скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Зарождение государственности у восточных славян. Принятие Русью христианства. Россия во времена царского правления и в эру СССР скачать рефераты

p align="left">Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правому обществу.

Однако реформа осталась незавершенной. Так, для разбора конфликтов в крестьянской среде сохранился сословный волостной суд. Новая судебная система вводилась не на всей территории страны, ее проведение в жизни заняло многие годы, а главное, она вступила в противоречие с существующим политическим строем, вызвала постоянное стремление верхов ее ограничить. Реформы системы образования 1863-1864 гг. способствовало развитию науки в России, росту рядов интеллигенции, демократизировала высшее, среднее и начальное образование расширила сеть школ, привлекла в школы новые педагогические силы.

Реформы печати( 1865г. ) отменяла предварительную цензуру книг и журналов, но сохраняла ее для газет.

Военные реформы начались сразу после Крымской войны и конце 1850-х гг. и проводилось в несколько этапов. Их основной целью было сокращение армии в мирное время и, одновременно, обеспечение возможности ее развертывание во время войны.

Содержание реформ:

- сокращение численности армии на 40% создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий; усовершенствование системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба; создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры; отмена телесных наказаний( за исключением розог для особых оштрафованных) в армии;

- перевооружение армии и флота(принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т. д. )реконструкция казенных военных заводов.

Введение в 1874 г. Всеобщее воинской повинности, вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы до 6 лет в армии и 7 - на флоте, завершило проведение военной реформы. Было установлено множество льгот. В частности , лица с начальным образованием служили лишь 3 года, со средним - 1. 5 года, с высшим - несколько месяцев.

Особенности военных реформ явился их подследственный характер. Здесь половинчатости и непоследовательности было значительно меньше, чем в других преобразованиях той эпохи.

33. Осн. направления внутр. и внешней политики Александрв3. Экномо. развитие России в 80-90гг. 19века. Курс на модернизацию промышленности. Рабочее движение и распространение марксизма в мск.

Внутренняя: к началу 80-х годов в России завершился промышленный переворот. Началось создание мощной экономической базы, проводилась модернизация промышленности, ее организация на капиталистических началах. Александр III назначал на ключевой пост министра финансов ученых-экономистов -- Н. X. Бунге (1881--1886), И. А. Вышнеградского (1887-1892), С. Ю. Витте (1892-1903).

Министр финансов Н. X. Бунге активно проводил политику протекционизма, правительственного финансирования промышленности, налоговые реформы. Он снизил выкупные платежи крестьян, начал постепенную отмену подушной подати. В то же время он ввел косвенный налог на табак, спирт, сахар, нефть. Появились новые налоги на недвижимость, торговлю, промыслы, повысились пошлины на заграничные товары. Бунге осуществил значительное сокращение армии, что приносило в бюджет 23 млн. рублей в год. Все средства направлялись в промышленность и железнодорожное строительство.

И. А. Вышнеградский -- ученый, один из основоположников теории автоматического регулирования. Став министром финансов, занимался созданием больших финансовых запасов, принимал участие в заграничных биржевых операциях, поднимал курс рубля. Он ввел новый таможенный тариф.

Министр финансов С. Ю. Витте Его экономическая программа включала в себя:

> жесткую налоговую политику, увеличение косвенных налогов;

> введение госмонополии на производство и продажу водки;

> протекционизм, защита русской промышленности от иностранной конкуренции;

> финансовую реформу -- введение золотого рубля;

> широкое привлечение иностранного капитала.

Внешняя: Основными задачами внешней политики России в 80--90-х годах были:

> укрепление влияния на Балканах;

> поддержание мирных отношений со всеми странами;

> поиск надежных союзников;

> установление границ на юге Средней Азии;

> закрепление России на новых территориях Дальнего Востока.

Марксизм: Первым русским марксистом был Г. В. Плеханов, в прошлом руководитель народнического «Черного передела». В 1883 г. в Женеве Плеханов, а также В. Засулич, Игнатов, М. Дейч, Аксельрод создали группу «Освобождение труда». В своей работе «Социализм и политическая борьба» Плеханов писал, что борьба за социализм -- это борьба за политические свободы и конституцию. Ведущей силой в этой борьбе будут промышленные рабочие. В России вначале надо свергнуть самодержавие, а через определенный период пролетариат должен совершить социалистическую революцию.

Первейшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии. После победы социалистической революции рабочие должны установить «диктатуру пролетариата». В будущем этот тезис был отвергнут многими социалистическими партиями Европы, но стал главным в идейном учении русских марксистов-ленинцев. Правда, Плеханов не исключал союз рабочих с либералами и крестьянами. В следующей работе «Наши разногласия», полемизируя с народниками, он утверждал, что Россия окончательно вступила на путь капитализма. Крестьянская община уже разделилась на богатых и бедных и теперь не является основой социализма, более того, она тормозит развитие сельского хозяйства. Вскоре, доказывал Плеханов, община исчезнет вообще. Следует также отметить, что Плеханов предостерегал от попыток установления «быстрого социализма». Иначе, писал он, «возникнет обновленный царский деспотизм на коммунистической подкладке».

34. Культура России во второй половине 19 в.

Характерной чертой этого времени становится широкое участие демократической общественности в развитии просвещения (организация новых школ, борьба против сословно-крепостнической системы образования, развитие форм внешнешкольного образования, воскресных школ, народных чтений, библиотек, народных театров). Развивалось женское образование. На рубеже 60-70-х годов 19 века создавались высшие женские курсы (Высшие женские курсы в Петербурге(Бестуживские)).

Широкую просветительскую деятельность развернули такие Общественные организации, как Московский и Петербургский комитеты грамотности; Общество распространения полезных книг в Москве , книжный склад «Посредник», возникший при участии Л. Н. Толстого . Большую культурно-просветительскую и научную работу вели многочисленные российские музеи- Политехнический, Сельскохозяйственный, Исторический и другие.

В начале 80-х годов стала доступной для широкой публики картинная галерея П. М. Третьякова, начало собирания которой было положено им в 1856 году. Изменение условий, в которых происходило развитие русской культуры во второй половине 19 века, сказалось и на состоянии русской науки. В условиях капитализма характерным для развития научной мысли становится все более тесная связь ее с потребностями развивающейся промышленности, с/х производства (изобретение электрической лампы, радиотелеграфа, начало воздухоплавания).

Характерной чертой русской науки второй половины 19 века было преимущественное развитие естествознания. В 60-е годы появились выдающиеся исследования И. М Сеченова, Д. И. Менделеева. В 1870 году по инициативе И. Н Крамского, Г. Г Мясоедова, В. Г. Перова образовалось новое художественное объединение - Товарищество передвижных художественных выставок. С 1871 года Товарищество устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, показанных затем в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Одессе, Риге. Такова была задача, поставленная членами товарищества, - знакомить общество с русским искусством, сделать его доступным не только жителям столичных городов, но и русской провинции.

Сюжетами картин передвижников становятся современная русская жизнь, родная природа, история русского народа. Живопись передвижников впервые в русском искусстве стала носить социальный характер. Ведущими жанрами , в которых работали передвижники , стали жанровые картины, портрет, а также исторические полотна и пейзаж. Товарищество объединило многих талантливых художников второй половины 19 века, став символом искусства демократического, не подчиняющегося строгим канонам, восприимчивого к поиску в искусстве. В его составе в разное время входили И. Е Репин, В. И. Суриков, В. Б. Маковский, А. К. Саврасов, И. И Шишкин, Н. А Ярошенко…

В литературе второй половины 19 века характеризуется возникновением социально-психологического романа, вершинами которого становится произведения Ф. М. Достоевского и Л. Н Толстого. Главное внимание писатели обращают на изображение личности конкретного, часто ничем не примечательного человека органической связи с окружающим его внешним миром. При этом внутренний мир героя имеет не менее важное значение, чем описание бытовой среды. В музыкальной культуре этого времени можно отметить два направления, одно из которых было представлено творчеством композиторов так называемой «Могучей кучки», а другое - П. И Чайковского и братьев Рубинштейн. Вместе они создавали неповторимое по силе и выразительности, правдивости и эмоциональности русское музыкальное искусство, составляющее славу и гордости русской культуры.

35. Русско-японская война 1904-1905гг. Революция1905-1907гг. причины, характер и цели, движущие силы, осн. этапы и итоги

Русско-японская война 1904-1905 гг. велась за господство в Северо-Восточном Китае и Корее. Война была начата Японией. В 1904 году японский флот напал на Порт- Артур, оборона которого продолжалась до начала 1905 года. Россия потерпела поражения на реке Ялу, под Ляояном, на реке Шахэ. В 1905 году японцы разгромили русскую армию в генеральном сражении при Мукдене, а русский флот - при Цусиме. Война закончилась Портсмутским миром 1905 года, по условиям которого Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступила Японии Южный Сахалин и права на Ляодунский полуостров с городами Порт-Артуром и Дальним. Поражение русской армии в войне ускорило начало революции 1905-1907 гг.

Обилие и острота противоречий в России, застой и безынициативность правительственной политики, усугубление поражением в войне с Японией, привели в 1905 г. к революции. По своему характеру революция 1905-1907 гг. была буржуазно-демократической, т. к. она ставила задачи бурж. -демокр. преобразования страны: свержения самодержавия и установления демокр. республики, ликвидации сословного строя и помещичьего землевладения, иначе говоря, револ. ликвидации феодально-крепостнических пережитков. По существу именно сохранение этих пережитков явилось основной социально-политической причиной революции. Причины: аграрно-крестьянский вопрос (малоземелье крестьян, помещичье землевладение), нац. вопрос (57% населения России составляли нерусские народы). Руководящей социальной силой в революции был пролетариат, и полит. стачка, характерная для пролетариата, явилась осн. средством револ. борьбы. В революции активное участие принимали мелкобуржуазные слои города и деревни, а также представлявшие их политические партии. Это была народная революция. 3 января 1905 - стачка на Путиловском заводе в Петербурге. Рабочие потребовали повышения з/п, отмены обяз. сверхурочных работ, 8-ми часового рабочего дня. Решили устроить мирное шествие к царю для подачи петиции о нуждах рабочих. По настоянию социал-демократов помимо экон. требований в петицию были включены и полит. : амнистия полит. заключенным, неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний и др.

Власти были заранее осведомлены о готовившемся шествии и приняли меры военного подавления “беспорядков”. Город был поделен на военные участки. Войска приняли полную готовность. Утром 9 января 140-тысячная толпа мужчин, женщин, стариков и детей, возглавляемая Георгием Гапоном, с иконами и портретами царя двинулась к Зимнему дворцу. Раздалась команда открыть огонь по толпе…Расстрелы происходили и в других частях города. Всего (неофициальным данным) было убито свыше 1200 человек, более 2000 ранено. День 9 января вошел в историю как “кровавое воскресенье”.

Расстрел в столице всколыхнул всю страну: в Петербурге, Москве, Прибалтике стала нарастать волна забастовок, полит. митингов, демонстраций. Апогея революция достигла в октябре-декабре 1905 г. , центр событий переместился в Москву. На несколько дней встали заводы, фабрики, железные дороги, закрылись магазины, перестали выходить газеты. Бастовали не только рабочие, но и студенты, аптекари, чиновники. На улицах - огромные митинги, демонстрации с требованием политических свобод, установления республики, созыва Учредительного собрания. Эта смута показала властям, что пришло время перемен. 17 октября 1905 года появился Манифест, даровавший России общественные свободы - неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов - и законодательную Думу. Власть исполн., правительственная, оставалась в руках царя. 3 ноября было объявлено об отмене выкуп. платежей с крестьян. Манифест 1905 года стал рубежом револ. событий. НО нововведение не удовлетворило потребностей радикалов, и в декабре 1905 г. в Москве вспыхнули столкновения рабочих с полицией, забастовка переросла в вооруженное восстание. Это высшая точка развития революции. Городские власти были блокированы повстанцами, но из Петербурга прибыл гвардейский Семеновский полк, который и подавил восстание.

Итоги: соц. и полит. строй обновился: исчезла цензура, появились представительство, партии, профсоюзы. Заметно улучшилось пол-е народа: крестьяне перестали платить выкупные платежи, выросла заработная плата промышл. рабочих, рабочий день сократился до 9-10 часов. Хотя революция и потерпела поражение, она явилась серьезной школой револ. борьбы, потрясла основы российского самодержавия. Революция 1905-1907 гг. повлияла на проведение антифеод. революций в 1907-1913 гг. в Турции, Иране, Китае.

Конституционные реформы, проведенные царским правительством в ходе и после революции 1905-- 1907 гг. , внесли ряд изменений в государственный строй России. Булыгинский проект (1905) создания высшего законосовещательного представительного органа -- Государственной думы, а затем Манифест 17 октября 1905 г. заложили основы формирования этого органа власти. Члены Думы избирались сроком на 5 лет; возрастной ценз избирателей-- 25 лет; голосование велось по куриям (группам избирателей), выборы не были равными; права голоса не имели женщины, военнослужащие, некоторые категории рабочих, часть “инородцев”. Верхний палатой парламента стал Государственный совет, имевший право вето. Император сохранял за собой всю полноту власти: правительство было ответственно лишь перед ним, он имел право распустить Думу, принимать указы без ее ведома. Таким образом, в России возникла новая форма государственного устройства -- “думская” монархия, не являвшаяся еще конституционной в чистом виде. В 1 и II Государственной думе (27 апреля -- 8 июля 1906 г. , 20 февраля -- 3 июня 1907 г. ) большинство составляли кадеты и трудовики. Основная борьба разгорелась по аграрному вопросу. Оба созыва Думы, “разжигающие в народе революционные настроения”, были распущены. 3 июня 1907 г. был принят новый избирательный закон, ограничивавший права крестьян и рабочих. III Дума (1907--1912), в которой преобладали октябристы и крайне правые, проводила политику лавирования между различными политическими силами (российский “бонапартизм”). В IV Думе (1912--1917) большинство мест полу чили октябристы, правые и кадеты. Первая мировая война и порожденные ею трудности и проблемы определили переход части членов IV Думы, в том числе и октябристов, в оппозицию к царскому правительству. Опыт российского парламентаризма, накопленный за годы деятельности 1--IV Государственной думы, представляет значительный интерес в условиях проводимых в наше время общественных преобразований и реформ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17