скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Великое переселение народов. Крещение Руси. Становление абсолютизма скачать рефераты

Великое переселение народов. Крещение Руси. Становление абсолютизма

1. Древние народы на территории России. Великое переселение народов

Первые люди на территории России - 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7- 5 вв. до н. э. В 5 веке до н. э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н. э.

Севернее греков жили скифы - кочевники.

На территории Азербайджана в 4 веке до н. э. было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены в Крым. Они были разгромлены готами (немецкими племенами).

С востока из-за Дона устремилась новая волна кочевников - сарматов. В 3- 7 вв. н. э. в эпоху Великого Переселения народов на территории Северного Причерноморья, а позднее - между Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.

В 5 веке н. э. они дошли до пределов Северной Франции. После разгрома их галльскими племенами они возвращаются обратно, где полностью растворяются среди тюркских племен.

В 6 веке из пределов Монголии вновь появляются тюркские племена, которые в середине 6 века образовали Тюркский каганат, территории которого простиралась от Монголии до Волги.

Постепенно почти всё население Восточной Европы (степная часть) подверглась тюркизации. В лесостепной зоне утверждается славянский компонент и финно- угорский. На Центральном Кавказе проживает ираноязычный этнос - аланы. В Западном Предкавказье в 6 веке господствующее положение заняли булгары.

После распада Тюркского каганата в 80х годах 6 века здесь образовалось государство Великая Булгария, которое существовало до первой трети 7 века: распалось под ударами хазаров. После распада часть населения ушла на юго- запад (Балканский полуостров), где и было образовано государство Дунайская Болгария. Другая часть ушла на Северный Кавказ (современные балкарцы). Еще часть двинулась на северо- восток, в область Средней Волги и Камы, где образовалось государство Волжская Булгария. Булгары считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.

Великое переселение народов - условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV--VII вв., разрушивших Западную Римскую империю и затронувших ряд территорий Восточной Европы. Прологом Великого переселения народов было передвижение германских племён (готы, бургунды, вандалы) в конце II -- начале III вв. к Чёрному морю. Непосредственным толчком к Великому переселению народов было массовое передвижение гуннов (с 70- х гг. IV в.). В VI--VII вв. на территорию Восточной Римской империи вторгались славянские (склавины, анты) и другие племена.

Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян.

1 век н. э. Тацит говорил о ВЕНЕДАХ, которые жили в районах Зап. Польши, Зап. Белоруссии и Зап. Украины. Под венедами ученые понимали неизвестный античному миру народ, который жил за пределами границ государства.

4 век до н. э. - 7 век до н. э. - Великое переселение народов из- за похолодания.

2. Происхождение восточных славян. Теории их происхождения

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из- за отсутствия достаточно полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни. Достоверно известно, что наши предки в I - VI вв. н. э. занимали обширные области Центральной и Восточной Европы. В трудах античных авторов - Плиния Старшего и Тацита (I в. н. э.)- сообщается о венедах , обитающих между германскими и сарматскими племенами. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, которые, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавин и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI- VIII вв. . Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и "давлением" других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно- угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства - восточной, западной и южной - участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом. Ценнейшие сведения о славянах сообщает нам "Повести временных лет" (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую помещает в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с "вавилонским столпотворением", приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их "рассеиванию" по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - "волохов".

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень. Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах: поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье "в полях" и потому так и прозвавшиеся; древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец; дреговичи - между Припятью и Западной Двиной; полочане - в бассейне р. Полоты; кривичи - в верховьях Волги и Днепра; радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода "ляхов" (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который "пришел и сел" на р. Соже (приток Днепра) и Вятко - на р. Оке; ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р. Волхов; бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга; белые хорваты - в Прикарпатье; уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

О занятиях восточных славян известно, что осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, они несли с собой земледельческую культуру. Помимо подсечного и залежного земледелия с VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие , основанное на использовании плуга с железным лемехом и тяглового скота. Наряду с животноводством они занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством , бортничеством . Развиваются ремесла , которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля , развивающаяся как на Балтийско-волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути "из варяг в греки", связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Теории возникновения славян:

- автохтонная (славяне жили всегда на этой территории);

- миграционная (переселение славян).

4 век до н. э. - Дунай. Предгосударство Держава Германариха (вождь ГОТОВ), но в состав его входили и другие народы. Эта держава существовала по договору с Римом, в конце 4 века рухнула, в результате нашествия на Рим ГУННОВ (во главе которых стоял Аттила). Очевидно, что славянские племена участвовали в этом набеге.

6 век - Иордан (Аланский историк Осетия) стал говорить об АНТАХ и СКЛАВИНАХ. Он их относит к венедам. Анты в 6 веке постоянно нападают на владения Византии. В. натравила на них племя АВАРОВ - Анты были разбиты. После этого Виз. Разбила Аваров.

7 век - разделение славян на южных, западных и восточных.

8- 9 века - возникают союзы племен - древляне и поляне. У каждого есть временные вожди - князья, дружина, города и народное собрание - вече.

Северный центр славян - Новгород (словене).

Южный центр славян - Киев (поляне).

Вопрос о происхождении славян был поставлен еще в средние века. В «Повести временных лет» (XII век) монахом Нестором была высказана мысль о том, что первоначально территорией расселения славян были Дунай и Балканы, а затем Прикарпатье, Днепр и Ладога.

Согласно «Баварской хронике» (XIII век), предками славян были древние ираноязычные народы - скифы, сарматы, аланы.

Начало научной разработки вопроса о происхождении славян относится к первой половине XIX века, когда чешский ученый П. Шафарик, проанализировав сведения о славянах у античных авторов и готского историка Иордана, выдвинул гипотезу, согласно которой прародиной славянских народов было Прикарпатье.

Исследования лингвистов в первой половине XIX века показали принадлежность славянских языков к индоевропейской языковой семье, на основании чего было высказано предположение о существовании индоевропейской общности, включавшей в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев, которая, по мнению чешского историка Л. Нидерле, распалась в начале 2 тысячелетия до нашей эры. Выделившаяся в результате этого распада балто- славянская общность в I тысячелетии до нашей эры разделилась на балтскую и славянскую.

Отечественный историк и филолог А. А. Шахматов считал, что такая индоевропейская общность существовала в бассейне Балтийского моря. Вначале ее покинули ушедшие на юг предки индоиранцев и фракийцев, а затем от балтов отделились славяне, расселившиеся во II веке нашей эры, после ухода германцев с Вислы, на остальной территории Восточной Европы.

В первой половине XX века зарубежные и отечественные археологи предприняли попытку уточнить, какие археологические культуры можно считать праславянскими и какую территорию занимали славяне на разных этапах исторического развития.

По мнению П. Н. Третьякова, праславянской была культура племен шнуровой керамики, переселившихся на рубеже 3- 2 тысячелетий до нашей эры из Причерноморья и Прикарпатья в Центральную Европу, а также на север и восток.

Собственно славянскими являлись следующие культуры: между Вислой и Днепром - тшцинецкая (3- я четверть II тысячелетия до нашей эры), на территории Польши - лужицкая (XIII- IV век до нашей эры) и поморская (VI- II век до нашей эры), на Висле - пшеворская, в Среднем Поднепровье - зарубинецкая (обе - конец I тысячелетия до нашей эры).

Во II- IV веках в результате движения готских племен на юг территория, которую занимали славяне, была рассечена на две части, что привело к разделению славян западных и восточных. Приняв участие в великом переселении народов, славяне в конце V века, после крушения державы гуннов, расселились также на юге европейского континента.

Некоторые хронологические уточнения происхождения славянских народов сделали современные американские исследователи (Г. Трегер и X. Смит), по мнению которых, во II тысячелетии до нашей эры древнеевропейское единство распалось на предков южных и западных европейцев (кельты и романские народы) и северных европейцев (германцы, балты и славяне). Североевропейская общность разрушилась в I тысячелетии до нашей эры, когда из нее вначале выделились германцы, а затем балты и славяне.

Историк и этнограф Л. Гумилев полагал, что в этом процессе имело место не только разделение славян с германцами, но и их соединение с германоязычными русами, что, якобы, произошло в ходе заселения славянами Поднепровья и района озера Ильмень.

Таким образом, вопрос происхождения славян настолько сложен и запутан, что представить истинную картину далекого прошлого вряд ли возможно в силу отсутствия письменных источников того времени

3. Формирование государственности киевской Руси. Проблема славяно-варяжского синтеза

Зарождение древнерусского государства обычно связывают с попыткой разрешения конфликта, возникшего в рамках межэтнического племенного союза словен-ильменских, кривичей, чуди и мери. Для преодоления распрей они решили пригласить со стороны некую третейскую силу, которая могла бы взять на себя ряд управленческих функций. Согласно летописи, в 862 г. некий варяг Рюрик, со своими братьями и дружиной, прибыл «из-за моря» и обосновался в районе Старой Ладоги, недалеко от Новгорода. С ним был заключен «ряд», т. е. договор, по которому Рюрик должен был выполнять ряд функций военного и управленческого характера. Это летописное известие в XVIII веке, с легкой руки первого российского историографа Г. З. Байера, легло в основу так называемой 9 «норманской теории». Суть ее состоит в том, что генезис и становление древнерусского государства у восточных славян, якобы, было всецело связано с деятельностью норманских (скандинавских) пришельцев. Между тем следует отметить, что обычай приглашать третейскую силу «из-за моря» являлся вовсе не уникальным в истории, а прослеживается в истории становления государств у других народов. Наконец, приглашение правителя со стороны, с целью преодоления острого социального конфликта, свидетельствует вовсе не об отсутствии способности к государственному строительству, а, наоборот, - о мудрости и способности к компромиссу - качествам, которыми еще и сегодня обладают далеко не все политические деятели. Государство, в большинстве случаев, появляется как инструмент в руках общественных сил, которым необходимо было решать очень важные общие проблемы (дела), которые вставали перед обществом на определенном этапе развития. Не исключено, что и в данном случае перед союзом племен стояла необходимость решения такого общего дела. Можно предположить, что таким делом была проводка торговых караванов из Балтики в Черное море («из варяг в греки»), и что этот путь был тогда под контролем Хазарского каганата. Ликвидировать это препятствие и должно было вновь созданная общественная сила. Такое объяснение не противоречит известным фактам, которыми располагает наука. А они свидетельствуют, что Рюрик прибыл в район Новгорода не как завоеватель, а как один из участников договора между равными сторонами. Впоследствии данная норма ярко проявилась в «призвании» новгородцами князей из других земель и заключении с ними «ряда». Поэтому есть основания считать природу зарождавшегося государства у славян полиэтничной (союз славянских и угорских племен) и договорной. Эти особенности сыграли важную роль в дальнейшей эволюции российской государственности. Важной характеристикой начального развития русской истории можно считать процесс интеграции славян и русов (германский этнос). Славяно- русская общность прослеживается вплоть до середины X века. В этот период наблюдается ассимиляция (поглощение) русов - растворение их в славянском мире. Уже в IX веке наблюдается языковое тождество полян (славян проживавших в районе Киева) и русов. Название «русь» стало этнонимом нарождавшейся новой народности. Русские - это те, кто относятся к русам, связаны с русами. Древнерусское государство рождалось не как результат завоевания и господства одного этноса над другим, а как сложная полиэтническая 10 система, в которой каждый элемент, на основе принципа дополнения, играл важную структурообразующую роль в процессе зарождения и становления молодого восточнославянского государства.

Данилевский И. Н. о проблеме варяжско- славянского синтеза

Прежде чем приступить к рассмотрению происхождения и первоначального значения слова «Русь», необходимо договориться об отделении этого вопроса от проблемы происхождения Древнерусского государства, Киевской Руси. Согласимся в данном случае с Г. А. Хабургаевым, который пишет:

«Вопрос о происхождении этнонима-топонима Русь в последние десятилетия крайне запутан, и прежде всего в исследованиях историков конца 40- х - начала 50- х гг., почему- то решивших, будто признававшееся прежними исследователям иноязычное происхождение термина подрывает идею "самобытности" древнерусской государственности и свидетельствует о "норманистских" устремлениях. И действительно, рассуждения о происхождении термина и Русского (Древнерусского!) государства в исторических сочинениях переплетаются настолько тесно, что их невозможно отделить друг от друга. А фиксируемые в древних источниках названия, близкие по звучанию к Русь, дают повод для развития идеи о том, что этим термином именовалось какое- то северно-причерноморское племя, возможно, входившее в "антское" объединение, может быть, и не славянское, но впоследствии ассимилированное славянами и передавшее им свое имя. Анализ происхождения и первоначального значения этого термина на славянской почве требует забвения всех этих бесчисленных предположений и обращения к самим фактам и собственно славянским (в первую очередь - древнерусским) источникам»11.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6