скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Япония в конце нового времени. Революция Мэйдзи скачать рефераты

p align="left">Такие самураи являлись главными вассалами князя - каро или управляющими ленными владениями - кунигаро. Содержание даймё и его вассалов, истощавшее бюджет страны, осуществлялось за счет крестьянства, которые получали в пользование земельные наделы на правах аренды и платили за это ренту - налог (нэнгу), а также исполняли всевозможные повинности. Таких крестьян, прилепленных к своему наделу, именовали "хомбякусё", т.е. "настоящие крестьяне" [2, с. 28].

Большая часть производимая крестьянами сельскохозяйственная продукция отбиралась в пользу их эксплуататоров, хотя основной налог должны были собирать по принципу "соко року мин" - "4 части - князю, 6 - народу", иногда "2 - князю, 1 - народу" [22, с. 22].

Эпоха правления сёгунов Токугава была временем наивысшего расцвета сословия самураев, окончательного сложения его идеологии, культуры и обычаев. Однако это же время ознаменовало собой завершающий этап развития японского феодализма, этап его разложения и низвержения, которые повлекли за собой упадок самурайства и ликвидацию его как сословия, порожденного феодальным строем и не могущего существовать без этого строя [22, с. 23].

3. Падение сёгуната и революция Мэйдзи

3.1 Кризис сёгуната и гражданская война

В 1603 году установилась власть династии Токугава. Власть всё более крепла, расширялась и росла, но уже в 60-х годах начала постепенно ослабевать. Этому способствовал ряд причин, которые привели в упадок власть династии Токугава и "восстановили" власть императора, "законного правителя". Во - первых, это кризис внутри токугавского сёгуната, связанный с волнениями крестьян; во - вторых, гражданская война в 1863 - 1867 годах; в - третьих, насильственное "открытие" страны и начало проникновения иностранного капитала в Японию; в - четвёртых, революция Мэйдзи, которая повлекла за собой смену правящих кругов, и на смену Токугава приходит император.

Конец XVII - начало XVIII веков были отмечены ухудшением общей экономической ситуации в стране. Разрыв между уровнем жизни дворянства и простого народа чрезвычайно возрос. Несмотря на значительное развитие товарного хозяйства, в деревне ухудшается положение крестьянства вследствие увеличения феодалами нормы налогов. Разорение крестьянского хозяйства привело к сокращению населения. В 1726 году население Японии составляло 26,5 миллионов человек, в 1804 году - 25,5 миллионов человек [14, с. 140].

Прямым следствием усиления эксплуатации было бегство крестьян из деревни. К концу XVIII века число бежавших достигло 1 миллиона 400 тысяч человек [14, с. 140]. С 1712 года по указам сёгуна стали проводиться постоянные проверки городского населения с целью возвращения беглых крестьян на прежнее местожительство.

Тяжёлое положение трудового населения усугублялось стихийными бедствиями, обрушившимися на Японию в этот период (землетрясения, наводнения, тайфуны и т.д.). В 1732 году значительная часть урожая в Центральной Японии и на острове Кюсю погибла из-за наводнения и нашествия саранчи; от голода умерло около 1 миллиона человек. В 80-х годах начался массовый страшный голод по всей стране. Он был следствием не только стихийных бедствий, но, прежде всего беспощадной эксплуатации чиновников бакуфу и даймё, забиравших у крестьян почти весь урожай риса [14, с. 141].

Доведённые до крайности крестьяне восставали. Новой чертой крестьянских выступлений была их массовость и необычный размах, нередко охват нескольких провинций, когда правительственные войска или военные соединения князей не могли справиться с восставшими. Так, голодающие крестьяне провинции Дэва подняли восстание в 1747 году, быстро захватившее значительную территорию, а в 1749 году в связи с голодом и неурожаем начались волнения в княжестве Айдзу.

Одно из крупнейших восстаний с числом участников 200 тысяч человек произошло в 1754 году в районе Курумэ на острове Кюсю, где дополнительным налогом было обложено все население княжества в возрасте от 8 до 80 лет. Крестьянское восстание в 1764 - 1765 годов в районе Канто (провинции Кодзукэ, Симодзукэ, Мусаси) вылилось в грандиозный поход на Эдо, в котором участвовало 200 тысяч человек. Поводом к выступлению стало введение дополнительных налогов, которые в итоге развернувшихся событий правительство вынуждено было отменить. Но сотни участников восстания погибли в тюрьмах.

80-е годы XVIII века были временем большого количества и городских восстаний, проходивших одновременно с крестьянскими бунтами и выступлениями. В мае 1787 года восстаниями в городах была охвачена вся страна, начавшись в Осака, они перебросились в города центральной и южной части Хонсю, островов Кюсю и Сикоку [14, с. 141].

Представители токугавского сёгуната путём всевозможных административных мероприятий (реформ, законодательных установлений) пытались приостановить разложение феодальных порядков. Но финансовый кризис бакуфу, расстройство основы экономики - натурального хозяйства, производившее в результате развития товарно-денежных отношений, ослабление позиций самурайства и активное развитие торгово-ростовщического капитала - все эти явления наблюдались ещё при пятом сёгуне из дома Токугава - Цунаёси, находившемся у власти в 1680-1709 годах. Политика восьмого сёгуна Токугава Ёсимунэ, правившего страной с 1716 по 1751 годы, имела ту же ориентацию на восстановление былого экономического и политического положения дворянства. Но осуществление этого было невозможным вследствие значительно углубившихся кризисных явлений в феодальном обществе Японии.

Острое недовольство различных социальных слоёв и классов режимом сёгуната выражалось в крестьянских восстаниях, городских "рисовых бунтах", в участии в вооруженных выступлениях представителей торговой и зарождавшейся промышленной буржуазии и даже представителей правящего самурайского сословия. Это была та социальная сила, которая постоянно расшатывала режим сёгуната и привела в начале ХIХ века к глубокому политическому кризису.

Одним из крупных антиправительственных выступлений было восстание Осио Хэйхатиро (1794--1837 годы) в Осака в 1837 году. Осио принадлежал к самурайскому сословию и занимал должность начальника городской стражи. Начавшимся в округе голодом воспользовались торговцы рисом, взвинтившие цены. Осио обратился к чиновникам сёгуната с требованием наказать торговцев-богачей, развязавших спекуляцию. Получив отказ, Осио распродал свое имущество, в том числе фамильную библиотеку с редкими, ценными рукописями и книгами, и, купив рис на вырученные деньги, раздал его городскому населению.

Осио и его сторонники разослали воззвание к народу и прокламации в 33 административных пункта осакской и соседних провинций - Сэцу, Кавати, Харима, Идзуми [15, с. 149] .

17 февраля 1837 года триста вооруженных повстанцев открыли склады богачей и начали раздавать рис. В городе захватывали и жгли богатые кварталы, дома ростовщиков, оптовиков-рисоторговцев, в том числе были сожжены дома и склады двух влиятельных фирм, уже в то время объединявших торговую и промышленную деятельность -- Мицуи и Коноикэ. В восстании, преждевременно раскрытом и подавленном, не успели принять участие крестьянские отряды, шедшие на помощь в Осака из крестных провинций.

Восстание Осио вызвало широкую ответную волну в самых различных районах страны. Одним из подобных движений было выступление против торгово-ростовщической буржуазии восьмисот горожан и крестьян в районе Касивадзаки под руководством Икута, называвшего себя учеником Осио [15, с. 149].

Руководители восстания в Осака не представили, да и не могли иметь реальной программы социального переустройства. Тем не менее, при всей противоречивости призывов (Осио заявлял, что не выдвигает политических задач, но в то же время критиковал феодальный режим, призывал свергнуть сёгуна и восстановить власть императора) [15, с. 149], восстание стало важнейшим этапом в истории развития сопротивления угнетаемых масс Японии. Важным было также то, что в выступлении объединились представители разных социальных слоев -- городские низы поддержало крестьянство, у руководства восстанием стояли самураи. Все это свидетельствовало также о серьезных изменениях в общей политической обстановке страны.

Нарастание крестьянских и городских бунтов по всей Центральной Японии после восстания 1837 года, подрыв экономики и политической стабильности могут объяснить новую попытку сёгуната укрепить феодальные порядки. После серии реформ периодов Кёко (1716--1735 годы) и Кансэй (1787--1793 годы) эти мероприятия бакуфу известны как реформы годов Тэмпо (1830--1843 годы) [14, с. 149-150]. Осуществлял введение реформ дом Мидзуно, после отставки Мацудайра Саданобу фактически руководивший политикой сёгуната в течение 30 лет. В 1834 году энергичный представитель этого дома Мидзуно Тадакуни занял пост члена Совета старейшин (родзю), а после смерти сёгуна Иэнари в 1841 году получил почти неограниченные полномочия правителя при новом сёгуне Иэёси (1838--1853 годы) [14, с. 150].

Реформы Мидзуно Тадакуни запрещали роскошь, богатое украшение домов, торжественные праздничные шествия, курение табака и многое другое как разрушающее нравы и "скромный" образ жизни.

Но наибольший эффект должно было дать серьезное ограничение деятельности торгово-ростовщического капитала -- указ о роспуске в декабре 1841 году монопольных гильдий кабунакама [14, с. 150]. Однако за длительное время существования эти организации приобрели такую экономическую мощь и влияние, что сёгунат оказался не в состоянии добиться реформами каких-либо результатов. Указ о роспуске кабунакама, означающий свободу торговли, не только не привел к снижению вздутых монополиями цен, но вызвал совершенно неуправляемое состояние рынка. Указы о запрещении торговых корпораций и оптовой торговли, а также попытка ликвидировать проценты на долги самурайства у торговцев рисом вызвали взрыв недовольства со стороны торговцев и ростовщиков, саботаж реформ, что Мидзуно Тадакуни в сентябре 1342 году был вынужден уйти в отставку. Ликвидация кабунакама была официально отменена в 1851 году [14, с. 150].

Крах третьей попытки реформ, имевших целью укрепить феодальный строй, свидетельствовал о дальнейшем ослаблении позиций класса феодалов и неуклонном росте активности буржуазных слоев, добившихся уничтожения феодальных ограничений и получивших таким образом перспективы более быстрого, чем ранее, развития.

Немаловажное значение в деятельности оппозиционных сёгунату сил имело идеологическое обоснование их выступления. Оно заключалось в попытках доказать юридическую несостоятельность, "незаконность" правления сёгуна, узурпировавшего власть у "законного" правителя -- императора.

Еще в середине XVII веке образованные самураи из числа тодзама-даймё, политически и экономически притесняемых деятельностью дома Токугава, объединились с целью доказать "историческими" аргументами неправомерность существования сёгунского режима. В 1660 году один из образованных представителей феодального дома Мито -- Мицукуни, создавший "историческую школу Мито", вместе со своими учениками и коллегами завершил составление "Дайнихонси" -- огромного собрания древних мифов, легендарных и полулегендарных сведений, исторических хроник.

Публикация разнообразных древних историко-литературных памятников должна была "документально" подтвердить древность и непрерывность в веках существования императорской династии, подлинность ее прав на управление страной и, таким образом, обнажить и подчеркнуть узурпаторскую роль сёгуната.

Идеи школы Мито продолжала так называемая национальная школа кокугаку.

Публикациями древних документов, исследованиями и комментариями к "Кодзики", "Манъёсю", "Нихонсёки", "Гэндзимоноготари", к обрядовым песням кагура и молитвам норито, которые имели противокитайскую направленность, ученые этой школы стремились показать значительность и весомость национального наследия, глубину японской классической культуры. Об огромном объеме работы, проделанной кокугакуся свидетельствуют труды только одного Мотоори Норинага -- он оставил 263 тома завершенных работ, а также огромное количество эссе, дневников и разных записей [14, с. 151].

Историческая концепция кокугаку исходила из "подлинности" мифологической эры как начала японской истории, а также "божественного" сотворения Японских островов и особого "божественного" происхождения японского императора и всей японской нации. Наиболее ясно эта идея была развита в работах Хирата Ацутанэ - "Наша земля - родина богов, и все мы произошли от них". "Уникальность" власти японского императора одновременно является поводом для кокугакуся продемонстрировать специфику и неповторимость "японского пути". В Китае "обыкновенный человек случайно становится царём, и царь вдруг превращается в обыкновенного человека…" [14, с. 151]. В Японии, "пока существует земля и небо, пока светит луна и солнце, на протяжении бесчисленного количества тысяч поколений, он вечен, державный правитель".

Признание истинности "японского пути" в противовес китайскому, законности и почитания императора "сонно" в противовес узурпаторской позиции сёгуна стало главной линией дворянско-буржуазной идеологии в первой половине XIX века, подготовившей борьбу накануне событий 1867-1868 годов.

В атмосферу социального кризиса дополнительный "горючий" материал внесла усилившаяся борьба в феодальном лагере. Могущественные князья-тодзама объединились против дома Токугава. Их княжества на юго-западе страны (Сацума, Тёсю, Тоса, Хидзэн), значительно удаленные от Эдо, обладали экономической и военной самостоятельностью. Знаменем антитокугавской коалиции стал император и его окружение. Выдвинув задачу восстановления "законной" императорской власти, князья-тодзама выступали, таким образом, против узурпатора -- сёгуна [14, с. 152]. Однако антисёгунская направленность коалиции складывалась постепенно.

Отход значительной части феодалов от поддержки токугавского режима определялся также неудачами во внутренней политике сёгуната, опиравшейся на систему регламентаций, и фактическим крушением политики изоляции. "Закрытие" страны консервировало наиболее застойные формы феодальных отношений и привело к отставанию Японии от европейских стран, но не могло прекратить развитие производительных сил, товарно-денежных отношений, хотя в известной мере и затормозило этот процесс. В условиях внутреннего кризиса всей феодальной системы токугавского сёгуната участились попытки визитов европейских и американских военных кораблей к японским берегам. В 1825 году бакуфу еще продолжало рассылать старые предписания обстреливать иностранные суда в случае их приближения к японским берегам, но уже в 1842 году был издан указ с требованием снабжать прибывающие в японские порты иностранные суда водой и продовольствием и лишь потом требовать их ухода.

Также одной из причин, которая подрывала власть токугавского сёгуната, была гражданская война в 1863 - 1867 годах.

Действия оппозиционных сил включали теперь выступления горожан, представителей разнообразных слоев складывающейся буржуазии, ронинов, крупных боевых отрядов самурайства, которые боролись не только против бакуфу, но и против верхушки феодальных княжеств.

Обратившись к императору за "советом" в момент прибытия в страну эскадры Перри, сёгун как бы связал себя обязательством и в дальнейшем консультироваться с двором. Переговоры с американцами вызвали сопротивление императора и кугэ, но сёгунат, невзирая на их противодействие, подписал договор. Это усилило противостояние двух группировок правящего лагеря и объединило различные группы дворянской оппозиции в активных действиях и пропаганде против сёгуната.

Особенную ненависть вызывал правительственный деятель Ии Наосукэ (1815--1860 годы), назначенный регентом (тайро) в мае 1858 года и жестоко расправлявшийся с оппозицией. Вскоре после подписания договора (1858 год) более ста самураев подверглось тюремному заключению, четверо были казнены [14, с. 156]. Среди них Хасимото Санаи (1834--1859 годы) и Ёсида Сёин (1830-- 1859 годы) -- два образованных самурая, деятельные противники сёгуната, сторонники реформ и реставрации императорской власти. Фигура Ёсида Сёин после событий 1867--1868 годов была овеяна легендами, он стал национальным героем. Крупные политические деятели считали его своим духовным и интеллектуальным наставником.

Однако полицейские расправы не могли остановить ни продолжавшихся крестьянских восстаний, ни массовых выступлений самурайства. В марте 1860 года Ии Наосукэ был убит самураями из возглавлявшего антисёгунскую оппозицию княжества Мито. Тогда токугавское правительство решило изменить тактику -- оно пошло на соглашение с группой высшей придворной бюрократии в Киото. Это объединение воевно-феодального дворянства буси с кугэ (своеобразная форма политического компромисса между сёгуном и рядом влиятельных даймё) составило группировку кобугаттай, которая, с одной стороны, стремилась укрепить оплот феодализма -- сёгунат, а с другой -- содействовала проведению политики бакуфу "изгнания варваров". Внешне сёгунские чиновники продолжали соблюдать договоры, поддерживать нормальное обращение с иностранцами, в то же время по стране тайно рассылались директивы населению готовиться по сигналу выступить против "иностранных варваров" [14, с. 156].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6