скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Тюркский каганат скачать рефераты

Тюркский каганат

В середине VI в. на территории Центральной Азии и Южной Сибири сформировались две основные этнокультурные группы -- тюрков-тюкю (тупо), создавших крупнейшее государство раннего средневековья в этой части мира -- Первый тюркский каганат, и подчиненных им в социальном отношении теле. Судя по сообщениям летописей, племена, кочевавшие здесь, по происхождению были связаны с племенными объединениями хунну и динлинов. Под общим названием "динлины" в летописях фигурируют как племена, сходные между собой по образу жизни, основанному на соединении кочевого скотоводства и охоты.

Некоторые современные ученые считают, что до династии Суй (598--618 гг.) термин "динлин" являлся общим названием именно для тюркоязычных племен, которое затем было заменено термином "чиле", превратившимся затем в "теле".

В первые века нашей эры по северную сторону пустыни Гоби кочевали племена гаогюй. Свое название они получили будто бы по бытовому признаку. Слово "гао-гю" ("као-кю") означало "высокие повозки". Именно такими повозками на высоких колесах со множеством спиц, в которые впрягали быков, пользовались гаогюй при перекочевках.

Главное племя гаогюй юаньхэ, которое позднее стало именоваться вэйхо, хуйхо или уйгур, обитало по соседству с территорией современной Тувы в бассейне р. Селенги. Наименование "уйгур", конечно, не случайно сохранилось по сей день у одной из групп тувинцев, проживающей в долине р. Хемчик.

В конце V в. значительная часть гаогюй (около 100 тыс. юрт) перекочевала из Монголии через Алтай в район современного Турфана, образовав государство Гаогюй. Это повлекло за собой расселение гаогюйских племен в районах Восточного Туркестана и смешение их с местными жителями. Наряду с названием "гаогюй" в истории северных династий Китая (386--581 гг.) для упомянутых кочевников употреблялось и народное название "чиле", которое у южных китайских историков превратилось в "теле".

Однако этих же степных кочевников, переселившихся в Срединный Китай, по-прежнему называли динлинами, и гаогюй во всем Китае в целом именовались гаогюйскими динлинами. Но в истории Суйской (581--618 гг.) и Танской (618--907 гг.) династий названия "гаогюй" и "чиле" заменены термином "теле". Можно допустить, что термин "теле" с тем же значением, что и "гаогюй", восходит к монгольскому слову "теленген", "терге", означающему повозку. В героическом эпосе тувинцев также встречается слово "терге", означающее повозку, которой пользовались предки тувинцев при перекочевках.

Теле, или гаогюйские предки тувинцев, по свидетельству древней летописи, считали себя потомками хунну, и их язык был сходен с языком хунну. Территория современной Монголии и Тувы входит в их кочевья. В упомянутых источниках теле выступают как объединение или конфедерация племен. Основу конфедерации теле составляли племена уйгуров.

Династийные летописи и древнетюркские рунические надписи называют тюрками-тюкю или кок-тюрками союз тюркоязычных племен, возглавляемых родом Ашина, в число которых входили и собственно тюрки-тюкю, и ряд племен, из которых у чападных тюрков-тюкю чаще всего упоминаются тюргеш, карлук, шато или целые объединения западных тюркских племен дулу и нушиби. В этот союз были еще инкорпорированы огузы, кыпчаки и др. По тем же письменным источникам известно, что собственно тюрки-тюкю состояли из двенадцати родов, из которых упоминаются роды ашина и ашидэ. Племена тюрков-тюкю с середины VI до середины VIII в. распространили свое военное и политическое влияние и свои кочевья на Алтай, Туву и Монголию.

Большой тюркоязычной группой, также освоившей в рассматриваемое время были кыргызы. В ранних китайских источниках предки енисейских кыргызов упоминаются под названием "гяньгунь". Кыргызы не только часто соприкасались через территорию Тувы с племенами теле, но, по свидетельству источников, нередко смешивались с ними.

В целом при рассмотрении вопроса об исторических предках тувинцев необходимо иметь в виду различные виды их контактов и с протомонгольскими племенами, так как монголоязычные племена также входили в состав хуннуского государства и жили в непосредственной близости с тюркоязычными племенами теле. Монголоязычные племена в первые века нашей эры еще не объединились под общим этнонимом "монголы". Они жили в те времена гораздо восточнее территории современной Монголии в лесистых областях и горных долинах вплоть до Ляодунского залива. Южными из них были кидани и си (или хи).

Кидани жили по восточную сторону Большого Хингана в бассейне р. Ляо-хэ. На запад кочевали до современного хр. Ин-шань, который являлся границей между ними и си, а на север -- до р. Таоэр-хэ. Китайская летопись считает киданей ветвью хунну. Они занимались кочевым скотоводством и охотой (в основном на оленей и кабанов).

Племена си жили к западу от современного Иншаня, достигая оз. Далай-нор. Занимались скотоводством, земледелием и охотой. В древнетюркских надписях они упоминаются под названием "тата-бы". Часть южных монголоязычных племен (туюйхунь, тогон) в III--IV вв. переселилась в район оз. Кукунор (Северо-Восточный Тибет).

Северные монголоязычные племена в рассматриваемое время выступают в летописях под обобщенными названиями "шивэй" и "жужане", хотя, как можно судить по древнетюркским надписям, их называли также и тата (татар, татабы). Шивэй не имели общего предводителя и делились на несколько групп. Именно среди шивэй была группа с названием "мэн-у", в котором исследователи видят наиболее раннее упоминание в исторических письменных источниках термина "монгол".

Жужане кочевали по южную и северную стороны пустыни Гоби, а также в ее восточной части. В 394 г. они разбили племена гаогюй и заняли их кочевья по северную сторону пустыни. Жужане в конце IV в. создали мощный военно-племенной союз. Их каганы кочевали у Хангая. После переселения на запад большой части гаогюйцев (теле) в 479 г. жужане стали господствовать в степях Монголии, стремясь подчинить себе оставшиеся разрозненные племена гаогюй.

Этническими предками тувинцев по историческим источникам были в основном кочевые племена теле, близкие по происхождению и языку племенам тюрков-тюкю, именуемым в литературе древними тюрками.

Объединение древних тюрков-тюкю, которые основали затем государство, получившее в истории название Тюркского каганата, произошло в конце 20-х и начале 30-х гг. VI в. Об этом свидетельствует письмо тюркского Ышбара Невар-кагана (Шаболио), который в 585 г. писал: "С тех пор, как тюрки были созданы небом, прошло уже более пятидесяти лет". В то время политическое господство в пустынях и горных степях Центральной Азии принадлежало каганату жужаней, который распространял власть на многие тюркоязычные племена, входившие прежде в государство хунну. Однако в начале VI в. жужанский каганат начал испытывать кризис. Он терпел поражения от государства эфталитов, возникшего в середине V b. в бассейне Амударьи и подчинившего ряд городов Восточного Туркестана. Сильный удар был нанесен жужанскому каганату Вэйской династией Китая, в результате чего каган Анахуань признал себя вассалом китайского императора. Но еще больше ослабляли каганат постоянные восстания подчиненных ему племен теле, стремившихся к самостоятельности.

В этих политических условиях под влиянием благоприятных экономических причин быстро усиливались племена тюрков-тюкю. Умение выплавлять железо и выделывать из него оружие и военные доспехи в соединении с ведением кочевого скотоводства, в котором основное место занимало коневодство и овцеводство, давало им большие преимущества перед другими племенами кочевников, разводившими крупный (малоподвижный) рогатый скот. В то время оружие из железа (наконечники стрел, мечи, длинные пики, кинжалы) и такие доспехи, как шлемы и кольчуги, делали кавалерию тюрок-тюкю грозной военной силой. Недаром в Суйской летописи сказано: "Сила тюрок заключается лишь в верховой, езде и стрельбе из лука. Если они видят благоприятное положение, то продвигаются вперед, если замечают опасность, тотчас! же отступают. Они бушуют, как буря и молния, и не знают устойчивого боевого порядка. Лук и стрелы являются их когтями и зубами, а кольчуги и шлемы -- повседневным одеянием. Их войска не маршируют строем и не разбивают лагерей на определенном месте. Они поселяются там, где находят воду и траву, а их овцы и лошади представляют собой военный провиант".

По мере того как мощь тюрков-тюкю быстро усиливалась, вооруженные всадники их предводителя Бумына рыскали по степям и пустыням Центральной Азии, далеко удаляясь от южных склонов Монгольского Алтая. В 534 г. они появляются у китайской границы. Некоторые династии, следившие за жизнью кочевников, быстро обратили внимание на тюрков-тюкю как на нарождавшуюся новую силу. В это время в Китае шла междоусобная династийная борьба за трон, и тюрки-тюкю были сразу же в ней использованы. В 545 г. к ним прибывает посол от династии Северных Чжоу. На следующий год Бумын уже отправил своих посланников к императору династии Западный Вэй как к своему союзнику, чтобы доставить изделия своей страны и получить ответные подарки. В том же году Бумын внезапно напал на племена теле, шедшие в поход против жужан, разгромил их и захватил 50 тыс. кибиток, положив начало подчинению теле тюркам-тюкю. Окрыленный успехом и усилившийся за счет теле, Бумын пожелал породниться с жужанским каганом Анахуанем через брак с его дочерью, но получил отказ, гласивший: "Ты же наш простой кузнец. Как ты мог осмелиться произнести такие слова". Разъяренный Бумын убил жужанского посланника, принесшего ответ, и счел выгодным укрепить отношения с династией Западных Вэй. Император этой династии искал союза с тюрками-тюкю, стремясь использовать их в своей борьбе за престол. В 552 г. Бумын нанес столь сильное поражение жужанам, что объявил себя каганом, приняв тронное имя Иллиг-кагана. Так возникло государство тюрков-тюкю "Вечный тюркский эль", просуществовавшее до середины VIII в. Бумын умер на следующий же год после того, как он сделался каганом. После него каганом был Кара Иссык-каган (Коло Иссык-каган), который также правил недолго -- меньше года. Третьим каганом стал младший брат Бумына под именем Мухан-каган. Он жил у гор Тукиншан (или Дугин), расположенных по южную сторону Гоби. Этот обширный район, включая Ордос, с прекрасными пастбищами китайские летописи называли "родиной тюрков". Это вполне отражает действительность, так как указанный район входил в исконную территорию кочевников (хунну и их исторических предков), которую постепенно захватывал Китай. Поскольку тюрки-тюкю вышли из хуннуского племенного объединения, их исторические права на этот район не подлежали сомнению. Здесь были и могилы первых тюркских каганов. Myхан-каган всю жизнь провел в походах. При нем владения каганата расширились с запада на восток от Азовского моря до Ляодунского залива, с юга на север -- от Великой стены до Байкала. Племена, жившие в Туве вместе с древними кыргызами, были покорены Мухан-каганом в 555 г.

Таким образом, территория современной Тувы, как и все кочевья теле, вошла в состав каганата. Племена теле, находившиеся в подчинении тюрков-тюкю, составляли большую силу, которая систематически использовалась верхушкой каганата для завоевательных и карательных походов. По словам летописи "Таншу", тюрки-тюкю "их силами геройствовали в пустынях севера".

После смерти Мухан-кагана тюрки-тюкю в 572 г. избрали каганом его младшего брата, принявшего тронное имя Таспар-каган (по китайским летописям -- Тобо-хан). Этот каган разделил обширные владения, как и в государстве хуннов, на восточную и западную части. Восточная часть называлась Толис, а западная -- Тардуш. Управление восточной частью поручалось хану, западной -- "ябгу" (шеху), которые подчинялись кагану и были его близкими родственниками. В обеих частях были назначены главные военачальники, подчинявшиеся также кагану и носившие титул "шад". Такая военно-административная система, разумеется, создавала условия для раздробленности государства кочевников. Таспар-каган назначил шадом восточной части каганата своего сына Шету, а западной -- своего младшего брата Тули. Китай, ослабленный внутренней династийной борьбой, все еще искал союза с тюркским каганом. Двор Северных Чжоу ежегодно посылал тюркам-тюкю 100 тыс. кусков шелка, а династия Северных Ци опустошала свою казну на подарки кагану. К этому времени относится проникновение к тюркам-тюкю буддизма. Чжоуский император приказал перевести (около 576 г.) на тюркский язык Нирвану-сутру. Сам Таспар-каган принял это учение и даже построил монастырь, но в широкие массы кочевников буддизм не проник.

После смерти Тобо в 581г. его сын Шету, кочевавший на юге у гор Тукиншан, стал каганом под именем Шаболио. Его брат Анло стал ханом восточной части и кочевал по р. Толе, управляя племенами теле, обитавшими здесь. Младшего брата Чулохеу он сделал Толис-шадом, т.е. военачальником восточной части. Ему подчинялись монголоязычные племена татабы, кидани и татары. Сын покойного Мухан-кагана по имени Дало-бань был назначен Аба-ханом правителем одного из племен теле -- аба. Его владения находились между горами Отукен на востоке и Алтаем на западе. Территория современной Тувы также входила в его кочевья. Далекие потомки племени аба до XIX в. сохраняли свое племенное наименование (аба или абалар) и кочевали по северную сторону Западного Саяна в Кузнецкой степи.

Вскоре в каганате образовались две коалиции. В первую из них входили сам Невар-каган и его братья Анло и Чулохеу, вторую возглавлял Кара-Чурин Тардуш-хан, который был ханом западной стороны. В результате междоусобиц эти коалиции образовали в 581 г. два самостоятельных государства. Каганом западных тюрков-тюкю стал вначале Кара-Чурин. В Китае, где в 581 г. утвердилась династия Суй, оценили новую обстановку в каганате, и суйский император отметил, что у них "братья спорят из-за власти, отцы и дяди не доверяют друг другу", что "восточные варвары (кидани и си) жаждут отомстить тюркам" и кыргызы "со скрежещущими зубами поджидают свою удачу". Император провозгласил политику "равновесия" в отношениях с тюрками-тюкю, направленную к ослаблению их усилившихся правителей и усилению слабых. После разделения каганата Невар-каган потерпел поражение от династии Суй, стремившейся к захвату территорий кочевников на север от Великой стены.

В 587 г. каганом стал сын покойного Невар-кагана Тулан. На севере в это время правил другой его сын -- Тули-каган (Яньха), который вместе со своим братом каганом Туланом боролся с западными тюкю. В конце VI в. западные тюрки-тюкю на некоторое время захватили земли к северу от пустыни, и племена теле, обитавшие в Монголии и Туве, оказались под властью Кара-Чурин Тардуш-кагана. Тули в 597 г. переселился с севера на юг, к ставке тюркских каганов у гор Тукиншан, так как суйский император сумел поссорить его с Тулан-каганом и затем временно номинально подчинил его себе, дав ему титул Кимин-кагана. Этот каган занимал пастбища внутри излучины Хуанхэ севернее стены. Тулан в 599 г. погиб от руки убийцы. Каганом тюрков-тюкю провозгласил себя правитель западного каганата Кара-Чурин Тардуш-хан.

У западных тюрков-тюкю в это время царила междоусобица. Племена теле (секйе, кун, бугу, аба) в 600--603 гг. часто восставали против господства западных тюрков-тюкю. Они часто перекочевывали за южную границу пустыни под покровительство Кишмин (или Сымын)-кагана, частью переселились через Алтай в Джунгарию, где им пришлось сразиться с западными каганами Нели-ханом и Шеху, которых теле сумели разбить. Ряд племен теле (сеяньто, киби, уйгуры, тонгра) стал в то время кочевать севернее Тянь-Шаня. Таким образом, в этот период племена теле рассеялись. Однако после того, как в 605 г. западно-тюркский каган Чуло-каган покорил их, затем истребил почти всех их предводителей и обложил тяжелой данью, племена теле (уйгуры, сеянь-то, бугу, тонгра, байырку и др.) снова объединились, восстали, сбросили иго Чуло-кагана и образовали на западе свой кратковременный каганат.

Власть каганата теле, возглавляемого предводителями из племен киби и сеяньто, в котором, однако, уйгуры играли большую роль, распространялась и на некоторые государства-города Boсточного Туркестана -- Гаочан, Иву. Теле посылали туда своих чиновников для сбора налога с подчиненных жителей. Теле нападали даже на территорию суйского Китая.

Но когда в 609 г. у восточных тюрков-тюкю каганом стал Шиби, семь племен теле (уйгуры, байырку, эдизы, тонгра, и др.), кочевавшие у гор Отукен (в районе Хангая), покорились ему. Сеяньто в то время жили у Алтая и подчинялись западными тюркам-тюкю. Племена же теле, кочевавшие на западе, были покорены в период 615--619 гг. западными тюрками-тюкю.

При Шиби-кагане восточно-тюркский каганат вновь достиг большого могущества. Все кочевники от киданей и шивэй на востоке и до Турфана на западе были в подчинении у Шиби-кагана. Он смело и решительно вмешивался в дела Китая, ослабленного в это время внутренними раздорами. При Шиби вступил на престол в 618 г. основатель Танской династии Китая Гао-цзу.

Страницы: 1, 2