скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Хаменеи: биография и становления как личность скачать рефераты

p align="left">К тому же нельзя не учитывать антиамериканских настроений, пронизывающих общество, и антиизраильских настроений, которые пропитали его насквозь. Хесболла, антиизраильская организация, стреляющая через границу - шиитская организация, ее создали в Иране, подпитывают через Сирию израильским оружием. Для Израиля враг номер один после палестинцев - Хусейн, враг номер два - Иран. Американцы не могут от этого отмахнуться.

Линия Хатами - внутренняя либерализация, и постепенное сокращение помощи антисионистским силам. Запад был бы счастлив, если бы победила его линия. Исключения Ирана из их "оси зла" было бы для США очень важно. Если в военном отношении Ирак еще может как-то сойти с рук, то Иран - нет. США пойдут и на то, чтобы надавить на Израиль, а что касается Ирана, то предпочтут пока с ним не ссориться.

В отношении Ирана нужно различать внешнюю и внутреннюю составляющую проблем этой страны. Внутри Ирана происходят процессы, которые идут и в других исламских странах: а именно, общества пытаются сбалансировать влияние исламистское и светское. Тунис, например, проходит примерно через такие же вещи. В Иране в последние годы происходят изменения в сторону того, чтобы умерить прыть сторонников исключительно исламской формы правления, ряду представителей элиты хочется сделать светский фасад государства, и это вполне объяснимо: там ведь сторонники религиозной организации государства явно перегнули палку.

Интеллигенция, образованные люди приветствуют перемены, и с каждым годом все смелее требуют их от руководства страны. И в этом плане очень даже умно сделали представители исламской и неисламской элиты, когда объединились, и теперь вместе превращают эту богатую и сильную страну в государство, которое стремится в цивилизованное общество. Без всякого влияния извне иранцы сами нашли свою модель развития, которая учитывает и светские формы развития. Иран становится примером для стран исламского мира. Когда-то там фетишизировалась исламская составляющая, теперь Иран стал выделяться своей активностью в поиске собственной модели дальнейшего развития.

Внешняя часть проблемы Ирана очевидна. Иран воевал с Ираком - но это была борьба арабского мира с неарабской сильной страной. Однако время шло, и акценты изменились. Глобалистика США фактически приводит к тому, что страны в регионах объединяются в поиске общей формы противодействия. Иранцы понимают, что как только завтра захватят Ирак (а Ирак не устоит), и Саудовская Аравия, и Иран могут стать следующими мишенями. Поэтому у иранского руководства начались переоценки и своей внешнеполитической концепции.

Антиамериканская направленность легко объясняется намерением США развязать войну. В Америке в то же время, прекрасно знают, что Иран меняется. Но США, в результате своей политики, однажды нарисованной старой концепции Ирана противоречить не могут. И возможность диалога они оставляют "на потом". Американцы все учитывают, и анализируют все. Но научная аналитическая оценка расходится с внешнеполитической концепцией США. Они все время "держат бронепоезд на запасном пути", чтобы потом можно было бы во имя внешнеполитических интересов США предъявить к Ирану свои вчерашние претензии. Иран, Ирак и их соседи представляют добычу для хищника, питающегося нефтью. Понятно, что не по объективным, а по субъективным устремлениям США не хотят видеть происходящих в Иране перемен.

А перемены идут, и достаточно быстро. Группы, условно можно назвать их "партиями", группировки, которые когда-то добивались своего места под солнцем, вышли на это место. Во главе процесса перемен в Иране действуют те, кто добивался этого последние 10-15 лет. То, что они дебатируют, предлагают что-то нации и всему миру - это очень хороший знак. Имея дело с такой страной, как Иран, лучше не называть фамилий и имен лидеров, с которыми зачастую так соблазнительно связать те или иные направления иранской общественной мысли и политические модели. Практически, еще лет 10-20 только с этими людьми и будут иметь дело. И будет неэтично сейчас называть фамилии, хотя бы потому, что иранские лидеры очень чувствительны ко всякого рода попыткам приклеить к ним ярлык того или иного политического течения. Все они - в поиске.

Они - крупное государство с богатой историей и культурой, и хотя некоторые группы будут оспаривать модели, предлагаемые обществом, на преодоление их сопротивления уйдет лет 5, не больше. Куда идет Иран? Сложно сказать. Им может оказаться симпатична индийская модель, где партии к власти приходят разные, а суть государства не меняется. Они на правильном пути. Иранский менталитет, как таковой, это сосуществование между светскостью и религиозностью. Сейчас несколько побеждает религиозность, но они не хотят, чтобы это над ними довлело, чтобы все общество без конца молилось и кого-то славило. Лица-символы будут строить погоду в политической и общественной жизни Ирака. Но не все они сами еще окончательно определились со своими позициями. Таким образом все выше сказанное свидетельствует о том, что углубленное изучение данного вопроса является достаточно актуальным, и не достаточно освещенным в исторической науке.

Основной источниковой базой послужили труды авторов Арабаджяна З.А. Иран: власть, реформы, революции (ХIХ-ХХ вв), Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем, Аятоллы Хаменеи. Свет исламской культуры, Кузнецова Н.А. Историография Ирана новое и новейшее время, журналы: Азия и Африка, Ближний Восток и современность, Эхо планеты, периодические издания: Независимая газета, Казахстанская правда, Московские новости, а также многочисленные статьи и материалы периодической печати.

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы попытаться проанализировать события конца 80- гг. ХХ и начала XXI вв. Проследить тенденции общественно-политического развития Ирана при правлении лидеров ислама аятоллы Хаменеи, Рафсанджани и Хатами.

Исходя из выше описанной цели, в дипломной работе были поставлены следующие задачи:

- раскрыть тенденции социально-политического и экономического развития Ирана в конце ХХ в.

- рассмотреть жизнь и деятельность аятоллы Хаменеи

- проанализировать общественно-политические взгляды Хаменеи

- исследовать изменения в Иране, после прихода к власти Хаменеи

- изучить изменение и противоречия в общественно-политическом и социально-экономическом развитии Ирана при президентстве С.М. Хатами (1997-2003 гг.) и др.

Методологической основой написания дипломной работы являются такие методы исследования как объективно-исторический, метод системного анализа, сравнительно-сопоставительный.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, где раскрывается актуальность темы исследования, ставятся цели и задачи по исследуемой теме, приводится историография вопроса; двух глав- первая глава подразделена на три параграфа в зависимости от приводимого названия главы, вторая глава состоит также из трех параграфов, заключения, где делаются основные выводы и итоги по проделанной работе, а также список использованной литературы.

Глава 1. Хаменеи: биография и становления как личность

1.1 Жизнь Сейед Али Хаменеи

Аятолла Хадж Сейед Али Хосейни Хаменеи, родился в 1939 году (в 1317 по солнечной хиджре) в городе Мешхеде, расположенном в иранской провинции Харосан, в семье священнослужителя. Его отец, аятолла Хадж Сейед Джавад, был одним из известных улемов Мешхеда, а мать - дочерью знаменитого мешхедского священника Сеида Хашема Наджафабани.

После окончания в 1957 году медресе в Мешхеде Хаменеи отправился в Ирак - в священный город Неджеф.

Там он пробыл всего несколько месяцев и в конце 1957 года по семейным обстоятельствам вынужден был вернуться в Иран. Несмотря на столь короткое время пребывания в Ираке, он успел побывать на выступлениях таких великих аятолл, как Хаким, Хои, Шахруди, Занджани и Боруджерди.

В начале 1958 года Хаменеи уезжает для продолжения образования в главный религиозный центр - город Кум, где начинает изучать мусульманское право, принципы религии (осул) и философию у известных аятолл Боруджерди, Хаэри и имама Хомейни.

Особенно сильно повлияла на всю последующую жизнь Хаменеи встреча с Хомейни, который в то время был уже аятоллой. Именно под влиянием его революционных идей он встает на путь борьбы с шахским режимом. Он обучался на высших ступенях религиозного образования до 1964 года в религиозной семинарии Кума, а затем до 1975 года, до достижения 31 года - в Мешхеде.

Руководитель Исламской эволюции в годы правления шахского режима был одним из близких учеников великого лидера Исламской революции имама Хомейни и одним из самых известных и авторитетных предводителей борьбы мусульманского народа Ирана. Эта борьба приобрела новые формы в 1962 году в рамках движения имама Хомейни.

Кроме обычных постоянных обязанностей, которые в основном сложились на плечи молодых революционеров, в те годы Хаменеи получил и первое личное задание: он должен был передать послание имама Хомейни аятолле Милани и улемам Хорасана. В послании говорилось о плане организации и выступления против режима шаха в 1963 году. Кроме того, он должен был поехать в Бирджанд для выполнения указанного плана, который предполагалось реализовать одновременно во всех частях страны. Именно во время этой поездки Хаменеи впервые был арестован шахской политической полицией (CABAK). 15 хордада 1342 года, что соответствует 5 июня 1963 года, его схватили, отправили в Мешхед и заключили под стражу в изоляторе мешхедского гарнизона.

После освобождения из тюрьмы Хаменеи вернулся в Кум и совместно со своими наставниками принял участие в создании тайной политической организации, которую однако вскоре раскрыли. Последовали аресты ее членов. Хаменеи был вынужден скрываться, но в начале 1964 года его арестовали в Захедане, куда он приехал для налаживания революционной работы. Оттуда он был конвоирован уже в тегеранскую тюрьму «Кызылка».

Освободившись из тюрьмы в конце 1964 года, Хаменеи вернулся в Мешхеди, продолжая повышать свое религиозное образование, стал

преподавать высшую ступень богословия и комментарии к Корану.

В последние годы он много внимания уделял воспитательной работе с молодежью. Его многочисленные лекции по комментированию Корана, исламской мысли и богословской дисциплине «хадик» пользовались огромной популярностью не только среди талибов, но и сановных богословов. За свои лекции. В которых он следовал призывам имама Хомейни к свержению шахского режима, его в период между 1967 и 1970 годами неоднократно бросали в шахские застенки. //Зайнабитдинов Е. «Азия и Африка сегодня». №6.,с. 12-13

В 1971 году Хаменеи в пятый раз попал в тюрьму. Жестокое обращение с ним САВАК свидетельствовало о том, что правящий режим, озабоченный ростом революционного движения в стране. Рассматривал пропагандисткою деятельность Хаменеи в Мешхеде и Тегеране как призыв к вооруженной борьбе против шахской династии Пехлеви Арабаджян З.А. Иран: власть, реформы, революция. М., 1991.

Несмотря на угрозы и запугивания, после освобождения Хаменеи вновь активно включается в революционную работу: расширяет легальную преподавательскую деятельность и тайно проводит идеологическое воспитание революционных кадров.

К 1974 году при непосредственном участии Хаменеи три мешхедские мечети - Карамат, имама Хасана и Мирзы Джафара - становятся важными очагами борьбы иранского духовенства против шахского режима. Во время выступлений на еженедельных пятничных молениях Хаменеи знакомил тысячи людей с революционным исламским мировоззрением, побуждая их к жертвенной борьбе. Именно поэтому САВАК приостановил работу этих мечетей.

Однако в ответ на действия шахской тайной полиции Хаменеи и его сторонники создали хорошо законспирированную сеть подпольных кружков по всей провниции Хорасан. Они начали выпускать печатную пропагандистскую литературу. Особую известность приобрела брошюра под названием «Луч света Надж-оль-Балаге», в которой высказывания имама Али подавались с коментариями шиитского духовенства.

Пламя революционной борьбы, зажженное имамом Хомейни и его союзниками. среди которых был Хаменеи, стало распространяться по всему Ирану.

Мешхедское отделение шахской тайной полиции САВАК не могло смириться с «подрывной» деятельностью Хаменеи. Около дома, где он проживал, и на пути его следования постоянно находились агенты охранки. Многие соратники Хаменеи по борьбе были арестованы. шахские власти тщательно отслеживали все его связи, особенно с теми богословами, которые выступали против правящего режима. В конце концов, в январе 1975 они ворвались в его дом, изъяли многие записи и письменные работы, а самого «вольнодумца» арестовали.

Как пишет в своих воспоминаниях сам Хаменеи, это был шестой и самый трудный арест. Его отвезли в тегеранскую тюрьму объединенного комитета полиции. Долгое время он находился в камере в самых стесненных условиях, которые усугублялись тяжелыми постоянными допросами. На это раз САВАК обращался с Хаменеи еще более жестоко и цинично, так как руководство этой организации имело на руках реальные доказательства того, что он имеет прямое отношение к тайной революционной борьбе антишахских сил, их сплочению и мобилизации.

Осенью 1975 года Хаменеи вышел на свободу и вернулся в Мешхед. Шахские власти запретили ему организовывать собрания и проводить какие - либо публичные выступления и лекции, а также выезжать из страны.

В 1977 году, когда имам Хомейни находился в изгнании во Франции, Хаменеи вместе со своими соратниками Тегерана и кума, составил план организации “Общества борющегося духовенства”, которое стало основой будущей партии исламской республики.

Узнав об этом агенты шахской охранки САВАК в начале 1978 года вновь арестовали Хаменеи, а затем выслали его в город Ираншахр. Однако в середине 1978 года в связи с ростом массовых народных выступлений эта ссылка для Хамени закончилась. Вернувшись в Мешхед , он вновь встал в первые ряды борцов с шахским режимом. В конце января 1979 года по указанию лидера исламской революции аятоллы Хомейни Хаменеи был вызван в тегеран и назначен членом Революционного совета.

В конце февраля 1979 года Хаменеи вместе с четырьмя соратниками объявил о создании Партии исламской республики, многие члены которой ныне находятся у руля правления в Иране. Он возглавлял Центральный совет партии, занимал пост заместителя министры обороны и представителя Революционного совета в этом министерстве, курировал Корпус стражей исламской революции, был имамом пятничной молитвы в Тегеране.

27 июня 1981 г. после гибели обстоятельной речи в Меджлисе Исламского совета, приведшей к отстранению Бани Садра от обязанностей Президента ИРИ, господин Хаменеи подвергся нападению группировки лицемеров в тот момент, когда он по окончании общего намаза говорил с жителями одного из бедных районов Тегерана. Он получил серьезные ранения в области предплечья и груди. В атмосфере всеобщего сочувствия и волнения его доставили в больницу, и он чудом смог спастись от смерти. Но до сих пор его рука полностью не восстановилась.

Аятолла Хаменеи был избран Советом экспертов Руководителем Исламской Респблики Иран в июне 1989 года после печальной кончины великого Лидера Исламской революции имама Хомейни. Его избрание было полностью поддержано улемами, шейхами и другими лидерами исламского мира и широкими слоями народных масс // Марджайат. Хозрат Алэйх Хаменеи. Иран.,1983.

Во время пребывания на посту президента ИРИ С.А. Хаменеи совершил поездки в страны Азии, Африки и Европы, два раза участвовал в работе международных форумов, во время которых разъяснял ясные и твердые цели и позиции Исламской Республики Иран, основанные на принципах "Ни Запад, ни Восток" и отрицании гегемонизма. В первый раз он в сентябре 1986 г. на 8-й конференции стран-участниц Движения неприсоединения в Хараре призвал присутствовавших там. глав государств к пересмотру принципов Движения неприсоединения и реальному воплощению в жизнь этих принципов. Второй раз он участвовал в работе 42-й ГА ООН в Нью-Йорке (сентябрь 1987 года).

На этих двух международных форумах господин Хаменеи в своих исторических и эмоционально окрашенных выступлениях, встреченных с особым вниманием, рассказал о достижениях Исламской революции и о заговорах мировых высокомерных сил против героического Иранского народа и изложил смелые и решительные позиции Исламской республики Иран по таким важнейшим международным вопросам, как: отрицание гегемонизма, зашита прав чернокожего населения США, практическое содействие прифронтовым государствам в их борьбе против апартеида, воссоздание фонда помощи чернокожему населению Южной Африки, поддержка справедливой борьбы палестинцев, ливанцев, народов Афганистана и Намибии; осуждение неприкрытой агрессии и бесчеловечных действий марионеточного режима Южной Африки, оккупационного сионистского режима, агрессивных правителей Ирака. В выступлениях господина Хаменеи были затронуты и другие проблемы мировой политики. Он также призвал государства мира к соблюдению прав народов и принципов духовности, а также к следованию Божественным заповедям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6