скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Тульские купцы-благотворители XVII-начала XIX вв скачать рефераты

p align="left">22 сентября 1822 года министром финансов России Иван Сергеевич был утвержден членом учетного комитета Государственного банка при его тульском отделении. 12 января 1889 года императрица назначила его казначеем Тульского губернского попечительства детских приютов. Белобородов был одним из основателей общества "Милосердие" для призрения бедных, внеся в фонд крупную сумму. Был казначеем и действительным членом общества.

И.С. Белобородов имел три золотые медали "За усердие" для ношения на Владимирской, Анненской и Станиславской лентах и бронзовую медаль на Анненской ленте в память о русско-турецкой войне 1853-1856 гг.. По постановлению Главного управления общества попечения о раненых и больных воинах 29 апреля 1879 года Иван Сергеевич получил Высочайше установленный Знак Красного Креста.

В течение 8 лет Белобородов был церковным старостой церкви Святого Александра Невского при Тульской мужской гимназии. На нужды церкви он пожертвовал значительный капитал.

И в 90-е годы Иван Сергеевич вел активную общественную жизнь: был членом Губернского податного присутствия от земства, гласным городской Думы, членом совета Тульско-Калужского попечительства о слепых, почетным членом Николаевского детского приюта и его казначеем, необязательным директором Тульского губернского попечительного о тюрьмах комитета.

2.4 Ваныкин

Широкую известность в Туле имел капиталист-меценат Дмитрий Яковлевич Ваныкин, родившийся в 1816 году. Он происходил из известного купеческого рода. Его отец был потомственным тульским предпринимателем. Мать также из влиятельного тульского купеческого рода Красноглазовых, прославленных меценатов. После смерти родителей Дмитрий объединил капиталы двух родов. Интересно что, по завещанию Красноглазова его капитал был разделен на две части: одна часть -- пошла на благотворительность, вторая -- по наследству перешла Ваныкину.

Сведения, имеющиеся о Дмитрии Яковлевиче Ваныкине, весьма скупы. Не получил хорошего образования. Был женат на коренной тулячке Баташевой; рано овдовел. В детстве умерла его единственная дочь. Был глубоко верующим человеком. Вел уединенный образ жизни, большинство дел было отдано на откуп приказчикам. Однако никогда не оставался безучастным к чужому горю и просьбам о помощи.

В 1898 году Д.Я. Ваныкина поразил апоплексический удар -- он потерял возможность ходить, на ногах появились раны. Все эти тяготы Дмитрий Яковлевич мужественно сносил, прося лишь, чтобы устраивали богослужение в его доме. Чувствуя, что конец его близок, он составляет завещание. По завещанию Дмитрия Яковлевича Ваныкина основная часть его капитала расходовалась на благотворительные цели -- в целом город получал около двух миллионов рублей. Первоначально Д.Я. Ваныкин намеревался по завещанию пожертвовать деньги, главным образом, православным храмам и приютам. Однако, узнав из беседы со своим лечащим врачом -- Федором Сергеевичем Архангельским о том, что в Туле из 115000 жителей ежегодно умирали 3500 человек, половину из которых составляли дети до десяти лет, Дмитрий Яковлевич решил большинство средств завещать на строительство городской больницы.

Утром 17 (30) июля 1900 года Д.Я. Ваныкин скончался. Тульский Окружной суд рассмотрел духовное завещание Ваныкина и утвердил его к исполнению. 20 декабря 1900 года доверенные лица внесли пожертвованную сумму в банк (около 2 млн. рублей), а завещание было передано в городскую думу.

По завещанию следовало передать следующие суммы:

· строительство городской больницы -- 325000 руб. серебром;

· книги для библиотеки при больнице -- 1000 руб.;

· снабжение выздоравливающих одеждой и обувью -- 3000 руб.;

· городской библиотеке -- 3000 руб.;

· Обществу тульских врачей -- 15000 руб.;

· реальному училищу -- 2000 руб.;

· бедным ученикам мужской гимназии -- 2000 руб.;

· бедным ученикам 1 и II женских гимназий 2000 руб. и 3000 руб.;

· духовному училищу -- 2000 руб.;

· семинарии -- 2000 руб.;

· епархиальному училищу -- 1000 руб.;

· 4 детским приютам (Ксениевский, Красноглазовский, Николаевский, Михайловский) по 5000 руб.;

· Общине сестер милосердия -- 1500 руб.;

· Обществу приказчиков -- 3000 руб.;

· дому призрения бедных -- 10000 руб.;

· Обществу земледельческих колоний -- 10000 руб.;

· Тульскому городскому попечительству -- 3000 руб.;

· попечительству о слепых -- 3000 руб.;

· богадельне Петровской -- 20000 руб.;

· дому трудолюбия -- 3000 руб.;

· 9 церквям (Всесвятская -- 1500 руб.; Ильинская -- 2000 руб.; Благовещенская, Воздвиженская, Петропавловская, Знаменская, Феодосьевская, двенадцати апостолов -- по 3000 руб.; Казанская - 25000 руб.);

· 30 домам для бедных -- 15000 руб.;

· ночлежному дому 150000 руб4.

Еще при жизни Дмитрий Яковлевич пожертвовал 25000 рублей церкви при богадельне на Никитской улице, а также два крупных усадебных места с постройками» под ремесленное училище на Калужской улице; вложил порядка 100000 в Коммерческое училище.

В завещании все было четко продумано. Например, если городские власти затягивали решение вопроса о вложении завещанных денег в соответствующие проекты в течение трех лет со дня утверждения духовного завещания, то душеприказчики Ваныкина имели право изъять данную денежную сумму и самостоятельно начать строительство. Однако осуществлять положения данного пункта завещания не пришлось. На заседании городской думы от 28 ноября 1900 года было принято решение «ввиду исключительности пожертвования» выставить в честь мецената Ваныкина его портрет в зале думы. Вскоре «ввиду важности дела и сложности постройки» городская дума создает специальную комиссию, из наиболее предприимчивых людей города, в которую вошли: А.А. Любомудров, Г.К. Антонов, Ф.С. Архангельский, А.С. Баташев, Н.В. Леонтьев, В.П. Каменев, Г.О. Гартман, П.И. Векшин, Е.Е. Баташев, С.Н. Соболев, И.И. Богатырев, Н.Ф. Занфтлебен, А.М. Молчанов, Л.Г. Сухин.

В начале 1904 года городская дума проработала вопрос о строительстве большого ночлежного дома. На возведение здания решили потратить 80 тысяч рублей из завещанных Д.Я. Ваныкиным средств, а остальные деньги -- на содержание ночлежного дома. Тогда же военный инженер Балбот приступил к эскизному проектированию, но русско-японская война не позволила ему завершить эту работу. Проектирование продолжил архитектор В.Н. Сироткин.

Ночлежный дом открылся в 1908 году. Он представлял собой трехэтажное каменное здание с бетонными сводами и асфальтовыми полами. Главный фасад с парадным входом выходил на Новопавшинскую улицу (ныне улица Коминтерна). Со двора было еще два входа: отдельный для мужчин и отдельный для женщин. На первом этаже размещались столовая, буфет и кладовая, на втором и третьем -- отделения для посетителей. Дом был рассчитан на 250 ночлежников: 210 мужчин и 40 женщин. Сегодня в этом здании по адресу: ул. Коминтерна, 28 находится военкомат Советского района.

6 февраля 1903 года городская дума объявила открытый конкурс на разработку проекта для устройства больницы. Уже через год (в конце февраля 1904 г.) Тульское общество архитекторов приступило к рассмотрению представленных проектов. В марте премии были присуждены двум проектам, разработанным Московским архитектурным обществом. Однако оба «плана для постройки больницы» оказались слишком дороги в исполнении. Городской архитектор В.Н. Сироткин переработал эти проекты в соответствии с имеющейся суммой. В июне 1905 года началось строительство. Место постройки больницы тщательно выбиралось. Было решено отвести под постройку большой земельный участок (около 5 га) близ городского парка (им. П.П. Белоусова). К больнице можно было подъехать по четырем мощеным камнем улицам, к тому же рядом проходила конно-железная дорога.

Встал вопрос со сточными водами, которые первоначально планировалось собирать в накопительные ямы и удалять конным транспортом, но такой способ требовал больших затрат. Было принято решение о постройке канализационной сети. С этой целью члены комиссии во главе с врачом В.П. Грушецким выехали для консультации в Москву, одновременно были сделаны соответствующие запросы в ряд зарубежных городов, где имелись подобные сооружения. Проблема состояла в том, что больница находилась на возвышенности, и город лежал ниже нее, поэтому в случае прорыва больничной канализации возникала угроза затопления города сточными водами. После нескольких консультаций было принято решение построить дорогостоящую, но надежную канализационную сеть с системой биологической очистки. Одновременно был засыпан большой овраг, рассекавший всю территорию больницы на две части.

Все работы по строительству городской больницы были завершены в декабре 1907 года. За два с половиной года притом, что строительные работы не велись в зимнее время, были построены 7 больничных зданий; потрачено 260-300тысяч рублей (остальные деньги были использованы на инженерное и медицинское оборудование).

При Советской власти переименовали и название больницы (стала называться в честь Н.А. Семашко) и улицу (стала Первомайской). Историческая справедливость восторжествовала лишь в 2004 году, когда Тульская городская Дума возвратила больнице «Скорой помощи» имя Дмитрия Яковлевича Ваныкина. Улица же до сих пор остается Первомайской.

2.5 Васильковы

Тульские I гильдии купцы и промышленники Иван Михайлович и Петр Михайлович Васильковы, потомственные почетные граждане, владельцы кожевенной фабрики на Новопавшинской (ныне - Мосина) улице, в течение 10 лет оказывали городу постоянную помощь во время пожаров, страшных по тому времени стихийных бедствий. Для пожарной команды Васильковы приобрели 500 ведер, пожарные трубы и многое другое. В любое время дня и ночи они вместе со своими рабочими лично выезжали на пожары, помогая городской пожарной команде и гражданам. Терпели при этом убытки, так как фабрика во время тушения пожаров останавливалась, но, тем не менее, продолжали оказывать городу помощь. Васильковы внесли также крупные суммы денег на содержание лечебницы для бедных общества тульских врачей и являлись одними из основателей основного фонда общества "Милосердие". Братьями был сооружен знаменитый Васильковский мост с Заварной улицы в Заречье на Новопавшинскую в центральной части города.

Городская Дума в знак благодарности 11 октября 1874 года присваивает братьям Васильковым звание почетных граждан города Тулы.

2.6 Володимировы

Тульский купец Иван Васильевич Володимиров с сыновьями Григорием и Николаем находился во II гильдии купечества с 1817-1819 гг. В ноябре 1839 года Николай Иванович подал прошение о возведении его с семьей в сословие потомственных почетных граждан, и оно было удовлетворено.

В 1842 году его сын изъявил желание поступить на должность почетного старшины Николаевского детского приюта, и 9 мая он был утвержден в этой должности. В.Н. Володимиров пожертвовал каменный 2-этажный дом с надворными постройками для размещения приюта, 3 тысячи рублей денежных средств, а также взял на себя обязательство каждый год вносить на его содержание по 285 рублей серебром. 24 ноября 1842 года он получил золотую медаль "За усердие".

За многочисленные пожертвования, сделанные Володимировым на содержание Николаевского приюта, 20 октября 1946 года Василию Николаевичу была объявлена благодарность попечительства приюта с опубликованием ее в "Тульских губернских ведомостях". В течение 1840-1850 годов за усердную службу на этом поприще Василий Николаевич Володимиров (по некоторым документам - Владимиров) неоднократно получал монаршее благоволение.

2.7 Воронцовы

Воронцов Гавриил Тимофеевич тульский купец, заводчик, общественный деятель в 1854 году открыл в Туле мастерские по производству гармоний и самоваров. Он был одним из создателей общества «Милосердие».

Его сын, Анатолий Гаврилович, был старостой Дмитриевской кладбищенской церкви. В 1900 году провел полный ремонт этого храма, затратив при этом на него около 3 тысяч рублей личных денег. Через три года поставил деревянную ограду вокруг кладбища за 1500рублей, в следующем году за 2 тысячи приобрел усадебное место с домом для причта церкви.

2.8. Демидовы

Русское предпринимательство было крепко своей родовой преемственностью и сословной сплоченностью. Вместе с тем следует отметить, что русские предпринимательские роды не были замкнутой кастой, а постоянно подпитывались и обновлялись снизу, преимущественно из крестьянской среды. Из крестьян вышел и Никита Демидович - родоначальник Демидовых-промышленников. Эта фамилия не безразлична исторической судьбе Тулы. Едва ли среди их современников можно отыскать фигуры, оказавшие на развитие древнего русского города, одного из старейших индустриальных центров России, столь глубокое и многоаспектное воздействие. Проводники этого влияния - тульское окружение Демидовых, во многом их сформировавшее (если не породившее), но и в не меньшей степени сформированное ими. Весь род этих промышленников был христианами, поэтому они старались помочь церковным приходам. Например, возведение нынешнего каменного здания Никольской (Николо-Зарецкой) церкви, заменившее деревянное, связано с деятельностью сына Никиты Демидова Акинфия и относится к первой половине 30-х годов 18 века.

В Петровское время церковь называлась, как правило, по престолу Николая Чудотворца. В дальнейшем ее все чаще именовали Христовоздвиженской. Уже в середине 40-ых годов именно этот престол считали основным, прочие - придельными. Подобно многим русским храмам, Николо-Зарецкая церковь имела и особые, данные ей в народе, прозвища. Наиболее известное из них - Никола Богатый. Приход этой церкви среди зареченских храмов был средним по величине. К нему принадлежали представители крупнейших промышленных династий Тулы - Демидовы, Баташевы, Мосоловы.

Биография Демидовых известна всем интересующимся историей, поэтому я остановлюсь на самых интересных моментах их жизни для того, чтобы понять: кто же такие, родные любимца Петра I.

Никита Демидов занимался не только промышленным, но и торговым предпринимательством. Больше того, есть основания предполагать, что эта деятельность сыграла важную роль в становление его хозяйства. Яркое представление о торговой деятельности тульских оружейников дает "Ведомость от тульских земских бурмистров" (1720 год), содержащая список из 64 семейств казенных кузнецов, занимавшихся торговым предпринимательством. Среди них почти исчерпывающий перечень фамилий, входящих в известный на нынешний день список слободских старост. Большой интерес представляют сведения о некоторых из торговых занятий промышленника, содержащиеся в раздельной записи, составленной в 1711 году при отделении им от своего хозяйства младшего сына Никиты.

Во-первых, в ней отмечены существовавшие на передаваемом сыну тульском дворе лавки. В отношении части из них, а именно, стоявших "от Тулицы на переднем конце двора", раздельная запись дает уточнение, причем достаточно неожиданное: лавки ("семь замков") "ныне таргуют мясам".

Помимо них в это же время он владел торговыми точками непосредственно в местах сосредоточения основной городской торговли: лавками в Мескатином (Мескотином) ряду и одной лавкой в железном ряду. И, наконец, находившимися в Зарайском уезде на берегу реки Оки Перевинскими (Перевидскими) винными заводами.

В дар Петру I Никита Демидович преподнес золотые изделия из сибирских курганов. Открыл первую «цифирную школу» в Невьянске (1709).

Не так уж много известно о Никите Демидыче-деятеле и почти ничего - о человеке. Да и то, что можно почерпнуть на этот счет в литературе, в большинстве случаев с помощью источников проверить не удается. Как, например, сообщение Головщикова, что "он был человек веселого нрава, любивший забавлять собеседников остроумными шутками".

Есть, впрочем, одно известие о природных способностях Демидова, сомнение не вызывающее хотя бы уже потому, что пришло из лагеря противников Никиты, никак не заинтересованных приукрашивать правду. В "Разговоре двух приятелей о пользе науки и училищах" его автор (В.Н.Татищев) вспоминает: «Мы все знали кузнеца, а потом дворянина Никиту Демидова, который грамоте не учен, но другие ему Библию читали, он все, памяти достойное, в которой главе стих не токмо сказать, но пальцем место указать мог". Помимо свидетельства о замечательной памяти, отсюда можно извлечь и другую ценную информацию: указание на широкую известность личности Демидова. ("Мы все знали кузнеца..."), дополнительное подтверждение факта о его неграмотности, очень любопытное свидетельство интереса Демидова к религии.

Страницы: 1, 2, 3, 4