скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Женщины на Российском престоле скачать рефераты

p align="left">С момента вступления Анны Иоанновны на престол ее беспокоил вопрос о престолонаследии. Незадолго до кончины она объявила наследником престола младенца Иоанна Антоновича - сына своей племянницы Анны Леопольдовны и принца Антона Ульриха Брауншвейг-Бевернского (ребенок родился 12 августа 1740 г.). Вскоре после этого она почувствовала себя дурно. Лечивший ее врач объявил, что положение императрицы безнадёжно. Анна Иоанновна позвала к себе Бирона и, показав ему документ, по которому он становился регентом при младенце-императоре, сказала, что, по ее мнению, это его смертный приговор.

Утром 17 октября императрица велела позвать духовенство и попросила читать отходную. "Простите все", - сказала она и испустила дух.

3. Елизавета Петровна Романова

Дочь Петра I и будущей императрицы Екатерины Алексеевны появилась на свет 18 декабря 1709 г. В этот день русские войска, победители в Полтавском сражении, развернув знамена, торжественно вступали в Москву. Получив радостное известие о рождении дочери, Петр устроил в ее честь трехдневное празднество. Царь очень любил свою вторую семью. Привязанность к близким у него, человека властного и сурового, принимала порой трогательные формы. В письмах к жене он передавал привет "четверной лапушке" - это было семейное прозвище Елизаветы в ту пору, когда она еще ползала на четвереньках.

Летом 1710 г. Петр плавал по Балтике на паруснике "Лизетка" - так он называл крошечную цесаревну. В возрасте двух лет она вместе с четырехлетней сестрой Анной присутствовала на свадьбе своих родителей.

Петр рано начал отдельно писать царевнам, поощряя их подобным образом к овладению грамотой. Елизавета научилась читать и писать, когда ей не исполнилось и восьми лет. Петр I видел в своих дочерях орудие дипломатической игры и готовил их к династическим бракам, чтобы укрепить международное положение России. А потому он прежде всего обращал внимание на изучение ими иностранных языков. Елизавета в совершенстве знала французский, говорила на немецком и итальянском языках. Кроме того, царевен обучали музыке, танцам, умению одеваться, этикету. С детства Елизавета страстно полюбила танцы, и в этом искусстве ей не было равных.

Еще в 1720 г. отец попытался устроить брак Елизаветы с французским королем Людовиком XV, ее одногодком. Но в Версале сдержанно отнеслись к предложению русской стороны из-за происхождения царевны: ее мать была простолюдинка, в момент рождения дочери не состояла в браке с царем.

Позднее Елизавета была сговорена за Карла Августа Голштинского, но он умер, так и не успев стать ее мужем.

Положение юной Елизаветы при дворе и в государстве резко изменилось в 1727 г. Прежде жизнь походила на сказку. Ее окружало молодое общество, где она царила не только по праву высокого происхождения, но и благодаря личным достоинствам. Быстрая на выдумки, приятная в обхождении, Елизавета была душой этого общества. От родителей она получала достаточно денег, чтобы удовлетворить свою страсть ко всякого рода развлечениям. В ее окружении все бурлило весельем, она была вечно занята: поездки по Неве и за город, маскарады и балы, постановки спектаклей, танцы...

Это непрерывное и безоглядное упоение жизнь" кончилось, когда умерла мать Елизаветы, императрица Екатерина I. При дворе Анны Иоанновны цесаревне оказывались полагающиеся ей почести. Однако Елизавета чувствовала себя чужой в царском семействе. Отношения ее с двоюродной сестрой-императрицей не отличались теплотой. Анна Иоанновна назначила Елизавете более чем скромное содержание, и царевна, ранее не знавшая счета деньгам, теперь постоянно испытывала в них нужду. Предполагают, что императрица не могла забыть своего унизительного положения в Митаве, когда она из-за вечной нехватки средств весьма часто обращалась с мольбами о помощи к родителям Елизаветы и далеко не всегда получала просимое. А потому и царевне при ней жилось несладко.

Анна распорядилась установить за цесаревной слежку. Чтобы избавиться от Елизаветы, ее хотели либо выдать замуж куда-нибудь подальше от Петербурга и за "безопасного" принца, либо насильно сделать монахиней. Подходящего жениха так и не подыскали. А угроза пожизненного заточения в монастыре для Елизаветы стала кошмаром, от которого она избавилась, только взойдя на престол. Цесаревна вынуждена была вести себя крайне осторожно. Любое необдуманно сказанное слово - ею или кем-то из близких ей людей - могло привести к катастрофе. Она подчеркнуто не интересовалась политикой.

И, тем не менее, опасения Анны Иоанновны не были лишены основания хотя бы потому, что дочь Петра I любили в гвардии. Она часто посещала казармы Преображенского и Семеновского полков. Знакомые гвардейские офицеры и солдаты нередко просили Елизавету быть крестной матерью их детей, и она охотно выполняла их пожелания. Именно в среде гвардии Елизавета нашла своих горячих сторонников, с помощью которых в ноябре 1741 г захватила власть в государстве.

С первых дней правления Елизаветы при императрице сложился круг ее давних приверженцев, занявших все важнейшие государственные и придворные посты. Страстная любовь к народным песням стала причиной внимания Елизаветы к Алексею Григорьевичу Разумовскому. Украинский казак, редкостный красавец, он попал в Петербург благодаря своему великолепному басу. Его взяли в придворные певчие еще в 1731 г. Взойдя на престол, Елизавета Петровна пожаловала безродному Разумовскому графский титул и звание генерал-фельдмаршала, а в 1742 г., как утверждают многие историки, тайно с ним обвенчалась. Слухи об этом браке неизбежно рождали и легенды о якобы существовавших детях Елизаветы и Разумовского - например, княжне Таракановой и даже о целой семье Таракановых.

Одним из ближайших помощников императрицы был Михаил Илларионович Воронцов. Вице-канцлер с 1744 г., он сменил А.П. Бестужева на посту канцлера империи в 1758 г. Государыня вернула из ссылки и приблизила к себе оставшихся в живых князей Долгоруковых, графа П.И. Мусина-Пушкина и нескольких других русских вельмож, пострадавших во времена правления Анны Иоанновны. Елизавета убрала иностранцев со всех ключевых постов в государстве, но вовсе не собиралась изгонять из страны иностранных специалистов, в которых остро нуждалась Россия.

Разработка внешнеполитической программы и русская дипломатия елизаветинской эпохи в основном связаны с именем проницательного и опытного государственного деятеля канцлера Алексея Петровича Бестужева. По его инициативе весной 1756 г. для рассмотрения вопросов внешней политики и руководства боевыми действиями во время общеевропейской Семилетней войны 1756-1763 гг. был учрежден новый правительственный орган - Конференция при высочайшем дворе (постоянное совещание высших сановников и генералитета в составе десяти человек). С проблемами русско-шведских отношений Бестужев столкнулся в конце 1741 г., когда его назначили на пост вице-канцлера. Оправившаяся после поражения в Северной войне Швеция надеялась взять реванш и на полях сражений пересмотреть условия Ништадтского мира, согласно которому Россия отторгла шведские владения в Прибалтике. Летом 1741 г. началась русско-шведская воина, закончившаяся полным разгромом шведской армии. В августе 1743 г. в Або (Финляндия) был подписан мирный договор: шведское правительство подтвердило условия Ништадтского мира, заключённого Петром I. Семилетняя война, в которой Россия с целью территориальных приобретений сражалась на стороне Франции и Австрии против Пруссии и Великобритании, после отставки Бестужева велась уже при М. И. Воронцове - его преемнике. В начале 1758 г. русские войска вошли в Восточную Пруссию и заняли Кенигсберг. В августе следующего года в сражении при Кунерсдорфе прусская армия потерпела поражение, a в сентябре 1760 г. русские войска вступили в Берлин, который затем вынуждены были покинуть из-за несогласованности действий союзников. Победы русской армии имели решающее значение для разгрома Пруссии, чьи вооруженные силы считались тогда лучшими в Европе.

Вступая на престол, Елизавета провозгласила себя продолжательницей дела своего великого отца. Следование петровским "началам" обусловило, в частности, интерес императрицы к экономическим вопросам, развитию промышленности и торговли. Поощряя дворянское предпринимательство, Елизавета повелела в 1753 г. учредить Дворянский заемный банк, выдававший ссуды помещикам под залог земли. В 1754 г. был основан Купеческий банк. Быстрыми темпами создавались новые мануфактуры (промышленные предприятия). В Ярославле и Серпухове, Иркутске и Астрахани, Тамбове и Иванове, в дворянских имениях мануфактуры производили сукно и шелк, парусину и канаты. В помещичьих хозяйствах широкое распространение получило винокурение. Важные последствия имело решение правительства Елизаветы, принятое в 1753 г., об отмене внутренних таможенных пошлин, которые взимались по городам и дорогам России издревле. В результате этой реформы удалось покончить с экономической раздробленностью России. Это был смелый по тем временам шаг.

Елизавета значительно расширила права и вольности дворян. В частности, она отменила закон Петра I о недорослях, по которому дворяне должны были начинать военную службу с юных лет солдатами. При Елизавете детей записывали в соответствующие полки уже с рождения. Таким образом, в десять лет эти юнцы, не зная службы, становились сержантами, а в полк являлись уже 16-17-летними капитанами. В период правления Елизаветы Петровны сложились благоприятные условия для развития русской культуры, прежде всего науки и образования.

Указ 1744 г. "О соединении в губерниях школ в одно место и обучении в них всякого чина людей..." облегчил доступ в училища детям из непривилегированных слоев населения. В 40-50-е гг. к существовавшей с 1726 г. первой гимназии в Петербурге прибавились еще две - при Московском университете (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1752 г. Навигацкую школу, основанную Петром I, реорганизовали в Морской шляхетский кадетский корпус, где готовили офицеров российского военно-морского флота. 25 января 1755 г. Елизавета подписала указ об основании Московского университета. Возникновение интереса к изящным искусствам в русском обществе времен Елизаветы Петровны напрямую связано со страстным увлечением ими самой императрицы. Можно сказать, профессиональный театр, опера, балет, хоровое пение вышли из стен ее дворца. Даже в тяжелые для молодой Елизаветы годы правления Анны Иоанновны при "малом дворе" цесаревны ставилось множество спектаклей. Участвовали в них ее придворные и певчие. Пьесы были "на злобу дня". Интерес к театру Елизавета не утратила и будучи императрицей. Она наслаждалась спектаклями, даже если видела их неоднократно. Не только торжества и праздники, но и обычные застолья Елизаветы Петровны обязательно сопровождались игрой оркестра и пением придворных музыкантов.

Елизавету весьма заботил внешний вид Москвы и Петербурга. Она издала немало указов, касающихся облика и быта обеих столиц. Дома в этих городах должны были возводиться по определенным планам. Из-за частых пожаров в Московском Кремле и Китай-городе запрещалось строить деревянные здания. Немало замечательных памятников зодчества относится ко времени правления Елизаветы, в том числе Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Большой Царскосельский дворец, собор Смольного монастыря, дворцы елизаветинских вельмож Воронцова, Строганова и Штагельмана в Петербурге.

С середины 50-х гг. здоровье императрицы стало ухудшаться. Роковое обострение болезни произошло в конце 1761 г. Наследник престола Петр Федорович и его жена Екатерина Алексеевна находились возле постели умирающей. 25 декабря в четвертом часу дня прервалась жизнь блистательной Елизаветы.

4. Екатерина Алексеевна II Великая

Екатерина II, до брака принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, родилась 21 апреля 1729 г. в немецком городе Штеттине. Ее отец принц Христиан Август Ангальт-Цербстский состоял на прусской службе и был комендантом, а потом губернатором Штеттина; мать - принцесса Иоганна Елизавета - происходила из старинного Гольштейн-Готторпского герцогского дома. Родители девочки не были счастливы в браке и нередко проводили время порознь. Отец вместе с армией уезжал воевать против Швеции и Франции на землях Нидерландов, Северной Германии и Италии. Мать отправлялась в гости к многочисленной влиятельной родне, иногда вместе с дочерью. В раннем детстве принцесса София побывала в городах Брауншвейге, Цербсте, Гамбурге, Киле и Берлине. Из событий тех лет ей запомнилась встреча со старым священником, который, посмотрев на Софию, сказал ее матери: "Вашу дочь ожидает великое будущее. Я вижу на лбу ее три короны". Принцесса Иоганна недоверчиво посмотрела на своего собеседника и, почему-то рассердившись на дочь, отослала ее заниматься рукоделием.

Другая важная встреча произошла, когда Софии было уже десять лет: ее познакомили с мальчиком по имени Петр Ульрих. Старше ее на год, он был таким худым и длинноногим, что походил на кузнечика. Одетый как взрослый в парик и военный мундир, мальчик постоянно вздрагивал и с опаской поглядывал на своего воспитателя. Мать рассказала ей, что Петр Ульрих, претендент на престолы России и Швеции, обладатель наследственных прав на Шлезвиг-Гольштейн, приходится ей троюродным братом. Принц - сирота, и попечение о нем вверено случайным людям, которые грубо и жестоко обходятся с ним. София, которая сама не была избалована вниманием и заботой родителей, искренне пожалела его.

Прошло несколько лет, и мать Софии вновь заговорила с ней о странном мальчике по имени Петр Ульрих. За это время его тетка Елизавета стала русской императрицей. Она вызвала племянника в Россию и объявила своим наследником под именем Петра Федоровича. Теперь юноше подыскивали невесту среди дочерей и сестер европейских герцогов и принцев. Выбор был велик, но приглашение прибыть в Россию на смотрины получила одна София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Отчасти - благодаря романтическим воспоминаниям Елизаветы Петровны о своем умершем женихе Карле Августе Голштинском (принцесса София приходилась ему родной племянницей), отчасти же - вследствие интриг принцессы Иоганны.

До российской границы София и ее мать ехали в сопровождении нескольких слуг, сохраняя строгое инкогнито. На территории России их встретила пышная и многочисленная свита, доставившая дорогие подарки от императрицы.

В Петербурге София предстала перед императрицей. Елизавета увидела совсем юную девушку - высокую и стройную, с длинными темно-каштановыми волосами, белоснежной, чуть тронутой нежным румянцем кожей и большими карими глазами. По-детски непосредственная, живая и веселая, она умела вести светскую беседу по-немецки и по-французски, рисовала и изящно танцевала, словом, была вполне достойной невестой для наследника престола. Елизавете Петровне понравилась принцесса София, но не понравилась ее мать, принцесса Иоганна. Поэтому первую она распорядилась "наставлять в православной вере" и обучать русскому языку, а вторую выслала из России за участие в политических интригах. Принцесса поначалу огорчилась отъезду матери, однако та была всегда весьма строга с Софией, нередко вмешивалась в ее личную жизнь и стремилась подчинить своему влиянию весь образ мыслей девушки. Избавление от столь тяжкой опеки быстро примирило принцессу с отъездом близкого человека. Выйдя из-под влияния матери, София по-иному взглянула на мир, в котором теперь жила.

Ошеломляли воображение необъятные просторы России, удивляли смирение и безграничная покорность народа, роскошь и великолепие придворного общества. Девушке грезилось счастье, казалось, что сбывается услышанное в детстве предсказание старика-священника. С необычайным упорством она учит слова и правила грамматики русского языка. Не довольствуясь часами занятий с учителем, она встает по ночам и повторяет пройденное. Да с таким увлечением, что забывает надеть туфли и ходит босиком по холодному полу комнаты. О стараниях и успехах Софии доложили императрице. Елизавета, заявив, что принцесса и так "слишком умна", приказала прекратить ее обучение. Очень скоро юная София испытала на себе переменчивый нрав императрицы, неуравновешенность жениха, пренебрежение и коварство окружающих.

В 1745 г. состоялась ее свадьба с Петром Федоровичем, накануне которой она приняла православие и получила новое имя. Отныне Софию стали величать великой княгиней Екатериной Алексеевной. Но счастья и уверенности в будущем у нее не было. Много огорчений и страданий причиняли Екатерине отношения с мужем. Петр Федорович с младенчества рассматривался в Европе как наследник нескольких корон. Он рано потерял отца, и его воспитанием занимались придворные, принадлежавшие к противоборствующим политическим партиям. В результате характер Петра Федоровича был исковеркан претензиями и интригами окружающих. Екатерина называла в своих записках нрав супруга "упрямым и вспыльчивым".

Положение великой княгини не изменилось и после того, как у нее родился долгожданный сын-наследник Павел, а потом и дочь. Детей немедленно забрала под свою опеку императрица, полагая, что лишь она сможет воспитать их разумно и достойно. Родителям редко удавалось узнавать, как растут их дети, и еще реже - видеть их.

Казалось, судьба посмеялась над Екатериной: поманила ее блеском российской короны, но подарила больше тягот и огорчений, чем удовольствий и власти. Но сила характера ("закал души", как говорила будущая императрица) позволила ей не теряться в самые трудные периоды жизни. Екатерина много читала в те годы. Сначала она увлекалась модными романами, но ее пытливый ум требовал большего, и она открыла для себя книги совершенно иного содержания. Это были сочинения французских просветителей - Вольтера, Монтескье, Д'Аламбера, труды историков, естествоиспытателей, экономистов, правоведов, философов и филологов. Екатерина размышляла, сравнивала прочитанное с российской действительностью, делала выписки, вела дневник, в который заносила свои мысли.

Овладев русским языком, она читала летописи, древние своды законов, жизнеописания великих князей, царей и отцов Церкви. Не довольствуясь чтением, она расспрашивала окружающих, еще помнивших мятежную вольницу стрельцов времен правительницы Софьи, царствование Петра I, который дыбой, кнутом и топором переделывал Россию. Ей рассказывали о суровой царице Анне Иоанновне и, наконец, о восшествии на престол и правлении Елизаветы Петровны. Под впечатлением от всего прочитанного и услышанного Екатерине думалось, что страна может стать могучей и богатой только в руках мудрого и просвещенного государя. И она мечтала взять на себя эту роль. О своем стремлении к власти она писала: "Я желаю только добра стране, куда Бог меня привел; слава страны составляет мою собственную".

Пока это были всего лишь мечты, но Екатерина с присущими ей настойчивостью и трудолюбием принялась за их осуществление.

Вскоре после занятия престола Екатерина изложила в манифесте программу своего будущего правления. В ней говорилось о "соблюдении православного закона, укреплении и защите отечества, сохранении правосудия, искоренении зла и всяких неправд и утеснений". Когда улеглось радостное возбуждение первых дней царствования, Екатерина поняла, что занять престол - не значит прочно на нем утвердиться. Перед императрицей ежедневно вставали все новые и новые проблемы. В самом дворце, среди ее ближайшего окружения, было много недовольных. Слух о ее возможном браке с Григорием Орловым привел к возникновению заговора и возбудил толки о правах на престол ее сына Павла.

Объявлялись самозванцы, выдававшие себя за чудом спасшегося от смерти Петра III, а за границей было немало претенденток на русскую корону - "дочерей" и "наследниц" покойной Елизаветы Петровны. До 5 июля 1764 г. был жив законный претендент на российский престол - Иоанн VI (Иоанн Антонович).

Сразу по восшествии на российский престол Екатерина вступает в переписку с виднейшими мыслителями Франции - Вольтером, Д'Алам6ером, Дидро. Двум последним предлагает завершить издание "Энциклопедии" в России. Помогает им материально: например, покупает у Дидро доставшуюся ему по наследству библиотеку и тем обеспечивает ему средства к существованию. Своих знаменитых корреспондентов она раньше других ставит в известность о задуманном ею преобразовании дикой России в "просвещенную монархию" в соответствии с идеями Дидро. Пишет получивший известность во всей Европе "Наказ", в котором заявляет о своем намерении воплотить идеи французских просветителей в законы Российской империи.

Искренне стремясь отменить крепостное право, Екатерина совсем не желала рисковать троном из-за возмущения дворянства, которое было бы лишено своего главного богатства - крепостных крестьян. Известная на Западе как сторонница естественного права каждого человека на достойное существование, желающая, чтобы ее народ жил по справедливым законам, Екатерина на первом же этапе своего правления принимает роковое для России решение, - решение, которое обрекло страну на вековое отставание в экономическом развитии, пагубно повлияло на "жизнь общественную, умственную и нравственную". Екатерина утвердила манифест Петра III от 18 февраля 1762 г., освобождавший дворян от обязательной государственной службы, и в то же время объявила, что крестьяне остаются в крепостной зависимости.

Конец царствования императрицы проходил под знаком великой революции во Франции. Казнь королевской четы и кровавые события в стране, взрастившей вольную мысль философов-просветителей, способствовали ужесточению внутренней политики Екатерины: она опасалась повторения примера Франции в России. Екатерину II всегда чрезвычайно заботила защита престола от любых посягательств. В ее царствование раскрывалось множество заговоров - в пользу Иоанна Антоновича, цесаревича Павла Петровича, различных Лжепетров и т. д. Чаще всего заговоры бывали ложными: дело ограничивалось неосторожными разговорами. Но, тем не менее, по каждому такому случаю, Екатерина непременно начинала следствие, и, как правило, сама принимала в нем участие. Виновных обычно присуждали к смертной казни, которую императрица "милостиво" заменяла ссылкой на восточные окраины империи - в Нерчинск или на Камчатку.

В ту пору фаворитизм Екатерины принял чудовищный характер и буквально разорял казну. Среди придворных происходила бешеная борьба за благосклонность императрицы. Фавориты, возводимые в дворянское достоинство, получавшие титулы, одариваемые целыми состояниями, менялись с калейдоскопической быстротой. Недаром Екатерина оставила после себя государственный долг в 200 млн. рублей, огромную по тем временам сумму, значительная часть которой была связана с тратами на фаворитов.

Правительство Екатерины II продолжило борьбу за выход России к Черному морю. Утверждение на Черноморском побережье предоставило бы наконец стране возможность активно включиться в торговлю ее странами Востока. Однако устремления России не устраивали Францию и Турцию. Первая желала сосредоточить в своих руках всю восточную торговлю. Вторая усматривала для себя серьезную опасность в продвижении России на юг. Не осталась в стороне и Англия, которой усиление России в Причерноморье помешало бы в достижении собственных интересов на Балканах. Все это в конце концов привело к двум продолжительным и кровопролитным войнам России и Турции (1768-1774 гг., 1787-1791 гг.), из которых Россия вышла победительницей. Первая война окончилась подписанием мира летом 1774 г. в деревушке Кучюк-Кайнарджи на Дунае, а вторая завершилась зимой 1791 г. заключением Ясского договора. Благодаря победам, одержанным сухопутными войсками и военным флотом, Российская империя присоединила к собственным территориям все Северное Причерноморье. Крымское ханство, получившее в 1774 г. политическую независимость от Турции, в 1783 г. вошло в состав России.

В странах, подвластных Османской империи, были открыты русские консульства, турецкое правительстве гарантировало свободу исповедания христианской религии в своих владениях. Но главное - Россия получила выход к Черному морю и избавилась от постоянной угрозы нападения крымцев, за спиной которых стояла Турция. Теперь можно было осваивать плодородные степные черноземы, что в экономическом отношении представляло для России огромную выгоду. В этих войнах российская армия одержала решительные и блестящие победы, и Екатерина стала мечтать о завоевании всех турецких владений на Балканах. Мечты Екатерины II разделял и поддерживал видный политический и военный деятель Г. А. Потёмкин. Он был уверен, что ему удастся в малые сроки превратить эти горы, болота, малярийные топи и солончаки в цветущий, плодородный край. Потемкин основал города Екатеринослав и Херсон. На месте татарского селения Ахтиар и турецкой крепости Гаджибей выросли российские города Севастополь и Одесса.

Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими преобразованиями. Заботами императрицы учреждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерины в этой области можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). В губернских городах возникают главные, а в уездных - малые народные училища.

Заключение

Недолгое правление Екатерины I было наполнено интригами, борьбой за власть у трона, однако за неполных два с половиной года наследие Петра I еще далеко не было растрачено его преемниками.

Вступив на престол, Анна Иоанновна обнаружила, что государство далеко не процветает. Петровские преобразования, разрушив традиционный уклад жизни, зачахли от небрежения преемников царственного реформатора. К середине XVIII в. российская экономика переживала упадок, что привело к падению международного престижа страны. Россию того времени можно сравнить с неким бесформенным сооружением, оставшимся после чудесного фейерверка. От многих огненных затей Петровской эпохи не осталось почти ничего.

Анна Иоанновна придала своему двору пышность, построила императорский дворец, пополнила гвардию Измайловским и Конногвардейским полками, значительно увеличила артиллерию, содержала в изрядном состоянии войско.

Умирая, она оставила в государственной казне 2 млн. рублей наличными.

Историки часто писали об отсутствии в годы правления Елизаветы Петровны громких дел и масштабных преобразований. Однако первый театр, Московский университет, распространение изящных искусств, отмена смертной казни за обычные уголовные преступления, Царское Село, Зимний дворец и Смольный монастырь - это ли не облик эпохи Елизаветы!

Царствование императрицы-матушки Екатерины Великой - один из славнейших периодов русской истории, в которой страна прирастала территориально, разгромила внешних врагов, подавила внутреннюю смуту и тайные вредительские общества. Россия сделала прорывной рывок в области науки и образования, сохранила свои духовные традиции, ее войска покрыли себя неувядаемой славой, архитектурные ансамбли екатерининской поры до сих пор поражают своей красотой и размахом.

Список литературы

1. Парсамов В.С. История России: XVIII - начало XX века: учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Академия, 2007. - 480 с.

2. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - Ростов н/ Д.: Феникс, 1997. - 576 с.

3. Зуев М.Н. История России / Учебник для вузов. - М.: ПРИОР, 2000. - 688с.

4. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. - М.: «ПРОСПЕКТ», 1997. - 544 с.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В. М. История России. Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2000. - 656 с.

6. История России: Учебник / Под ред. Ю.И. Казанцева и В.Г. Деева. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. - 472 с.

7. История России: Учебник для вузов / Под ред. Н.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. М.: Высшая школа, 2001. - 479с.

8. История: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 608 с.

Страницы: 1, 2, 3