Внешняя политика России накануне I мировой войны
Внешняя политика России накануне I мировой войны
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Группа 3.4 (11 «Г») Тема: Внешняя политика России накануне I мировой войны. 10.12.2009 Студент практикант V курса группы 582 Саитов Ильдар Гербертович Учитель истории школы: Смурякова Е. Е. _______________ Групповой руководитель: Магсумов Т.А. _______________ Оценка за урок _______________ Набережные Челны, 2009 г. Литература, использованная по теме: 1. Левандовский А. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 368 с., 16 л. ил., карт. 2. Левандовский А. А. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ "Россия в ХХ веке" / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Л. В. Жукова.- 160 с.: ил. (в обл.) 10.12.2009 Урок № 8: Группа 3.4 (11 «Г») Раздел III. Накануне краха. Тема: Внешняя политика России накануне I мировой войны. Тип урока: комбинированный. Вид урока: Урок - Лекция. Цель урока: 1. Познавательная, образовательная цель - сформировать основные представления у учащихся о положении дел в Европе, в частности на Балканском полуострове; рассказать о причинах конфликта и оформления военно-политических блоков, целей и задач стоящих перед странами-участниками конфликта. 2. Развивающая цель - содействовать учащимся в понимании сложной геополитической обстановки в Европе, при которых война не могла не начаться. 3. Воспитывающая цель - формирование у учащихся чувства долга, гражданственности и защиты Родины от врагов. Оборудование: Учебник, рабочие тетради, наглядность: политическая карта Европы, таблица геополитических интересов стран участников конфликта; классная доска, мел, указка. Вид доски на уроке |
10 декабря 2009 Тема Дом. Задание План политическая карта Европы таблица геополитических интересов стран участников конфликта | | |
Основные понятия: Тройственный Союз, Антанта, концессии, аннексия. Основные даты: 1904 - Франция и Англия подписали соглашение о разделе сфер влияния в Северной Африке. 1907 - Соглашение Англии и России, регулировавшее отношения по Ирану, Афганистану и Тибету, оформление Антанты. 1908 - аннексия Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины. 1912 - союз Болгарии, Сербии и Греции против Турции. I Балканская война. 1913 - II Балканская война. Сербия и Греция против Болгарии. 15 июня 1914 - убийство наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцог Франц Фердинанд. 15 июля 1914 - объявление войны Австро-Венгрией Сербии, начало первой мировой войны. Основные персоналии: эрцгерцог Франц Фердинанд, Шлиффен. План урока: 1. Европа накануне войны. 2. Международные конфликты. 3. Начало войны. Планы воюющих сторон. План урока развернутый: 1. Европа накануне войны. В начале XX века в Европе завершилось формирование блоков - Тройственного Союза и Антанты. Агрессивность Германии - главный противник Англии в мировой экономике и на море. 1904 - Франция и Англия подписали соглашение о разделе сфер влияния в Северной Африке. 1907 - Соглашение Англии и России, регулировавшее отношения по Ирану, Афганистану и Тибету, оформление Антанты. 1908 - постоянные конфликты, которые трудно разрешить дипломатически. 2. Международные конфликты. 1908 - аннексия Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины. Россия вынуждена была пойти на дипломатическую капитуляцию. 1912 - союз Болгарии, Сербии и Греции против Турции. I Балканская война. Турция потеряла все европейские владения за исключением узкой береговой полосы. 1913 - II Балканская война. Сербия и Греция против Болгарии, которая теряет свои владения и начинает ориентироваться на Тройственный союз. Сербия союзница России - центр притяжения южнославянских народов Австро-Венгрии. «Пороховой погреб» Европы. 3. Начало войны. Планы воюющих сторон. 15 июня 1914 - убийство наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцог Франц Фердинанд в Сараево, столице аннексированной Боснии. Ультиматум Австрии для Сербии, которая соглашается на все условия. 15 июля 1914 - объявление войны Австро-Венгрией Сербии, начало первой мировой войны. Остальные участники по цепной реакции вступили в войну (38 стран). План 2-х фронтов, и молниеносной войны разгромив врага по одиночке. Затяжной характер. Домашнее задание: §19 прочитать ответить на вопросы, подготовить на пересказ. Письменно ответьте на вопрос 3, с 76. Ход урока: |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | | I. Организационный момент | Учитель приветствует учеников. | Ученики приветствуют учителя. | | II. Этап проверки домашнего задания. | На прошлом уроке мы с вами проходили тему: «Третьеиюньская монархия», пожалуйста ответьте мне на следующие вопросы? 1.Какова была расстановка политических сил в стране после революции и их отношение к правительству? 2. III Государственная Дума нарисуйте схему по новому избирательному закону? 3.Охарактеризуйте отношения правительства Столыпина с Государственной Думой и Государственным Советом? 4. Репрессивные меры правительства? 5.Нарисуйте схему аграрной реформы правительства? 8. Итоги столыпинской политики? | Ученики выслушивают предисловие учителя о пройденном материале. Опрос проводиться фронтально с элементами индивидуального опроса, отвечают с места. Вопросы, требующие схематического изображения, учащиеся рисуют схемы на классной доске и после объясняют ее элементы. Для тех, кто не справляется или не готов к уроку, задаю дополнительные вопросы. Вместо двоек прошу подготовить рефераты и доклады. | | III. Изучение нового материала. | Открываем тетради записываем число и тему нашего с вами урока. Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы истории и внешней политики перед первой мировой войной: 1. Европа накануне войны. 2. Международные конфликты. 3. Начало войны. Планы воюющих сторон. | Учащиеся записывают число и тему урока. Под запись с перерывами на вопросы и развития памяти и мышления их просят отвечать на вопросы связанные с предыдущими этапами развития внешней политики России, и данной темы тоже. | | IV. Закрепление изученного материала | Балканский полуостров не случайно называют «Пороховым погребом» Европы, так как именно в этом регионе пересекались основные противоречия между империалистическими державами и национальными государствами Сербия, Греция, Болгария. | Вывод записывается в тетради, за активность на уроке выставляются оценки в журнал. | | V. Подведение итогов урока. | Открываем дневники и записываем домашнее задание. | Ученики записывают домашнее задание в дневник. | | |
Студент практикант_______________________________ Учитель истории школы___________________________ Групповой руководитель___________________________
|