скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Средневековая цивилизация арабов скачать рефераты

p align="left">Так, в условиях полной свободы и столь же полной зависимости от племени или от клана протекала жизнь араба-кочевника, его бытие, то самое бытие, которое определяет сознание.

Согласно этому кодексу, идеальный араб должен быть благородным, бесстрашным в бою с врагами, непреклонным в выполнении долга кровной мести, верным слову, гостеприимным, щедрым, великодушным, почтительным к старшим; он должен невозмутимо переносить удары судьбы; не заискивать перед сильными и защищать слабых; заботиться о своей чести и чести своего племени; ради чести своего племени он должен быть готов на любой подвиг, на любое самопожертвование. К этим идеалам должен был стремиться араб, если хотел завоевать уважение своих соплеменников, они же внушались и детям. Пожалуй, если поставить вместо слова «племя» слово «родина», то все перечисленные добродетели и сейчас не потеряли своей ценности /Еремеев, 1990, с. 92/.

Араб был связан узами близкого или отдаленного родства практически со всеми членами своего племени, и степень родства представляла для него большой интерес. Близкие родственники - потенциальные союзники; на близких родственников в первую очередь падала обязанность кровной мести; степень родства определяла наследование имущества. Но наследовали не только имущество - по представлениям арабов, наследовали и благородство, и позор; считалось, что происхождение от благородного человека обеспечивает большие возможности для формирования благородного характера, чем происхождение от человека бесчестного и низкого. Поэтому арабы относились к своей родословной с той же серьезностью, что и к родословной своих верблюдов; нередко они точно помнили имена шести - восьми поколений своих реальных предков.

У всех кочевых народов женщина не считается равноценной мужчине. Ее роль в хозяйственной жизни кочевников очень невелика - домашнее хозяйство утомительно, но несложно; скотоводство - мужская обязанность почти исключительно; домашних ремесел, требующих женского труда, практически нет. Наконец, ее военная ценность равна нулю. Как мать и воспитательница детей, она полезна племени, однако степень этой несомненной полезности зависит от многих привходящих обстоятельств. Когда кочевое племя десятилетиями и веками занимает одну и ту же территорию, численность племени не может расти без ущерба для его благополучия. Чтобы расширить площадь своих пастбищ, племени нужны прежде всего мужчины-воины, а не женщины. Будут воины, будет и земля и богатство; будет богатство - будут и женщины для увеличения численности племени; свои и чужие, купленные или захваченные у врагов - в конце концов, это не столь уж существенно.

По всем этим причинам ценность женщины, с точки зрения племени, была невелика, и женщина находилась в подчиненном положении. До замужества ее судьбой распоряжался отец; после замужества - муж; если муж умирал - она переходила к его ближайшим наследникам. Муж имел право развестись с неугодной ему женой - без всякого повода с ее стороны; при этом нередко и приданое, полученное за женой, оставалось его собственностью. Он мог иметь неограниченное число жен и неограниченное число наложниц. Рождение дочерей считалось немилостью судьбы. В некоторых племенах новорожденных девочек иногда убивали - закапывали живыми в землю. Этот жестокий обычай поддерживался не столько религиозными представлениями кочевников, сколько нищетой и часто повторяющимся голодом. Но такая картина положения женщины в доисламской Аравии, пожалуй, чересчур мрачна. В любом обществе закон не определяет полностью взаимоотношения реальных людей, тем более семейные отношения.

Неограниченное многоженство допускалось, но большинство кочевников имело одну жену - не по соображениям высокого порядка, а из-за бедности. Впрочем, этих соображений «высокого порядка» просто не существовало - многоженство было естественным проявлением если не богатства, то, во всяком случае, прочного достатка, и в глазах кочевников участь жен в полигамной семье была завидной - ведь им и их детям меньше, чем другим, угрожала голодная смерть. Следует помнить, что даже представление об индивидуальной любви в современном ее понимании, как любви в значительной степени, если не преимущественно, духовной, практически отсутствовало - и не только у арабских племен.

Юридически бесправное положение женщины в семье мужа в реальной жизни чаще всего не было столь уж бесправным - ведь благополучие ее не было безразличным для ее родственников - мужчин, и это так или иначе приходилось учитывать. И наверное, стоило трижды подумать, прежде чем удалить жену, не совершившую серьезного проступка, а тем более удалить, удержав ее приданое, и тем самым не только порвать дружеские отношения, установленные с ее родом посредством брака, но и возбудить к себе неприязненное отношение, а то и вражду. Положение женщины и в семье, и в племени резко улучшалось после рождения сыновей, будущих работников и воинов, - уже с самой колыбели они защищали интересы матери /Фон Грюнебаум, 1981, с. 71/.

Наконец, у многих арабских племен сохранились и некоторые остатки матриархата - родство по женской линии считалось более существенным при наследовании имущества, чем родство по мужской линии, женщина нередко обладала таким же правом развода, как и мужчина, который при заключении брака поселялся в ее доме. Овдовев, женщина не становилась собственностью родственников покойного мужа - она наследовала часть его имущества и могла вернуться к своим родичам. Следует добавить, что женщины у арабов-бедуинов не закрывали лица и не вели жизнь затворниц - этого от них не требовали ни религия, ни обычай. В большинстве племен обычай строго требовал от женщины целомудрия в добрачный период и верности мужу после брака - большая свобода, носящая характер пережитков полиандрии (многомужества), была уже редким исключением.

Применение рабского труда не играло в хозяйстве кочевников важной роли. Рабы, и купленные и захваченные на войне, использовались преимущественно в домашнем хозяйстве; дети рабыни считались законными и свободными, наследовали часть имущества своего отца и становились полноправными членами племени. Сыном араба-кочевника и чернокожей рабыни из Эфиопии был знаменитый арабский поэт Антара, прославившийся не только поэтическим талантом, но и своей богатырской силой и неустрашимостью, своего рода арабский Илья Муромец, герой бесчисленных приключенческих романов арабского средневековья.

Язычество. При племенной жизни главное «божество» - само племя; поэтому боги и религиозные представления занимали сравнительно небольшое место в жизни кочевников. Арабы считали, что богов существует много. Чаще всего боги «жили» на определенной территории, во всяком случае их могущество в пределах своих владений проявлялось с наибольшей полнотой. Поэтому, в частности, каждое племя предпочитало иметь дело со своими собственными богами, за что и получало их покровительство. Кроме того, наличие собственных богов укрепляло единство племени и усиливало племенной патриотизм.

Арабы торговали и воевали с окружавшими их народами и хорошо знали религии этих народов - и иудаизм, и христианство, и зороастризм. Представители всех этих вероисповеданий жили в оазисах и городах, религиозной нетерпимости не существовало, никаких препятствий миссионерская деятельность не встречала. И однако, эти хорошо разработанные религиозные системы не оказали практически никакого влияния на верования кочевых племен - очевидно, племенной строй был несовместим с ними. Лишь в тех случаях, когда строй частично или полностью разрушался и появлялось неравенство и государственная власть, наблюдалось успешное распространение этих религий среди арабов.

Таким образом, средневековая культура арабов за века и тысячелетия выработала нравственный кодекс, в основе которого были личная свобода и племенной гуманизм.

2. Возникновение ислама

2.1 Жизнь и деятельность Мухаммеда

Великий пророк Мухаммед, основатель Ислама, родился в городе Мекке, на рассвет С июня 569 года. Он происходил из значительного рода корейшитов, который уже в те времена имел глубокие корни. В истории сохранились имена двух братьев - Хошима и Абд Хашим - прадед Мухаммеда был великим благодетелем Мекки. Город этот был построен на бесплодной, каменистой пустыни, и в те времена люди испытывали недостаток продуктов питания и питьевой воды.

Род Корейшитов, Хашим и его сын - дед Мухаммеда при помощи дипломатии и силы могли гарантировать безопасный перевоз дорогих товаров через пустыню.

Мекка с незапамятных времен славился как город-хранитель священного камня упавшего с неба - предмета великого почтения арабов. Ради поклонения этому священному камню арабы стекались из самых отдаленных местностей Востока. Охранение святого камня было доверено только самым почтенным арабам. После смерти Хошима эту патриотическую должность унаследовал его сын Абд-эль Матталиб, дед Мухаммеда /Сандыбаев, 1984, с. 39/.

Мухаммед был единственным сыном от этого брака, его рождение сопровождалось необыкновенными явлениями. Его мать при родах не испытывала никаких болей и страданий.

Через два месяца после рождения Мухаммеда умирает его отец. Горе и заботы матери Амине иссушили ее грудь. Она начала искать кормилицу для своего сына. Кормилицы в то время на воспитание брали детей только у очень богатых родителей очень высокую плату.

Наконец, одна женщина по имени Холима, жена саадитского пастуха сжалилась над беспомощной матерью и взяла к себе ребенка. Жила она в одной из пастушеских раскинутых среди гор.

Арабские писатели утверждают, что небесное благословение вознаградило Халиме за великодушие. Пока ребенок оставался под ее кровом, все кругом процветало. Вечно зеленые пастбища, умножались стада и табуны, никогда не высыхали колодцы.

Он дружил со своими молочными братьями шести и одиннадцати лет. Они играли на пастбище, помогали пасти овец, а иногда играли в военные игры - стреляли из лука, или, вооружившись нападали на мнимых врагов.

В Коране Мухаммед достаточно подробно описывает учение семи пророков, про самих пророков своими учителями. При этом Мухаммед никогда не называл себя автором Корана, а представлял Коран, как божественное откровение, которое полу представителей иноземных цивилизаций, от самого Бога.

В древних записях сохранилось описание внешности Мухаммеда: «Он был выше с роста, у него была стройная красивая фигура, а сам обладал небывалой мужской красотой, носил черную бороду, имел жгучие карие глаза. У него были изысканные манер вежлив при обращении с людьми. Он был настолько красив, что все женщины влюблялись в него с первого взгляда. Но он в течение всей совместной жизни со своей женой оставался ей верным мужем, другом, отцом семьи.

С раннего возраста Мухаммед встречался с самыми известными людьми Мекки. Это звездочеты, философы, писатели, лекари, знахари, летописцы - знатоки истории, культуры, религий различных народов. Затаив дыхание, он слушал их рассказы и задавал им наводящие, а порой, каверзные, «зажигающие» вопросы. Его собеседники восторгались любознательностью, выдержанностью и внимательностью этого мальчика, тем, что огромным интересом и уважением мог слушать их часами. При этом он никогда и не говорил слово «Знаю». Никогда он не показывал своих необыкновенных способ» глубоких знаний, а всем говорил, что он безграмотный.

Мухаммед, уже, будучи купцом, продолжал проповедовать благородную честную искренность в поступках. Он говорил: «О купцы! - ложь и обман сродни торговле, отдавайте сколько-нибудь на дела милосердия, как бы в искупление. Потому что Бога гневит обман, а милостыня смягчает Его гнев. Продающий негодную, скрывающий ее недостатки вызывает гнев Божий и проклятие ангелов».

Мухаммед отвергает слова, написанные в Новых Заветах: «Поступай с другими как поступали с тобой».

Он учил людей к доброте: «Если должнику трудно уплатить долг, жди или отдай милостыню»

Не пользуйтесь нуждой другого человека, чтобы получить себе выгоду, купи за бесценок.

Накорми голодного, посети больного, освободи невольного.

Не смотри гневно, не ходи по Земле бесцеремонно. Бог не любит гордых и тщеславных.

Ходи скромно, не возвышай голос, не издавай голоса осла.

Он всю свою жизнь искал истину, будучи уже солидным мужчиной-отцом, мог проявлять свои странности. На много дней уходил в арабские пустыни, в горы, ходил по пескам. Часто мучался от жажды, голодал, он искал истину. Никакие тяжелые испытания не могли его остановить.

Общался с разными людьми великой арабской пустыни. Между горами были не большие оазисы, клочки плодородных земель. Здесь трудолюбивые арабы разводили фруктовые сады, виноградники. Среди гор были хлебные поля и огороды. Они снимали два урожая в году. Землю от зори до зори обрабатывали самым примитивным трудом. На горных реках были построены водоподъемники. Вода по аркам подавалась на поля и огороды. Арабами были построены первые в мире ветряные мельницы с вращающими жерновами. Они день и ночь мололи зерно.

На пастбищах арабы разводили тонкорунных овец. Изготовляли во всем мире известные дорогие «персидские» ковры. Они отличались особым тонким орнаментом. Арабские секреты стойких, ярких красителей. Из шерсти, кожи изготовляли одежду, обувь продукцию вывозили в отдаленные страны востока. На пастбищах, в садах арабы занимались пчеловодством.

Мухаммед с восторгом наблюдал жизнь тружеников пустыни. С ними подолгу разговаривал, он возмущался: «Эти люди трудятся день и ночь, а половину урожая отдают своим господам, а сами живут в нищете» /Панова, Вахтин, 1991, с. 54/.

Однажды, он увидел свет, к нему явился Ангел в белой, блестящей одежде. Мухаммед был напуган и смущен, полагая что сошел с ума, или одержим злым духом. Через некоторое время он успокоился. Ангел развернул белое полотно, где были написаны Божественные послания ко всему человечеству Земли, которые в последствии были изложены в Коране. Когда Мухаммед прочитал послание, Гавриил воскликнул: «Ты Мухаммед, во истину пророк бога».

После этого случая Мухаммед непроизвольно начал декламировать божественные откровения, которые приходили ему всю жизнь, до самой смерти. Он постепенно уверовал в своем пророческом предназначении.

Наконец, он решился публично выступать перед родственниками своего племени. На холме Сафа, близ города Мекки собралась толпа, люди хотели выслушать важное сообщение Мухаммеда - известного «чудака».

Мухаммед, несмотря на угрозы и устрашения, продолжал свою священную деятельность и стал проповедовать простому люду. Это были торговцы, ремесленники, рабы господ.

Благодаря верным ученикам пророка, учение об исламе медленно, но распространялось по всей Аравии. С восторгом принимали его простые люди, в этой вере они видели пути прогрессивных великих перемен.

Враги Мухаммеда не дремали и решили его убить, уничтожить, стереть с лица земли за учение.

Угроза жизни пророка была огромной, ему приходилось уходить из города, скрываться в горах и пастбищах. Где бы он ни находился, он продолжал свое дело, проповедовал свои откровения.

Разъяренные корейшиты собрали народ Мекки и решали, какое наказание заслужил Мухаммед - враг и разрушитель существующих религий. Все единогласно решили поймать антихриста, привести его на площадь и устроить ему всенародную казнь. По одному человеку из каждого рода, из каждой религии должен был вонзить свой кинжал в тело самозванца.

Эти события для Мухаммеда оказались самыми тяжелыми днями в его жизни, тяжело переживала его любящая жена Хадича и его дядя Абу-Талиб. Они считали его добрым, честным человеком, борющимся за справедливость, были ему опорой и вдохновляли на правое дело.

В эти дни умирает его дядя Абу-Талиб - человек, заменивший ему отца. Через год умирает его любимая жена Хадича. После их смерти все богатства жены были разграблены бандитской шайкой корейшитов, а дом разрушен до основания, объявив Мухаммеда предателем своего племени и, считая, что он заслуживает такого наказания.

В пятницу, 22 июля 622 года Мухаммед с Абу-Бакиром приезжает в Мадину, его торжественно встречают жители всего города. Этот день с тех пор считается днем рождения Ислама, а пятница почитается, как священный день недели. С этого дня, по леитнему календарю начинается новое мусульманское летоисчисление.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6