скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Восточные славяне скачать рефераты

p align="left">Отношения с Византией. Упомянутые в «Бертинских анналах» послы кагана «народа Рос», вероятнее всего, первоначально входили в состав посольства, направленного в Византию и о котором нет никаких известий в византийских источниках. В 837-838 гг. Византия вела безуспешную войну с арабами в Малой Азии и была заинтересована в хороших отношениях с Хазарией и, естественно, не могла налаживать дружественные отношения с ее врагами - русами. Не выполнив свою миссию скандинавские члены посольства, по вполне понятным соображениям, решили оставить службу у русского кагана и вернуться на родину, по пути куда они и были опознаны в ставке Франкского императора как этнические шведы, что дало необоснованный повод историкам - сторонникам норманнской теории, причислить весь «народ Рос» к скандинавам. Вслед за безуспешной попыткой установить контакты с Византией последовала военная акция Русского каганата в Препонтиде и Пафлагонии в Малой Азии, о чем сообщает «Житие святого Георгия Амастридского». Эта акция, по-видимому, была своеобразным ответом-местью за возведение византийскими мастерами на Дону преграды в торговых сношениях руси со странами Востока.

В 860 г. русы совершают нападение на столицу Византии - Константинополь. Это нападение стало масштабным событием в византийской истории. Оно оставило заметный след среди современников, было зафиксировано видными деятелями Империи. Так, в проповеди патриарха Фотия, непосредственного участника этого события, сказано о русах: «народ, насколько ранее невиданный, незнатный и по имени вплоть до нападения на нас незнаемый, настолько он нам глыбу позора и поношений припечатал… незнаемый, но от нападения на нас обретший имя и, незнатный, знатным оказавшийся, низкий и бедствующий, но поднявшийся на блестящую высоту и к великому богатству, народ, где-то далеко от нас поселившийся, варварский, бродячий, дерзость обретший в оружии, неохраняемый, необузданный». В письме римского папы императору Михаилу III, датированном 865 г., содержался упрек за то, что враги, дойдя до стен Константинополя, натворили множество бед, пленили немало людей, ограбили церкви и ушли неотомщенными. Новейший анализ источников приводит к выводу, что русы испытывали настоятельную необходимость отстоять свое место в системе государств, причем наиболее крупных и сильных, обозначить свои интересы, предъявить свои претензии на международной арене. Все это в условиях того времени можно было сделать, только продемонстрировав свой воинский потенциал. Иначе не было никаких надежд на то, что такие державы, как Византия, вступят с новым политическим образованием в дипломатические (включая торговые) отношения.

Поход 860 г. вызвал усиление дипломатической активности Византийской империи. В Хазарию было направлено посольство-миссия св. Кирилла. Не позднее 867 г. византийский император направил посольство к русам, чтобы добиться заключения мира и уговорить их принять крещение. Примечательно, что в византийском рассказе о переговорах по поводу крещения русов фигурирует народное собрание во главе со старейшинами, которое обсуждает предложение византийцев и само принимает решение. В принятии верхушкой русов христианской религии, по-видимому, нужно видеть упорядочение общения с Византией, установление торговых контактов. Последний период в истории Русского каганата остается туманным. Вероятно, что под натиском Хазарии ослабленный интригами византийский послов-миссионеров Русский каганат мог распасться на отдельные племенные части - племенные княжения.

В Киеве вскоре появились Дир и Аскольд. Примечательно, что резиденция Аскольда и Дира находилась в Угорском урочище недалеко от Киева, а не в самом городе. Видимо, их положение было таким же, как и князя Рюрика в земле ильменских словен. В 882 г. Олег с помощью хитрой уловки, выдав себя за купца, овладел городом. Очевидно, Киев в то время был уже значительным торговым центром, пребывание иноземных купцов в котором было ординарным явлением. Киевская Русь в последние десятилетия IX в. стала наследницей Русского каганата.

Призвание варягов. Начиная с первых древнерусских летописцев установилась так называемая норманнская теория происхождения Древнерусского государства, начало которому положило легендарное призвание варягов. В настоящее время на основании последних археологических исследований и тщательнейшего анализа всего комплекса древнерусских и зарубежных документов норманнская теория признана ошибочной в своих основных положениях, вместе с тем, отмечается значительный вклад варяжского, скандинавского компонента в историю Киевской Руси.

Варяги. Первыми варягами (warg - изгнанник, изверженный из известного округа), возможно, были славяне южного побережья Балтики, переселившиеся в Приильменье в VII-VIII вв. и расселившиеся среди родственного, тоже славянского населения - потомками первых славянских насельников края. Летописное сообщение «Новгородцы от рода Варяжска, преже бо беше Словени», возможно, несет в себе историческую память о них. В основном же варягами (викингами скандинавских саг) были искатели богатств и славы, промышлявшие не столько обменной торговлей с приморским населением (беормами скандинавских саг), сколько его грабежом. Варяг стал означать разбойника, воина по преимуществу, дружинника (wrag - волк, разбойник, отсюда русское враг, warang - меч, wargus - воин, дружинник). Этнический состав варягов стал разноэтничным, состоящим, преимущественно, из скандинавов. Варяги - не этническое, а профессиональное название. Исландские саги сохранили память о «восточном» пути - от острова Готланд до устья Невы. Пройдя «восточным» путем и далее по Неве, Ладоге и Волхову, варяги попадала в Старую Ладогу или Холопье городище - первый торгово-дружинный центр на пути «из варяг в греки», где у местных западнофинских племен, вероятно, получили также и другое название - русь (от древнескандинавского ruts- гребец, участник морского похода, перешедшего в западнофинское routsi - швед). Исходя из того, что среди жителей Ладоги с ранней поры археологически документируются словени ильменские, кривичи, скандинавы, местная чудь и балты, только здесь и мог возникнуть своеобразный (ср., путь-дорога, германские немцы, русские рашен) лексический симбиоз синонимов - варяги русь, поисками которых безуспешно занимались и занимаются многие, начиная с Нестора - составителя Повести временных лет.

Археологические изыскания выявили скандинавское присутствие на обширнейшей территории севера Восточной Европы в первой половине IX в. лишь в Ладожском городище, во второй половине IX в. - в Рюриковом, Сарском и Гдездовском городищах. При этом отмечается, что основная масса населения этих торгово-дружинных центров имела местное славянское, финское и балтское происхождение. Большее скандинавское присутствие регистрируется более поздним периодом - концом IX - началом X вв., что, естественно, объясняется самим фактом призвания варяжского князя Рюриха.

Призвание варягов. Первые древнерусские летописцы, повествуя о древнейших, почти легендарных для них самих временах, о начале Русского государства, сообщают именно о призвании варягов народным собранием, а не о варяжском завоевании племен севера Восточной Европы (славяне, кривичи, чудь и весь «видеще великое настроение в земле своей, прийдоше в чувство и совет сотвориша, еже избрати себе князя от иного рода», который бы владел нами и судил по праву). Основой призвания являлось установление договорных отношений («наряда») княжеской власти и народного собрания, возглавляемого старейшинами из родовой знати, получившей по договору доступ к сбору дани и возможность использовать саму ситуацию сбора дани для своего обогащения и возвышения. Князю полагался так называемый «дар»; к примеру, князю Олегу в размере 300 гривен ежегодно; век спустя, князю Ярославу - 2 000 гривен.

Общественно-историческое действие, выразившееся в призвании варягов, заложило основы формирования в Киевской Руси государственной системы коллективного управления - князя со своим родом, знати и дружины, отличной от средневековой западноевропейской, а также традиций вечевого строя Великого Новгорода и Пскова.

Летописный рассказ вполне справедливо отмечает варяжское, скандинавское происхождение русской княжеской династии. Современные историки все более стали склоняться к мнению об историчности фигуры Рюрика, отождествляя его с Рориком Фрисландским - датским конунгом, участвовавшим в некоторых набегах, а затем словно исчезнувшим с исторической арены, в то же время, отмечая ошибки летописной версии, - имена братьев Рюрика в действительности древнескандинавские слова, обозначающие, что Рюрик пришел в землю словен со своей верной дружиной - «тру-вор» и своим родом (домом) - «сине-хус».

Ядром образованного на севере Руси протогосударственного образования стали земли ильменских словен с резиденцией князя и его варяжской дружины на «Рюриковом городище» - протогородском центре, располагавшемся на острове у выхода Волхова из Ильменя в 2 км от будущего Новгорода, на территории которого поселений IX в. не выявлено. Народное собрание ильменских словен созывалось, вероятно, у языческого святилища Перуна - центра наиболее почитаемого ильменскими словенами языческого культа.

Начало образования Новгорода связано с подготовкой князя Олега к походу на Киев в 882 г. В условиях предстоящего отсутствия княжеской власти началось сселение лояльной князю родовой знати из ближних и дальних окрестностей к месту проведения народого собрания вблизи святилища Перуна, приведшее к образованию догородского поселения на месте будущего Людина конца Новгорода. Преобразование догородской структуры в городскую связано с походами княгини Ольги на Лугу и Мсту в 947 г., расширивших податную территорию Новгородской земли в северо-западных и северо-восточных районах, что дало средства для новой планировки и благоустройства города.

Образование Пскова. Археологическими исследованиями на территории Пскова выявлены селения, с глубокой древности последовательно заселенными аборигенами края, западнофинскими племенами и кривичами. Во время, синхронное с призванием варягов, последнее из них, погибшее в пожаре, сменяется протогородским поселением с характерной для племенного центра структурой: укрепленное городище - Кром, с административно-хозяйственными постройками и вечевой площадью, торгово-ремесленным посадом и языческим святилищем. Псков как племенной центр псковских кривичей образовался ранее 903 г., под которым впервые упомянут в Повести временных лет. Городская планировка, оставшаяся практически неизменной в Средневековье, сложилась в середине XI в. и связана с деятельностью князя Ярослава Мудрого, основавшего в это же время Юрьев (Тарту).

Древнерусское государство - Киевская Русь в X в.

В отличие от западных и южных славян, создавших свои ранние государства на основе племенных союзов, как например, Польша, Чехия, Сербия, Хорватия, или под определяющим воздействием других этносов - Болгария, в землях восточных славян, разделенных пространствами Восточно-Европейской равнины и имевших между собой диалектные языковые различия и незначительные отличия в материальной и духовной культуре, благодаря и вопреки внешним воздействиям, было создано единое Древнерусское государство - Киевская Русь. Единая государственность консолидировала восточнославянские, а также некоторые финно-угорские и балтские племена в единую древнерусскую народность.

Значение термина русь. К настоящему времени историками накоплен большой материал, позволяющий проследить, как менялось значение термина русь в древнерусских и современным им зарубежным источниках.

Русь в значении социального термина, применяемого по отношению к княжеским дружинникам, допустимо только для времени Рюрика. Так, сообщение Повести временных лет о приходе на княжение Рюрика «со всей русью» Новгородская летопись интерпретирует как «дружину многу».

В походе Олега на Киев в 882 г. руси в составе войска не было; были «многи варяги, чудь, словени, меря, весь, кривичи». И только после утверждения Олега в Киеве «варязи и словени и прочи прозвашася русью». С вокняжением Олега в Киеве он, его род и его варяжские, скандинавские, славянские и чудские дружинники восприняли этноним русь от предшествующего правящего русского рода и местного славянского племени русов, подчеркивая законность и преемственность своего княжения как князя русского рода. Так, в договоре с греками 911 г., дошедшего в летописном изложении, сообщается: «Мы от роду Русского Карл, Ингелод … (далее перечислены имена послов, имеющие, в основном, скандинавское происхождение), посланные Олегом, Великим князем Русским, и всеми сущими под рукой его (здесь подразумевается княжеский род и его дружина), великими и светлыми князьями, светлыми боярами к вам…». Как видим, термин русь прибретает этно-социальный признак, как принадлежность к правящему в государственном образовании русов русскому роду.

Имевшее место при князя Олеге существенное этническое различие княжеского рода и его ближайшего окружения, преимущественно скандинавского происхождение, от остального населения со временем нивелируется. Так, в тексте договора с греками 944 г. наряду с именами членов княжеского рода и послов, имеющими скандинавское происхождение, указаны также славянские имена и имена, имеющие иное этническое происхождение, в частности, ираноязычное или антское. Вместе с тем, в летописях отмечаются случаи социального отличия русов/русских, имея в виду княжеский род с его ближайшее окружение, от славян, т.е. основного населения Руси. В дальнейшем в летописях в качестве социального термина, обозначающего дружинников, используется, в основном, термин варяги, а термин русь выступает как этноним. Так, в летописи в сообщении о походе Игоря на Византию наряду с полянами, славянами (словенами ильменскими) и другими племенами указаны варяги (социальный термин, имеющий в виду княжескую дружину, состоящую преимущественно из нанятых варягов) и русь (этноним племени русов, такого же, как поляне или ильменские словены). В конце X - начале XI вв. этнонимы русы и славяне постепенно заменяется этнонимом русские, обобщающим все славянское население Древней Руси, подвластное киевскому князю. Так, в составе войска князя Владимира в походе на волжских болгар в 985 г. указаны конные войска русские, торков (тюркское племя, кочевавшее в Поросье), волынян и червенские (вошедшие в состав Руси в 982-983 гг.).

Западноевропейские источники IX-X вв. четко разделяли этническую принадлежность: русы - это русы; норманны - это даны, свеоны и другие скандинавы; термин варяги в значении этнонима они не применяли, известно лишь, что в средние века дружины составлялись преимущественно из людей, носивших название wargus.

В византийских источниках первой половины X в. все прибывшие из Киевской Руси послы и купцы, доверенные лица русского князя, а также дружинники, поступающие на военную службу по договору Византии с Русью, назывались русами/росами независимо от их этнической принадлежности, также, как и все жители Византии, независимо от их этнической принадлежности, именовались ромеями или греками в древнерусских летописях. В то же время, византийцы, имея торговые и дипломатические контакты с купцами и послами, именовавшими себя русами, но говорившими, преимущественно, по-скандинавски, отмечали языковое различие русов и славян. Так, Константином Багрянородным указаны русские (скандинавского происхождения) и славянские наименования Днепровских порогов, а также отмечено наличие на Руси двух языков: русского и славянского. Кроме того, византийцев, а также восточных источников первой половины X в., удивляла присущая русам, но не свойственная славянам, практика торговли рабами. Славяне не обращали своих соплеменников в рабство; пленных в рабство не продавали, а освобождали за выкуп. Следовательно, в конце IX - первой половине X вв., при княжении Олега и Игоря, термин русь/русы имел в византийских источниках этно-социальный характер как принадлежность к княжескому роду и его окружению, имевших, преимущественно, скандинавское происхождение, в отличие от остального населения страны, сознающего свое славянское единство.

Образование Древнерусского государства. Началом образования единого для всех восточных славян государства является объединение князем Олегом в 882 г. двух центров зарождающейся государственности - северного и южного, с общим центром государственной власти в Киеве. Древнерусский летописец не зря охарактеризовал князя Олега “вещим”. Он объединил в своих руках жреческие функции наиболее почитаемых языческих культов ильменских словен и приднепровских русов. Именами Перуна и Велеса клялись послы Олега при заключении договора с греками в 911 г. Захватив власть в Киеве, Олег объявил себя князем от русского рода, тем самым подтвердил свою преемственность от предшествующей ему власти и утвердил законность своего княжения как русского, а не чужеземного князя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6