скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Террористические акты в США (11 сентября 2001 года) скачать рефераты

p align="left">Во-вторых, планирование и руководство операцией осуществлял мощный штаб, который, очевидно, пользовался современными техническими средствами. В составе штаба, в частности, должны были быть: 1) опытные организаторы терактов и/или офицеры спецслужб, которые занимались диверсиями; 2) высококвалифицированные авиаштурманы и инженеры, которые точно рассчитали маршруты полета захваченных самолетов аж до точки их попадания в здания; 3) профессиональные психологи и психоаналитики; 4) специалисты в области информационных технологий.

В-третьих, значительное количество людей необходимо для прикрытия операции, подготовки документов, жилья и транспорта, финансового обеспечения т.д. Среди этих людей непременно должны были быть завербованные сотрудники американских компаний и государственных учреждений. Например, на заговор указывает такой факт: осуществлено одновременный захват самолетов, что потребовало гарантированного приобретения билетов на конкретные даты и рейсы. Эксперты указывают и на вероятную связь террористов с сотрудниками службы безопасности аэропортов.

Планирование и подготовкаУровень стратегического и тактического планирования - чрезвычайно высокий, так как необходимо было, во-первых, предусмотреть альтернативные варианты действий, непредвиденные обстоятельства и т.д., во-вторых, скоординировать деятельность десятков участников акции в разных концах США. Это, в частности, потребовало сбора и анализа большого объема информации и умения применить ее для конкретных специфических потребностей. Например, сам выбор объектов для удара был очень точным и мотивированный. Понятно, что на планирование и подготовку такой операции штаба понадобилось по крайней мере несколько лет. ФинансированиеБезусловно, проведение настолько сложной и масштабной террористической акции должно было иметь соответствующее финансирование - речь может идти о десятках миллионах долларов. Значительные средства были потрачены, во-первых, на подготовку исполнителей, оперативные нужды и деятельность штаба, во-вторых, на проживание террористов в США, если учесть, что они иностранцы и должны иметь легальные документы, мотивированные легенды и т.д. К тому же американские банки сурово контролируют финансовые операции иностранцев на предмет "отмывания грязных денег". Поэтому перевод и использование средств должно было быть легальным, что требует дополнительных затрат.

Нарисованный нами "портрет" заказчиков терактов 11 сентября свидетельствует, что нанести этот мощный удар могла лишь организация, возможности которой сопоставимы с возможностями спецслужбы большой страны (или нескольких стран). Мы убеждены, что группы, которые упоминаются СМИ в связи с акцией, не могли их организовать через отсутствие соответствующего опыта и финансирования. Эти кучки экстремистов, очевидно, просто используют людское горе для собственной PR-"раскрутки", а провозглашая свою "ответственность", они содействуют настоящим виновникам. Создается своеобразная "дымовая завеса" из ложных сообщений, на которые спецслужбы и масс-медиа вынуждены реагировать.

Маловероятна и причастность к терактам таких исламских стран, как Ирак, Иран, Ливия и т.д. Они явно не имеют вишеперечисленных возможностей. Особенно смешно выглядит "авторство" палестинских террористов, ибо существование палестинской автономии обеспечивают собственно Соединенные Штаты, удерживая Израиль от решительных действий. В конце концов, все эти мусульманские силы реально проиграют от ослабления американского влияния.

Цель этой серьезной операции становится понятной лишь в контексте геополитической ситуации на планете. Теракты в США нельзя рассматривать иначе, как удар по всей трансатлантической цивилизации. И нанести его могла только азиатско-борейская цивилизация, которая кровно заинтересована в ослаблении роста трансатлантического сообщества, ликвидации неравномерности глобального развития. Она должна доказать, что азиатско-борейская модель конкурентоспособна, а ее способность противостоять угрозам - не меньше, чем у трансатлантической.

Экономические последствия

1. Нанесен сильный удар по мировой финансовой системе, центром которой являются США. На неделю остановили работу ведущие биржи и банки в Нью-Йорке. Физически уничтожены или понесли серьезные убытки мощные финансовые компании, размещенные во Всемирном торговом центре. Удар по Америке повлек падение курса доллара и акций американских компаний. Такое развитие событий безопасно только для стран, которые не являются глубоко интегрированными с мировой финансовой системой. (Стоимость их валют обеспечивается не долларовым резервом, как в Украине и большинстве стран Европы, а значительными запасами драгоценных металлов.) В такой ситуации они, наоборот, выиграют от трагедии: их экономики останутся стабильными на фоне общемирового потрясения.

2. Поскольку власть США считает виновниками трагедии арабов и мусульман, то вполне реальной является военная операция против одной из стран Ближнего Востока или Азии. Эти ожидания привели к росту мировых цен на нефть в первые дни после терактов, ибо конфликт может коснуться крупнейших ее экспортеров. В результате выиграли другие, неарабские, страны, экспортирующие нефть. Тем более что существовавшие до трагедии цены на нефть для них были невыгодными. Себестоимость их нефти выше себестоимости нефти из Персидского залива, они достигают рентабельности добычи лишь тогда, когда цена за 1 баррель превышает $21. Для преодоления нефтяного кризиса, как известно, OPEC пришлось увеличить добычу.

3. Преодоление последствий терактов требует от США больших капиталовложений, которые при нормальных условиях были бы инвестированы в зарубежные страны, т.к. США крупнейший инвестор на планете. В аналогичной ситуации окажутся потенциальные инвесторы из других западных стран, т.к. деньги, вложенные в американские ценные бумаги они частично потеряют. Поэтому удар по США означает снижение инвестиционной активности во всем мире, а соответственно замедление глобального экономического роста. Это касается и Украины.

Таким образом, подобные дестабилизирующие процессы выгодны тем странам, которые раньше уступали США и Евросоюзу в конкурентной борьбе на рынке капиталов. В частности, тем странам, которые последнее время активно вкладывают деньги в страны Восточной Европы и СНГ, стремясь к контролю над простором бывшего экономического блока СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи).

Политические последствия

1. Вполне вероятно, что США уменьшат свою миротворческую деятельность, помощь "молодим демократиям", противодействие диктаторским режимам и т.д. Это может произойти и со странами НАТО - партнерами и союзниками США, что не может не сказаться на Украине, которая рассчитывает на американскую поддержку в процессе своей интеграции в евроатлантическое сообщество. Кроме того, внешняя политика США теперь в какой-то мере дискредитирована, а с ней и американские интеграционные инициативы.

Эти общеполитические последствия уже имеют конкретные проявления: В результате террористической операции фактически сорван саммит "Украина - ЕС", который проходил 11 сентября в Ялте. Представители Евросоюза срочно его покинули, не подписав конкретных договоров, в частности ожидаемого плана конкретных двусторонних действий по интеграции Украины с евроатлантическими структурами. Кроме того, теперь под вопросом оказывается проведение запланированной встречи руководителей Украины и МВФ/Мирового банка. Таким образом, выработка механизмов интеграции Украины с Европой заторможена на неопределенное время. В аналогичной ситуации могут оказаться и страны Восточной Европы, в частности Балтии, которые претендуют на вступление в НАТО. Во-первых, уменьшится политическая и экономическая поддержка процесса их вхождения в эти структуры. Во-вторых, неизвестные террористы воочию продемонстрировали странам-кандидатам слабость трансатлантической системы безопасности. Отвлечено внимание США и Европы от такой важного события, как президентские выборы в Беларуси. Теракты произошли на следующий день после провозглашения "победы" диктатора А. Лукашенко. Поскольку белорусская общественность и оппозиционеры заранее предвидели эту фальсифицированную победу, они готовили кампанию протеста, рассчитывая на активную поддержку других стран, прежде всего США. После теракта в Америке это стало проблематичным. Кстати, подтасовка результатов выборов - лишь один аспект проблемы. Теперь ему понадобятся новые политические ресурсы для поддержки своей власти и консолидации населения около нее. Одного "внутреннего врага" уже, очевидно, будет слишком мало. Вполне возможно, что "бацька" найдет себе внешнего врага.

Таким образом, террористическая операция 11 сентября, безусловно, приведет к уменьшению интеграционных усилий США и их союзников в Восточной Европе. К этому, как известно, давно стремится страна, которая считает этот регион зоной своих стратегических интересов, единственная протестует против расширения НАТО, единственная поддерживает диктатора Лукашенко.

2. Другим политическим последствием терактов в США является возрастание напряженности в мире и силового потенциала основных стран. Вооруженные силы Америки уже готовятся к удару по виновникам трагедии, общественность США, по данным опросов, также решительно настроена воевать. Союзники по НАТО поддерживают США, пообещав им, в частности, военную помощь. С другой стороны, готовятся к войне и страны, которые могут стать объектом удара, их союзники, соседи и т.д. Таким образом, обострение глобального цивилизационного соревнования, приобрело конкретные контуры и может привести к следующим переменам:

США и их союзники резко ухудшат отношения с арабскими и другими мусульманскими странами, возможна война против какой-нибудь из них. Очевидно, ощутимо затруднятся экономические и культурные связи арабов со странами евроатлантического сообщества. Все это выгодно стране, которая начиная с 60-х гг. постоянно претендует на роль "третьей силы" на Ближнем Востоке, патрона антиамериканских настроений в регионе. Она ожидает, что арабы, обиженные американской местью, кинутся в ее "объятья". Это, в частности, может проявляться в поставках вооружения военным режимам в Ливии и Ираке, с которыми упоминаемая страна поддерживает чудесные отношения. Теракти ярко продемонстрировали, что создаваемая сегодня в США новая система противоракетной обороны (НПРО) не защищает от нападения. Вероятно, усилятся милитаристские тенденции в мировом развитии. Это чрезвычайно выгодно для стран, в хозяйстве которых доминирует мощный военно-промышленный комплекс, а "гражданская" готовая продукция неконкурентоспособна на внешнем рынке.

3. Состояние мировой напряженности изменит не только военно-политическую, а и внутреннюю общественно-политическую жизнь стран. Усилится роль государства, армии и спецслужб. Из соображений безопасности будут, очевидно, ограничены, кое-какие права и свободы, притеснены определенные политические силы (например, политические организации нацменьшинств) и т.д. Поэтому удар по США можно рассматривать как глобальный удар по демократичным ценностям и гражданскому обществу. Это, в частности, может вылиться в следующее:

Поскольку любое действие порождает противодействие, в ответ возрастет активность разных тергрупп. Они поймут, что на них обращают внимание, их рассматривают как политический фактор (именно это является смыслом террора, человеческие жертвы и разрушения - лишь способ). Таким образом, можно ожидать "саморазворачивания" мирового терроризма. В атмосфере подозрительности и враждебности понятно лучше будут себя чувствовать правящие элиты тех стран, для которых демократическое устройство не традиционно. Они смогут оправдывать "угрозой терроризма" тоталитарную политику относительно собственно народа, геноцид отдельных этнических групп (например, в Чечне и Дагестане). Вспомним, что взрывы в России 1999 г. "повесили" на исламских террористов, хотя никаких доказательств этого не было. Теперь, очевидно, "ваххабитов" можно обвинять во всем, в том числе в причастности к теракции в США. Усиление роли спецслужб в любой стране повысит социальный и политический статус руководителей этих структур. На тайную деятельность будут выделяться дополнительные средства. Поэтому нельзя исключать личной заинтересованности руководителей какой-то спецслужбы в мировой напряженности, возможно даже - международного заговора "рыцарей плаща и шпаги".

Итак, основное следствие террористической операции 11 сентября - ослабление влияние США на международной арене, смена приоритетов и интенсивности их внешней деятельности. В мире может возникнуть определенный вакуум влияния. Его непременно попробуют заполнить страны, которые особо активно выступают против доминирования трансатлантической модели развития и однополюсности мирового порядка. Укрепятся реакционные, тоталитарные силы, которым Америка эффективно противодействовала в течение последнего десятилетия. Таким образом, возникла угроза мировой демократии, мировому прогрессу.

США, на наш взгляд, должны постичь всю глубину проблемы. Следует понять, что трансатлантическую цивилизацию затягивают в западню, попав в которую она может самоуничтожиться. Американцы и их союзники должны избежать предлагаемой им дьявольской игры "удар на удар". В противном случае, очередные кровавые проявления цивилизационных противоречий не заставят себя долго ждать. Ситуация вынуждает все прогрессивные силы мира объединиться против новой глобальной угрозы.

Международное сотрудничество в области безопасности должно выйти на качественно новый уровень.

Это особенно актуально для Украины. Мы должны как можно быстрее переосмыслить и четко определить наш геополитический статус. Итак, мир уже никогда не будет таким, как был до терактов в США. Теперь "нейтральный" (читай - бесхребетный) статус Украины может превратить ее в арену новых столкновений. Мы де-факто всегда принадлежали к западной, евроатлантической культуре. Настал момент закрепить эту принадлежность, сделать окончательный формационный выбор и срочно начать реальную интеграцию с НАТО и ЕС.

К тому же политические обстоятельства для этого сегодня очень благоприятные. Подав заявление на вступление в НАТО, Украина неоднозначно продемонстрирует, на чьей она стороне. В тяжелый для Запада момент там поймут наше стремление к безопасности и стабильности. Украина может и должна начать новую фазу трансатлантической интеграции, адекватной последним изменениям. Конечно, формальное заявление следует подкрепить решительными шагами, которые бы продемонстрировали реальную европейскость украинской власти: прозрачность политики, преданность демократическим ценностям, правовой характер государства.

Конкретным механизмом воссоединения Украины с евроатлантическим сообществом может быть формирование региональных систем безопасности и сотрудничества в Центрально-Восточной Европе. Мы должны объединить усилия с соседними странами, оказавшимися в аналогичной ситуации. Речь идет, в частности, о создании Балто-Черноморского экономического и военно-политического альянса. Такое объединение ускорит интеграцию всех его членов с Евросоюзом и НАТО.

Страницы: 1, 2, 3