скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Жизненный путь и боевые тактики адмиралов Ф.Ф. Ушакова и Г. Нельсона скачать рефераты

XVIII веке флот еще был целиком деревянным, ходил только под парусом и был вооружен примитивными, заряжавшимися с дула пушками. Суда в Англии делились на шесть рангов в зависимости от их размеров и вооружения. К первому рангу относились самые крупные корабли Во времена парусного флота слово «корабль имело более узкое, чем сейчас, значение. Оно обозначало судно большого размера, оснащенное прямыми парусами, размещенными на трех мачтах., несшие на борту более ста пушек. По нынешним понятиям их водоизмещение было сравнительно небольшим - 2000-2600 тонн, лишь изредка повышаясь до величины порядка 3000-3500 тонн, однако экипаж достигал солидной, даже по сегодняшним масштабам, численности - 850-950 человек.

Суда второго ранга водоизмещением в 2000 тонн, с 90-98 пушками. Количество экипажа на таких судах достигало 750 человек. Водоизмещение кораблей третьего ранга от 550 до 1100 тонн, с числом пушек 60-80. Их экипаж составляли соответственно 160-350 человек.

Первые три ранга - самые мощные корабли, участвовавшие в крупных сражениях. Они были тяжелы, с трудом маневрировали. Ход имели умеренный, на зато обладали самым мощным вооружением. Залп одного борта обрушивал на противника ядра общим весом более тысячи килограмм.

Ко времени поступления Нельсона во флот корабельная артиллерия находилась в застое: пушки по конструкции не отличались от своих предшественников столетней давности, точность, дальность и эффективность выстрела были явно недостаточными. В 1778 году английская фирма "Каррон компани" предложила орудие новой системы - его назвали карронада, которое имело более короткий ствол, но зато мощь выстрела значительно превосходило огонь прежних пушек. Карронады были менее дальнобойны, однако на близком расстоянии разбивали борта вражеских кораблей и производили страшные разрушения на палубах. К 1781 году уже около 400 английских кораблей были вооружены карронадами. Эти орудия весьма содействовали успеху английского флота в последовавших сражениях.

В последние три ранга включались более мелкие суда. Все они выполняли во флоте вспомогательные задачи.

Строительство судов стоило очень дорого, требовало большого количества высококачественной древесины. А в Англии уже давно были сведены почти все дубовые леса. Дерево для судов доставляли из Северной Америки, Прибалтики, России. Крупные суда строились 5-7 лет, в их постройке участвовали сотни плотников и других рабочих, а также специалистов более высокой квалификации. Государственные доки находились в Депфорде, Вулниче, Портсмуте, Плимуте и в некоторых других портах. Более трех тысяч рабочих трудились на постройке судов, ими руководили сотни офицеров и инженеров, как их называли в то время "морских архитекторов"

В XVIII веке Англия вела активную внешнюю политику, направленную против Франции, Испании и населения североамериканских колоний, провозгласивших независимость. Все это требовало большого и сильного флота. В 1756 году в штатах военно-морского флота состояло примерно 50 тысяч человек, к 1780 году численность флота увеличилась до 92 тысяч, а к 1802 году - до 129 тысяч. Большая часть военных моряков набиралась из тех, кто был, так или иначе связан с морем: матросы торговых судов, рыбаки, речники. В военное время моряков, как правило, не хватало, и тогда при вербовке применяли силу.

Жизнь моряков в то время была нелегка. Однообразное, лишенное витаминов питание, скученность, недостаточная гигиена имели своим неминуемым последствием массовые заболевания, которые тогдашняя медицина, как правило, не умела ни предотвращать, ни лечить.

Цинга стояла на первом месте в их ряду. Затем желтая лихорадка, особенно свирепствовавшая на судах, ходивших в тропики. Нередки были случаи массового заболевания тифом.

При столь тягостных условиях жизни команд на кораблях дисциплина могла поддерживаться только самыми жестокими мерами. Наказывали за малейшее непослушание, за неудовлетворительное, по мнению офицера, выполнение служебных обязанностей, за кражу, за пьянство и за многое другое. Любое неповиновение или угроза офицеру рассматривались как бунт.

В английском флоте, и это естественно для классового государства, существовала огромная разница в условиях жизни на кораблях матросов и офицеров. Даже самый низший офицерский чин - лейтенант - жил в отдельной каюте. Каждый вечер офицеры обедали в комфортабельной кают-компании. Корабельные коки готовили для них сложное и разнообразное меню. Столы накрывались нарядными скатертями, сервировались фарфоровой и серебряной посудой. У каждого офицера был слуга, стоявший во время обеда у него за спиной.

До XVIII столетия одевались кто как хотел и мог. Но потом Адмиралтейство стало стремиться ввести единообразие. Прочно и надолго утвердился темно-синий цвет формы.

Вот таким был английский флот к тому времени, как в него пришел Горацио Нельсон.

2. Два адмирала в боях за Отечество

Для того чтобы правильно понять особенности стратегии адмиралов Ушакова и Нельсона, нужно вернуться к истокам их жизни. Очень важно понять, что толкнуло совершенно обычных мальчишек сделать такой выбор.

2.1 Жизненный путь Ф.Ф. Ушакова и Г. Нельсона

2.1.1 Ф.Ф. Ушаков - адмирал от Бога

Полноценное изучение биографии Федора Федоровича Ушакова было проведено Владимиром Дмитриевичем Овчинниковым и Валерием Николаевичем Ганичевым
. И документальная основа трудов этих ученых заслуживает полного доверия. Не соглашаться с этим причин у меня не было. А для того чтобы провести собственные исследования в этой области ограниченных возможностей обыкновенного школьника явно недостаточно. Поэтому положимся на прежние достижения и позже перейдем к раскрытию главного вопроса.

В справочниках и энциклопедиях сведения о родине Ф.Ф. Ушакова противоречивы. В одном из первых исследований биографии "Жизнь адмирала Ф.Ф. Ушакова" Р. Скаловского утверждалось, что он родился в деревне Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии. Эта версия, без ссылок на какие-то документы, утвердилась в целом ряде справочных изданий и авторских работ. В других изданиях приводилось другое место рождения. Изыскания, проведенные Г. Шторном, А. Фирсовым, В.Д. Овчинниковым и другими исследователями, позволяют утверждать, что Ф.Ф. Ушаков родился в 1745 году, 13 февраля, в деревне Бурнаково Ярославской губернии Ростовский филиал Государственного архива Ярославской области.. Эта версия, являясь наиболее доказательной, признана в России.

Большое влияние на выбор профессии будущего флотоводца оказала великая русская река - Волга. Наверное, ее близость создавала атмосферу, определенным образом влияющую на людей. И маленький Федор после многочасовых бесед с бывшим моряком, работающим у них на маяке, сам шел на Волгу и воображал себя великим мореплавателем. Кто знает, возможно, поэтому 15 февраля 1761 года Ф.Ф. Ушаков поступает в Морской Шляхетский Кадетский корпус. Спустя 5 лет Федор заканчивает это заведение четвертым по списку.

После корпуса Ф.Ф. Ушаков был произведен в мичманы и в этом же году на пинке Пинк - небольшое трехмачтовое судно. "Наргин" совершил свое первое плавание вокруг Скандинавии до Архангельска. В мирное время он, командуя четырьмя транспортными судами, доставлял лес рекой Дон в Таганрогский порт. Совершил плавание от Таганрога до Кафы (Феодосия), нес вахтенную службу у Керчи. После был назначен капитаном корабля "Модон" и в составе эскадры крейсировал в Азовском и Черном морях.

В 1775 году будущий адмирал был переведен из Азовской флотилии в Санкт-Петербургскую корабельную команду, где он был произведен в капитан-лейтенанты. Но жизнь его сильно не изменилась. В основном он занимался тем, что доставлял в Петербург лес из Рыбинска и Твери.

В 1776 году Ф.Ф. Ушаков на фрегате Фрегат - трехмачтовое судно с закрытой батарейной палубой и вооружением от 20 до 50 пушек. "Северный орел" совершил переход по маршруту: Копенгаген - Английский канал - Атлантический океан - Гибралтар - порт Магон - Ливорно. По прибытии в Ливорно он был назначен командующим фрегатом "Святой Павел". Командуя этим кораблем, Ф.Ф. Ушаков, несколько позже совершил Средиземный поход. Он посетил Дарданеллы, Константинополь, Гибралтар, Ливорно, проплыл через Мраморное море.

По возвращении он был назначен капитаном 64 пушечного корабля "Виктор". На этом корабле Ф.Ф. Ушаков совершил новый переход от Кронштадта до Ливорно, после чего был произведен в капитаны второго ранга. В Кронштадте будущий адмирал также проводил ходовые испытания фрегатов "Проворный" и "Святая Мария".

В июне 1783 года Ф.Ф. Ушаков вновь переведен на Черноморский флот, где был назначен командиром вновь построенного корабля "Святой Павел" (в Кронштадте он уже командовал кораблем с таким названием). Он был произведен в капитаны первого ранга. После этого боролся со вспыхнувшей на побережье Черного моря эпидемией чумы.Ф. Ф. Ушаков, не обладавший медицинским образованием, не имел возможности применить какие-то новые способы и лекарства. Но его упорство и трудолюбие помогали вполне успешно бороться с этой страшной болезнью. За действия, проведенные в борьбе с чумой, Ф.Ф. Ушаков награжден орденом Святого Владимира четвертой степени. После этого русский флотоводец на корабле "Святой Павел" совершил переход от Херсона до Севастополя, находился в составе Севастопольской эскадры. Был произведен в капитаны бригадирского ранга.

Пожалуй, на этом мирная жизнь будущего адмирала закончилась.3 июля 1788 года в своем первом сражении у острова Фидониси Ф.Ф. Ушаков нанес поражение турецкому флоту. Но это вопрос, который разрешит третья глава.

Наша работа затрагивает лишь основные сражения флотоводца за Черное море. Но нельзя забывать и о том, что в 1798-1800 годах Ф.Ф. Ушаков участвовал в Средиземноморской кампании в борьбе с французской агрессией.

В 1798 году Ф.Ф. Ушаков вышел с эскадрой из Севастополя, для соединения с турецким флотом в Константинополе. Извечный враг русского флотоводца теперь стал его верным союзником. Ф.Ф. Ушаков, назначенный командиром объединенной русско-турецкой эскадры, проплыл через Дарданеллы и вышел в Средиземное море. Его цель - совместное освобождение Ионических островов.28 ноября Ф.Ф. Ушаков штурмом взял остров Цериго, 21 декабря - остров Занте. Но впереди стояла неприступная крепость острова Корфу.

С давних времен Корфу считался ключом к Адриатике, и всякий старался овладеть им. Поэтому за свою многовековую историю он был основательно укреплен венецианцами. Французы, захватившие остров в 1797 году, сделали его практически неприступным. К началу осады на Корфу было 650 орудий и трехтысячный гарнизон с запасом вооружения и продовольствия. С моря главную крепость прикрывали два острова - Видо и Лазаретто. причем на Видо находились мощные укрепления с пятью большими батареями крепостных орудий и 500 человек гарнизона.

18 февраля 1799 года начался штурм острова Видо. В это же время отряд капитана Кикина высадился на севере острова Корфу и взял форт Мандукио. Десант высадился и на южной части острова, но успешными действиями отряда французов, вышедших из главной крепости, он был выбит с занятых позиций. Тем временем северный отряд взял форты Авраам и Святого Рокка, после чего разбил отряд французов, возвращавшихся с юга, и вплотную подошел к главной крепости.

В это время на Видо события разворачивались весьма успешно для русского флота. Из-за плотного артиллерийского обстрела французы были вынуждены отойти вглубь острова. Французский капитан Женере на своем корабле храбро прорвался через строй турецких кораблей под командованием Кадыр-бея и ушел за подмогой. Но корабли, высланные французским правительством на помощь, повернули назад, узнав о незавидном положении дел на Корфу.

Два линейных корабля под командованием капитана Сенявина разгромили несколько боевых судов, вышедших из гавани Корфу.Ф. Ф. Ушаков и Кадыр-бей, к тому времени, высадились на противоположных концах острова Видо и, выбив противника с занимаемых им ранее позиций, окружили его в центре. Гарнизон острова Видо капитулировал. Командующий французскими войсками дивизионный генерал Шабо, узнав об этом, отправил к Ф.Ф. Ушакову делегатов для подписания капитуляции.

Взятие кораблями острова Корфу явилось невиданной для того времени победой. Рухнула еще одна догма, согласно которой флот мог лишь блокировать приморские крепости.

За взятие острова Цериго Ф.Ф. Ушаков был награжден бриллиантовыми знаками к имеющемуся у него ордену Святого Александра Невского, за Занте - орденом Святого Иоанна Иерусалимского. За взятие крепости Корфу - произведен в адмиралы.

Необходимо также упомянуть о том, что в 1790 году Ф.Ф. Ушаков был назначен командующим Черноморским корабельным флотом, в 1791 - старшим членом Черноморского адмиралтейского правления. После этого он руководил строительством Севастополя, расположенного на Крымском полуострове, отвоеванного Россией у Турции.

После Средиземноморской кампании адмирал составлял исторический, материальный и финансовый отчеты о проделанной работе.

В 1802 году Ф.Ф. Ушаков вновь переведен на Балтику главным командиром гребного флота. Стоить отметить, что должность была явно не по его рангу, и человек, столько сделавший для Родины, заслуживает больших почестей. Ответ на этот вопрос, скорее всего, стоит искать в неприязни нового императора Павла I.

17 января 1807 года адмирал Ушаков уволен в отставку в возрасте 62 лет. После увольнения Ф.Ф. Ушаков поселился в Тамбовской губернии. Во время Отечественной войне 1812 года был избран дворянством Тамбовской губернии начальником создавшегося народного ополчения. После войны проводил жертвования на излечение солдат-калек.

В сентябре 1817 года Ф.Ф. Ушаков скончался в своем имении. Он погребен в Санаксарском монастыре Темниковского уезда Тамбовской губернии.

Ф.Ф. Ушаков прожил долгую и интересную жизнь, которая не раз менялась коренным образом. Но всегда его судьба была неразрывно связана с морем.

2.1.2 Г. Нельсон - гордость нации

Горацио Нельсон родился 29 сентября 1758 года в доме приходского священника Эдмунда Нельсона
. Приход назывался Борнем-Торп и находился в сельской местности на побережье Северного моря. У Г. Нельсона священником был не только отец. К числу священнослужителей принадлежали также оба его дяди, два их брата, восемь двоюродных братьев и два родных брата самого Горацио. Нельсоны основательно упрочились в церковных сферах. Это давало общественное положение и обеспечивало сравнительно безбедное существование.

Горацио исполнилось десять лет, когда умерла его мать. У нее был твердый характер и воля - эти черты Горацио унаследовал именно от матери. Кэтрин Нельсон всегда любила море и восторгалась моряками… Естественно, что этот интерес передался и Горацио. В семье много говорили о том, что его родной дядя Морис Саклинг участвовал в сражениях с превосходящими силами французского флота. Слушал мальчик и другие семейные рассказы о героических подвигах своих предков на морях. Все это возбуждало и подогревало его мечты о морской службе.

Многие десятилетия напряженной Борьбы с Францией сформировали соответственные убеждения многих английских семей, и в том числе Нельсонов. Для них французы были естественными врагами.

1 января 1771 года Горацио был включен в список членов экипажа корабля "Резонабл" ("Разумный") мичманом. В этот момент ему было 12 лет и 3 месяца. Военно-морская служба будущего адмирала началась с самого младшего из офицерских чинов в британском флоте. Стоит отметить, что у Горацио было слабое здоровье и очень незавидные физические данные. Он поступил на службу только благодаря его дяде, капитану Саклингу, который был капитаном этого корабля.

До ухода на флот Нельсон посещал, хотя и недолго, начальную школу в Норидже, где жили его родственники. Затем в течение в течение года учился в частной школе в Норс Уэлшим. И этим ограничилось его образование. Более значительного он не получил. Нельсон впоследствии пополнил существенно свои знания путем самообразования. Однако писал он с ошибками, не соблюдая правил грамматики. В этом отношении он не был исключением в среде английских офицеров. Все они начинали службу на кораблях рано, а, следовательно, преждевременно бросали школу.

Горацио всегда проявлял выдающиеся способности и усердие по службе. Но этого было мало. Англия в XVIII веке была поражена коррупцией во всех звеньях, и флот не являлся исключением. Требовалась поддержка сверху. И здесь капитан Саклинг неизменно играл свою положительную роль на начальном этапе военно-морской службы Нельсона. Его рука не только помогала двигаться по ступенькам служебной лестницы без препятствий, но и обеспечивала быстрейшее, чем это предусматривалось правилами и традициями продвижение.

С самого начала карьера Нельсона развивалась, нарушая сложившиеся правила, регулирующие продвижение офицеров. Он не мог быть взят на корабль ранее пятнадцатилетнего возраста и, тем не менее, начал свою службу с двенадцати лет. Его нельзя было назначать мичманом до того, как он прослужил на море четыре года, он же стал мичманом, не прослужив ни одного дня. Экзамены на диплом лейтенанта разрешалось держать по достижении двадцати лет, а Нельсон держал их в восемнадцать.

Страницы: 1, 2, 3