скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Становление индийской государственности в постколониальный период скачать рефераты

p align="left">Правительство Намбудрипада должно было действовать в рамках буржуазной конституции, что также весьма ограничивало его возможности в проведении коренных социально-экономических преобразований. Поэтому намеченные общедемократические реформы, в общем, не выходили за рамки программы самого Национального конгресса. Был национализирован междугородный пассажирский транспорт, начата реформа государственного аппарата, проводилась борьба с коррупцией чиновничества и спекуляцией. Принятые в области оздоровления государственных финансов меры позволили впервые за много лет сбалансировать бюджет штата. Но важнейшие реформы были намечены в сфере сельского хозяйства и народного образования. Правительство издало указ, запрещавший сгон арендаторов с их земельных участков, а также провело законодательство о ликвидации помещичьего землевладения заминдарского типа - дженми. Среди безземельных крестьян были распределены земли из государственного фонда. Одновременно был подготовлен и внесен на рассмотрение законодательного собрания всеобъемлющий закон об аграрной реформе, направленный на ограничение помещичьего землевладения, передачу прав собственности арендаторам и наделение землей батраков. В области народного образования правительство попыталось поставить под государственный контроль частные школы и колледжи. Аграрная реформа и меры в области просвещения вызвали яростные нападки со стороны правой оппозиции, в особенности католической церкви, имеющей в Керале самые твердые позиции, а также индусских шовинистов, объединявшихся вокруг организации «Общество служения наярам». События 1957-1959 годах в Керале имели громадное значение для коммунистического движения Индии, ибо открыли перспективу завоевания власти мирным путем.

Консолидация сил правой оппозиции сопровождалась оживлением деятельности индусских и мусульманских коммуналистских организаций. Особую роль в разжигании религиозного фанатизма среди индусов и нетерпимости к иноверцам, прежде всего к мусульманам, стала играть активизировавшаяся во второй половине 50-х подов партия «Джан сантх», опиравшаяся на военизированную организацию откровенно фашистского толка «Раштрия сваям севак сангх» во главе с мракобесом и обскурантистом Гольвалкаром. «Джан сангх» выступила против демократического развития Индии. Наряду с возрастанием активности индусских и мусульманских коммуналистских организаций усилилось и вмешательство в политическую жизнь христианской церкви. Католический конгресс Кералы, выступающий как общественная организация христианской церкви в этом районе Индии, сыграл весьма существенную роль в борьбе против правительства коммунистов в 1957-1959 годах. Параллельно с ростом коммунализма в Индии стали обостряться конфликты на кастовой основе. Дело в том, что после достижения независимости распространение образования, введение всеобщего избирательного права, особенно системы деревенского самоуправления, а следовательно, вовлечения в политическую жизнь широких масс населения способствовали росту значения касты как наиболее универсальной формы общественной организации. Размежевание основных классовых сил Индии проявилось в период предвыборной кампании и на третьих всеобщих выборах в парламент и законодательные собрания штатов, происходивших в феврале 1962 года. Выборы вновь подтвердили положение Конгресса как ведущей политической партии страны: из 520 мест в Народную палату центрального парламента он получил 361 место, за него проголосовало 46,02% участвовавших в выборах. Однако уже в 1962 году наметилась тенденция абсолютного и относительного снижения голосов, поданных за конгрессистских кандидатов: по сравнению с 1957 года Национальный конгресс потерял свыше 6 млн. избирателей. Укрепила свои позиции КПИ, которая провела в Народную палату 29 депутатов, сохранив положение первой партии оппозиции. В то же время как в парламенте, так и в законодательных собраниях штатов значительно усилились партии правой оппозиции; в Народной палате «Сватантра» и «Джан сангх» вместе имели 32,2% мест. Однако ни Компартия Индии, ни Национальный конгресс в тот период не оценили в должной степени нарастание правой опасности в стране. Острые разногласия в Конгрессе выявились на съезде партии в январе 1964 года в Бхубаненгваре, на котором левая группировка во главе с К.Д. Малавия выдвинула свой вариант программы «Демократического социализма». Однако после упорной борьбы предложения левого крыла не были приняты, а в резолюцию о «демократическом социализме» включены формулировки, содержащие явные уступки правым силам внутри Конгресса. Осложнения во внутренней и внешней политике в конце 50-х - начале 60-х годов, раздоры в правящей партии тяжело подействовали на национального лидера Джавахарлала Неру. 27 мая 1964 года он скончался. С его смертью как бы завершился первый этап в истории независимой Индии, когда были созданы основы ее внутренней и внешней политики. Таким образом, формирование основных внешнеполитических концепций независимой Индии происходили в конце 40-начале 50 годов. Огромную роль в выработке главных направлений курса страны на международной арене сыграл ее первый премьер-министр и министр иностранных дел, выдающийся государственный деятель Джавахарлал Неру который, по словам, одного из его биографов М. Бречера, с середины 30-х годов был «признанным авторитетом Конгресса по иностранным делам».

Особенности внутриполитического положения страны, определявшиеся трудностями становления буржуазной политической системы федеративного типа, экономическая отсталость и нищета значительной части населения, сложности в национально-этнических и конфессиональных отношениях - все это с одной стороны сдерживало внешнеполитическую активность Индии, а с другой требовало мирных условий для стоявших перед страной задач. Перед лидерами страны встал вопрос о характере дальнейших отношений с бывшей метрополией - Великобританией. В результате было принято решение о продолжении членства в Содружестве. Стратегическое положение Индии, характер ее сухопутных и морских границ предопределили особое значение для обеспечения безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны характера ее отношений с Пакистаном и Китаем. Можно констатировать, что к середине 50-х годов сформировался в общих чертах внешнеполитический курс Индии. Долгосрочные цели внешней политики страны предусматривали укрепление ее влияния и авторитета в афро-азиатском мире, развитие отношений с возможно большим числом стран на основе принципов мирного сосуществования. Однако вскоре «курс Дж. Неру» во внутренней и внешней политике стал подвергаться серьезным испытаниям.

3. Нарастание экономического и политического кризиса в стране

Тенденция поляризации социально-политических сил, проявившаяся накануне и во время третьих всеобщих выборов, вызвала дальнейшее обострение внутренней борьбы в основных политических партиях страны, в первую очередь в Национальном конгрессе. С кончиной Джавахарлала Неру завершился период относительной внутриполитической стабильности, и страна вступила в полосу все обострявшихся социальных и политических конфликтов. В правящей партии усилилась фракциционная борьба в какой-то мере сдерживавшаяся личным авторитетом Неру. Новый премьер-министр Л.Б. Шастри, которому в значительной мере удавалось проводить гибкую политику лавирования, должен был все больше считаться с интересами влиятельных групп как в центральном руководстве Конгресса, так и в штатах. Усилились группы, контролировавшие партийный аппарат в штатах и оказывавшие поддержку отдельным членам центрального руководства Конгресса и центрального правительства. В этих условиях заметно повысилась роль местных «боссов» конгрессистских организаций, как правило, тесно связанных с влиятельными буржуазными кругами: А. Гхоша, Ч.Б. Гупты, Б. Патнаика и другие. Политический вес лидеров правого крыла в руководстве Конгресса определялся не только их личными связями в центре, но и поддержкой крупных организаций правящей партии в отдельных штатах.

Усиление «боссизма» внутри конгрессистских организаций вело не только к дальнейшему развитию групповщины и фракционных конфликтов в партии, но и к созданию своего рода биполярной структуры в штатах, где зачастую враждовавшие группировки объединялись вокруг главного министра штата и местного партийного босса. Последняя тенденция стала все заметнее проявляться и в центре, где после смерти Неру значительно усилилась роль председателя Конгресса К. Камараджа как в проведении внутрипартийной политики, так и в определении всего правительственного курса. В ходе внутрипартийной борьбы заметно укреплялись позиции правого крыла, которое стало оказывать возраставшее давление на политику правительства. Ослабление внутренней монолитности правящей партии стимулировало активизацию деятельности как левой, так и правой оппозиции. Вместе с тем на фоне обострявшихся классовых конфликтов в стране, нерешенности многих коренных социальных вопросов усилилась борьба внутри ряда оппозиционных партий вокруг поисков путей выхода из нараставшего социально-политического кризиса.

3.1 Индия в 60-70 годы: углубление противоречий внутреннего развития

В развитии внутриполитической ситуации в Индии в 60-х годах немаловажную роль продолжали играть этнические и языковые проблемы. Особенно остро она проявилась в штатах, где национальные меньшинства образовали компактные и значительные группы населения. В 1960 году законодательное собрание штата Ассам приняло решение заменить английский язык ассамским в качестве официального языка штата. Это решение вызвало бурную реакцию со стороны проживающих там бенгальцев. Одновременно в Ассаме усилилось движение за национальную автономию крупных этнических групп - формировавшихся народностей: нага, кхаси, микир, гаро, лушаев, мизо. Выступления кхаси, лушаев, и других этнических групп увенчались выделением в 1972 году из Ассама нового штата - Мегхалайя. Дальнейшая консолидация различных этнических общностей многонациональной Индии, становление индийских наций, рост на этой основе местного национализма - все эти процессы усложняли проблему государственного языка. Вопрос о государственном языке в Индии являлся частью проблемы межнациональных отношений.

В обществе, где религиозные институты до настоящего времени играют решающую роль в формировании идеологии огромного большинства населения, конфликты на религиозной почве имели самодовлеющее значение. Однако наиболее частыми и наиболее острыми они были в тех городах и местах, где мусульмане составляли компактные группы среди торговцев, ремесленников, средних слоев, включая интеллигенцию. Солидарность и взаимопомощь, основанные на религиозной и кастовой общности, до настоящего времени продолжают играть решающую роль и мире бизнеса, и в мире чиновничества, и среди лиц свободных профессий. В этих условиях конфликты между отдельными группами торговцев и тому подобное, принадлежавших к различным религиозным общинам, часто выливались в индусско-мусульманские столкновения. Подобный характер имели почти все крупные индусско-мусульманские столкновения. Развертыванию индусско-мусульманских религиозных конфликтов, несомненно, способствовал индо-пакистанский пограничный конфликт, перешедший в войну между двумя государствами. К началу 1965 года спор из-за Кашмира вспыхнул с новой силой. В январе этого года произошло перестрелка между пограничными патрулями на южном участке западной индо-пакистанской границы - в спорном районе полупустынной местности Катчского Рана. После того как с обеих сторон были подтянуты подкрепления, в апреле произошел более серьезный инцидент, сопровождающийся артиллерийской дуэлью. В Кашмире вспыхнули беспорядки, спровоцированные группами, связанные с экстремистскими кругами в Пакистане. Индийские войска в Кашмире вошли в соприкосновении с пакистанскими военными подразделениями и заняли горные проходы на территории Кашмира. В сентябре начались вооруженные столкновения, в бой были введены танковые подразделения и авиация. Как в Индии, так и в Пакистане было объявлено состояние войны. Решающую роль в прекращении конфликта сыграл Советский Союз, еще в августе выступил с мирной инициативой. В послании главам правительства Индии и Пакистана от 17 сентября 1965 года Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин выдвинул предложение о добрых услугах в урегулировании конфликта. Это предложение было принято и военные действия были прекращены. В 1966 г. в Ташкенте были проведены переговоры между Лалом Бахадуром Шастри и Айюб-ханом, в которых по просьбе обоих сторон принял участи А.Н. Косыгин. В результате 11 января была подписана Ташкенская декларация политического урегулирования, которая открывала путь к нормализации отношений между обеими странами. Но эта весть была омрачена сообщением о кончине в Ташкенте вскоре после подписания Декларации Лала Бахадура Шастри. Смерть премьер-министра послужила поводом для нового обострения внутриполитического положения в стране.

После состоявшегося в апреле в 1961 году VI съезда Компартии Индии расхождения внутри партийного руководства усилились. Эти разногласия проявились со всей очевидностью осенью 1962 года в период обострения индийско-китайского пограничного конфликта. Центром притяжения всех оппозиционных большинству Национального совета сил стала фракция внутри организации КПИ в Западной Бенгалии. Оппозиционная фракция, действовавшая с этого времени открыто, включала лидера коммунистической группы в законодательном собрании штата Джоти Басу, секретаря организации КПИ в штате Промоде Даса Гупту, секретаря западно-бенгальского отделения Всеиндийского крестьянского союза Х.К. Конара. Раскол КПИ, фактически начавшийся в конце 1962 года, завершился к октябрю 1964 года. Смерть Л.Б. Шастри вызвала новый взрыв противоречий в руководстве правящей партии. Впервые в истории Конгресса на пост премьер-министра было выдвинуто две кандидатуры: Индира Ганди, дочь Неру, - от центристской и левой фракции и Морарджи Десаи - от правой фракции. После ожесточенной борьбы внутри парламентской фракции Конгресса большинством голосов премьер-министром была избрана И. Ганди. В мае 1967 года большинство местных партий бывших конгресистов образовали новую общеиндийскую партию «Бхатрия кранти дал». Произошли изменения и в объединенной социалистической партии. Принятая в 1966 году ОСП программа конкретных социально-экономических преобразований в основном совпадала аналогичными программами КПИ. Всеобщие выборы в Индии в 1967 году продемонстрировали степень влияния политических партий на избирателей, а так же их политический вес в парламенте по сравнению с выборами 1962 года. Наиболее существенно изменилось положение Национального конгресса. Было покончено с длительной монополией Конгресса на власть. Начался процесс замещения однопартийной системы правления, действовавшей в интересах имущих классов, двухпартийной или многопартийной.

И. Ганди выдвинула в 1967 году «10 пунктов» программу прогрессивных социально-экономических преобразований, в 1969 году провела национализацию 14 крупнейших частных банков. На выборах в 1969 году нового президента Индии вместо умершего З. Хуссейна вновь победила левоцентристская группировка Конгресса, выдвинувшая своим кандидатом ветерана профсоюзного движения Индии В.В. Гири. В феврале 1970 года была подтверждена сфера государственного предпринимательства, установленная в Резолюции о промышленной политике 1956 году с учетом изменений за последующие 15 лет. В марте того же года под государственный контроль был поставлен импорт ряда товаров, было объявлено о снижении цен на 17 важнейших видов медикаментов. Раскол в коммунистическом движении оказал отрицательное воздействие на массовое движение, однако в середине второй половины 60-х годов борьба рабочего класса продолжала нарастать. Раскол в коммунистическом движении сказался и на деятельности крестьянских организаций, развернулась борьба сельскохозяйственных рабочих. В мае 1968 года был образован находящийся под влиянием КПИ Всеиндийский союз сельскохозяйственных рабочих. Насилие, включая индивидуальный террор, стало все более распространенным методом политической борьбы. В этой обстановке в широких общественных кругах усилилась тяга к политической стабильности. Прогрессивные сдвиги в социально-экономической политике правящей партии и правительства, широкая пропаганда этих сдвигов и обещания их дальнейшего развития сыграли существенную роль в успехах правящего Конгресса на досрочных выборах в 1971 году. В результате досрочных выборов в парламент, проведенных в марте 1971 года, правящая партия вновь завоевала абсолютное большинство в парламенте. Важной прогрессивной мерой было принятие закона, дававшего правительству право устанавливать контроль 64 индийские и 42 иностранные компании общего страхования, 214 угольных шахт и другие предприятия. Было объявлено о начале нового раунда аграрных реформ - о принятии нового, сниженного «потолка» частного землевладения, а так же подтвержден курс на расширение государственного контроля в различных сферах индийской экономики. Позиции Конгресса среди массы избирателей еще более упрочнились. На выборах в законодательные собрания штатов в 1972 году ИНК завоевало 48% голосов. Таким образом, рост влияния ИНК во главе с И. Ганди оказался несомненным. В результате выборов в законодательные собрания штатов в 1972 г. левые партии в целом сохранили свои суммарные позиции. КПИ получили 4,2% голосов, ВИКП получила 4,6%. Позиции социалистов несколько ослабли 4,6% голосов против 5,1% в 1967 году Проведение правительством И. Ганди ряда мер в осуществление программы прогрессивных социально-экономических преобразований свидетельствовало о начавшемся определенном сдвиге влево в расстановке политических сил.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9