скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Средневековое общество и истоки русской государственности скачать рефераты

p align="left">Однако, по-видимому, эта попытка не удовлетворила Владимира. Причинами его неудачи стало попытка частного изменения язычества, принуждение людям верить в того, в кого они не верят. Однако сама суть - политеизм так и оставался нетронутым. Язычество к моменту образования сильного централизованного и сплоченного Киевского государства уже изжило себя и нужна была совершенно другая религия, способная придать княжеству идеологическое единство, объединить людей в служении единому богу. Именно такая религия как Христианство наиболее подходила для решения задачи становления религиозного единства государства, а также соответствовала формировавшимся феодальным отношениям. К этому надо добавить, что гуманное Христианство легко сливалось с внутренним, духовным содержанием русского человека.

Волхвы были готовы формально одобрить христианский выбор Владимира - лишь бы избавиться от язычников Перунова толка.

А вот в Новгороде события развивались гораздо трагичнее. Иоакимовская летопись рассказывает, что там было поднято мощное антихристианское восстание, руководимое волхвом Соловьем. Оно было решительно подавлено Добрыней - дядей Владимира. Киевские же волхвы были настроены благодушно. Они считали торжествующее христианство временным явлением. А зря, очень скоро христианское государство поставит их вне закона.

Чуть больше повезло "арианам". Владимир не стал их запрещать, хотя первенство отдавал, вне всякого сомнения, именно православным. Он укреплял княжескую власть, но соблюдал определенный религиозный "плюрализм". Лишь при Ярославе, сыне Владимира, произойдет переосвящение "арианской" Десятинной церкви. Тогда, очевидно, и пришел конец религиозному плюрализму.

Скорее всего, именно терпимость Владимира к "арианам" и стала причиной того, что некий летописец "заставил" его произнести "арианский" Символ веры. Тот, кто записал Владимира в "ариане", явно был противником канонизации князя. Она, как известно, произошла только в XIII веке. До этого ее явно саботировали представители византийского духовенства. Владимир, с их точки зрения, подавал не очень хороший пример жителям Руси. Он сам хотел стать базилевсом, а базилевс мог быть только один и находиться ему следовало в Константинополе.

Владимир был очень хорошим учеником своих царьградских "наставников". Он умело сочетал пыл религиозного реформатора с холодным расчетом политика.

На основании документа 6 покажите, какие черты прививал Владимир Мономах своим потомкам? В чем смысл этого документа? Проследите, вняли ли сыновья Мономаха “Поучению” отца?

Владимир Мономах, великий князь Киевский, был сыном Владимира Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха. Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI-начале XII века и известны под названием «Поучение». Они входят в состав Лаврентьевской летописи. «Поучение» -- это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.

В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, «на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего... Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите». Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы. Но «Поучение» - это не только свод бытовых нравственных советов, но и политическое завещание князя. Оно выходит за узкие рамки семейного документа и приобретает большое общественное значение.

Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Междоусобные распри подрывают экономическое и политическое могущество государства, только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.

Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.

Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 82 больших воинских походов. Свою жизнь он старался строить по тем же правилам, о которых пишет сыновьям. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, ревностным поборником просвещения. Он считает, что в быту князь должен быть образцом для окружающих, семейные отношения нужно строить на уважении. В «Поучении» Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени.

Третье произведение Владимира Мономаха -- письмо к двоюродному брату Олегу Святославичу, написанное по поводу гибели своего родного сына Изяслава, убитого Олегом в бою. Письмо мудро и спокойно. Горько сожалея о смерти сына, князь, тем не менее, готов все понять и все простить. Война есть война. Сын его погиб, как погибают многие в бою. Беда не в том, что на поле брани погиб еще один князь. Беда в том, что княжеские распри и усобицы губят Русскую землю. Мономах считает, что пора прекратить эти братоубийственные войны. Князь предлагает Олегу мир: «Я тебе не враг, не мститель... И мир я тебе предлагаю потому, что не хочу я лиха, но добра хочу всей братии нашей и земли русской».

Д.С. Лихачев отмечал, что «письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в русскую землю и получить полагающиеся по наследству княжества, просит забыть обиды».

В целом «Поучение» окрашено личным чувством, написано в исповедальном, элегическом тоне, а также отражает видение житейского быта и эпохи. Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек. Для него важно, чтобы дети и другие люди, к которым обращены его слова, приняли наставление «в сердце свое». Его волнует проблема этической ответственности человека, сохранение таких чувств и качеств, как сострадание, справедливость, честь, трудолюбие.

Сам же Мономах эмоционально поглощен религиозными чувствами, воспевая божественную гармонию всего сущего, провозглашая человеколюбие, милосердие Бога, сотворившего своей милостью множество великих чудес и благ, подарившего людям землю и весь окружающий мир.

Восторженно говорит Мономах о «божьей мудрости» ради человека. Возвышенные слова следуют одно за другим: «Разум человеческий не может постигнуть чудеса твои. Велик ты, и чудны дела твои и благословенно и славно имя твое во веки по всей земле».

Идея покаяния, победы добра над злом не оставляет Мономаха. Она выражена в письме к Олегу Святославичу. Покаяться должен, по мысли князя, допустивший гибель его сына Олег, покаяться должен и сам Владимир, не предупредивший ее: «Следовало бы тебе, увидя кровь и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: “увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери -- слезы”».

Сам же Мономах готов к страшному суду: «На страшном суде, -- пишет он, -- без обвинителей сам себя обличу...».

Лирическое начало в послании приближает его к народной поэзии, к песенной лирике, придает эмоциональность повествованию. Так, уподобление тела сына цветку, впервые распустившемуся, или сравнение снохи, захваченной в плен Олегом Святославичем, с горюющей горлицей на сухом дереве, предвосхищающее плач Ярославны в «Слове о полку Игореве», соотносятся с элементами народной поэзии. А молитва Мономаха, включенная в «Поучение», по своей художественной сути близка к песенной лирике, к народным плачам. «Премудрости наставник и смысла податель, неразумным учитель и нищим заступник! Утверди в разуме сердце мое, владыка! Дай мне дар слова, отче, устам моим не запрещай взывать к тебе. Милостивый, помилуй падшего!..».

Высокие представления об этических ценностях автор «Поучения» старается внушить читателям. В произведении также находят отражение детали реального быта: с этнографической точностью передаются исторические события -- борьба с половцами, походы князей. Географическое пространство обширно и отражает события русской истории в движении. Перечисляются битвы, города, земли, реки, имена русских князей и половецких ханов. Описывает Мономах и отдельные ситуации, моменты битв: «билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог», или, например, драматическую картину похода дружины численностью около ста человек, с детьми и женами, из Чернигова в Переяславль. Автор отмечает, как «облизывались на них, точно волки, половцы, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля».

Социальная практика и трудовая деятельность князя раскрывается в следующем его замечании: что надлежало делать отроку его, то сам делал -- на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. Сам делал, что было надо.

В целом «Поучение» раскрывает облик незаурядного государственного деятеля русского средневековья, человека, в котором воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли.

Какие три важнейшие события мировой истории характеризовали эпоху средних веков?

Конец Средневековья знаменуют три события:

1. Эпоха географических открытий - событие глобального характера, приведшее к контакту цивилизаций, ранее даже не подозревавших о существовании друг друга, превратившее Западноевропейскую цивилизацию в мировую.

2. Реформация, положившая конец средневековому универсализму и открывшая, среди прочего, дорогу современным национальным государствам.

3. Эпоха Возрождения, или Гуманизма (деятели которого и придумали термин Средние века), породившая идею Человека-Бога - существа, изначально, разумного и совершенного.

Все эти события приходятся на конец XV - начало XVI века. Это и есть рубеж Средневековья и Нового времени.

Какой период во всемирной истории известен как эпоха Великого переселения народов? Какие перемены в жизни славянских племен происходят в это время?

Великое переселение народов -- условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV--VII веках, главным образом с периферии Римской империи на её территорию. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась в конечном счёте масса германских переселенцев, к началу V века нашей эры уже была достаточно плотно заселена самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населением. Великие переселения заложили основу противостояния между германскими и романскими народами в каком то смысле дошедшего и до наших дней. В переселении активно участвовали славянские народы, тюрки, иранцы и финно-угорские племена.

В чем смысл византийского варианта православия? Какое влияние оказала византийская православная церковь на утверждение христианской культуры у славян? Какое значение имело принятие христианства для развития Древней Руси?

Византия являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. Православие пришло в нашу страну не случайно, и дело не только во влиянии Византии. Православный вариант христианства наиболее полно отвечал российским особенностям.

Сложные природно-климатические условия оказали прямое воздействие на тип русской государственности. При относительно низком объеме совокупного продукта в стране неизбежно создавались жесткие рычаги государственного механизма, направленные на изъятие той доли прибавочного продукта, которая шла на потребление самого государства и общества в целом. Именно отсюда идет многовековая традиция деспотической власти в России.

Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий детерминировали чрезвычайную устойчивость патриархальных отношений и общинных институтов, являвшихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. Периодические земельные переделы, помощь общины разорившимся хозяйствам, совместный труд породили и закрепили уравнительные и коллективистские тенденции.

Отсутствие значительного прибавочного продукта замедляло обмен, не выработало органичных традиций предпринимательской, коммерческой деятельности. В России занятие торговлей никогда не имело высокого общественного статуса и престижа. Русский человек -- плохой торговец (на это указывал еще В.И. Ленин), и, как правило, проигрывает в условиях рыночной экономики представителям других народов.

Указанные особенности сформировали своего рода «нерыночную» психологию и такие качества национального характера и политической культуры как неприхотливость, непрактичность, нежелание гнаться за богатством, пассивность, аполитичность, конформизм. Аграрный характер экономики предопределил тягу к традиционализму, способствовал укоренению привычек, недоверчивое отношение к новому, боязнь изменений (например, реформ).

Следует также отметить веротерпимость православия. В России не было аналога инквизиции, церковь не организовывала крестовых походов. В противном случае страна погрязла бы в бесконечных религиозных войнах, растрачивая силы, необходимые для внутреннего саморазвития. Такая позиция устраивала и светскую власть, поскольку в результате «мягкой» колонизации близлежащих территорий Россия с самого начала складывалась не только как полиэтническое, но и многоконфессиональное государство.

Приняв православие -- христианскую веру Россия на первых порах сблизилась с Европой, но с течением времени в социально-политическом плане она все больше и больше отдалялась от нее. Можно утверждать, что российская цивилизация и российская (православная) политическая культура являются скорее восточными, нежели западными. Для них характерны авторитарная власть, отсутствие демократических традиций, огромная роль государства и коллектива, приоритет общественных интересов, пренебрежение к правам отдельного человека, культ личности вождя и т.п. Церковь не только освящала, но и санкционировала эти особенности, ведь религия является ядром, если не фундаментом, менталитета народа.

Каковы особенности экономического развития Древнерусского государства?

Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Максимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X веке составлял 10 тыс. марок (30 или более тысяч гривен). Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «русь» выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.

В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.

Страницы: 1, 2, 3