скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Сёгунат как система государственного управления в Японии: от становления до падения скачать рефераты

p align="left">2. Сегунат Муромати (1336--1573).

Становление политического господства дома Асикага проходило и обстановке острой политической борьбы, в которую были вовлече-ны все слои средневекового общества. Борьба завершилась прибытием в Киото представителя Южного двора и примирением враждующих сторон.

Следствием усилившегося распада сёэнов явилась утрата импе-раторским домом и придворной аристократией былого экономиче-ского и политического влияния. Падение авторитета императора ярко проявилось в эпической «Повести о великом мире» (первая половина XIV в.), где «потомок богов» впервые в истории Японии именуется мятежником [16, с. 94].

Провинциальная администрация, прежде всего губернаторы, захватывая земли аристократов, концентрируя в своих руках адми-нистративную и политическую власть, постепенно превращались в полноправных правителей -- князей, интересы которых выражал Асикага.

В поисках дополнительных источников дохода для ведения войн феодалы стали заниматься торгово-ростовщическими опера-циями, осуществлять коммутацию повинностей. Это усугубило и без того тяжелое положение крестьян и усилило их борьбу против разных форм эксплуатации, и в особенности против барщины. Экономическое развитие страны, массовое участие крестьян в вой-нах побудило феодалов осуществлять переход от отработочной ренты, барщины, к продуктовой ренте, оброку.

Все это приводило к усилению феодалов к укреплению их влияния на политику страны. Такой процесс получил название « Феодализм периода Муромати».

Развитые феодальные производственные отношения существовали со времени наибольшего политического влияния Асикага в первой половине XV и до начала XVIII в., включая первое столетие правления сегунов из дома Токугава [14, с. 138].

Военные губернаторы играли на периферии главенствующую роль, распоряжались землей, решали споры между феодалами, выступали в качестве управляющих в сёэнах по подрядным согла-шениям, которые они все в большей степени нарушали. Игнориро-вание подрядных соглашений знаменовало углубление процесса феодализации, постепенное превращение военных губернато-ров в полноправных местных феодалов.

Военные губернаторы-князья не устранили многочисленные сёэнские должности, а передавали их вассалам с целью усиления своего влияния. Они максимально использовали аппарат провин-циального управления для консолидации своих владений.

Если в период раннего средневековья господствовала «верти-кальная» иерархия прав и обязанностей, то теперь права князя распространялись «горизонтально» на все княжество, он был, по существу, полно-властным феодальным правителем над сплошной земельной тер-риторией.

Укрепление сельской общины проявилось в активизации классовой борьбы крестьян. Они боролись за отмену долгов, сокраще-ние налогов, барщины, за смещение сёэнских администраторов, превышавших свои полномочия. Формы борьбы крестьян были довольно многообразны: тяжба, подача петиций, уход, мятежи в виде «земельных восстаний», кульминация которых приходилась па конец 20-х годов XV в.

В далеких провинциальных деревнях с относительно слабым экономическим развитием и возросшей военной силой местных феодалов восстаний не наблюдалось.

В обстановке социальной нестабильности князья стремились укрепить свои резиденции, возводя замки.

Укрепление экономического положения горожан выразилось в появлении городского самоуправления: избирались старейшины, создавалась своя городская стража.

Могущество князей находилось в прямой зависимости от эко-номического положения их владений, наличия там ремесленного производства, поэтому они всячески способствовали его развитию.

Военные губернаторы-князья проживали не только в провин-ции, но по традиции и в столице, создавая там свои резиденции, поскольку сёгун требовал их пребывания в Киото.

Находясь в столице, военные губернаторы-князья имели возмож-ность установить контакты с торгово-ростовщическим капиталом и тем самым получить дополнительный источник дохода, они могли пользоваться услугами торговцев и в заморской торговле и, наконец, участвовать в культурной жизни столицы: сёгунский дворец в период Муромати являлся культурным центром того вре-мени. Проживание военных губернаторов в Киото не было юриди-чески узаконено, но это была строго соблюдавшаяся традиция, установленная в начале XV в. Возвращение в провинцию без согласия сегуна расценивалось как неповиновение и приравнива-лось к измене[13, с. 25].

Воспользовавшись длительным отсутствием военных губерна-торов, в провинциях активизировались их вассалы, местные феода-лы, именуемые «провинциалами»(см. Приложение 1.). Они состояли из осевших на землю самураев -- «земельных богатеев», а также младших сыновей больших феодальных домов. «Провинциалы» объединялись со своими соседями в лиги и вели борьбу с князьями за землю, крестьян, за свои феодальные права.

Из «провинциалов» сёгун формировал свои воинские подразде-ления гвардейского типа «служилого казенного народа» в качестве противовеса княжеской военной силе, но они были немногочислен-ны, их общее число не превышало 350 человек.

Верховными правителями в масштабе всей страны являлись сегуны из дома Асикага, которые в это время находились в зените своей власти. Асикага не владели большими земельными угодьями.

Сегунат был заинтересован во внешней торговле, которая дава-ла «значительные доходы. В 1434 г. с Китаем заключается торговый договор, действовавший до 1547 г. Договор предусматривал посылку один раз в 10 лет торговой миссии под видом поднесения дани.

Хотя внешняя торговля с Китаем осуществлялась в форме дани, она приносила большую прибыль и между феодалами шла ожесточенная борьба за установление своего контроля над ней.

Административные органы сёгуната в принципе основывались на предыдущей административной системе камакурского сёгуната.

Об усилившемся влиянии заместителя сегуна и военных губер-наторов свидетельствуют события 1434 г., когда шестой сёгун Ёсинори намеревался разгромить монастырь на горе Хиэй, но его заместитель и военные губернаторы воспротивились этому. Для ослабления оппозиции сёгун стал натравливать князей друг на друга и даже казнил некоторых из них. Он сам лишал прав закон-ного наследника и предоставлял жалованные грамоты другим членам семьи [12, с. 78].

Ослабление сёгуната стимулировало рост междоусобной борьбы феодалов, и отсюда возникло наименование заключительного 100-летнего периода сёгуната Муромати -- «Эпоха воюющих провин-ций» (1467--1573), начало которой ознаменовалось войнами го-дов Онин (1467--1477).

Войны годов Онин -- самый крупный военный конфликт этого периода -- имели место в центре страны, в районе города Киото. За главенство боролись два лагеря: Западный и Восточный. Пер-вый насчитывал 116 тыс., а второй-- 161 500 самураев. И хотя активные боевые действия продолжались лишь первые два года, в результате их столица была разрушена, а мародерство «доблестно-го» самурайства привело к уничтожению многих культурных ценностей. Асикага утратили контроль над Киото, где хозяевами положения стали горожане.

Обострение междоусобных войн резко ухудшило и без того тяжелое положение крестьян: сократилась площадь обрабатывае-мой земли, вводились новые налоги, взимались дополнительные поборы. Все это способствовало росту крестьянских восстаний.

Провинция Ямасиро была относительно высокоразвитой в эко-номическом отношении. Значительных размеров достигло произ-водство риса, чая, шелка. Провинция снабжала этими товарами города Киото и Нара, через нее пролегал путь, по которому в эти города доставлялись товары из других районов. В Ямасиро усили-лось влияние перевозчиков транзитных товаров.

На первом этапе восстания (1485--1487) в нем активно участвовали все слои крестьян, ремесленники, мелкие торговцы, возчики, низшие самураи. Руководили выступлением зажиточные крестьяне и возчики, тесно связанные с внутренним рынком и пользовавшиеся определенным влиянием.

Восставшие избрали специальный орган провинциального са-моуправления из 36 человек, которые ежемесячно выбирали из своей среды главу провинции и созывали общие собрания для ре-шения важнейших дел. Восставшие определили размер, обло-жили налогами монастырские владения. Собранные средства расходовались на содержание органов самоуправления и воору-женных отрядов. Восставшие, создав народное ополчение, строго следили за порядком и сурово карали нарушителей. Силы повстан-цем были столь значительны, что феодалы были вынуждены вывести свои войска за пределы провинции. И чиновники сегуна убрались из Ямасиро.

На втором этапе (с 1488 г.) зажиточные крестьяне стали использовать свое руководящее положение в корыстных целях: они снова повысили налоги, установили таможенные заставы.

Провинциальное самоуправление начало противопоставлять себя остальным восставшим, которые перестали его признавать, и осенью 1493 года оно фактически распалось.

В XV и особенно в XVI в. широкое распространение получили выступления крестьян под религиозными лозунгами. Недовольство крестьянских масс пытались использовать в своих интересах раз-личные буддийские секты, активно участвовавшие в междоусобных феодальных войнах. Наибольшее влияние в то время среди кресть-ян имела буддийская секта «Учение об Одном» («Икко») (см. Приложение 1), поэтому эти выступления именовались «Восстаниями Икко» [11, с. 204,].

В 1487 г. в провинции вспых-нуло крупнейшее восстание под лозунгом секты Икко, охватившее около 200 тыс. крестьян. Почти 100 лет здесь существовала «кре-стьянская провинция», где власть захватили местные феодалы и служители культа секты Икко

Крестьянские выступления под религиозными лозунгами были направлены против местной администрации, представители кото-рой обогащались за счет крестьян и превращались в крупных феодальных земельных собственников.

После поражения этих выступлений победитель-феодал обычно приказывал побежденным «переменить секту», а если они отка-зывались это сделать, то подвергались преследованиям и изгоня-лись за пределы провинции.

Проповедь католичества получила особенно широкое распро-странение на острове Кюсю, где стали открывать христианские церкви, школы. Князья принимали христианство и заставляли своих вас-салов следовать их примеру, чтобы привлечь иностранных торговцев, вооружиться огнестрельным оружием и получить поддержку европейцев.

Появление европейцев способствовало усилению торгового капитала, совершенствованию военного дела, обострило междоусобные столкновения и привело к возникновению опасности подчине-нии Японии европейцам по образцу Филиппин, где в 1571- 1575. укрепились испанцы [14, с.92].

«Князья сражающихся провинций» стремились компенсировать свою индивидуальную слабость коллективными усилиями в борьбе за объединение страны.

Торговый капитал стремился к созданию единого рынка и устранению феодальных преград для своего нормального функци-онирования. Немаловажное значение для объединения Японии играло стремление оградить страну от иностранного порабощения. Тенденция к объединению была присуща и другим странам, в частности европейским, где «объединение более обширных облас-тей в феодальные королевства являлось потребностью, как для зе-мельного дворянства, так и для городов».

Инициаторами объединения выступили феодалы центральной части о-ва Хонсю -- Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу.

Таким образом, во время сегуната Муромати стали активно развиваться крестьянские выступления, которые в сочетании с междоусобными войнами, создавали угрозу существования феодалов.

Глава II. Сегунат в Японии со второй половины XVI - до второй

половины XIX в. - расцвет и падение.

1. Сегуны во главе объединительного процесса в Японии (вторая

половина XVI - первая половина XVII вв.)

В результате борьбы феодалов между собой честолюбивый Ода сумел одолеть нескольких дайме и в 1573 году свергнуть последнего сегуна из дома Асикага.

Ода Нобуна происходил их семьи мелкого феодала в провинции Овари (совр. префектура Айти). Он был вторым сыном. Отец по-строил ему небольшой замок в Нагоя и поселил отдельно от семьи. После смерти отца в 1551 г. семнадцатилетний Ода стал захваты-вать чужие земли самыми вероломными методами, не щадившими ни ближайших родственников, ни свойственников, ни соседей. Вооружение дружины огнестрельным оружием способствовало его военным успехам.

Для обеспечения войск продовольствием Ода ввел специальный налог рисом, сохранившийся до конца феодального периода.

Ода подчинил около половины территории страны и в заво-еванных районах упразднил заставы, отменил таможенные побо-ры, которые взимались феодалами за право провоза товаров и являлись существенным источником их доходов.

Ода стремился изъять дза из-под контроля придворных и церкви и использовать доход от них для вознаграждения своих вассалов. Он стимулировал развитие торговли путем постройки дорог, наказания за разбой, создавал «свободные рынки», однако последние были территориально ограничены призамковыми городами, а в прочих местах продолжала господствовать монополия дза [3, с. 142].

Ода устанавливает обменный курс, запрещает использование риса в качестве средства обмена, поощряет применение золота и серебра при импорте пряжи, шелка, лекарств, чайной посуды. Ода начал выпускать золотые монеты, однако золота и серебра было еще мало для налаживания массового производства денег.

Ода придавал большое значение городам. Когда сёгун предло-жил пожаловать ему почетные титулы, он отказался наотрез, попросив взамен предоставить ему право разместить своих представителей в городах Оцу (юг озера Бива), Кусацу (к востоку от Ому) и в Сакаи.

Ода жесточайшим образом подавлял крестьянские восстания. В о1582г. он, окруженный в киотоском храме войсками противника, покончил жизнь самоубийством. Дело объединения страны продолжил Тоётоми Хидэёси - помощник Ода, выходец из крестьян.

Особый интерес представляет аграрная политика Хидэёси, сутью которой была реставрация крепостнической системы, ук-репление феодальной социальной структуры.

Хидэёси впервые в масштабе всей страны провел перепись, где крестьяне были подразделены на две группы: податные «ос-новные крестьяне», к которым причислили не только зажиточных крестьян, но и середняков с целью увеличения численности по-датного населения; безземельные крестьяне, находившиеся «вне переписи» [28, с.182]. Они не были прикреплены к земле, им разрешалось передвижение.

Перепись Хидэёси свидетельствовала о решительном упразднении вотчин, о существовании сильной сельской общины и наличии разных вассальных отношений.

Хидэёси жесточайшим образом подав-лял крестьянские восстания. Закрепощение крестьян сопровож-далось изъятием у них оружия. Согласно указу 1588 г. об «Охоте за мечами» крестьянам запрещалось иметь мечи, кинжалы, ружья и другое оружие.

Спустя три года после «охоты за мечами» издается указ о закреплении социальных различий, который знаменовал отделение воинов и торговцев от крестьян. Население Японии, насчитывав-шее в XVI в. 16,64 млн. человек, подразделялось на три сословия: самураи (си), крестьяне (но) и горожане (симин). Последние состояли из купцов и ремесленников, которые в то время еще не были дифференцированы.

В качестве низовой административной единицы в 1597 году вводятся -пяти и десятидворники и устанавливается система круговой поруки.

Финансовая слабость Хидэёси, обусловленная непрерывными войнами, предопределила его союз с торговым капиталом и по-литику в его интересах. Уже в 1582 г. Хидэёси упразднил конт-роль двора над заставами в Киото, восстановленный Ода после многочисленных петиций придворных.

С самого начала своей деятельности Хидэёси вынашивал меч-ту о расширении границ. Еще в 1583 г. он направил специального посла в Корею с требованием уплаты дани. Корея отклонила это требование. Тогда в 1591 г. в Корею направляется князь Со с острова Цусима с требованием, чтобы корейский король стал васса-лом Японии. Корейские власти ответили отказом. В мае 1592 г. 137 тыс. армия японцев высадилась на юге Корейского полуост-рова и тремя колоннами менее чем за 20 дней, захватив важней-шие стратегические пункты, подошла к Сеулу. Король бежал на границу с Китаем, прося помощи своего сюзерена [2, с. 91].

Страницы: 1, 2, 3, 4