скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Выдающийся русский просветитель А.С. Суворин скачать рефераты

ще будучи сотрудником "Русской речи", Суворин печатался в демократической газете "Современное слово", "Современнике", Отечественных записках А.А. Краевского, журнале братьев Достоевских Время. Даже в журнале "Ясная Поляна" Л.Н.Толстого промелькнула его фамилия. Имя его получило некоторую известность в литературных кругах, но найти постоянную работу в Москве он не мог. По приглашению Корша он переезжает в Петербург. Сотрудничество Суворина в "Санкт - Петербургских ведомостях" продолжалось двенадцать лет, с 1863 по 1874. Поначалу его обязанности ограничивались чтением корректур статей второстепенных отделов газеты, затем на него были возложены сношения с цензурой. Он поместил на страницах газеты более 400 фельетонов и множество заметок. Особой популярностью пользовались его воскресные "Недельные очерки и картинки", подписанные псевдонимом Незнакомец. Коршевские "С. -Петербургские ведомости" не только составили имя Суворину, но и во многом определили круг его знакомств, создали ему положение в обществе и журналистике. Суворин по праву считался ведущим сотрудником газеты. Там же.

В 1866 Суворин издает книгу под названием "Всякие: Очерки современной жизни". Книга вызвала первый в истории русской журналистики открытый судебный процесс и немало способствовала тому, что за Сувориным укрепилась репутация человека, пострадавшего за правое дело.

Книга вышла под весьма прозрачным псевдонимом А. Бобровский. В цензуру она поступила 4 апреля 1866 - в тот самый день, когда Каракозов стрелял в Александра II. Книга была арестована. Суворин был посажен на гауптвахту в Старом Арсенале (около окружного суда) 27-го февраля 1867 года и пробыл там до 20-го марта. Глинский Б.Б. Алексей Сергеевич Суворин. // Телохранитель России. А. С. Суворин в воспоминаниях современников. Воронеж., 2001. В 1909 году Суворин переиздал свою книгу с приложением всех судебных материалов по этому делу. Романенко А.Д. Несколько слов о жизни и судьбе Алексея Суворина.// А.С. Суворин. В ожидании века XX. С.14.

В 1872 году Суворин начинает издавать ежегодный “Русский календарь”. Он был “своего рода справочной энциклопедией, которая несет в массу читающей публики большое количество практических знаний по разным отраслям русской жизни”. Глинский Б.Б. Алексей Сергеевич Суворин. // Телохранитель России. А. С. Суворин в воспоминаниях современников. Воронеж., 2001. Успех календаря превзошел все ожидания. Его появление было благосклонно встречено различными кругами русского общества. Его издание прекратилось только в 1917 году.

В 1874 году министр народного просвещения Д.А. Толстой лишил Корша прав редактировать “Санкт-Петербургские ведомости”. Немалую роль в этом сыграли фельетоны Суворина, которые часто были объектом цензурных придирок.

Подводя итог, надо сказать что к середине 70-х годов Суворин занимает достаточно прочное и заметное место в литературном мире. Он признан журналистским обществом, популярен у читателей. Его “Недельные очерки и картинки” в “СПб Ведомостях” вызывают широкий отклик, они замечны в чиновничьем мире. Суворин жаждет успеха, он трудится не покладая рук. Свою феноменальную работоспособность он сохранил почти до конца своих дней.

Глава 2. Суворин - журналист и книгоиздатель

В истории отечественной общественной мысли имя Суворина ассоциируется с издаваемой им газетой “Новое время”. Газета была приобретена Сувориным и Лихачевым у К.В.Трубникова 12 (13) февраля, а уже 29 февраля в Касьянов день вышел первый номер.

Издатели рассчитывали, что "Новое время" будет отличаться от всех других газет не только необычностью своего направления, но и составом сотрудников. Кроме известных либеральных литераторов, юристов, ученых, печатавшихся еще в "С. -Петербургских ведомостях" (К.К.Арсеньев, В.П. Буренин, В.Д. Градовский, В.О. Ковалевский, Д. де Роберти, В.Д. Спасович, В.В. и Д.В. Стасовы и др.), они предполагали привлечь к участию в ней крупнейших писателей: Л.Н.Толстого, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина и др. Сам по себе такой состав сотрудников служил прекрасной рекламой. В первый же месяц тираж газеты увеличился более чем в два раза и составил 3500 экз. (1500 экз. - подписка, 2 тыс. - розница), в то время как конкурирующий с ней "Голос" продавался в количестве всего 1500 экз.. Уже летом 1876 один из сотрудников "Нового времени" отмечал, что газета "начинает иметь огромный успех. Оно веселее подлого «Голоса» и «Петербургских ведомостей»". Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М., 1998, С. 59-60.

Исполнив свою мечту (т.е.купив собственную газету), Суворин резко «повернул вправо». В.И. Ленин в некрологе опубликованном в “Правде” № 94, 18 августа 1912 г. дает ему такую характеристику : “Либеральный журналист Суворин во время второго демократического подъема в России (конец 70-х годов XIX века) повернул к национализму, к шовинизму, к беспардонному лакейству перед власть имущими. Русско-турецкая война помогла этому карьеристу "найти себя" и найти свою дорожку лакея, награждаемого громадными доходами его газеты «Чего изволите?».

«Новое Время» Суворина на много десятилетий закрепило за собой это прозвище "Чего изволите?". Эта газета стала в России образцом продажных газет. "Нововременство" стало выражением, однозначащим с понятиями: отступничество, ренегатство, подхалимство”. Ленин. В.И. ПСС, М., 1967. Т.22, С. 43-44.

Если посмотреть с другой стороны, то крен вправо можно объяснить элементарным инстинктом самосохранения - преодолев можество препятствий на пути к “Новому времени” Суворин боялся навлечь на свое детище гнев властей. “Само собою понятно, что Суворин боялся цензуры, боялся всю жизнь и до самой смерти, ненавидя стеснения честной мысли, откуда бы они ни шли. Не боялись цензуры лишь издатели-шарлатаны...” Меньшиков М.О. Памяти А.С. Суворина. // Телохранитель России. А. С. Суворин в воспоминаниях современников. Воронеж., 2001. - писал в своих воспоминаниях о Суворине публицист М.О. Меньшиков.

С годами расширяется диапазон дочерних изданий “Нового времени” : помимо двух ежедневных выпусков отдельный вечерний, еженедельник, журнал, дважды в неделю иллюстрированное приложение, “Книжные новости”, “Вестник книжных магазинов”, “Телефон “НВ”. Романенко А.Д. Несколько слов о жизни и судьбе Алексея Суворина.// А.С. Суворин. В ожидании века XX. С. 16.

В 1877 году “Новое время” продавалось в розницу в колличестве 3825 экземпляров в день, в 1880 году - 4000 экз., за 1890 год всего продано 1824857 экз. Есин Б.И. Путешествие в прошлое. М., 1983. С. 137-138.

Свой первый магазин в Петербурге Суворин открыл 1 июня 1878 года на Невском проспекте, дом № 40. В 1879 году - второй в Москве на Никольской улице. Впоследствии Суворин открыл отделения своего магазина в Харькове, Одессе, Саратове, в Ростове-на-Дону и даже в Софии. Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М., 1998, С.136.

К чести Суворина следует сказать, что именно он в 1885 году открыл массовому читателю талант Чехова. "Я был поражен приемом, который оказали мне питерцы. Суворин, Григорович... все это приглашало, воспевало... и мне жутко стало, что я писал небрежно, спустя рукава", пишет Чехов о знакомстве с Сувориным (Ал. П. Чехову, 4 января 1886 года). По словам самого Чехова, начав работать в газете Суворина "Новое время", он "почувствовал себя в Калифорнии" (Суворину, 29 августа 1888 года). В письме к брату Александру о Суворине сказано: "хороший человечина" (11 сентября 1888 года). Суворин назначил Чехову гонорар в 12 коп. за строку Письмо А.П. Чехова Суворину от 21 февраля 1886 года. //Переписка А.П. Чехова. М.,1984. Т.1., а к 1891 году он вырос до 25 коп. за строку. Письмо А.С. Суворина А.П. Чехову от 7 октября 1891 года. //Переписка А.П. Чехова. М.,1984. Т.1. Суворин также сыграл немаловажную роль в присуждении Чехову Пушкинской премии в 1888 году (в размере 500 рублей) за сборник «В сумерках».

В 1880 году, после того, как С. Н. Шубинский “потерпел крушение” с изданием «Древней и Новой России», он с помощью Суворина создал «Исторический Вестник». Страстный любитель истории, Алексей Сергеевич, кроме названных периодических изданий, охотно шел навстречу и роскошным издательствам в интересах все того же русского просвещения. Так, им изданы: «Иллюстрированная история Петра Великого» и «Иллюстрированная история Екатерины II», «Картины Лондонской национальной галереи», «Картины императорского Эрмитажа», «Историческая портретная галерея», «Дрезденская картинная галерея» с текстом г. Люке, «Император Павел I», «Император Александр I» и «Император Николай I» Н. К. Шильдера, «Олеарий, описание путешествия в Московию», и других иностранцев, писавших о России: Герберштейна, Флетчера, Плано Карпини, Корба, «Палестина» А. А. Суворина, «Исторические очерки и рассказы» С. Н. Шубинского и многое другое.

Кроме только что перечисленных изданий исторического характера, им выпущено в свет немало крупных литературных произведений и сочинений, как-то: Пушкина (под редакцией П. А. Ефремова), Лермонтова, Авсеенка, Апухтина, Бежецкого, П. П. Гнедича, Григоровича, Е. П. Карповича, А. Ф. Кони, В. Крестовского (псевдоним Хвощинской), Вас. Немировича-Данченка, Фофанова, Щеглова и других, а также и переводные: Жюля Верна, Данте, Фаррара, Фламмариона, Шиллера, Шопенгауэра, классиков - Плутарха, Еврипида, Софокла, Эсхила, Эзопа и других. Глинский Б.Б. Алексей Сергеевич Суворин. // Телохранитель России. А. С. Суворин в воспоминаниях современников. Воронеж., 2001.

В знаметитой суворинской серии книг “Дешевая Библиотека” с 1879 по 1912 годы вышло почти 500 названий общим тиражом почти 1 млн экз. Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М., 1998, С. 145. К числу наиболее значительных произведений, вошедших в “Дешевую библиотеку” , следует отнести переиздания новиковских сатирических журналов “Трутня”, “Живописца”, “Кошелька”. Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М., 1998, С. 152.

Конечно, книги Суворина не могли соперничать по дешевизне с книгами для народа Сытина. Они в большей степени предназначались городскому читателю.

Справочники Суворина “Весь Петербург”, “Вся Москва” и “Вся Россия”выпускались вплоть до революции.

В 1884 году «Новое время» выкупает право продажи печатной продукции на станциях Николаевской и Варшавской железных дорог. К началу 1900-х гг. у «Нового времени» будут заключены такие контракты с 8 главными железными дорогами. (При содействии С.Ю.Витте).

Однако, не всегда при издании тех или иных авторов Суворин руководствовался чисто коммерческим интересом. Известны случаи издательства заранее убыточных книг. Например, Б.Б. Глинский вспоминает как Суворин согласился издать собрание сочинений современника Пушкина Туманского, так аргументируя свое решение: “Третьего дня ночью мне не спалось, стал я все это перечитывать, и так на меня пахнуло стариной тридцатых годов, эпохой Пушкина, и так стало хорошо... Что тут какие-то рубли считать!” Глинский Б.Б. Алексей Сергеевич Суворин. // Телохранитель России. А. С. Суворин в воспоминаниях современников. Воронеж., 2001.

Будучи крупным предпринимателем, он не забывал заботится о людях, работающих на него. Так еще в 1884 году Суворин открывает первую частную школу типографского дела в России.

Алексей Сергеевич устроил для работающих в типографии и их семей медицинскую помощь в своем доме. Врач вызывался служащими даже на дом. Затем при типографии «Нового Времени» была устроена ссудо-сберегательная касса, библиотека. На рождественскую елку, которую Алексей Сергеевич очень любил посещать, собиралось до 1000 детей его служащих от трех до двенадцати лет. “Если к этому прибавить, что неспособные к труду, а также вдовы и сироты работавших в «Новом Времени» никогда не оставались без материальной помощи, то получится, что ни один владелец печатного заведения в России не заботился о своих рабочих так, как Алексей Сергеевич Суворин, к слову сказать, особенно радевший о тех работниках, которые вместе с ним начинали тяжелую и ответственную газетную работу,” Глинский Б.Б. Алексей Сергеевич Суворин. // Телохранитель России. А. С. Суворин в воспоминаниях современников. Воронеж., 2001. - так характеризует Суворина-работодателя его современник Б.Б. Глинский.

Еще один яркий пример меценатской деятельности Суворина : в 1906-1907 годах он выкупил землю, где стоял их дом в Коршеве, построил на этом месте школу и вместе с садом подарил ее земству. Занятия в этом здании продолжались до 70-х годов XX века. Романенко А.Д. Несколько слов о жизни и судьбе Алексея Суворина.// А.С. Суворин. В ожидании века XX. С. 9.

Подводя итоги, следует отметить, что издательская деятелность Суворина поразительна,точное же число выпущенных суворинским издательством книг неизвестно. Здесь можно оперировать примерной цифрой в 1600 наименований общим тиражом 6,5 млн экз., выпущенных за 40 лет его работы. Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М., 1998, С. 135.

Глава 3. Суворин и театр

Кроме любви к журналистике и издательству у Суворина была особенная страсть к театру. Еще на страницах «Петербургских Ведомостей» он выступал в роли театрального рецензента и сразу обратил на себя внимание как чуткий ценитель талантов и пониматель задач сценического искусства. В 1895 году он создал свой театр - сперва Литературно-артистического кружка, потом Литературно-художественного общества, а затем с 1912 года Малый театр им. А.С Суворина. (Фонтанка, 65.- В настоящее время по этому адресу в Петербурге находится БДТ им. Товстоногова). При театре существовала учебная студия, ее директорим был В.П. Далматов.

На должность первого режесера был приглашен Евтихий Карпов, которому было поручено сформировать труппу. Труппа первого сезона состояла из 45 артисток и артистов. В ее составе были такие выдающиеся таланты, как Пасхалова, Яворская, Холмская, Глама-Мещерская, Домашева, Никитина, Каратыгина, П. К. Красовский, Орленев, Михайлов, Анчаров-Эльстон, Бастунов. Карпов Е.П. А.С.Суворин и основание театра литературно-артистического кружка. // Телохранитель России. А. С. Суворин в воспоминаниях современников. Воронеж., 2001. 17-го сентября 1895 года состоялось открытие сезона пьесой А.Н. Островского “Гроза”. Второй постановкой театра была «Нора» Ибсена, с Л.Б. Яворской в заглавной роли. Там же.

В октябре Суворин получает разрешение на постановку пьесы Л.Н. Толстого “Власть тьмы”, противником которой был сам Победоносцев. В понедельник, 16-го октября, за день до представления «Власти тьмы» в Александрийском театре, состоялось первое в России публичное представление знаменитой драмы.

Сухово-Кобылин был именно Суворину обязан тем, что смог увидеть на сцене “Смерть Тарелкина”, - Суворин провел ее через цензуру и поставил в своем театре. Суворин также добился снятия запрета на пьесу “Царь Федор Иоанович” Соловьева И, Шитова В. А.С. Суворин: портрет на фоне газеты.\\ Вопросы литературы. 1977. №2. С.186., которой в октябре 1898 года открылся Художественный театр.

Чтобы нагляднее показать размах суворинского театра приведу еще заголовки несколько пьес, которые были поставлены в первом сезоне.

Это : «Месяц в деревне» Тургенева, «Орлеанская дева» Шиллера,«Ганнеле» Гауптмана, «В тисках» Поля Эрвье, «Тайны души» Метерлинка, «Гость» Брандеса, «Венецианская актриса» В. Гюго, «Равенский боец» Гальма, «Принцесса Греза» Ростана, «Муравейник» Смирновой, «Марсель» В. Сарду, «Бедность не порок» Островского.

Всего, по воспоминаниям Е.П. Карпова, С 17-го сентября 1895 г. по 5-е февраля 1896 года, т. е. за четыре с половиной месяца, было сыграно двадцать пять больших пьес и девятнадцать -- одноактных. Карпов Е.П. А.С.Суворин и основание театра литературно-артистического кружка. // Телохранитель России. А. С. Суворин в воспоминаниях современников. Воронеж., 2001.

А.С. Суворин принимал самое деятельное участие в жизни театра, читая пьесы, беседуя с авторами и артистами, почти всегда присутствуя на репетициях и спектаклях. Горя пламенной любовью к театру (что не мешало ему иногда проклинать и театр, и актеров), А. С. Суворин сумел вдохнуть энергию и любовь к делу во всех с ним работающих и заложить прочный фундамент для дальнейшего существования театра,” - пишет Карпов в своих воспоминаниях.

Сам Суворин сравнивает свою любовь к театру со своего рода наркотической зависимостью : “Театр - это табак, алкоголь. От него так же трудно отвыкнуть”. Суворин А.С. Дневник А.С.Суворина. М., 2000, С. 271. После одной из репетиций Суворин делает следущую запись в дневнике : “Театр меня мучает. Каждую минуту у меня желание отказаться от директорства и каждую минуту другое желание - остаться. Мне страшно подумать, что, отказавшись, я снова должен сидеть вечера дома и заниматься по-прежнему целые сутки газетой. Она взяла всю мою жизнь, дала много горечи, много удовольствий...” Там же, С. 256.

За первые три года убыток от театра составил почти 50 тыс. рублей. Однако с 1898 года театр стал приносить прибыль.

Суворинский театр был закрыт только в октябре 1917 года, была ликвидирована и его театральная студия.

Суворин имел успех и как драматург. Совместно с В. П. Бурениным он написал драму «Медея», самостоятельно комедию «Татьяна Репина», «Вопрос», ряд мелких пьес и, наконец, пятиактную драму «Царь Дмитрий Самозванец и царевна Ксения». Глинский Б.Б. Алексей Сергеевич Суворин. // Телохранитель России. А. С. Суворин в воспоминаниях современников. Воронеж., 2001. Наиболее значительное художественное сочинение Суворина, роман “В конце века. Любовь” был даже переведен на немецкий язык.

В заключение хочу привести слова критика В.Ф.Боцяновского, на мой взгляд наиболее точно характеризующие отношения Суворина и театра: «Суворин всю жизнь гонялся за синей птицей театра. Это был страстный, искренний искатель, который больше, чем кто бы то ни было другой, болел кризисом театра». Д.Рейфилд, О.Макарова. Предисловие // Суворин А.С. Дневник А.С.Суворина. М., 2000, С.XVI.

Заключение

В своей работе я постаралась проанализировать различные аспекты просветительской деятельности А.С. Суворина, рассмотрев комплексно весь его жизненный путь. Здесь я считаю необходимым отметить, что определение “книгоиздатель” для Суворина слишком узко. С молодых лет и до конца жизни он оставался журналистом, “королем фельетона”.

Многогранность личности Суворина позволяет вписать его имя в ряды меценатов, драматургов, литераторов, театральных деятелей... За свою долгую и плодотворную жизнь он выстроил целую империю “слова”, пройдя путь от бедного провинциального учителя до предпринимателя-миллионера с европейской известностью. Все, чего он достиг, было плодами его непрерывного, каторжного труда. Про Суворина справедливо можно сказать, что он создал себя сам.

Именно поэтому я считаю, что имя А.С. Суворина должно стоять одним из первых в ряду выдающихся русских просветителей.

Список источников и литературы

Источники

1. Ленин. В.И. ПСС в 55 т, Т.22. М.,1967.

2. Переписка А.П. Чехова. В двух томах. М., 1984. Т.1. (www.lib.ru)

3. Суворин А.С. В ожидании века XX. М., 2005.

4. Суворин А.С. Дневник А.С. Суворина. М., 2000.

5. Телохранитель России. А.С. Суворин в воспоминаниях современников. Воронеж., 2001.(www.belousenko.com/books/memoris/).

Литература.

1. Динерштейн Е.А. Публицист “крайних убеждений”. (Путь А.С.Суворина к Новому времени). Лица.1995. №6.

2. Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М.,1998.

3. Есин Б.И. Путешествие в прошлое. М., 1983.

4. Есин Б.И. Русская дореволюционная газета. М., 1971.

5. Есин Б.И. Русская журналистика 70-80-х годов XIX века. М., 1963.

6. Есин Б.И. История русской журналистики. 1703-1917 годы. М., 2000.

7. Лобанов В.М. Столешники дяди Гиляя. М., 1972.

8. Соловьева И, Шитова В. А.С. Суворин: портрет на фоне газеты.\\ Вопросы литературы. 1977. №2.

Страницы: 1, 2