скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Внешняя и внутренняя политика Екатерины 2 скачать рефераты

ля удобства денежных расчетов Екатерина стала хлопотать об устройстве банков, "дабы партикулярные люди перестали деньги возить возами, а переводили через вексели". В 1764 году Екатерина велела бить золотую монету 88-й пробы с тем расчетом, чтобы золотая монета была дороже серебряной в 15 раз. Императрица заботилась и о привлечениях частных капиталов в государственные банки и распорядилась, чтобы частные капиталы отдавались в рост только частным лицам.

Все эти мероприятия, направленные к развитию русской торговли и промышленности, не могли, конечно, сразу принести осязаемые результаты, а между тем государственные нужды не терпели, их необходимо было удовлетворять. И вот Екатерина против своей воли должна была увеличить косвенные налоги. Прежде всего, был увеличен налог на спиртные напитки. В 1763 году цена вина, продававшегося из казенных кабаков, была увеличена на 30 копеек с ведра, а цена пива и меда - на 5 копеек. Но увеличение цены казенного вина вызвало страшное развитие кормчества и сильное сокращение потребления казенного вина. В результате получилось не увеличение, а уменьшение казенных доходов. Кормчество приняло такие размеры, что с ним стало невозможно бороться. Екатерина долго билась над этим вопросом и, в конце концов, решила созвать комиссию, которая бы указала ей, что делать. Комиссия пришла к заключению, что выгоднее отдать продажу на откуп огулом, а не с ведра. Сенат согласился с этим, и 1 августа 1764 года был издан манифест об отдаче вина на откупа. Так родилась та откупная система, которая существовала около ста лет.д.оход с откупов был исчислен более чем на 4 миллиона рублей, что в тогдашнем бюджете составляло пятую часть государственного дохода.

Кроме увеличения косвенных налогов, Екатерина проявила заботы и относительно прямых налогов, то есть подушной подати. Ревизии всегда обходились слишком дорого и для населения, и для правительства. Ревизоры обыкновенно обирали население. От ревизии, как от морового поветрия, народ нередко бежал в Польшу. Ревизоры за взятки или показывали меньшее число жителей, или, если им было дано мало, показывали большее число жителей, а т. к. подати вносились не каждым отдельным плательщиком за себя, а по раскладке всем миром или помещиком оптом за всех крестьян, то это было разорительно как для крестьян, так и для помещиков.

Екатерина решила отменить этот разорительный порядок производства ревизии и не посылать ревизоров. Она предписала Сенату, чтобы каждое селение через своих помещиков или старост вычисляло наличное число ревизских душ, свою ревизскую сказку пересылало бы в воеводскую канцелярию, а она пересылала бы губернатору, а он уже в Сенат. Но и тут сразу же открылись злоупотребления в другом роде. Воеводские канцелярии отказывались принимать без взяток от старост их ревизские сказки, тогда императрица предписала ревизские сказки в воеводские канцелярии посылать по почте. Екатерина не испугалась пропусков и утаек, которые должны были оказаться после производства переписи, т. к. они были и при ревизорах. Для предотвращения же злоупотреблений были объявлены строгие наказания за утайку ревизских душ. В общем Екатерина не ошиблась в своем расчете; ошиблась она только в своих надеждах на скорость переписи; несмотря на неоднократные предписания, ревизия была окончена только к июню 1764 года. Всех ревизских душ теперь оказалось на 700 тысяч больше чем по второй ревизии.

Вопрос о церковных имениях.

Екатерине предстояло решить поставленный жизнью на очередь в
опрос о церковных имениях. По восшествии на престол Екатерины духовенство сейчас же подало ей челобитную о возвращении отобранных у него имений и об упразднении Коллегии экономии. Екатерина передала челобитную на рассмотрение Сенату, который обсудив челобитную, высказался в том смысле, что отобранные имения возвратить духовенству, но с церковных и монастырских крестьян, кроме подушной подати, брать еще один рубль, из которого 50 копеек должно было пойти в казну на содержание инвалидов, а 50 копеек отойти духовенству. Монастырские крестьяне должны были управляться соответственными выборными старостами и освобождаться от присуда Коллегии экономии, управлявшей через своих отставных офицеров. Екатерина согласилась с этим мнением, и 12 августа1762 года последовал соответствующий указ. Но духовенство заспорило: архиереи стали противиться тому, чтобы Ѕ оброка с крестьян шла в казну, и предлагали удовлетворить казну взносом 300 тысяч рублей в год, с тем условием, что все остальные сборы будут предоставлены духовенству. Духовенство сделало крупную ошибку, за которую и поплатилось.

Когда духовенство продолжало упорствовать, Екатерина по предложению новгородского митрополита Дмитрия Сеченова учредила комиссию из светских и духовных лиц для решения вопроса о распределении доходов между казной и духовенством и для сочинения "штатов" духовенству и монастырям. В то время, как заседала эта комиссия, монастырские крестьяне сильно взбунтовались, не желая и слышать о Синодальное ведомство. Это было на руку Екатерине, и по ее предначертанию комиссия решила восстановить Коллегию Экономии для заведования всеми церковными имуществами и выдачи из получаемых доходов денег на содержание архиереев и училищ. Духовенство теперь уже не было в состоянии возражать против этого.

Так был решен вопрос о церковных имениях, поставленный на очередь еще в начале XVI века. Решение его в пользу государства имело крупные последствия. Секуляризация, лишив церковь ее материального обеспечения, лишила ее и самостоятельности и независимости от государства, которое с тех пор получило полное господство и торжество над ней.

Крестьянский вопрос.

В начале царствования перед Екатериной стоял и грозный крестья
нский вопрос. В одной из своих записок Екатерина сообщает, что заводских крестьян было в явном возмущении 49000 человек, а монастырских и помещичьих - до 150000.

Для усмирения заводских крестьян Екатерина отправила генерал-квартирмейстера князя Вяземского. Екатерина поручила ему прежде всего привести крестьян "в райское состояние и усмирить", а потом разыскать зачинщиков и наконец исследовать те злоупотребления, которые привели заводских крестьян к возмущению. Виновных приказчиков Екатерина приказывала наказывать не строго и тайно от крестьян. После этого Вяземский должен был расследовать состояние заводов и узнать, не лучше ли вместо крепостных употреблять рабочих по вольному найму.

Вяземский исполнил поручение императрицы и доносил, что у заводских крестьян, действительно, было много поводов быть недовольными. Вопреки закону, их приписывали к заводам не целыми деревнями, а по выбору, от чего происходили великие неравенства и отягощение крестьян. Заводские повинности ложились лишним бременем на крестьян. Работы на заводе были так велики, что никто не мог выполнить своего урока и за исполнением заводской работы не оставалось свободного времени. Иногда приписывали крестьян, живших от завода верст за 400, так что они совершенно непроизвольно теряли много дорогого времени на переходы из поместья к заводу. При таком положении дел заводчики получали прибыли, а крестьяне разорялись.

В 1765 году была созвана комиссия, чтобы решить вопрос, не лучше ли заводы из партикулярных рук отобрать в казну на ее содержание, какие меры принять, чтобы крестьяне не бунтовали. Екатерина признается, что возмущения заводских крестьян не прекращались до тех пор, пока самые крупные заводы не были отобраны в казну, и в 1779году не был издан указ, таксировавший размеры работы на заводах.

Сложнее и труднее был вопрос о помещичьих крестьянах, которые бунтовали в разных местах России. Усмирять их Екатерина послала Бибикова с солдатами и пушками. Бибиков выполнил ее поручение, причем некоторые селения пришлось бомбардировать.

Но эти меры не были решением крестьянского вопроса. Справедливость требовала, чтобы после манифеста 18 февраля 1762 года, освобождавшего дворян от обязательной службы государству, последовало бы освобождение крестьян от обязательной работы на дворян, службу которых они обеспечивали. Это сознание и подняло крестьянские массы и привело их в волнение. Но государственные основы крепостного права затмились в сознании русского правительства и общества: преобладала частноправочная точка зрения на помещичьих крестьян как на собственность владельцев.

Крестьян усмиряли вооруженной силой, а они отвечали на это побегами за границу, в Польшу. Побеги стали так часты и многочисленны, что встревожили правительство Екатерины. Частные меры, вроде амнистии вернувшимся на родину, и даже посылки военных команд в Польшу не помогали общему положению дела: необходимы были не частные, а общие меры.

Екатерина была озабочена вопросом о беглых, и вскоре П.И. Панин, брат воспитателя Павла Петровича - Н.Н. Панина, подал ей доклад, в котором указывал на причины крестьянских побегов и на меры их пресечения. Этот доклад ясно рисует положение тогдашних крестьян. Из России в Польшу бежало значительное количество людей "старой веры". Панин объясняет это строгостью корыстолюбивого духовенства. Также крестьяне бежали от рекрутских наборов и от привычки продавать крестьян из своих деревень другим помещикам в рекруты. Многое значило также дурное содержание рекрутов до распределения их по полкам. Унтер-офицеры обирали рекрутов, заставляли их работать, оставляли без помещения, так что зимой рекруты целый день проводили на морозе, а ночь - в страшной жаре в торговых банях. Панин указывал также на неограниченную власть помещиков, неумеренная роскошь которых заставляла употреблять труд своих крестьян свыше меры. Общие условия жизни также были неблагоприятны, также многое значило и неправосудие, нерадение и лихоимство администрации.

Рассмотрев причины бегства крестьян, Панин предлагал различные меры к прекращению этого зла. Он рекомендовал Екатерине открыть общий доступ для желающих возвратиться на родину раскольников, облагая их подушной податью в 2 руб.70 коп. Панин также предлагал не возвращать крестьян к прежнему помещику, с которыми они не ужились, а взамен их выдавать ему из казны 100 рублей, возвратившихся же беглых зачислять в казенные крестьяне. С деревень и городов, которые лежат не далее 70 верст от границы, Панин предлагал совсем не брать рекрутов, а брать выкуп в 100 рублей на вербовку вольных людей в гусарские полки. Также, по его мнению, надо было запретить продажу рекрутов в чужие деревни, а вообще продажу крестьян разрешить только семьями. Так как много крестьян бежало от рекрутчины, то Панин предлагал гуманное отношение к солдатам. Вследствие того, что многие крестьяне бежали по вине помещиков, Панин предлагал "сочинить примерное уложение для работ", но не опубликовывать его, а тайно разослать губернаторам, которые должны были руководствоваться им при усмирении волнений. В этом "уложении" Панин рекомендовал требовать с крестьян 4 рабочих дня в неделю, считая нормальным рабочим днем, если крестьянин вспашет 1 десятину, скосит ѕ десятины сена или нарубит 1 Ѕ погонных сажени дров.

Но все это легко было написать на бумаге, но трудно выполнить. Екатерина увидела всю непрактичность этих мер, поняла, что вопрос лежит глубже, и стала искать новые пути в разрешении крестьянского вопроса, хотя до конца царствования так и не нашла их.

Заботы об увеличении населения

Препятствием к раскрепощению крестьян служила незначительность населения на весьма значительной территории. На вольнонаемном труде нельзя было построить ни частного, ни казенного хозяйства, и поэтому пр
авительству поневоле приходилось "приписывать" крестьян, а помещикам укреплять за собой рабочие руки. Без крепостных крестьян трудно было обходиться даже торговому и промышленному классу. Екатерина понимала это, и с самого начала царствования стала заботиться об увеличении населения России.

Указом 15 октября 1762года Екатерина разрешила Сенату принимать в Россию без доклада всех желающих селиться иностранцев, кроме евреев, т. к. иностранцы боялись ехать в Россию, опасаясь притеснений, была устроена особая канцелярия "опекунства иностранных" (22 июля 1763 года), президентом которой был назначен граф Григорий Орлов. Иностранцам по приезде в Россию разрешено было записывать в купцы и в цеховые любых городов или селиться особыми колониями на свободных землях. Они получали гарантию в свободе исповедания, разрешение строить церкви и колокольни. Им запрещалось только строить монастыри (это относилось к католикам) и совращать православных. Колонисты, поселившиеся на свободных землях, получали льготы на 30 лет, а поселившиеся в городах лет на 5-10. Все колонии получали самоуправление.

Таким образом было положено начало иноземной колонизации Поволжья и южных степей.

В интересах гуманности и увеличения населения Екатерина заботилась и о незаконно рожденных, которых бросали куда и где попало. В начале 1763 года императрица утвердила план Императорского Воспитательного дома, составленный И.И. Бецким. Через год Воспитательный дом был открыт в Москве, а позже и в Петербурге.

Меры к упорядочению внутреннего управления

Панин как на одну из причин крестьянских побегов указывал на страшное неправосудие и нерадение администрации. На это указала и сама Екатерина в своем манифесте от 18 июля 1762 года. Господство лихоимства Екатерина объясняла плохим выбором должностных лиц и тем, что "люди не только с некоторым достатком, но ниже имея дневное пропитание, отсыл
ались, к делам, не получая при том никакого жалованья, и немного лучше, как бы неимущие в богадельне для одного только пропитания, а не для исправления дел". Действительно, после Петра I в России водворилась еще более откровенная система кормлений, чем в былое время в Московской Руси. После Петра люди определялись на должности совершенно без жалованья, с тем, чтобы они кормились от дел.15 декабря 1763 года Екатерина издала манифест о назначении жалованья чиновникам по штату, служащим не только в столице но и в провинции.

Этот манифест явился крупным шагом вперед в деле упорядочения внутреннего управления России. Но нужно было также отнять у чиновников желание копить деньги на черный день. Последовательность требовала назначения пенсий, это и было сделано: за 35 лет службы была назначена пенсия. Вот когда получил начало закон о пенсиях, действующий и поныне.

Также управление в России страдало от страшной пассивности. В 1764 году Екатерина издала инструкцию губернаторам, которая объясняла им их права и обязанности. Екатерина исходит из того положения, что губернатор есть хозяин губернии, который должен заботиться о населении вверенной ему губернии, о процветании в ней земледелия, торговли и промышленности, должен следить за дорогами, ловить воров и разбойников, заботиться о лесосохранении и т.д. Всех чиновников, изобличенных в лихоимстве, он должен отстранять от должностей и предавать суду. Все учреждения, до сих пор не подчиненные губернской канцелярии (таможни, магистраты, ямские правления), переходят в ведение губернатора. Губернатор получает точные рапорты и известия о порядках в губернии, имеет право представлять о пользах и нуждах общественных и должен защищать бедных. Так были выдвинуты идеи, которые нашли точное выражение в "Учреждении об управлении губерниями"; инструкция 1764 года теоретической прелюдией закона 1775 года.

Эти мероприятия не были радикальным решением вопросов, но они показывают, что Екатерина ясно осознавала очередные задачи, видела положение дел в государстве. Желая ближе ознакомиться с положением дел в своей стране, Екатерина предпринимала путешествия, но больше пользы принесла ей созванная ею "Комиссия для составления проекта Нового Уложения".

Созыв комиссии и ее состав.

14 декабря 1766 года Екатерина издала указ, которым предписывала на будущий год прислать в Москву депутатов от Сената, Синода, всех канцел
ярий, за исключением губернских и провинциальных, и из всех городов и уездов. Их она вызвала чтобы учредить из них "Комиссию для составления проекта нового Уложения".

К манифесту был приложен и порядок производства выборов. Депутаты созывались от дворян, горожан, казаков, свободных крестьян, и от некочующих инородцев, причем дворяне должны были выбираться по депутату от каждого уезда, горожане - по депутату от каждого города, свободные крестьяне - по депутату от каждой провинции и некочующие инородцы - по депутату от каждого народа провинции. Депутаты должны были быть не моложе 25 лет, им назначалось жалованье: дворянам - 400 рублей в год, городским депутатам - 122 руб., а остальным по 37 руб. в год. Депутаты навсегда освобождались от смертной казни, пыток, телесного наказания и конфискации имения, обидевший депутата отвечал вдвое против обычного. Каждый депутат получал от своих избирателей наказ, составленный комиссией пяти избирателей, о нуждах общества и о тех требованиях, которые оно хотело предъявить правительству. Кроме того, дворянство каждого уезда перед выборами депутата должно было выбрать себе на два года предводителя, под его председательством происходили и выборы депутата. Также горожане перед выборами должны были выбрать городского голову, под председательством которого избирались депутаты. Но целые сословия не получили представительства: не были приглашены депутаты от духовенства, от дворцовых, экономических и посессионных крестьян, которых легко можно было приравнять к свободным. Но как бы то ни было, на этот раз общество отозвалось на зов правительства с большей готовностью, чем раньше. Ко дню открытия Комиссии для сочинения проекта нового Уложения в Москву явилось 460 депутатов.

Но слишком трудная задача была возложена Екатериной на Комиссию. Комиссии предстояло составить проект нового Уложения, обнимающий собой все стороны законодательства, все отрасли права и проект должен был явиться новым во всех отношениях. Русское общество рассматривалось Екатериной как находящееся в первобытной стадии развития, в силу чего ему предстояло дать государственный и гражданский быт. Все предыдущее развитие как бы аннулировалось. Источником для почерпания содержания русских законов, по мнению Екатерины, должны были быть непререкаемые правила и истины ее Наказа. Но Наказ императрицы давал не начала законодательства, которые можно было бы развивать, а указывал общие и неопределенные положения или ограничивался простым приведением примеров, не делая никаких выводов. По многим отраслям права Наказ не давал никаких указаний, так что депутатам, в сущности, было предоставлено работать собственными силами. Так "непререкаемые правила" Наказа мало годились для практического законодательства.

Сильно помешало продуктивности работ неудачная организация их в Комиссии и неуменье руководить работами. Легче бы всего правительство достигло своей цели, таким образом, если бы оно само при помощи специалистов заготовило проект нового Уложения, а потом предложило бы его депутатам для обсуждения, исправления и дополнения. Но Екатерина пошла совершенно противоположным, более длинным путем. Она поручила составление Уложения такому учреждению, которое, по настоящему, должно было только слушать его и обсуждать. Но было проведено хотя бы разделение труда, организованны отдельные подкомиссии, но Екатерина очень неудачно пыталась установить это разделение труда, она не освободила от подготовительной, черновой работы общее собрание и делопроизводство Комиссии пришло в полный хаос.

Не наблюдалось никакого плана и в организации частных комиссий, которые возникали по личной инициативе отдельных депутатов, благодаря чему по одному вопросу возникало несколько комиссий. При такой организации дела работы Комиссии затянулись и не привели к желаемым результатам.

Комиссия собралась 30 июля 1767 года в Москве в Грановитой палате. На первом собрании выбрали 3 кандидатов в председатели, из которых императрица утвердила генерал-квартирмейстера Бибикова. В 6 следующих заседаний депутаты читали Наказ императрицы, который произвел на них сильное впечатление, после чего они решили поднести Екатерине титул "премудрой, великой и матери отечества".

В декабре 1768 года, по случаю, войны с Турцией, заседания Большой Комиссии были прерваны, и депутаты, не состоявшие членами частных комиссий, были отпущены по домам. Частные комиссии просуществовали в прежнем составе до конца 1774 года, когда указом от 4 декабря депутаты, входящие в их состав, были распущены, но сами комиссии продолжали существовать в течение всего царствования Екатерины, т. к. взамен депутатов были назначены другие.

Екатерининскую Комиссию постигла та же участь, какая была присуща и всем предыдущим комиссиям. Новое Уложение не было составлено. Единственное, что осталось от комиссии - это проекты частных комиссий, из которых многие не были даже кончены. Но все-таки не смотря на ошибки, результаты деятельности Комиссии были огромны. Екатерина познакомилась с разнообразными нуждами своего народа. Правительство, знакомясь с характером и содержанием прений в Большой Комиссии, читая депутатские наказы и изучая записки частных комиссий, должно было убедиться в необходимости реформ и получило указание, в каких именно реформах чувствовалась особенная нужда. Также комиссии подготовили те законы, которые были потом проведены в жизнь. Городовое положение 1785 года и жалованная грамота дворянству были переделками проектов, выработанных в частных комиссиях. Комиссия 1767-1768 годов вдохновила Екатерину на реформаторскую деятельность в направлении, согласном с нуждами и требованиями общества.

Внешняя политика Екатерины II

Внешняя политика - самая блестящая сторона государственной де
ятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство. Перед Россией стояло два важнейших вопроса: турецкий и польский. Руководивший русской внешней политикой Н.И. Панин, решил сконструировать так называемый Северный аккорд-союз государств, находившихся на севере Европы: Дании, Пруссии, Польши и Швеции при участии Англии. План Панина в конечном счете не был реализован. Тем временем конфликты между Россией и Турцией вылились в войну, начавшуюся в 1768 году. В этой войне талантливый русский полководец П.А. Румянцев нанес серьезное поражение туркам при Ларге и Кагуле в 1770г.

5 июля 1770 года русский флот под командованием адмирала Г.А. Спиридова разгромил турецкий флот недалеко от острова Хиоса в бухте Чесме. Однако политика некоторых европейских государств, испугавшихся усиления России, заставила ее пойти на заключение мира, который был подписан в болгарском селении Кючук-Кайнарджи 10 июля 1774года. По этому договору Россия получила от Турции территорию от Буга и крепости Кинбурн до Азова, с частью прикубанских и приазовских земель. Кабарда была включена в государственные границы России. Россия получила также выход из Азовского в Черное море. Крым был объявлен самостоятельным, а с самой Турции Россия получила 4,5 млн. рублей контрибуции.

Большое внимание екатерининское правительство уделяло и польской проблеме. В ходе борьбы за власть в Польше на престол был посажен давний знакомый Екатерины Станислав Понятовский. Россия всячески старалась усилить свое влияние в Польше, что весьма беспокоило Пруссию выступить совместно с Австрией в польском вопросе, с тем чтобы умерить требования России на юге. России был невыгоден раздел Польши и усиление за ее счет таких государств, как Пруссия и Австрия. Польша больше устраивала Россию как буферное государство на границе с более сильными соседями. Но в сложившейся ситуации Россия вынуждена была пойти на раздел Польши. Один договор был заключен между Россией и Пруссией, другой - между Россией и Австрией. Оба они были подписаны в июле 1772года. В сентябре 1773 года польский сейм санкционировал соглашение о первом разделе Польши. Россия получила все Подвинье и часть Верхнего Приднепровья, воеводства Полоцкое, Витебское, Мстиславское, часть Минского и часть польской Ливонии.

В 1770-1780 годах вопрос о Правобережной Украине все теснее связывался с вопросом о дальнейшем продвижении России к Черному морю, а это, в свою очередь, с новой силой порождало русско-турецкий конфликт. Усилившаяся мощь России позволяла Екатерине оказывать весьма сильное воздействие на положение дел в Европе. Во время вспыхнувшей между Австрией и Пруссией войны за баварское наследство Екатерина выступила в качестве третейского судьи. Закончивший эту войну Тешенский мир 1779 года, условия которого гарантировала Екатерина, привел к значительному усилению влияния русской дипломатии на ситуацию в Германии. Выдающуюся роль сыграла Россия и в событиях, связанных с войной американских колоний за независимость. Россия отклонила попытку Англии использовать ее силы для ведения войны в Америке. Более того, в феврале 1780 года Екатерина опубликовала декларацию о "вооруженном нейтралитете".

Натянутые отношения с Англией, обозначившееся охлаждение в отношениях с Пруссией способствовали сближению России с Австрией. Большую роль в определении внешнеполитического курса играл Г.А. Потемкин, фаворит Екатерины. Прогрессировавшее ослабление Османской империи привело к появлению так называемого греческого проекта. Проект предусматривал изгнание турок из Европы и восстановление "древней монархии Греческой". Из Дунайских княжеств - Молдавии, Валахии и Бессарабии - Предполагалось образовать буферное государство - Дакию. Австрия за содействие в реализации проекта должна была получить западную часть Балканских земель.

В 1783 года Россия присоединила к себе Крым и Турция в 1787 году сама объявила войну. Положение России в скором времени осложнилось начавшейся войной со Швецией. Но блестящая победа русского флота в июле 1788 года у Готланда над флотом шведов заставила шведское правительство пойти на заключение мира (1790г).

Россия добилась выдающихся успехов в войне с Турцией. Была взята крепость Очаков, турки были разбиты при Фокшанах и Рымнике. Одна из наиболее ярких страниц этой войны - взятие крепости Измаил. В 1791 году был подписан Ясский мир, по которому Турция обязалась неуклонно выполнять условия предшествующего мира, признала новую границу с Россией по Днестру и присоединение Крыма. В Польше, где после раздела, влияние России значительно усилилось, начинает нарастать движение за укрепление экономики и политического строя путем реформ. Летом 1791 года русские войска, принимавшие участие в войне с Турцией, были переброшены в Польшу. Тут же возникла конфедерация, к которой присоединился и польский король. Царские войска вскоре взяли Варшаву. Конституция 3 мая была отменена, а в марте 1793 года произошел второй раздел Польши. К России отошли Белоруссия с Минском и Правобережная Украина. В начале 1795 года был проведен третий раздел Польши, уничтоживший самостоятельное польское государство. Россия получила Литву, Западную Белоруссию и западную Волынь, а также и Курляндское герцогство. Присоединение старинных русских земель к России было естественным, поскольку восстанавливало изначальное единство восточнославянских народов.

Сильное влияние на ситуацию в Европе и на внешнюю политику России оказала французская революция 1789 года. В 1792 году Австрия и Пруссия попытались вооруженным путем восстановить во Франции "старый порядок". Россия не принимала участия в войне, хотя и разорвала в 1793 году, после казни Людовика XVI, дипломатические и торговые отношения с Францией. Только в 1795 году Екатерина заключила соглашение с Австрией и Англией об организации интервенции против Франции. На театр военных действий предполагалось отправить 60-тысячный русский экспедиционный корпус под командованием А.В. Суворова. Смерть Екатерины в ноябре 1796 года помешала реализации этого плана.

Заключение

Екатерина осталась в истории крупной исторической личностью. Эта личность наложила свою печать на целую эпоху русской истории, которая называется екатерининской.

Попытки, которые предпринимались в царствование Екатерины для решения крестьянского вопроса не привели к полному разрешению вопроса, но и не были безрезультативны. Этот вопрос получил широкую теоретич
ескую разработку. Также раз и навсегда было установлено, что народное просвещение такая же государственная задача, как например, оборона страны. При Екатерине возник и особый орган государственного попечительства о народном образовании: при ней по всей России была раскинута сеть народных училищ, которые должны служить для просвещения широких кругов.

При Екатерине были поставлены на очередь и попытки ограничить самодержавную власть через определенные конституционные формы. После этого Екатерина сосредоточилась на мысли о необходимости для России полного, ничем не ограниченного самодержавия. Долгое время Екатерина лелеяла мечту о переустройстве высшего управления в России. Накануне второй турецкой войны и французского замешательства, в 1787 году ею был заготовлен проект указа о сенатской реформе.

В 1788 году началась вторая турецкая война и Екатерина заметила, что "не время теперь делать реформы". Тем более, что тогда начиналась французская революция, и Екатерину стал волновать вопрос, подпишет ли христианский король Людовик XVI противохристианскую конституцию. Т.к. ее подписание повело к разрыву России с Францией.

На желание Екатерины ввести конституционные учреждения влияло и то, что Екатерина с ужасом замечала, что ее сын очень похож на своего отца, который был образцом деспота. Екатерина не могла не задумываться о будущем своего государства, она хотела обеспечить его таким строем верховного управления, который гарантировал бы его от повторения печального царствования ее мужа. В конце жизни Екатерины ходили слухи, что 1 января 1797 года в России будет введена конституция, но Екатерина умерла раньше (6 декабря 1796 года), чем опубликовала ограничительный закон. Но все-таки вопрос об изменении формы правления в России был поставлен еще при Екатерине II, во второй половине XVIII века.

Список использованной литературы

А.Р. Андреев "История власти в России" 2003г.

А. Данилова "Русские императоры, немецкие принцессы. Династические связи, человеческие судьбы" 2002г.

А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кащенко, М.Ф. Флоринский "Отечественная история (до 1917 года)" 2005г.

М.К. Любавский "Русская история XVII - XVIII веков" 2002г.

Страницы: 1, 2