воевода Чаадаев, желавший открыть в своей провинции цифирную школу, встретил противодействие со стороны епархиальных властей и духовенства. Чтобы набрать учеников, он разослал по уезду солдат воеводской канцелярии, которые хватали всех годных для школы и доставляли в Вятку. Дело, однако, не удалось

ДРУГОЕ

Пётр I, основатель одной из могущественнейших держав мира -- Российской империи -- родился 30 мая 1672 г. В царской семье он был четырнадцатым ребенком. Пётра не готовили в наследники престола, и по этой причине он не получил особого образования. После смерти бездетного царя Федора Алексеевича (старшего сына Алексея Михайловича от первого брака с Марией Млославской) в 1682 г. в результате компромисса между кланами Милославских и Нарышкиных были возведены на российский престол сразу два царя -- Пётр I и его сводный брат Иван V (сын Марии Милославской). Правительницей при юных царях (Пётру исполнилось10 лет, а Ивану -- 16) должна была стать царица Наталья Кирилловна. Но стрельцкое войско отказалось присягать Пётру. На глазах десятилеьнего Пётра стрельцы подняли на пики около 45 близких ему людей. Регентшей при Пётре и Иване стала властолюбивая и тщеславная царевна Софья Алексеевна (сестра Пётра по отцу).

После смерти Федора Алексеевича наследниками остались два его брата: Иван от Марии Милославской -- больной, полуслепой, слабоумный и Пётр от Натальи Нарышкиной -- здоровый, даровитый. Возникли две стороны, борющиеся за царский престол. Иван был старше, но для него требовалась постоянная опека. Такая опека нашлась в лице его сестры Софьи. Дело могло дойти до великого спора, так как Нарышкины тоже не молчали.

Вначале патриарх провозгласил и благословил на царство Пётра, за которого в силу малолетства должна была править мать Наталья Нарышкина. Стрельцы, подстрекаемые Софьей и ее сторонниками, поднялись на бунт против Нарышкиных. Милославские стали распространять слух, что Нарышкины удушили Ивана, призывали стрельцов идти в Кремль. Стрельцам вывели Ивана и Пётра, живых и здоровых, но все-таки многие Нарышкины в тот день были убиты.

Софья выдвинулась на первый план и никто ей не мог помешать. Она спешила удовлетворить все просьбы стрельцов и на деле уже управляла государством. Тогда стрельцы предложили провозгласить царями Ивана и Пётра вместе, причем Ивана -- первым, Пётра -- вторым.

Шло время. Видя, как чахнет Иван и набирает силу Пётр, в 1689 году Софья приняла решение стать самодержицей всея Руси. Вновь она пыталась найти опору в стрельцах, заставить их присягнуть себе. Однако на этот раз не все стрельцы поверили Софье. Со сторонниками Софьи Пётр жестоко расправился, а сестру заключил в Новодевичий монастырь, где она провела около 15 лет и умерла в 1704 году.

Государством по-прежнему правили два государя, но Иван сам передал всю полноту власти Пётру, лишь формально занимая место на троне.

При правитеьнице Софье Пётр жил в селе Преображенском. Здесь из своих ровесников Пётр сформировал «потешные полки» -- будущую императорскую гвардию. В те же годы царевич познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, который в последствии станет «правой рукой» императора.

В 1689 г. Наталья Кирилловна заставила сына жениться на боярской дочери Евдокии Лопухиной. Через год у них родился сын Алексей. В том же году отстранена от власти царевна Софья. Главную роль в низложении правительницы сыграло ближайшее окружение опальной царицы Натальи Кирилловны. В течении 5 лет, до своей смерти, она была фактической правительницей государства.

В 1695 г. после безвременной кончины матери (Наталье Кирилловне шел сорок первый год) Пётр фактически стал самодержцем, хотя его брат Иван V сохранял формальные функции «первого царя». Иван V умер в 1696 г. -- Пётр стал самодержцем не только фактически, но и юридически.

Пётр I провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, «Табель о рангах», органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица -- Санкт-Петербург, ядром которого стала Пётропавловская крепость).

Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Возглавлял армию в Азовских походах 1695--1696 годов, Северной войне 1700--1721 годов, Прутском походе 1711 г., Персидском походе 1722--1723 годов и др.; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702 г.), в сражениях при д. Лесная (1708 г.) и под Полтавой (1709 г.).

Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства. По инициативе Пётра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука и т. д. Реформы Пётра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил, угнетения народных масс (подушная подать и др.), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698 г., Астраханское 1705-06 г, Булавинское 1707-09 г и др.), беспощадно подавлявшиеся правительством.

Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, Пётр I добился признания за Россией странами Зап. Европы авторитета великой державы.

В 1695 г. состоялся первый поход Пётра против турок на Азов. Одновременно в Воронеже началось строительство флота. Для постижения наук и искусства кораблестроения, а также в поисках союзников в борьбе за выход к Черному морю царь отправился в Западную Европу. За время путешествия он посетил Лифляндию, польскую Курдяндию, Пруссию, Гановер, Голландию. В Амстердаме Пётр жил четыре месяца. Побывало посольство и в Англии, где царь изучал новейшие навигационные приборы. На обратном пути царь посетил Германию, Австрию и Чехию.

Великое посольство Пётра I было прервано стрелецким бунтом 1698 г. Расправа над бунтовщиками была жестокой. Вернувшийся из-за границы Пётр сам рубил стрельцам головы. Всего казнили 1000 человек, гораздо больше людей было искалечено пытками. После истребления стрельцов Пётр приступил к созданию новой уже регулярной армии.

19 августа 1700 г. Пётр I объявил войну Швеции. Началась борьба России за выход к Балтийскому морю (Северная война). Швеция в те времена была могущественнейшим государством Европы. Ее клроль Карл XII имел репутацию величайшего полководца. В ноябре 1700 г. произошло сражение под Нарвой. Русские войска потерпели сокрушительное поражение. Пётр I едва смог спастись бегством. Но Карл XII совершил стратегическую ошибку -- он счел Россию разгромленной и отправился воевать в Силезию. Пётр I получил необходимую передышку. Он сумел сделать должные выводы и нарвского поражения и стал готовиться к длительной и упорной борьбе.

Уже в следующем году русские войска заняли несколько городов в Прибалтике, в том числе и Мариенбург. Здесь при генерал-фельдмаршале Шереметьеве объявилась шеснадцатилетняя Марта Скавронская -- будущая жена Пётра I (императрица Екатерина I). Свое православное имя она получила от имени ее крестной матери, сводной сестры Пётра I Екатерины Алексеевны.

В 1703 г. в устье Невы был основан город Санкт-Петербург, ставший новой столицей России и названный в честь русского святого, митрополита Пётра, небесного покровителя царя.

Война со шведами продолжалась с переменным успехом до 1707 г., когда началось восстание измученного тяготами преобразований и войны народа. Возглавил восстание казацкий атаман Кондратий Булавин. Оно, как и педшествующие стихийные народные выступления, закончилось поражением восставших. Сразу же после подавления восстания Пётр I провел административную реформу -- страна была разделена на губернии, а во главе их поставлены губернаторы, призванные не только осуществлять управление на местах, но, в первую очередь, «искоренять на корню всяческую крамолу».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10