скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Югославянские народы в середине 40-х - конце 90-х гг. скачать рефераты

p align="left">2. Югославия в условиях самоуправленческого социализма. !950-е - конец 1980 гг.

На путях развития и совершенствования общественного самоуправления

Вопросы управления народным хозяйством стали главными в повестке дня VI съезда КПЮ в 1952 г. Съезд одобрил курс на перестройку экономики страны на принципах общественного самоуправления. На съезде было принято решение о переименовании коммунистической партии в Союз коммунистов Югославии (СКЮ), что как бы подчеркивало самостоятельность югославских коммунистов по отношению к КПСС. Народный фронт, в который входили КПЮ, Союз молодежи, профсоюзы и другие общественные организации, получил новое название - Социалистический союз трудового народа Югославии.

Изменения в народном хозяйстве, в социально-политической сфере были юридически закреплены в конституционном законе, который можно приравнять к конституции, принятом в январе 1953 г. Главой государства становился президент. Союзная народная скупщина претерпела изменения, вместо Веча национальностей создавалось Вече производителей. Федеральное правительство было переименовано в Союзное исполнительное вече (СИВ). Сменили названия и федеральные министерства. Они стали называться секретариатами. Президентом ФНРЮ был избран И.Тито, а вице-президентом - Н.Ранкович, долгое время руководивший органами безопасности.

В июне 1955 г. был принят Общий закон об устройстве общин и районов, направленный на дальнейшее развитие и совершенствование системы самоуправления. Общины (или коммуны) провозглашались первичными организациями местного самоуправления трудящихся. Скупщина общины избиралась всеми гражданами, проживающими или работающими на ее территории, ей принадлежала вся полнота местной административной и распорядительной власти.

В апреле 1963 г. после всенародного обсуждения Союзная скупщина ФНРЮ приняла новую конституцию. Страна получила новое название - Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Конституция провозгласила право на труд, 42-часовую рабочую неделю, оплачиваемый отпуск, образование, социальное обеспечение, минимальный личный доход. Союзная скупщина имела 5 палат. Однако вскоре было решено вернуться к двухпалатной системе. Новая конституция вводила принцип сменяемости выборных должностных лиц и депутатов (ротации) через каждые 2 года. Был также утвержден закон о создании конституционного суда Югославии.

В текст конституции со временем были внесены поправки (1967, 1968 и 1971 гг.), в результате чего был создан Президиум федерации, выполнявший функции коллективного руководящего органа. В его состав входили представители республик (по 3 человека) и автономных краев (2 человека). После принятия поправок расширились права республик и автономных краев. Они получили большую самостоятельность в экономике за счет центральных органов власти. Изменилось название трудовых коллективов. Они стали называться Организация объединенного труда (ООТ). Были расширены права предприятий. После всех отчислений в государственные фонды у них стало оставаться 2/3 чистого дохода.

В июле 1965 г. Союзная скупщина приняла ряд законодательных актов, положивших начало новой социально-экономической реформе. Ее основные цели и задачи сводились к следующему: переход к интенсивному хозяйствованию; ликвидация диспропорций между отраслями экономики и ее стабилизация; повышение производительности труда; активное включение страны в международное разделение труда.

Вводились также некоторые принципы рыночной экономики, чтобы обеспечить конкурентоспособность югославской промышленности на внутреннем и международном рынках. В связи с этим предусматривалась отмена монополии на внешнюю торговлю, льготы для предприятий, модернизировавших оборудование и технологические процессы. Налог с оборота с предприятий взимался после реализации продукции. Отменялись государственные дотации нерентабельным предприятиям, а сами они попадали под так называемое принудительное управление со стороны государственных органов. Сократились федеральные фонды капиталовложений в неразвитые регионы. Лица, не сумевшие трудоустроиться в Югославии, получали право на свободный выезд из страны. Еще большую самостоятельность получили республики и края.

В ходе внедрения реформы в жизнь выявились и положительные, и отрицательные ее стороны. С одной стороны, увеличились темпы прироста промышленного производства. Возросла рентабельность предприятий, модернизировалось их оборудование. В результате 2/3 прироста прибыли достигались за счет роста производительности труда. Однако рост потребление, значительно увеличение импорта нарушили стабильность экономики. Стремительно стала расти внешняя задолженность страны. Обострилась проблема трудоустройства. С начала 70-х гг. наблюдается рост безработицы. Свыше 1 млн. граждан Югославии вынуждены были искать заработки за рубежом. Еще более увеличились диспропорции в уровне экономического и культурного развития отдельных республик и автономных краев СФРЮ, а также в уровне жизни отдельных граждан.

Конец 60-х - начало 70-х гг. характеризуются резким ростом социальной и межнациональной напряженности. В мае 1968 г. в ряде городов СФРЮ прошли массовые студенческие демонстрации. Особо большой размах они получили в Белграде. "Бездомным студентам - общежития!", "Долой красную буржуазию!" - таковы были лозунги белградских студентов. Сказывалась неравномерность развития отдельных национальных регионов. По всем показателям в сфере экономики, просвещения и по уровню жизни на первое место в СФРЮ вышла Словения. Последнее место принадлежало автономному краю Косово, находившемуся в составе Сербии, большинство населения которой составляли албанцы.

Все послевоенные годы Косово развивалось медленнее, чем любой другой из национальных регионов Югославии. Массовая неграмотность населения, самый большой демографический прирост населения в стране и самая низкая заработная плата - вот наиболее точные характеристики Косово тех лет. Средства массовой информации соседней Народной Республики Албании (НРА) стали призывать албанское население Косова к воссоединению. В ноябре 1968 г. демонстрации студентов, школьников и рабочих состоялись в ряде городов этого автономного края. Однако в Косово, как ранее и в Белграде, демонстрации были разогнаны милицией, а их участники арестованы.

Национальная и социальная напряженность, сопутствующая экономической реформе, и протест против сложившейся политической и экономической ситуации с наибольшей силой проявились в 1971 г. в Хорватии. В ноябре 1970 г. по всей Хорватии обсуждался проект новой конституции. Ее статьи предусматривали дальнейшее увеличение прав союзных республик, опять-таки за счет уменьшения законодательных прав органов федерации. Необходимость конституционных преобразований диктовалась многими обстоятельствами, среди которых было желание хотя бы отчасти ослабить обострившиеся межреспубликанские отношения и противоречия. Центральная пресса того времени обращала внимание на намерение переложить ответственность за дальнейшее социально-экономическое развитие страны на республики. В период обсуждения статей проекта конституционных изменений выявились различия в оценке предложенных поправок в республиках и краях СФРЮ. Конституционная реформа ставила более развитые Словению и Хорватию в привилегированное положение, особенно по части статей, значительно уменьшавших отчисления в фонд федерации для развития национальных регионов. Практически во всех республиках - Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине - наблюдалась критика конституционных поправок. В Хорватии в средствах массовой информации все отчетливее и чаще говорилось об эксплуатации хорватского народа путем перекачки средств республиканского бюджета в "отсталые регионы с неработоспособным населением". Разногласия в подходе к решению вопроса о путях экономического и политического развития Хорватии вызвали раскол в партийно-государственном руководстве республики. Одна его часть поддержала требования еще большей самостоятельности Хорватии, обвиняя при этом руководство Сербии в шовинизме и бюрократическом централизме. Резко обострились отношения между хорватами и сербами на бытовом уровне. Оценивая ситуацию в Хорватии, президент и лидер СКЮ И.Броз Тито считал, что страна находится в преддверии межнациональной гражданской войны.

По приказу президента СФРЮ осенние волнения 1971 г. в Хорватии были подавлены силами милиции и армии. Руководители республики, особенно резко выступавшие за коренные экономические и политические преобразования, были арестованы, среди них - и будущий президент Хорватии, генерал-майор Ф.Туджман.

В декабре 1971 г. были отстранены от должностей руководители высших партийных и государственных органов в некоторых республиках и краях, в том числе в Сербии и в Хорватии. Как показали дальнейшие события, силовое решение сложной межнациональной и социально-политической ситуации дало лишь временный и недолговечный результат.

Обострение межнациональных отношений между сербами и хорватами в 1971 г. еще долгое время находилось в центре внимания политического руководства СФРЮ, склоняя его к более активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Если, например, VIII съезд СКЮ 1964 г. подчеркивал, что роль коммунистов заключается в работе в сфере идеологии и воспитания трудящихся, но не в области социально-экономической, то материалы партийных форумов начала 70-х годов внести коррективы в прежние политические аксиомы. Подчеркивалась необходимость усиления руководящей роли рабочего класса и его авангарда - СКЮ как ведущей силы, ответственной за направление общественного развития и социалистического самоуправления, силы, хранящей идеалы социалистической революции.

В 1971-1973 гг. происходила фактическая чистка руководящих кадров партийных, государственных и хозяйственных работников. Обвинения в их адрес типичны для политической лексики тех лет: технократизм, анархо-либерализм, антисоциалистический догматизм и т.п.

В 1974 г. была принята конституция, которая оказалась последней в истории "государственного содружества объединившихся народов". Согласно конституции, все средства производства находились в общественной собственности, предоставленной в пользование объединениям трудящихся. Последние образуют основные (первичные) организации объединенного труда (ОООТ). ОООТ провозглашались не только первичной ячейкой экономической системы страны, но и основной социально-политической структуры СФРЮ. Конституцией была введена так называемая делегатская система. На общих собраниях ОООТ избирались делегаты в вышестоящие органы самоуправления сроком на 4 года (в скупщины общин, городов, отдельных регионов и республик). Любой из делегированных депутатов теоретически мог быть отозван досрочно, если он недостаточно активно отстаивал интересы коллектива, выдвинувшего его в ОООТ.

Делегатская система не была подкреплена реальными возможностями социально-политического и экономического потенциала югославского общества. Большинство выдвигаемых в высшие органы власти депутатов были, по сути, представителями партийно-административной номенклатуры. Поэтому положение, чтобы избранные коллективами ОООТ делегаты скупщин, профсоюзных организаций исполняли волю избравших их коллективов, осталось только на бумаге.

Конституция 1974 г. значительно расширила права союзных республик и наделила их правами автономные края Сербии - Воеводину и Косово. Республики и края превратились по сути в независимые государственные образования и в сфере экономики, и в области государственно-политических прав.

Скупщина СФРЮ на совместном заседании двух палат (Союзное вече и Вече республик и краев) избирала Президиум СФРЮ - высший орган государственной власти. В его состав входили по одному представителю от каждой республики и автономных краев. За исторические заслуги перед народами Югославии Тито был назначен пожизненным председателем президиума, официально именуясь президентом. После его смерти 8 членов президиума ежегодно сменяли друг друга, именуясь председательствующим президиума СФРЮ.

Прошедший в июле 1978 г. XI съезд СКЮ был последним, на котором присутствовал и выступал его генеральный секретарь И. Броз Тито. В своем докладе он в очередной раз подчеркнул, что социалистическое самоуправление и политика неприсоединения являются основами внутренней и внешней политики СФРЮ. Съезд подтвердил, что в президиум СФРЮ делегируется равное количество представителей от республик и краев. Помимо ЦК был избран президиум ЦК СКЮ, в который вошло 23 человека. Его члены избирали из своих рядов сроком на 1 год председателя и на двухлетний срок - секретаря. Лишь правительство - Союзное исполнительное вече (СИВ) утверждалось Скупщиной на 4 года.

Неуклонное соблюдение демократических форм равноправия - ежегодная смена высших должностных лиц федерации и партии - приводило к различного рода конфликтам и организационным неурядицам, так как интересы республик и краев оставались различными. Эти различия, окончательно узаконенные конституцией 1974 г., стали еще более видимыми после смерти Тито в мае 1980 г.

Смерть И.Броз Тито - бессменного руководителя югославских коммунистов и главы новой Югославии на протяжении нескольких десятилетий, не могла не сказаться на дальнейшей судьбе федерации. Неоднократно личность этого человека была весьма значимым фактором в решении коренных вопросов внешней и внутренней политики, а авторитарный характер созданного им режима сдерживал остроту межнациональных противоречий.

В 80-е гг. СФРЮ вступила в обстановке резко усугубившихся экономических трудностей и выплеснувшегося на поверхность национально-политического кризиса в автономном крае Косово. В апреле 1981 г. в Косово начались массовые митинги и демонстрации. Одним из основных лозунгов протестующих было требование предоставления краю статуса союзной республики. Эти выступления явились для Белграда неожиданностью. Позже это объясняли тем, что подавляющее большинство работников милиции и органов безопасности Косово были албанцами, и не проинформировали своевременно о росте националистических и сепаратистских настроений среди жителей.

События в Косово были первым и весьма тревожным симптомом для Югославии послетитовского периода. Для нормализации положения президиум СФРЮ принял решение об объявлении в Косово чрезвычайного положения. На территорию автономного края были введены армейские подразделения и объединенный отряд милиции союзного Секретариата внутренних дел.

Одновременно все более ощутимыми становились кризисные симптомы в экономике СФРЮ. В числе причин было, в частности, то, что конституция 1974 г. увеличила самостоятельность республик и краев до такой степени, что единая экономическая система югославской федерации перестала существовать. В Югославии образовалось восемь автономных экономических регионов, которые стали практически государствами в государстве. Экономическая автономия республик и краев порождала автаркию. Сокращался межреспубликанский товарооборот. Республики контролировали свыше половины цен на выпускаемую продукцию и стремились продавать ее по максимальной цене, способствуя тем самым росту цен и инфляции. Реальная власть в республиках сосредоточилась в руках государственных чиновников, а не органов самоуправления. И хотя в июле 1982 г. в Скупшине СФРЮ была принята долгосрочная программа стабилизации, кризис экономики стал постоянным явлением в жизни югославского общества на протяжении 80-х годов.

Ситуация в Косово оставалась весьма напряженной не только в 80-е годы, но и на протяжении всех 90-х. Косовскую проблему также можно считать в качестве одной из причин распада югославской федерации как единого государства.

Уже в начале 1982 г. на IX съезде Союза коммунистов Сербии отмечалось, что постоянно нарастает тенденция выселения из Косово сербов и черногорцев, что албанские националисты выдвинули лозунг создания "этнически чистого" Косова.

В 1988 г. скупщина Сербии приняла поправки к республиканской конституции, существенно ограничивающие полномочия краевых органов власти. Этим актом Воеводина и Косово лишались части законодательных и судебных функций. Это решение вызвало массовые акции протеста (демонстрации, забастовки) косовских албанцев.

Ответом на сепаратистские выступления и акции протеста в связи с ограничением автономии явились не только массовые контрманифестации сербов (например на одном из митингов сербов в Белграде осенью 1988 г. участвовало около 1 млн. человек), но и жесткие административные меры. В 1989 г. были смещены со своих постов, а затем арестованы руководители края, введен комендантский час.

Страницы: 1, 2, 3