скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

СССР и холодная война скачать рефераты

втор приводит данные, которые подтверждают, что 1946 г. был поистине переломным в вопросах освоения военными предприятиями гражданской продукции. Успешное проведение конверсии обеспечивало в дальнейшем неуклонный рост производства товаров народного потребления.

Послевоенная конверсия нисколько не ослабила военное могущество СССР. В целом военно-технический потенциал продолжал поддерживаться на необходимом уровне, а в научном плане имел серьёзные достижения.

В заключении автор подчёркивает, что конверсия касалась также перевода гражданских предприятий на производство продукции для населения, а не для армии.

Вместе с тем автор отмечает, что на заключительном этапе войны и особенно после её окончания СССР получил большое количество оборудования ранее принадлежавшего Германии, что существенно отразилось на показателях выполнения планов первой пятилетки. Становятся известными факты активного вовлечения немецких специалистов в сферы отечественной химии, радиолокации, разработки атомного оружия.

Автор, заканчивая размышление над итогами перехода нашей страны от войны к миру, ставит вопрос «Можно ли однозначно утверждать, что в эти годы доминировал процесс конверсии? Или приоритет надо отдать созданию основ современного ВПК?».

5. Тупики аграрной политики.

После войны сельское хозяйство оказалось в особенно тяжёлом положении. Вследствие мобилизации на фронт и промышленность сильно поредело население деревни. Число трудоспособных мужчин уменьшилось к 1946 г. по сравнению с 1940 г. в два раза.

Засуха 1946 г. в зерновых районах России, Украины, Молдавии привела к тому, что в целом по стране собрали 4,6 ц зерна с гектара, т.е. меньше, чем 1944-1945 гг. С помощью карточной системы огромную массу сельских жителей, составлявших 65% общей численности населения, изолировали от государственной торговли. Политика продразвёрстки, применённая к колхозам и совхозам, дала возможность государству собрать достаточное количество продовольствия для нормированного снабжения населения городов и обеспечить пополнение резервов, но тем самым она обрекла на массовый голод жителей деревни. На страницах газет тех лет сообщалось о засухе, недороде, но не слова о голоде. В медицинских учётных разработках за 1946-1947 гг. настоящая причина роста смертности - голод - скрывалась за такими диагнозами, как желудочно-кишечные заболевания.

Призрак большого голода летом 1946 г. вызвал тревогу во многих неурожайных районах России. Началось бегство сельского населения из центральных областей, Поволжья, а также из Ростовской области и Ставропольского края. Многотысячные потоки голодных, ослабленных людей, передвигавшихся по стране в поисках пропитания, стали благодатной средой для распространения эпидемий. Заболеваемость сыпным тифом в 1947 г. по сравнению с предшествовавшим 1946 г. в целом по России возросла и была в 2,8 раза выше уровня 1940 г.

Война 1940-1945 гг. крайне пагубно сказалась на численном росте населения страны. в первом послевоенном году смертность значительно превышала рождаемость. В охваченных голодом районах РСФСР, Украины, Молдавии с населением в 20 млн. человек в 1947 г. произошло (по сравнению с 1946 г.) его сокращение на 5-6 млн. человек за счёт бегства в другие места и большого роста смертности.

Непризнание факта голода в стране позволяло правительству пренебрегать организацией необходимой продовольственной помощи населению. Государство почти бесплатно получало от колхозов и совхозов продовольствие, а помощь голодающим выдавалась в виде ссуды с процентами. На местах не смогли по-хозяйски распорядиться полученной помощью. Распределение производилось медленно и бесконтрольно, с нарушением законности.

В период войны и после нёё СССР получал гуманитарную помощь из-за рубежа. Руководство страны держало деятельность благотворительных организаций под своим контролем. Советское правительство с подозрением относилось к послевоенной помощи и искало предлог для отказа, что не раз и делалось. Демонстрируя Западу, что СССР способен сам оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, из Советского Союза было отправлено 2,5 млн.т зерна в другие страны.

Переход к ненормированной торговле сопровождался установлением единых розничных цен на хлеб и другие продовольственные и промышленные товары.

Пайково-карточная зависимость от государства, голод, необеспеченность питанием миллионов сельчан, лишённых нормированного снабжения, искусственно нагнетали криминогенность обстановки. Во второй половине 1946 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) приняли два постановления по усилению охраны хлеба. Сокращение поступления хлеба на внутренний рынок, необузданный рост цен весной 1947 г. привели к увеличению краж зерна, муки, печёного хлеба в городе и деревне. В том же году была создана комиссия для разработки гораздо более строгих мер уголовного наказания за кражу частного, государственного и общественного имущества. В городах продавцы хлебных магазинов и рабочие хлебзаводов не голодали. Воровство совершалось здесь в основном в целях спекуляции, и в таких случаях деятельность правоохранительных органов была правомерна.

Одной из самых болевых проблем, вызванных голодом, был рост преступлений, совершаемый бездомными и беспризорными детьми, среди которых было много сирот.

Чтобы заставить обессилевшую после войны и голода деревню работать, указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 г. были проведены мероприятия по выселению лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве. Одновременно правительство решило покончить с единоличниками, укрепляя заодно колхозы присоединением их скота и инвентаря.

Послевоенная система налогообложения состояла из нескольких видов государственных и местных налогов. Почти каждая семья в деревне подвергалась самообложению, которое в отличие от налога являлось добровольным сбором. В связи с ростом затрат на вооружение безудержно росло налоговое бремя. Завышенный сельхоз налог вынуждал жителей деревни за бесценок сбывать свою продукцию на рынке.

Если жалобы граждан на проведение политики доходили до правительства, то их проверка возлагалась на областные, краевые, республиканские организации, которые командировали на места своих представителей. Почти каждое дело завершалось отказом.

Людской протест против репрессий и налогового произвола выражался в разнообразной, порой необычной форме.

Вследствие названных государственных мероприятий разрушение деревни в конце 40-х - начале 50-х гг. стало катастрофическим. Несмотря на это экспорт зерна в 1948 г. был в 2,5 раза больше, чем в 1940 г. В последующие годы положение в деревне только ухудшалось. Всё более очевидным становились неэффективность сельского хозяйства и растущее недовольство народа. Сталинская аграрная политика зашла в тупик.

6. Развитие военно-промышленного комплекса.

ВПК выходит далеко за рамки чисто экономического явления и становится одним из столпов уходящего советского общества. Процесс его становления приходится на наиболее острый, первый период холодной войны - с конца второй мировой войны (1945-1946 гг.) до начала 60-х годов. Его особенностью было открытое военное противостояние, когда война «горячая» рассматривалась руководством обоих блоков как реальность.

В сложном и многообразном процессе складывания ВПК автор выделяет два основных аспекта: экономико-технологический и социально-политический (милитаризация экономики и оформление ВПК как властной системы).

Автор считает, на начальном этапе решающую роль играло решение высшего партийного руководства, установка на политику холодной войны. Именно этот курс вызвал гонку вооружений, глубокую перестройку экономики на обслуживание военных нужд.

Партийная элита высшего звена непосредственно руководила работами по созданию новейшего ракетно-ядерного оружия, став на первом этапе верхушкой формирующегося военно-промышленного лобби.

До 1953 г. главные ресурсы были сосредоточены на овладении ядерным и термоядерным оружием, затем в значительной мере переместились в сторону ракет. Практически сразу после изобретения ядерного оружия на повестку дня встал вопрос о его носителях - средствах доставки к цели.

Общий курс руководства по отношению к авиационной промышленности не претерпел каких-либо существенных изменений, оставаясь в целом курсом на дальнейшую милитаризацию и развитие новых, более современных образцов вооружения. Практическая милитаризация выражалась в том, что уже после окончания войны военными заказами продолжали загружать и чисто гражданские учреждения.

Разгоравшаяся холодная война подхлестнула новую, ранее не виданную по объёмам финансирования и масштабам производства оружия «массового поражения» гонку вооружений. В результате после некоторого сокращения уровень военной продукции и её соотношение с гражданской стабилизировались в течение 1946-1947 гг. Одновременно с этим уже с 1946 г. начался настоящий бум реактивной техники. Однако здесь у военной авиации появляется мощный конкурент - ракеты. Острое соперничество между этими двумя отраслями и направлениями развития военной техники развернулось в конце 40-х - начале 50-х годов.

Постановление правительства от 13 мая 1946 г. упорядочило систему, связанную с разработкой и производством реактивных вооружений, и стало своего рода катализатором дальнейшего лавинообразного развития реактивных вооружений.

Автор подчёркивает, что среди всего комплекса работ по реактивному вооружению высшее руководство более всего интересовало создание именно управляемых баллистических ракет дальнего действия, которым отдаётся приоритет как носителям ядерного заряда.

При создании первой советской ракеты дальнего действия отечественные ракетостроители использовали большой технический задел, созданный немецкими специалистами, для быстрого решения практических вопросов на начальной стадии создания дальнобойных баллистических ракет.

С 1947 г. резко возрастает объём финансирования разного рода работ, связанных с ракетным вооружением. Постоянно растут ассигнования на научно-исследовательские работы. Для проведения испытаний образцов реактивного оружия возводятся всё новые объекты, испытательные полигоны, что требует снова и снова огромных вложений. На предприятиях, связанных с производством ракет, уже в 1948 г. уничтожаются остатки краткого периода конверсии. В 1949 г. происходит реорганизация управления разросшейся ракетной отраслью.

Уже к началу 50-х годов на востоке СССР создаётся разветвлённая военно-промышленная инфраструктура, целые районы становятся сферой деятельности формирующегося ВПК, строго засекреченной и, как правило, оторванной от внешнего мира.

В результате всех усилий за первую послевоенную пятилетку были созданы опытно-конструкторская и научно-исследовательская база по реактивному вооружению и мощности, необходимые для серийного производства различных его видов.

Принятие на вооружение Советской Армии первой баллистической ракеты ознаменовало новый этап в развитии отечественных средств вооружённой борьбы.

На рубеже 40-50-х годов сумела себя в какой-то степени реабилитировать себя отрасль самолётостроения. Для обеспечения выпуска современных самолётов, особенно тяжёлых стратегических бомбардировщиков, требовалась существенная реконструкция существующих и создание новых производственных мощностей. Руководители авиационной промышленности получили более выгодную возможность доказать первостепенное значение своей отрасли в начале 50-х годов в связи с обострением международной обстановки.

Но несмотря на некоторое возвышение роли авиации безусловным приоритетом по-прежнему оставалась ракетная отрасль. Главным стратегическим направлением работ в этой области являлось достижение максимальной дальности полёта ракет, приспособление их для доставки к цели атомного заряда. Намеченные планы по производству ракетного вооружения постоянно изменялись в сторону их увеличения.

После смерти Сталина, отмечает автор, военно-промышленная революция значительно ускорилась, особенно с середины 50-х годов. С 1953 г. возрастает число военно-промышленных ведомств. В этот же период заметно усиливается роль партийных органов в осуществлении программ развития ВПК. 20 мая 1954 г. правительство приняло решение о разработке баллистической ракеты с межконтинентальной дальностью полёта, способной «обеспечить поражение стратегических целей в любом военно-географическом районе земного шара» и вывести в космическое пространство искусственный спутник Земли.

Постановлением правительства от 12 февраля 1955 г. было запроектировано создание ракетно-космического полигона Байконур, которое потребовало новых крупных капиталовложений.

Создание межконтинентальной баллистической ракеты, запуск на её основе 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли - всё это, по оценкам советских аналитиков, положило конец «заокеанской неуязвимости» США и дало руководству СССР мощный козырь стратегического значения.

В начале 60-х годов на базе боевых баллистических ракет стали создаваться специальные ракеты-носители. Даже запуск человека в космос был использован Хрущевым с военной точки зрения.

Автор отмечает, что аналогичные форсированные усилия в сфере гонки вооружений предпринимались в эти же годы в США, где мощно формируется военно-промышленный комплекс.

Космические исследования стали полем наиболее острого соперничества между США и СССР, и эта отрасль стала одной из самых влиятельных и приоритетных в обеих странах.

Для советского руководства в течение всего периода до достижения стратегического паритета с США настоящим жупелом оставалась проблема отставания от главного противника. Инициатива в создании и развёртывании СНВ принадлежала США во всех случаях, кроме межконтинентальных баллистических ракет, но СССР, как правило, за 4-5 лет ликвидировал отставание. В этой гонке за лидером стратегический приоритет ракетного оружия был очевиден.

Таким образом, ВПК СССР наглядно продемонстрировал свою мощь. Система ПВО также реабилитирует себя. За всеми этими сдвигами стояли огромные капиталовложения, мероприятия по дальнейшей милитаризации промышленности.

Для обеспечения дальнейшего наращивания военно-производственных отраслей в семилетнем плане на 1959-1965 гг. предусматривалось преимущественное развитие отраслей промышленности, производящих стратегические виды сырья и материалов, и ряд других мероприятий. На протяжении 50-х годов формируется разветвлённая военно-промышленная инфраструктура. В это же время создаётся система закрытых, строго засекреченных городов военно-промышленной сферы, почти полностью оторванной от внешнего мира.

В то же время противоречия между ведомствами, осложнённые не всегда объективным вмешательством высшего руководства, неоднократно приводили к закрытию тех или иных перспективных направлений.

Автор подчёркивает, что одним из наиболее сложных и тёмных моментов остаётся политическая сторона ВПК, его срастание с властью и превращение во власть. Также он обращает внимание на то, что десятилетия господства этой системы наложили заметный отпечаток и на психологию советских людей.

Заканчивая свою главу, автор приводит фразу Хрущева, который признал, что СССР имеет ракеты «не только в нужном, но даже в сверхнужном количестве, которое показало и свои отрицательные стороны, потому что зря высасывает деньги из бюджета и истощает наши финансовые возможности».

7. ГУЛАГ в экономической и политической жизни страны.

После октябрьской революции начала формироваться сеть новых карательных учреждений - лагерей принудительного труда, ставших впоследствии основным каналом реализации карательной политики Советского государства.

В 1924 г. ЦИК образовал ОГПУ (Объединённое Государственное Политическое Управление) и утвердил положение о правах ОГПУ в части административных высылок, ссылок и заключения концентрационный лагерь. Исправительно-трудовые лагеря росли и набирали силу, а нормативный акт, регулирующий их деятельность, появился только 7 апреля 1930 г., когда СНК СССР принял официальное «Положение об исправительно-трудовых лагерях».

Начало массовой коллективизации сопровождалось невиданным масштабом репрессий. Органы ОГПУ зачастую производили аресты без всякого основания, действуя по правилу: «сначала арестовать, потом разобраться». Сталинская критика таких арестов временно сбила волну репрессий, количество заключённых резко уменьшилось, но очень ненадолго.

Для решения экономической задачи по использованию труда заключённых и ссыльных 10 июля 1934 г. был образован общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел, в состав которого на правах Главного управления вошло ОГПУ. В 1935 г. были организованы «тройки» с наделением их правами принимать решения о высылке, ссылке или заключении в лагерь на срок до 5 лет. В 1937 г. вышли приказы о формировании «двоек» (наркомы внутренних дел и прокуроры).

Попадая в ГУЛАГ заключённый становился объектом нещадной эксплуатации со стороны государства и лагерных служащих. Отсутствие развитых средств производства и экономических стимулов делали труд как на воле, так и за колючей проволокой низкопроизводительным.

Страницы: 1, 2, 3