скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Холокост в годы Второй Мировой войны скачать рефераты

2. Антисемитизм как официальная политическая линия правительства нацистской Германии

2.1 Положение еврейского населения Германии в конце 30-х - начале 40-х годов ХХ века

1 апреля 1933 года нацисты провели бойкот еврейских магазинов и товаров, который не принес результатов. В 1934 - 1935 годах Гитлер реализовал одно из своих основных программных положений: преследование евреев должно носить не стихийный характер, а основываться на законодательной базе. Первоначально евреи получили статус "неарийцев" и были изгнаны с государственной службы. Одно из главных направлений преследований еврейского населения на тот момент коснулось их личных прав. Были сначала ограничены, а затем категорически запрещены не только браки, но и личные отношения евреев с "арийцами". Знаменитые антиеврейские законы были приняты в 1935 году в Нюрнберге на съезде нацистской партии. Было дано официальное определение, что евреем является внук, как минимум, 3-х еврейских дедушек и бабушек из 4-х. Евреем считался и внук 2-х предков из 4-х, если он состоял в браке с евреем (еврейкой); исповедовал иудаизм; обладал ярко выраженной еврейской внешностью. Евреи были лишены гражданства рейха. Антиеврейская пропаганда несколько стихла в период проведения в Берлине в 1936 г. Олимпийских игр.

В середине 1938 г. было принято решение о депортации 17000 человек, въехавших в Германию после 1918г. Сын одного из депортированных застрелил немецкого дипломата в Париже. Спустя несколько дней в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей Германии и Австрии прокатились антиеврейские погромы. После так называемой "Хрустальной ночи" Альтман И.И. Жертвы ненависти. Холокост в СССР. 1941-1945 гг.. - М., 2002.-С. 15. началась принудительная "ариизация" еврейских предприятий: она была замаскирована под "добровольную" передачу евреями своей собственности немецким предпринимателям. В начале 1939 г. власти начали поиск путей для насильственной депортации евреев рейха. В условиях диктатуры и террора, которые царили в гитлеровской Германии, любые протесты были безрезультатны. В начале 1939 г. Гитлер поручил "ответственному за 4-летний план" Герману Герингу подготовить меры к выселению евреев Германии. Начало Второй мировой войны не только увеличило их количество (после присоединения к Германии западной Польши), но и осложнило пути для легальной эмиграции. До 1938 г. антиеврейские мероприятия не затрагивали права на собственность. Государство поощряло деятельность сионистских организаций и формально не препятствовало эмиграции в Палестину. В 1940 - начале 1941 года нацисты разрабатывают несколько вариантов решения еврейского вопроса: предлагают Кремлю принять евреев рейха в СССР, инициируют планы "Мадагаскар" (переселение всех евреев на этот остров у берегов юго-восточной Африки) и "Люблин" (создание еврейской резервации в оккупированной нацистами части Польши, получившей название "Генерал-губернаторство"). Таким образом, руководители Германии не планировали физически уничтожить весь еврейский народ, а поспешно искали пути "избавления от евреев". Однако, все эти проекты не были реализованы.

Массовые убийства евреев, вопреки распространенному мнению, начались не в России после 22 июня 1941 г., но значительно раньше в Польше в 1939-1940 годах и в Сербии весной 1941 года. В Польше проходила массированная подготовка как к будущей "молниеносной войне" против СССР, так и к физической ликвидации групп населения, названных "враждебными в расовом отношении". Именно на территории Польши, а не Советского Союза, как было принято считать ранее, началось осуществление германской политики физического уничтожения населения, обращения людей в рабство, абсолютного пренебрежения к человеческому достоинству и международному праву. Части вермахта еще не участвовали непосредственно в массовых убийствах гражданского населения, но военное командование не требовало осуществления оккупационной политики, отвечавшей международным нормам. Вермахт был в состоянии выступить против преступлений СС: полицейские подразделения находились в юрисдикции военных трибуналов. Но никаких протестов не было. Уже в Польше вермахт утратил право претендовать на то, чтобы считать германских солдат не виновными в преступлениях против человечности.

20 января 1942 года в пригороде Берлина прошло одно из самых известных совещаний периода Второй мировой войны. Оно целиком посвящалось уничтожению целого народа - "окончательному решению еврейского вопроса". Впоследствии это заседание получило название "Ванзейская конференция". Протокол совещания фигурировал на Нюрнбергском процессе как одно из важнейших доказательств в разделе "Преследование евреев". Нередко это совещание характеризуют как "выработавшее план" уничтожения европейских евреев. Нацисты использовали в своей терминологии понятие "всеобщее" и "окончательное решение еврейского вопроса". Под первым они понимали полное изгнание евреев из Германии. В протоколе совещания содержится ссылка на "предварительное согласие фюрера" осуществить "эвакуацию" евреев Европы на Восток (т. е. перемещение их в лагеря уничтожения) Мадиевский С. Почему Холокост?//Новый мир. - 1999. - № 9.-С. 13.. Под вторым понятием подразумевалось поголовное уничтожение еврейского народа.

2.2 Гетто. Рабочие и концентрационные лагеря. Лагеря смерти

Холокост (от древнегреч. "holokaustos" - всесожжение; уничтожение огнем; жертвоприношение) - гибель значительной части еврейского населения Европы ( около 6 млн. ) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях на протяжении 12 лет гитлеровской диктатуры. В еврейской литературе эта гекатомба обозначается библейским понятием Шоа (катастрофа, великая беда) или же аналогичным арамейским понятием Хурбан Рашковский С. Судьбы Европы или недоученные уроки Холокоста//Эхо планеты. - 2005. - N 4.-С. 18..

Изоляция евреев от остального населения занимала особое место в комплексе антиеврейских мероприятий оккупационных властей. Оккупанты использовали различные варианты мест принудительного содержания: пребывание евреев в том или ином населенном пункте в течение определенного времени после оккупации и до расстрела; наличие "открытого" и "закрытого" гетто; места принудительного содержания евреев перед расстрелом; транзитные гетто; рабочие и концентрационные лагеря. По своей структуре, органам управления, степени вовлеченности в военную экономику оккупационных властей они значительно отличались друг от друга.

Гетто создавались прежде всего в городах, районных центрах, местечках вблизи железных дорог, куда сгонялось население из ближайших населенных пунктов. Самым крупным было Варшавское гетто, где на 3% городской территории оказалась четверть жителей бывшей столицы Польши - 500.000 человек. Можно выделить следующие "минимальные признаки" гетто: переселение еврейского населения в специальный квартал (помещение) и (или) отделение его от окружающих; изоляция путем ношения опознавательных знаков; ограничение передвижения или полная изоляция с использованием ограждения и охраны; создание органов руководства общиной; привлечение к принудительному труду через еврейские советы или старост; продолжительность проживания в месте принудительного содержания. Все гетто условно можно разделить на два основных типа: "открытое" и "закрытое". Первый из них (без физической изоляции евреев в охраняемый квартал или помещение) носил временный характер - до уничтожения либо переселения в "закрытое" гетто, депортации, отправки в рабочие лагеря. Узники "открытого" гетто чаще всего оставались в своих домах или квартирах, где проживали вместе с семьями. В некоторых случаях они переселялись в неогороженную и неохраняемую часть населенного пункта. Обязательным признаком такого гетто являлось создание юденрата либо назначение (выборы) старосты.

Первым из мероприятий оккупационных властей, сразу показывающим особый статус еврейского населения, являлась отдельная регистрация и идентификация евреев. Эти меры не были унифицированы, они отличались в зависимости от зоны оккупации и органа управления данной территорией. "Еврейские списки" жителей составляли работники домоуправлений. Также были установлены разные возрастные границы для регистрации. Обычно при первичной регистрации населения она совпадала с возрастом трудовой повинности для евреев, т. е. с 14 лет. Указание на национальность у евреев выносилось на обложку удостоверения личности (это могла быть первая буква слова "jude" ("еврей" - прим. автора) на немецком или слова "жид" по-русски). Второй важной мерой по идентификации и обособлению евреев от остальных групп населения являлся приказ об обязательном ношении ими специальных опознавательных знаков. Эта мера имела огромное моральное значение, наглядно свидетельствуя о переходе евреев на положение изгоев. Желтые звезды (как правило, шестиконечные) или круг (его называли "лата") являлись двумя основными формами опознавательных знаков, нашивавшихся на одежду. Типичной также была нарукавная повязка белого цвета с вышитой голубой шестиконечной звездой или надписью на немецком языке "jude".

С первых дней оккупации евреи были ограничены в передвижении. В некоторых городах для них был установлен особый комендантский час; евреям под угрозой смерти запрещалось появляться в определенных кварталах; для них было ограничено или установлено неудобное время покупок на рынке. Узники не имели права пользоваться общественным транспортом. После создания гетто они могли появляться на улице лишь в трудовых колоннах. В ходе переселения в гетто создавались естественные предпосылки для ограбления переселенцев и потери ими значительной части имущества. Евреям разрешалось иметь лишь минимум вещей и денежных средств из расчета на 1 месяц вперед. С начала оккупации и вплоть до акций физического истребления шло систематическое ограбление еврейского населения в виде многочисленных контрибуций, налогов и штрафов. Их имущество (дома, земля, ценности) с первых дней оккупации подлежало "ариизации".

Внешним признаком "закрытого" гетто становилось его ограждение колючей проволокой, кирпичной стеной или глухим деревянным забором. Оно возводилось силами узников и за их счет. Вход и выход из гетто могли быть осуществлены только через один или несколько пропускных пунктов, которые охранялись с внешней и внутренней стороны. Создание гетто такого типа означало полную физическую изоляцию еврейского населения. Оно отличалось от рабочего или концентрационного лагеря прежде всего возможностью проживания с семьей и наличием части личного имущества. Для оккупационных властей решающими факторами при создании "закрытых" гетто были задачи поэтапного осуществления "окончательного решения" и максимально эффективной эксплуатации рабского труда узников.

Транзитные гетто для евреев, перемещаемых в Транснистрию (территориальная единица, созданная румынскими оккупантами между Южным Бугом и Днестром) или в лагеря уничтожения на территории Польши, располагались за пределами населенных пунктов. Они получили большое распространение на территории румынской зоны оккупации. Узники не привлекались к работам. Обычно евреи находились в таких гетто очень короткий промежуток времени - для ночлега и отдыха охраны.

Рабочими или трудовыми лагерями оккупанты называли места временного содержания евреев при проведении длительных принудительных работ внутри или вне того или иного населенного пункта, а также места концентрации еврейского населения, используемого на сельскохозяйственных работах. Они возникали в период существования гетто и продолжали действовать после их ликвидации.

В рабочие лагеря забирали молодых и здоровых мужчин и женщин. Потребность в рабочей силе ввиду большой смертности узников от непосильного труда и ужасных условий содержания была весьма велика. Поэтому нацисты нередко проводили в гетто внезапные облавы, в ходе которых арестовывались и направлялись в трудовые лагеря даже квалифицированные специалисты, занятые на производстве. Режим и условия существования узников рабочих лагерей вполне сопоставимы с условиями и режимом концлагерей или лагерей военнопленных. Численность заключенных в рабочих лагерях не была постоянной и колебалась от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.

В концлагерях изоляция от внешнего мира была полная. Охрана стояла на сторожевых вышках с пулеметами. Основные рабочие производства были сосредоточены в самом лагере. Выход же на работы за его пределами проводился только под охраной конвоя. Большинство концлагерей находилось в лесах, на заболоченных участках. Узники выполняли самые тяжелые физические работы: корчевка леса, прокладка железных дорог, работа в сланцевых шахтах, строительство железобетонных бункеров и укреплений. Женщины должны были выполнять такую же непосильную физическую работу, как и мужчины. Тысячи людей умирали от голода, эпидемий и невыносимой физической работы.

Помимо евреев, там работали советские военнопленные и заключенные других национальностей. С учетом 15-часового рабочего дня, постоянных издевательств и избиений эсэсовцами, тесноты и холода выжить в таком лагере было чрезвычайно сложно. Смертность узников концлагерей была значительно выше, чем в гетто. Скрыться из него или подготовить вооруженное сопротивление также было сложнее, чем в гетто. Эти концлагеря были ликвидированы нацистами буквально накануне вступления в них советских войск в сентябре 1944 г. Узники, по мере приближения фронта, частично были уничтожены, а частично перевезены на территорию рейха.

В 1941-1942 гг. в Польше были созданы 6 лагерей смерти для уничтожения евреев - Хелмно, Белжец, Собибор, Треблинка, Майданек, Освенцим. Только в Освенциме (Аушвице) было убито более 1 миллиона евреев. Он был впервые опробован на советских военнопленных. Врачи Освенцима проводили селекцию и опыты над обреченными. Узников уничтожали вплоть до середины января 1945г.

Воздухонепроницаемые фургоны с выведенными внутрь выхлопными газами использовались в лагере смерти Хелмно (здесь уничтожили 300.000 евреев). Он начал действовать уже в декабре 1941 г.

Лагерь смерти Белжец функционировал с марта по декабрь 1942 г. Здесь погибло около 600.000 евреев.

В Треблинке до августа 1943 г. нацисты уничтожили 870.000 евреев.

В октябре 1943 г. (после восстания и побега узников) прекратил существование лагерь смерти Собибор, в котором погибли 250.000 евреев.

Сотни тысяч евреев были уничтожены в Майданеке под Люблином.

На всём протяжении многовековой еврейской истории никогда антисемитизм не принимал столь чудовищных размеров и таких звериных форм, как в период нацистского владычества.

Заключение

Полное осознание Холокоста лежит за пределами человеческого разума. На Земле уже живут поколения, которые, к их счастью, не могут помнить о "сожженных заживо". По тематике Холокоста десятки лет в странах Европы, а также у нас, работают особые мемориальные и научные учреждения, собираются тысячи свидетельств случайно уцелевших, со временем все более редких очевидцев, издается множество документальных сборников, судебно-следственных материалов, монографий и статей. И все-таки простому читателю мало что известно о страшном всемирно-историческом феномене Холокоста.

В 2000 году в столице Швеции прошел первый международный форум по Холокосту. В этом форуме участвовали 600 делегатов из 47 стран, в том числе из России, среди них 20 президентов и премьер-министров. Представляется неслучайным тот факт, что первым о Холокосте людям поведал швед Свен Норман, в годы войны выполнявший роль курьера польского движения сопротивления.

В 2002 году министры образования стран-участниц Совета Европы приняли резолюцию о том, что во всех школах их государств следует проводить "День памяти", призванный почтить память жертв Холокоста.

В 2005 году на 60-том заседании Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение о том, что 27 января станет Международным днем памяти жертв Холокоста.

Не прошло и полувека, как западные немцы стали осознавать, что их отцы и деды, служившие в вермахте, - военные преступники, которые под предлогом борьбы с коммунизмом, а заодно и с евреями, с нечеловеческой жестокостью расчищали мир для германской экспансии.

Огромные деньги выплачивает до сих пор немецкое государство жертвам нацизма любых стран и национальностей. Канцлер ФРГ Вилли Брандт встал на колени в Освенциме с мольбой о прощении за гибель евреев от рук его соотечественников.

Холокост имеет универсальные черты. Во-первых, это пропаганда ненависти к какому-либо народу, требования ограничения его прав и изгнания со своей территории. Во-вторых, осуществление геноцида по этническому принципу. В каждом политическом движении, использующем расистские и националистические лозунги, видна тень Холокоста. В-третьих, равнодушие и отсутствие противодействия со стороны мирового сообщества тенденции распространения расизма в отдельно взятом государстве, в итоге обернувшееся гибелью 6 миллионов человек.

Без стремления осознать истоки, ход и последствия антисемитизма в Германии, как одного из наиболее значимых примеров истории, человечество не застраховано от повторения ошибок своих предков.

Нельзя не отметить, в свете печально известных событий начала XXI века, связанных с межэтническими конфликтами и войнами на Ближнем Востоке, все большее количество людей проявляет интерес к проблемам национального неравенства, требуя их решения мирным путем.

Страницы: 1, 2