скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Украинское государство и право в годы освободительной войны скачать рефераты

p align="left">Часто в документах о казацких привилегиях и правах отмечалось, что крестьяне должны находиться в подданстве и выполнять свои повинности. Речь шла о крестьянах, которые не присоединились к казачеству, не попали в реестр. А таких было значительное большинство среди зависимого слоя.

На территории, занятой польскими войсками, крестьяне снова попадали под господский гнет. На казацкой территории положение крестьянства было лучшим. Хотя в разных универсалах и договорах признавалось право шляхты на эксплуатацию крестьян, тем не менее фактически этого не было.

По форме экономической зависимости крестьяне делились на государственных и господских. Юридически основная масса крестьян в годы войны принадлежала к государственным подданным. Их положение было намного лучшим от положения господских крестьян. Занимая земли, конфискованные у польских магнатов и шляхты, они выполняли определенные повинности и выплаты в пользу Войска Запорожского. К ним, прежде всего, принадлежали обязанности обеспечивать казацкое войско транспортом, постоем и провизией. Господские крестьяне несли большие повинности, но и для них была ликвидирована барщина. Государственные крестьяне были уравнены в правах с мещанами. Во всех селах были выбранные войты, их часто в документах крестьян также называют "мещанами".

Крестьянин мог продавать и покупать землю, дарить ее, передавать по наследству, бросать одни наделы земли и занимать другие, поскольку земли к тому времени было вдоволь. Крестьянская среда не была однородной. Среди крестьян были более зажиточные, которые пользовалось нанимаемой работой, а были и такие, что чуть могли прокормить свою семью.

Определенные изменения состоялись в правовом положении городского населения. Не только низы, но и зажиточные группы населения, в том числе и представители городской администрации активно участвовали в Освободительной войне. В результате ликвидации порядков, установленных в Украине польско-шляхетской властью, в составе населения городов произошли изменения, значительно выросло количество казаков. Эта часть городского населения, пользуясь привилегиями, занималась также ремеслом и торговлей. Другие же мещане продолжали отбывать ряд повинностей. Во многих городах казаки составляли больше половины населения и казацкая администрация решала все вопросы городской жизни.

Поскольку были ликвидированные королевские и частнособственнические города, большинство из них захотело получить магдебургское право. Города, которые имело право на самоуправление с давних времен, назывались магистратскими, города, которым это право было предоставлено гетманскими универсалами, получили название ратушных. Если относительно первых можно говорить об определенном самоуправлении, то в ратушных городах оно было фикцией. Казацкая старшина часто не признавала органы городского самоуправления и активно вмешивалась в их деятельность. Гетман вынужден был вставать на защиту таких городов. Так, в 1650 г. он выдает универсал Нежину по поводу злоупотреблений там старшины.

Привилегированное положение занимали в городах купцы. Польские купцы, которых и до войне было не очень много в украинских городах, оставили Украину. Вынуждены были покинуть украинские города и евреи. В Зборовском договоре есть даже специальный пункт о запрете евреям заниматься промыслами и торговлей в Украине. Это защищало украинских купцов от конкуренции не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Часто купцы выдвигались на высшие должности в органах городского самоуправления.

Значительно большей группой населения городов были ремесленники. Тогдашние источники говорят о том, что в годы войны феодальная организация ремесла не была затронута. Продолжали существовать цеховые организации. Узость рынка была основной причиной того, что значительная часть ремесленников занималась и сельским хозяйством. Одновременно это свидетельствовало и о том, что ремесло окончательно еще не отделилось от сельского хозяйства.

3. Государственный порядок

Впервые в ходе Освободительной войны территория независимой Украины была оформлена Зборовским договором 1649 г. В соответствии с ним территория свободной Украины состояла из трех воеводств: Киевского, Брацлавского и Черниговского, которые после освобождения были разделены на 16 полков и 272 сотни. В 1650 г. количество полков выросло до 20. Итак, освобожденная территория имела свое административно-территориальный деление. Полково-сотенное устройство было важным элементом украинской государственности. Уже начиная из 1648 г., полки и сотни как территориальные единицы включают в себя все население, которое проживало в их границах, и на него распространяется власть полковых и сотенных правительств. До 1654 г. уволенная территория охватывала Левобережье, Правобережье (кроме Волыни и Галиции) и значительную часть земель на Юге (приблизительно 200 тыс. кв. км).

Итак, на время заключения украинско-русского договора 1654 г. Украина была независимым государством, которое имело свою государственно-организованную территорию. Мартовские статьи 1654 г. юридически утвердили этот факт.

В начале Освободительной войны вышестоящим органом власти был Военный совет Войска Запорожского. В этом проявилась связь между органами государственной власти, которые формировалось, и военно-административным порядком Запорожской Сечи, и отображалось то, что национально-государственное самоопределение Украины осуществлялось в условиях вооруженной борьбы.

В компетенции Военного совета входило решение важнейших государственных вопросов, как военных, так и политических: он выбирал гетмана и генеральное правительство и имел право их устранения, решал все вопросы внешней политики, отсылал посольства, принимал послов, осуществлял правосудие. Право на участие в нем имели все казаки.

Начиная с 1649 г., Военный совет созывался редко. Имеются сведения об совете в 1650 г., двух -- в 1651 г., нескольких -- в 1653 г. и еще один (последний) в январе 1654 г. -- в Переяславе.

Одновременно с снижением роли Военного совета возрастает значение старшинских советов. И хотя это был второстепенный орган при гетмане, его решения были обязательными для него.

Система управления состояла из трех степеней: Генерального, полкового и сотенного правительств.

Генеральное правительство было центральным органом управления. Оно возглавляло всю систему управления и было постоянно действующим органом. Генеральное правительство избиралось Военным советом. Возглавлял Генеральное правительство гетман: как глава государства, высший судья и верховный главнокомандующий, законодатель, поскольку он выдавал универсалы -- нормативные акты, обязательные для выполнения на всей территории Украины. Генеральное правительство было высшим распорядительным, исполнительным и судебным органом государства. Кроме гетмана, в Генеральное правительство входили генеральные старшины, которые руководили отдельными областями управления.

Ближайшим к гетману государственным лицом был генеральный писарь. Он руководил внешними отношениями и канцелярией, через которую проходили все документы как к гетману, так и от него. Генеральный обозный, генеральный есаул и генеральный хорунжий занимались военными делами, отвечали за боеспособность войска и его материальное обеспечение. Генеральный бунчужный охранял знаки достоинства гетмана и Войска Запорожского, а также выполнял отдельные поручения гетмана. Генеральный судья был высшей апелляционной инстанцией по отношению к полковым и сотенным судам. Генеральный казначей возглавлял финансовую систему государства.

Перечисленные государственные лица составляли совет генеральной старшины, который с течением времени вытесняет Военный совет.

Местное управление осуществляли полковые и сотенные правительства, также выборные лица в городах и селах.

Полковое правительство состояло из полковника и полкового совета, который избирал полковую и сотенную старшину. Часто полковники узурпировали в своих руках всю власть на местах и игнорировали полковой совет, а иногда, наоборот, полковой совет больше влиял на деятельность полковников, препятствовал их своеволию и даже отстраняли их от должности. В полковой совет входили обозный, писарь, судья, есаул и хорунжий. На таком же принципе строилась сотенная администрация. Сотенное правительство возглавлял сотник. Ему помогала сотенная администрация: есаул, писарь и хорунжий. Судебные функции в сотне выполнял городовой атаман.

Города имели свою администрацию, ее власть не распространялась на казаков. В селах войты управляли крестьянами, а атаманы -- казаками. Не сохранилось законодательных актов, по которыми можно было бы установить функции этих органов управления. В основу их деятельности, надо думать, были положены традиции и обычаевое право.

Для содержания аппарата власти и управление нужны были средства. С этой целью проводился сбор налогов. Они собирались из крестьян и городских жителей. Казаки от налогов освобождались, что было их давней привилегией.

С освобождением Украины из-под польско-шляхетской власти и образованием самостоятельного государства ее финансовая политика приобрела суверенный характер. Если до 1648 г. все налоги в украинских землях шли в казну Речи Посполитой, то отныне они направлялись в казну Войска Запорожского, которая стала общегосударственной казной. Налогами и казной ведал генеральный казначей, который входил в Генеральное правительство.

Кроме налогов, существовали дополнительные источники поступления средств в казну. Так, товары, которые ввозились из других стран, обкладывались таможенной пошлиной. Значительную прибыль казне давали налоги на мед, пиво и другие промыслы.

Итак, можно говорить о создании в годы Освободительной войны жизнеспособной финансовой системы Украинского государства.

В период, который рассматривается, полностью сформировался украинский "народный" язык, а также шел процесс формирования украинского литературного языка. На украинском языке пишутся летописи, складываются судебные и государственные акты, выдаются гетманские универсалы. ведется официальная переписка и т.п.

Численность казацкого войска постоянно изменялась на протяжении XVI - первой пол. XVII ст. В конце XVI ст. когда казаки впервые организованно выступили, их численность была от 2 до 10 тыс. В то же время возрастала численность реестрового казачества, которое находилось на королевской службе.

В соответствии с Зборовским договором за Украиной было признано право иметь постоянное реестровое войско в 40 тыс. человек. Белоцерковский договор уменьшил эту численность до 20 тыс., но в действительности в годы Освободительной войны в Украине действовала огромная на те времена армия. В битве под Пилявцами войско Хмельницкого насчитывало 100 тыс., под Львовом -- 200 тыс., в зборовской компании -- 300 тыс., а сам Хмельницкий говорил, что под Зборовом он имел войско численностью 360 тыс. человек. Сравнительно с армиями других стран того времени это была огромная воинская сила.

Казацкое войско имело строгую организацию: оно делилось на полки, сотни и курени. В полке было от 5 до 20 тыс. казаков. Полк делился на сотни, которые имели от 200 до 250 казаков. Сотню делили на десятки, позже -- на курени. Десяток состоял из атамана и девяти казаков, в курень входило 30 чел.

При польской власти реестровое войско получало жалованье из государственной казны. Когда же возродилось Украинское государство, воинская служба стала бесплатной. Казаки жили за счет королевских и господских земель, освобожденных во время войны. Часть этих земель была оставлена на общие воинские потребности. Государственное казна также определяла для войска некоторые налоги и доходы: "третью воинскую мерку" из мельниц, доходы из аренды и т.п.. Воинскими доходами ведала генеральная скарбовая канцелярия под руководством генерального пидскарбия. Ему помогали комиссары в полках и комиссарские десятники в сотнях. Таким образом, во время Освободительной войны в Украине сформировалась хорошо организованная, одна из наиболее боеспособных армий в Европе.

Относительно же прав личности, которые предохранялись Украинским государством, следует отметить права и вольности казацкого слоя и государственных крестьян. Каждое сословие имели свои права, и государство довольно строго следило за их выполнением.

4. Судебная система и процесс

В годы Освободительной войны была осуществлена попытка отделить судебные органы от административных. Были созданы Генеральный, полковой и сотенный суды.

В состав Генерального суда входили два генеральных судьи. Генеральный суд был апелляционной инстанцией для полковых и сотенных судов. Но полностью провести распределение власти в Украине того времени не удалось.

Органы административно-территориального управления продолжали выполнять судебные функции.

Систему судебных органов возглавлял гетман, которому принадлежала высшая судебная власть.

Гетман утверждал приговоры (решения) Генерального и полкового судов в важнейших делах, в особенности приговоры к смертной казни. Гетману подавали жалобы на решение всех судов, проверку которых он проводил выборочно, посылая представителей старшины на места для рассмотрения дел по сути.

Роль высших судебных органов выполнял также старшинский совет.

Полковые и сотенные суды распространяли свою юрисдикцию не только на дела всего казачества, а и на все население, которое проживало на их территории. Они активно вмешивались даже в деятельность магистратских судов в городах с правом на самоуправление.

Только в некоторых городах удалось сохранить магистратские суды. В ратушных городах правили выборные городские старшины и атаманы. Они совмещали и судебные функции. Крестьян судили войты и сельские атаманы.

5. Правовая система

В годы Освободительной войны в Украине формируется своеобразная правовая система. Хотя гетман своими универсалами неоднократно и подтверждал действие Устава 1588 г. и магдебургского права на освобожденной территории, фактически они здесь почти не применялись. Так, магдебургское право действовало только в больших городах (Киев, Переяслав, Чернигов, Нежин). Нормы III Устава возвратились в правовую систему после присоединения Украины к Московскому государству. Полностью были упраздненные правовые нормы, принятые органами польской власти: "Устава на волоки" 1557 г., ординация казакам 1638 г., королевские и сеймовые конституции и т.п.

Среди источников права, которые использовалось, на первом месте было обычаевое казацкое право. Оно регулировало широкий круг отношений, и прежде всего, организацию государственной власти и управления, систему судопроизводства, называло преступления и наказание за них. С течением времени большое значение приобретают новые источники права. Речь идет, прежде всего, о гетманских универсалах. Это были распорядительные акты высшей власти, которые носили общеобязательный характер для всего населения Украины. Универсалы регулировали государственные, административные, гражданские, криминальные и процессуальные отношения. Источниками права были также международные соглашения, которые укладывались гетманом, главным образом с соседними государствами. В них утверждалось положение Украины как субъекта международно-правовых отношений.

Произошли некоторые изменения в гражданском и криминальном праве. Перераспределение собственности в годы Освободительной войны нуждалось в нормах права, которые бы регулировали новые формы собственности, и, прежде всего, собственность на землю. Появляются "ранговые земли", или "ранговые маетности". Это были земли, которые гетман своими универсалами давал казацкой старшине за службу, "в ранг", во время занимания ею определенной должности. В данный период прослеживается постепенный переход от норм обычаевого права к нормам созданных государством. Процесс этот был тесно связан с формированием государственности.

Заключение

Освободительная война положила начало третьему этапу формирования украинской государственности, а основанием возрождения стала военно-административная система, сложившаяся в Запорожской Сечи. Организующей силой Освободительной войны, главным творцом независимой Украины было казачество.

Украинское Гетманское государство создавалось на основе идеологии украинской национальной мысли, которая исходила не только из понимания необходимости создания собственного государства, но и осознания способностей и возможностей украинского народа создать такое государство. Основой воскрешенной украинской государственности стала республиканская форма правления. Создание в годы Освободительной войны 1648--1654 гг. Украинского Гетманского государства есть неопровержимым историческим фактом, что было юридическое подтверждено Зборовским договором 1649 г., Белоцерковским договором 1651 г., Мартовскими статьями 1654 г.

Значительные изменения произошли в общественном порядке. Украинский народ приобретал не только национальную, а и личную волю. На столетие была похоронена идея крепостного права, но полностью ликвидировать социальный гнет не удалось, поскольку общество в данный исторический промежуток времени не было подготовлено к этому.

Характер республиканской государственности обусловил и сущность правовой системы Украины, которая была необходимым элементом государственности. Основой этой системы было обычаевое право и гетманские универсалы. На некоторое время было приостановлено действие III Устава 1588 г. и ограниченно действие магдебургского права. Параллельно с государственными органами формируется своеобразная судебная система, основой судопроизводства в которой был давний принцип «где три казака, два третьего судят».

Освободительная война 1648 -- 1654 гг. закончилась вхождением Украины под протекторат Московского государства. Правовое положение Украины и ее отношения с Москвой было регламентировано Мартовскими статьями 1654 г., в которых Украина презентовалось как независимое самостоятельное государство.

Литература

Голубицкий В.А. Запорожское козачество. - К.: Освіта. - 1993

Історія держави і права України / За ред. В.Г. Гончаренка. Київ: “Вентурі”, 1996.

Крип'якевич І.П. Історія України. - К.: Либідь. - 1992

Лащенко. Р. Лекції по історії українського права. К.: Україна, 1998.

Музиченко П.П. Історія держави і права України: Навч. Посібник. - К.: “Знання”, 2000.

Субтельний Оpест. Укpаїна: Істоpія. - К.: Либідь, 1993.

Страницы: 1, 2