скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Теоретические основы изучения истории России скачать рефераты

p align="left">Создавались новые научные учреждения, институты и проблемные лаборатории, научные центры.

Расширялась география советской науки.

Одними из наиболее значимых достижений советской науки в эти годы стали:

1) создание в 1957 г. самого мощного в мире ускорителя элементарных частиц - синхрофазотрона;

2) пуск на воду первого в мире атомного ледокола;

3) запуск 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли;

4) отправка в космос животных в ноябре 1957 г.;

5) первый в истории полет человека в космос 12 апреля 1961 г. (Ю. А. Гагарин);

6) попытка создания первого в мире реактивного сверхзвукового пассажирского лайнера (ТУ-104).

Проводилась работа в области теории ядерного синтеза, теории поля, аэродинамики, гидродинамики. Всемирную известность обрели советские ученые Л. Д. Ландау,А. Д. Сахаров,М. А. Лаврентьев,С. П. Королев.

В мае 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС «О исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”», в котором прежние оценки советских композиторов признавались несправедливыми и бездоказательными.

Были созданы новые союзы деятелей искусств: Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР, Союз работников кинематографии СССР.

Настоящим событием стал выход произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Возникает феномен диссидентства (Б. Галанский, В. Буковский, Э. Кузнецов, возникновение литературы самиздата).

49. Социально-экономическое развитие СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг

Пленум ЦК КПСС признал нецелесообразным совмещение обязанностей Первого секретаря ЦК (им стал Л. И. Брежнев) и Председателя совета министров (А. Н. Косыгин). Следующие 20 лет стали периодом наиболее стабильного развития советского общества.

В период с 1964 по 1985 гг. шло быстрое увеличение населения страны. В этих условиях особое значение приобрела социальная политика. Но основные средства в стране шли на проведение экономических реформ, в то время как социальная сфера финансировалась по остаточному принципу:

1) сокращались капиталовложения в текущее строительство;

2) были уменьшены расходы на здравоохранение;

3)обострилась продовольственная проблема (росимпорт продовольствия), что уже в 1970-е гг. стало причиной введения карточной системы распределения; уменьшился прирост реальных доходов на душу населения.

В сфере экономики в 1960--1980-х гг. в стране начала проводиться одна из самых крупных реформ хозяйственного механизма, подготовленная еще в эпоху Н. С. Хрущева:

1) в сельском хозяйстве списали долги колхозов и совхозов;

2) повысили закупочные цены;

3) установили надбавку за сверхплановую продукцию.

В промышленности главным направлением преобразований было:

1) укрепление хозрасчета;

2) перестройка системы ценообразования;

3) восстановление отраслевого принципа управления;

4) сокращение числа плановых показателей.

Главной целью всех реформ было оздоровление экономики через внедрение в нее механизма внутренней саморегуляции. Главными недостатками реформы были половинчатость и непоследовательность. Сопутствующими негативными процессами реформы были:

1) экстенсивное развитие, предполагавшее расширение производства, что стало затруднительным в связи с исчерпавшимися возможностями главного донора - сельского хозяйства;

2) необходимость наращивания военных потенциалов;

3) покрытие дефицита госбюджета за счет экспорта энергоносителей;

4) неспособность освоить новые технологии НТР;

5)появление теневой экономики и сращивание ее с коррумпированными группами советской номенклатуры.

50. Политическое развитие СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг

В период с 1965 по 1985 гг. в целом завершилось складывание советской бюрократической системы, шло постепенное увеличение численности аппарата. Усиливался процесс централизации партийной организации.

Принятая 7 октября 1977 г. новая Конституция (4-я) устанавливала в 6-й статье монопольное положение КПСС в политической системе страны. Конституция в целом носила демократический характер. Однако зафиксированные в ней права и свободы фактически не могли быть реализованы в СССР.

Внутриполитический курс был основан на тезисе о «построении в СССР развитого социалистического общества» и необходимости совершенствования развитого социализма (неосталинизм).

Внешнеполитический курс СССР в 1965-1985 гг. был основан на положении о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу стран соцлагеря. С 1970-х гг. в отношениях между США и СССР, характеризуемые как «разрядка» напряженности.

В 1972 г. ФРГ и ГДР официально признали друг друга, и в то же время состоялся первый визит президента США Р. Никсона в СССР. В 1973 г. в рамках визита Л. И. Брежнева в США было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны. В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе при участии глав 33 государств Европы, США и Канады.

После подавления в августе 1968 г. попытки демократического переворота в Чехословакии (Пражская весна) раскол в социалистическом лагере усилился. Это стало причиной новой политики СССР в отношении «союзников», направленной на усиление военной и экономической интеграции в Восточной Европе, что на деле означало ограничение суверенитета стран «народной демократии».

В ряде государств третьего мира утверждаются просоветские режимы. В конце 1979 г. на территорию Афганистана был введен «ограниченный контингент советских войск» для укрепления советского влияния.

51. Отечественная культура в середине 1960-х - начале 1980-х гг

В области образования наблюдалось постепенное снижение уровня подготовки учащихся. В эти годы впервые обозначилась диспропорция между специалистами среднего и высшего звена. Увеличение числа техникумов не могло исправить положения. Неудачей окончилась попытка реформирования школы в 1983-1984 гг. Система высшего образования также переживала кризис: увеличение числа вузов привело к нерациональному использованию выпускников, снижению уровня подготовки и престижа советского диплома. В области науки основной проблемой была оторванность научных исследований от прикладной сферы. Если в фундаментальных областях советские разработки не отставали от западных, то, скажем, в компьютеризации отставание было просто катастрофическим. Так, несмотря на передовые космические программы, в начале 1980-х гг. ручным трудом в промышленности было занято 40 % работников, в строительстве - 60 %, в сельском хозяйстве - 75 %.

И все же были достигнуты значительные успехи в физике, химии, освоении космоса, разработке новейших вооружений. Финансирование культуры в стране постоянно возрастало (с 55,9 млрд руб. в 1979 г. до 125,6 млрд руб. в 1980 г.). Однако ужесточение цензуры и идеологического нажима не могло не отразиться на художественном уровне произведений. В эти годы многие деятели литературы и искусства были лишены возможности свободно творить в СССР:

1) запрещались публикации;

2) театральные постановки;

3) многие фильмы оставались на полках;

4) некоторые видные деятели отечественной культуры были вынуждены покинуть страну (И. А. Бродский, Ю. С. Любимов, А. И. Солженицын, А. А. Галич, М. Л. Ростропович).

Тем не менее в эти годы возникает много выдающихся произведений искусства, получивших признание в стране и за рубежом. На фоне официальной массовой культуры (доминирующей была производственная и историко-революционная тематика) они выглядели особенно ярко. Особо стоит выделить кинематографическую школу этих лет (А. А. Тарковский, А. Д. Герман, Т. Абуладзе, С. Н. Параджанов, К. Муратова, Н. С. Михалков, А. С. Кончаловский и др.). Неотъемлемой чертой культуры и общественной жизни СССР становится диссидентское движение, возглавляемое ведущими представителями советской интеллигенции.

52 Внутренняя политика СССР в годы перестройки

После смерти Л. И. Брежнева во главе партийного и государственного аппарата встал генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов. Сменил его в феврале 1984 г. К. У. Черненко. После смерти К. У. Черненко, в марте 1985 г., генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. С деятельностью нового генсека связан период жизни страны, получивший название «перестройка».

Основной задачей стало остановить распад системы «государственного социализма». Разработанный в 1987 г. проект реформы предполагал:

1) расширить хозяйственную самостоятельность предприятий;

2) возродить частный сектор экономики;

3) отказаться от внешнеторговой монополии;

4) сократить число административных инстанций;

5) в сельском хозяйстве признать равенство пяти форм собственности: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств.

Постановление 1990 г. «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике».

В стране усилились инфляционные процессы, вызванные дефицитом бюджета.

Новое руководство РСФСР (Председатель Верховного совета - Б. Н. Ельцин) разработало программу «500 дней», предполагавшую децентрализацию и приватизацию государственного сектора экономики.

Политика гласности, о которой впервые было заявлено на ХХVI съезде КПСС в феврале 1986 г., предполагала:

1) смягчение цензуры над средствами массовой информации;

2) публикацию запрещенных прежде книг и документов;

3) массовую реабилитацию жертв политических репрессий, в том числе крупнейших деятелей советской власти 1920--1930-х гг.

В стране в кратчайшие сроки появились СМИ, свободные от идеологических установок. В политической сфере был взят курс на создание постоянного парламента и социалистического правового государства. В 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР, и был создан съезд народных депутатов. Формируются партии со следующими направлении:

1) либерально-демократическая;

2) коммунистическая партии.

В самой КПСС явно обозначились три течения:

1) социал-демократическое;

2) центристское;

3) ортодоксально-традиционалистическое.

53. Распад Советского Союза

В 1989-1990 гг. компартии Литвы, Латвии и Эстонии заявили о выходе из КПСС. Во всех республиках начали складываться новые центры власти проводится политика дистанцирования от Москвы.

Уже весной и летом 1990 г. прибалтийские республики приняли Декларацию о суверенитете. В 1989 г. в стране начались межнациональные конфликты.

Второй этап политических реформ привел к тому, что:

1) была отменена «руководящая и направляющая» роль КПСС;

2) было объявлено о возможности регистрации политических партий;

3) предпринята попытка перестройки КПСС.

Начались переговоры аппарата президента с руководством республик о заключении нового союзного договора после неудачных силовых операций в Тбилиси (апрель 1989 г.), Баку (январь 1990 г.), Вильнюсе и Риге (январь 1991 г.). Участвовать в переговорах согласились представители девяти из петнадцати республик уже бывшего СССР.

Ввели пост Президента СССР. Последней попыткой центра сохранить единое государство был проект образования Содружества Суверенных Государств (ССГ). Однако уже к лету 1991 г. большинство республик заявило о своем суверенитете.

19 августа 1991 г. консервативное крыло в руководстве СССР предприняло попытку удержать систему от окончательного распада. Подписание нового союзного договора, намеченное на 20 августа, могло автоматически изменить все государственные структуры. В Москве был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), попытавшийся установить власть в стране. Однако Президенту РСФСР (с июня 1991 г. - Б. Н. Ельцин) удалось организовать сопротивление в Москве и крупных городах России. Уже 21 августа чрезвычайная сессия Верховного совета России поддержала руководство республики; все члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота.

Руководители новых государств отказались от подписания союзного договора. В середине декабря 1991 г. лидеры РФ, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук, С. С. Шушкевич) заявили о создании СНГ. 21 декабря к СНГ присоединились еще восемь республик. Отставка Президента М. С. Горбачева 25 декабря 1991 г. окончательно закрепила ликвидацию СССР.

54. Внешняя политика СССР в годы перестройки

На рубеже 1987-1988 гг. возникает новая внешнеполитическая доктрина, получившая название «новое политическое мышление». Основными принципами нового внешнеполитического курса были:

1) отказ от фундаментального вывода о расколе мира на две противоположные общественно-политические системы;

2) признание этого курса единым и неделимым;

3) отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма;

4) признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми иными.

Основными направлениями внешней политики в целом оставались традиционные для СССР отношения с Западом, социалистическими странами и третьим миром.

В июле 1991 г. был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Был осуществлен (май 1988 - февраль 1989 г.) вывод советских войск из Афганистана, в 1989 г. начался вывод войск из Монголии, а также вьетнамских войск из Кампучии. В годы перестройки была уменьшена безвозмездная помощь дружественным режимам в развивающихся странах. Одновременно укреплялись отношения с Израилем и Южной Кореей.

За краткий период времени национально-демократические силы в бывших странах социалистического лагеря заняли лидирующее положение. Началась интеграция этих стран в НАТО и ЕЭС. Уже в 1990 г. состоялось воссоединение ГДР и ФРГ. Весной 1991 г. были официально распущены СЭВ и ОВД.

Главным итогом 1991 г. в плане международных отношений стало разрушение системы, возникшей после Второй мировой войны. Биполярное устройство мира, основанное на ядерном сдерживании, противостоянии двух экономических систем и двух сверхдержав, распалось. С этого времени только США могли претендовать на статус сверхдержавы.

55. Внутренняя политика Российской Федерации в 1991-2000 гг

В октябре 1991 г. была составлена программа экономических преобразований, включавшая:

1) либерализацию цен;

2) приватизацию и акционирование в промышленности и сельском хозяйстве;

3) антимонопольную налоговую политику;

4) сокращение необоснованных расходов;

5) систему адресной социальной помощи;

6) налаживание экономических отношений с другими странами.

В 1992 г. началась приватизация госсобственности. 14 августа 1993 г. вышел указ президента о введении приватизационных чеков (ваучеров).

В сельском хозяйстве началось постепенное создание фермерских хозяйств и производственных паевых товариществ. К 2000 г. большинство предприятий в стране перешло в частные руки. Цены на потребительские товары постоянно росли, увеличивая инфляцию; усилилось расслоение общества. Постоянно усиливался спад в наукоемких отраслях промышленности. Пиком экономического кризиса стал дефолт 17 августа 1998 г.

Конфликт между ветвями власти (президент Б. Н. Ельцин, Верховный совет во главе с Р. И. Хасбулатовым) обрел реальные формы в октябре 1993 г. После объявления Президента о роспуске Съезда и Верховного совета, Верховный совет в свою очередь отстранил главу государства от должности, передав президентские полномочия вице-президенту А. В. Руцкому. События 2-4 октября 1993 г. завершились взятием Белого дома спецформированиями. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу - верхняя и нижняя палаты Федерального собрания. Одновременно в ходе всенародного голосования 12 декабря была принята новая Конституция России. Создана президентско-парламентская республика с явным преобладанием исполнительной власти.

На выборах 1996 г. победил Б. Н. Ельцин, однако 31 декабря 1999 г. до истечения срока полномочий он подал в отставку и согласно Конституции исполняющим обязанности президента страны стал премьер-министр В. В. Путин, избранный президентом РФ 26 марта 2000 г. в первом туре (52 % голосов).

56. Внешняя политика Российской Федерации в 1991-2000 гг

Важной задачей руководства страны стало сохранение территориальной целостности России. В 1991 г. все автономные республики, а также автономные области объявили себя суверенными республиками. В декабре 1994 г. на территорию Чечни для наведения конституционного порядка были введены федеральные войска. В мае 1997 г. был подписан договор между Чечней и Центром о прекращении состояния войны. Однако вскоре боевые действия были продолжены, и лишь 29 февраля 2000 г. командование федеральных сил в Чечне сообщило о взятии под свой контроль последнего оплота боевиков - города Шатой. Но чеченский вопрос был еще далек от окончательного разрешения.

Приоритет во внешней политике получили взаимоотношения с США и СНГ.

РФ лишилась военно-морских баз в Прибалтике и Крыму, встал вопрос о создании новых границ с бывшими республиками СССР.

Отношения России с западными странами на протяжении 1990-х гг. развивались по нескольким направлениям:

1) отношения с «Большой семеркой»;

2) продолжение ядерного разоружения в рамках отношений РФ - США.

Важным событием после распада организации Варшавского договора стал вывод российских военных контингентов из стран Центральной и Восточной Европы, а также Прибалтики. 27 мая 1997 г. в Париже было подписано соглашение Россия - НАТО, в котором страны Альянса брали на себя ряд обязательств.

Наиболее важным направлением внешней политики России стало урегулирование отношений со странами ближнего зарубежья. В 1992 г. был подписан договор о коллективной безопасности стран - членов СНГ (6 из 11 стран).

Особое место занимала проблема защиты русскоязычного населения, проживающих на постсоветском пространстве (около 26 млн человек).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9