скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Создание внутренних войск и их деятельность в 1917–1941 гг. скачать рефераты

p align="left">21 апреля 1920 г Совет Груда и Обороны (СТО) своим постановлением о войсках внутренней охраны Республики определил функции войск, уточнил и дополнил указанные в Положении задачи. Они были разделены на три группы: охрана существующего строя (вооруженная борьба с контрреволюцией), охрана госучреждений, сооружений и предприятий особой важности; охрана и оборона транспорта, охрана транспортирования (охрана и оборона путей сообщения, охрана перевозимых государственных грузов), охрана производства страны (фабрик, заводов, складов, сырья, плантаций, сельхозпродуктов и их изъятие, борьба с мошенничеством) В апреле 1920 г. начальником войск ВОХР был назначен. В С. Корнев.

Учитывая, что конвойная стража не вошла в состав войск ВОХР, приказом НКВД от 31 января 1920 г на них дополнительно была возложена задача охраны лагерей принудительных работ, созданных в соответствии с постановлением ВЦИК весной 1919 г. Тем же приказом объявлялась и инструкция для конвоя. Войска ВОХР по-прежнему оставались одним из основных источников пополнения действующей армии. Только за второе полугодие 1919 г. 95 батальонов (52 699 чел.) было отправлено на фронт.

Военно-охранительной службой в этот период продолжали заниматься караульные части Всероссийского главного штаба и Наркомюста, части железнодорожной охраны Красной Армии, военизированная транспортная милиция, НКВД. Несогласованность их действий и межведомственные разногласия требовали проведения структурной реорганизации. Ее инициатором выступил Ф.Э. Дзержинский. 1 сентября 1920 г. СТО принял постановление о создании войск внутренней службы Республики (войск ВНУС), в состав которых наряду с войсками ВОХР вошли караульные подразделения, части железнодорожной обороны, транспортная милиция и военизированные формирования. Согласно другому постановлению от 24 ноября 1920 г войскам ВНУС передавались функции пограничной охраны. Проведенная реорганизация завершила процесс создания единой системы внутренней службы НКВД РСФСР. К концу 1920 г. войска ВНУС состояли из 14 дивизий и 18 бригад, насчитывавших 360 000 чел. В тяжелейший период гражданской войны и иностранной военной интервенции войска ВОХР-ВНУС оказались на переднем крае борьбы за обеспечение внутренней безопасности государства. Более 150 бойцов и командиров были награждены орденом Красного Знамени. Победы, одержанные на завершающем этапе гражданской войны. Позволили начать сокращение Красной Армии, передать им часть функций войск ВНУС и поставить вопрос о включении последних в объединенный аппарат военного управления. Переход от армии военного времени к армии мирного времени отразился и на строительстве войск ВЧК. 19 января 1921 г. СТО постановил передать войска внутренней службы Народному комиссариату по военным делам. Все части и отряды, находившиеся в ведении чрезвычайных комиссий, были сведены в особый вид войск - войска ВЧК. В их состав вошла железнодорожная и водная милиция. 21 января 1921 г коллегия Всероссийской чрезвычайной комиссии утвердила «Основные положения организации войск ВЧК». Войска состояли из батальонов и бригад и предназначались для обслуживания местных чрезвычайных комиссий, охраны границ, транспорта, железнодорожных станций и сооружений, а также выполняли задачи по борьбе с бандитизмом и обеспечению общественного порядка. Руководство войсками осуществлял председатель ВЧК через командующего войсками.

10 июля 1921 г было утверждено новое Положение об организации войск Всероссийской чрезвычайной комиссии. Оно регламентировало весь комплекс вопросов устройства, управления, службы, укомплектования и обеспечения, определяло права и обязанности начальников. Изменилась и структура руководящих органов. Штаб войск был преобразован в Управление. После реформирования в декабре 1921 г. и составе войск ВЧК находились части и соединения по охране угольною района Донбасса, охране сухопутных и водных путей; специальные и обслуживающие подразделения.

Победоносное завершение гражданской войны дало возможность приступить к мирному строительству государства. Строительство нового общества шло тяжело: голод, разруха, военные конфликты, создание культа личности Сталина И.В., репрессии - все это отразилось и на развитии и строительстве внутренних войск. Однако, все эти годы внутренние войска стояли на страже государственных интересов, оберегая рубежи СССР и обеспечивая государственную безопасность страны. С окончанием гражданской воины и переходом страны к новой экономической политике встал вопрос о реорганизации ВЧК. Постановлением ВЦИК от 6 февраля 1922 г. она была упразднена, а ее задачи возлагались на Государственное политическое управление (ГПУ). Войска ВЧК преобразовывались в войска ГПУ. На них были возложены следующие задачи: борьба с бандитизмом; гарнизонная служба; охрана особо важных государственных объектов, сооружений и транспорта; сопровождение грузов, в том числе продовольствия для голодающих губерний; охрана Донецкого бассейна. Начальниками войск ГПУ Республики в 1922-1923 гг. были Э.С. Кадомцев и Ф.В. Патаки. В структуре войск Государственного политического управления находились 126 тыс. чел., из них: внутренние войска (80 601 чел.); железнодорожные части (37939 чел.); части, обслуживающие погранособотделы и отделения (7760 чел.). Эта громоздкая система построения нуждалась в освобождении от второстепенных функций. В ходе коренной реорганизации личный состав войск сократился на 60 %. Охрана путей сообщения и сопровождения грузов передавалась в ведение НКПС.

По указанию Ф.Э Дзержинского в ходе реформирования обращалось внимание на создание хорошо вооруженных, легко подвижных, высоко дисциплинированных и сплоченных воинских частей. Снабжение войск всеми видами довольствия осуществлялось по армейским нормам. Анализ документов показывает, что проводимым реорганизациям предшествовало тщательное глубокое изучение состояния войск, в ходе которого вырабатывались наиболее целесообразные меры их дальнейшего применения. С целью решения проблемы качества подготовки командно-политического состава 13 ноября 1922 г. в Москве была создана Высшая объединенная школа войск ГПУ на 600 слушателей. Дополнительно были сформированы Высшие повторные курсы войск ГПУ В июне 1923 г. при штабах шести военных округов, в том числе и в Петроградском, были открыты окружные повторные курсы войск ГПУ общей численностью 825 курсантов. Большое значение для повышения авторитета командиров и политработников имело введение 9 февраля 1923 г. в войсках Государственного политического управления табеля знаков различия командно-политического и административно-хозяйственного состава.

С образованием СССР начинается новый этап строительства войск. ГПУ при НКВД РСФСР реорганизуются в Объединенное государственное политическое управление при Совете Народных Комиссаров СССР (0ГПУ). 15 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Положение об ОГПУ и его органах. В результате этого войска ГПУ стали именоваться войсками ОГПУ. Они вышли из подчинения НКВД и до 1934 г. находились в составе объединенного государственного политуправления. Руководство ими было возложено на заместителя председателя ОГПУ И.С. Уншлихта через штаб войск. Военная реформа, проведенная в войсках ОГПУ в 1924-1928 гг., была направлена на организационную перестройку и совершенствование системы управления всеми составными частями ведомства. Отдельные подразделения объединялись в части и соединения. 17 июня 1924 г. отряд особого назначения при коллегии ОГПУ был переформирован в дивизию особого назначения, на которую возлагались ответственные задачи по охране правительственных и партийных учреждений, других важнейших объектов.

Изменения в составе войск ОГПУ нашли отражение в утвержденных в 1931 г. Уставе службы внутренних войск и Наставлении по оперативно-боевому использованию войск ОГПУ. Этими нормативными документами регламентировалась их служебно-боевая деятельность, определялся порядок действий войск при проведении чекистско-войсковых операций, рассматривались вопросы повседневной жизни, обучения и воспитания. В 30-е годы значительно улучшилось техническое оснащение войск, формировались моторизованные части и бронедивизионы. Повысился уровень стрелковой и физической подготовки войсковых частей. Это позволило повысить их боеспособность, маневренность и качество выполнения служебных задач. Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г, был создан общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел. Главное управление пограничной охраны и войск ОГПУ было реорганизовано в Главное управление пограничной и внутренней охраны (ГУПВО) и включено в состав НКВД. Начальником внутренней и пограничной охраны стал Н.К. Кручинкин. В округах (кроме пограничных) вместо инспекций войск ОГПУ были сформированы Управления внутренней охраны (УВО). Это дало возможность более оперативно и качественно руководить служебно-боевой деятельностью войск. В состав внутренней охраны вошли части оперативного назначения, по охране важных предприятий промышленности, по охране железных дорог, конвойные части в октябре 1935 г. в указанных видах войсковых частей были введены воинские звания, новая форма одежды и знаки различии. Кадровые вопросы нашли свое отражение в Положении о прохождении службы командным и начальствующим составом пограничной и внутренней охраны ПКВД СССР. Это сыграло большую роль в повышении авторитета командиров и политработников, в укреплении воинской дисциплины.

В целях дальнейшего совершенствования системы управления в конце 1937 г ГУПВО было переименовано в Главное управление пограничных и внутренних войск (ГУПВВ), начальником которого в январе 1938 г был назначен комдив А.Л. Ковалев. Институт военных комиссаров в пограничных и внутренних войсках был введен приказом НКВД СССР от 22 апреля 1938 г.

Значительно повысились требования к командно-политическому составу, их квалификации, для чего создавались центры подготовки командных кадров среднего звена. В результате реформирования школ пограничной охраны 20 апреля 1937 г в Москве, Саратове, Харькове, Новом Петергофе были созданы военные училища пограничной и внутренней охраны НКВД. Для подготовки политработников Ново-Петергофское военное училище 7 октября 1937 г было реформировано в военно-политическое на 700 курсантов с двухгодичным сроком обучения на базе пехотного отделения указанного училища приказом Наркома внутренних дел от 30 декабря 1937 г. организовывалось Орджоникидзевское военное училище войск НКВД на 700 курсантов и слушателей. Для подготовки специалистов тыла было создано Московское военно-хозяйственное училище войск НКВД.

1939 г. для внутренних войск стал годом их дальнейшего развития. 3 января 1939 г был утвержден новый текст Военной присяги. 23 февраля все воины дали клятву на верность Родине. Постановлением СНК СССР от 2 февраля 1939 г. Главное управление пограничных и внутренних войск НКВД СССР было разделено на 6 главных управлений: пограничных войск НКВД СССР; войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности, конвойных войск НКВД СССР, военного снабжения НКВД СССР, главное военно-строительное управление войск НКВД.

Оперативные войска до 1941 г. оставались в подчинении Главного управления погранвойск. Система управления перестраивалась как в центре, так и на местах. Периферийные управления внутренних войск были упразднены. В каждой из управленческих структур были созданы штабы и политотделы, проведены необходимые оргштатные мероприятия. Общее руководство войсками и координацию их деятельности осуществлял заместитель наркома по войскам И.И. Масленников. Несмотря на разделение войск по отдельным видам, все они, кроме пограничных, относились к внутренним войскам. Кадровый принцип строительства Красной Армии был закреплен принятом Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 г. «Законе о всеобщей воинской обязанности», в котором войска Наркомата внутренних дел получили законодательное подтверждение о вхождении в состав Вооруженных Сил страны. Согласно принятому Закону Вооруженные Силы СССР состояли из Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Рабоче-Крестьянского Военно-Морского флота, пограничных внутренних войск.

Последняя предвоенная реорганизация внутренних войск была осуществлена в начале 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1941 г. НКВД СССР был разделен на Наркомат внутренних дел и Наркомат государственной безопасности. В связи с этим произошли изменения в структуре войсковых главков. Главные управления войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и по охране особо важных предприятий промышленности слились в одно Главное управление. Советское правительство, укрепляя оборону страны, приняло необходимые меры по ограждению страны от происков врага. 4 марта 1941 г. в составе войск НКВД было сформировано самостоятельное управление оперативных войск под руководством генерал-лейтенанта П.А. Артемьева численностью 41986 чел. Выделение оперативных войск из общей системы НКВД позволило значительно поднять качество служебно-оперативной деятельности по борьбе со шпионами и диверсантами противника. Таким образом, история создания, развития и служебно-боевой деятельности внутренних войск в 1922-1941 гг. неразрывно связана со становлением и упрочением Советского государства, укреплением его Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Внутренняя и внешняя политика руководства страны в этот период отразилась на формах и методах строительства внутренних войск, определила их организационную структуру и нормативную базу, задачи и содержание служебно-боевой деятельности.

Одной из важных задач внутренних войск в рассматриваемый период была борьба с бандитизмом. С 27 января 1921 г. руководящим центром этого ответственного направления стала Центральная межведомственная комиссия по борьбе с бандитизмом. В целях скорейшего искоренения бандитских налетов и вооруженных ограблений, Государственному политическому управлению декретом ВЦИК от 16 октября 1922 г. предоставлялось право внесудебной расправы вплоть до расстрела бандитов, взятых с поличным на месте преступления. Проблема бандитизма в стране неоднократно обсуждалась в высших партийных и государственных органах. Приказом РВСР и ГПУ от апреля 1923 г. борьба с мелкими бандгруппами возлагалась на милицию, органы и войска Государственного политуправления, а с крупными бандформированиями - на армейские части в районах их дислокации, как это имело место в Таджикистане и Туркмении. Очаги бандитизма отмечались на Северном Кавказе, Дальнем Востоке и в Средней Азии. Для наведения революционного порядка применялись различные методы, вплоть до объявления отдельных местностей неблагополучными в криминальном отношении с вытекающими из этого действиями военных и гражданских властей.

В борьбе с бандитизмом в Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке успешно действовали 80 Якутский дивизион и 9 Сибирский полк. Отвагу и самоотверженность в борьбе с бандгруппами проявили воины 2 Дальневосточного кавполка. Павшие смертью храбрых командир взвода В. Реут, красноармейцы Н. Иваненков и А. Потанин были зачислены навечно в списки указанного полка приказом ОГПУ от 4 марта 1929 г., что положило начало этой памятной традиции во внутренних войсках. Широкомасштабные операции по борьбе с бандитизмом проводились на Кавказе. Только в Азербайджане в 1930 г. было уничтожено 207 банд. В Чеченской автономной области в 1925 г. было изъято 25 тыс. винтовок, задержано 300 бандитов. Упорную борьбу с басмачеством в Средней Азии вели внутренние войска и части Красной Армии. В середине 20-х годов там было ликвидировано 123 банды. Решительный удар по басмачеству в Таджикистане был нанесен весной 1931 г. в ходе боев подразделении 10 полка ОГПУ и красноармейских частей, разгромивших трехтысячный отряд басмачей во главе с Ибрагим-беком. Ликвидация очагов бандитизма в стране способствовала снижению криминальной обстановки и упрочению советской власти на местах.

Охрана промышленных предприятий и железнодорожного транспорта была предметом особой заботы Советского государства. Декретом ВЦИК и СНК СССР от 10 июня 1920 г. выполнение этих задач возлагалось на милицию НКВД РСФСР за исключением охраны стратегически важных железных дорог, охрана которых осуществлялась войсковыми подразделениями. Кроме того, наркому внутренних дел разрешалось создавать вооруженные сторожевые команды для охраны учреждений и складов, однако эта мера властей оказалась малоэффективной и не нашла широкого применения. Вместо них за счет предприятий и ведомств, в 1924 г. начали создаваться специализированные отряды милиции (ведомственная милиция), которые выполняли охранные функции на предприятиях вплоть до 1927 г. Внутренние войска до указанного периода к охране объектов привлекались в исключительных случаях.

Для усиления борьбы с диверсиями, предотвращения террористических актов на военно-стратегических объектах постановлением СНК СССР от 15 апреля 1927 г. был определен порядок их охраны. Двумя другими постановлениями от 12 мая 1927 г. создавалась военизированная охрана (ВОХР), предназначенная для охраны предприятий и сооружений, в том числе и военных заводов. При этом необходимо отметить, что важнейшие предприятия и сооружения страны подразделялись на две категории, в зависимости от которых им выделялась войсковая или военизированная охрана. Выполнение этих ответственных задач потребовало увеличения численности внутренних войск на 10520 чел. В их состав были переданы части Красной Армии, охранявшие объекты Военпрома и Азнефти. Правительство страны постепенно вырабатывало наиболее приемлемые принципы: функционирования ОГПУ. Это сокращение численности личного состава за счет оснащенности охраняемых объектов специальными средствами и улучшение качества несения караульной службы военнослужащими. В декабре 1928 г. в составе войск ОГПУ находилось 8920 бойцов, военизированная охрана насчитывала 15950 чел. В последующие три года их численный состав претерпел незначительные изменения.

Страницы: 1, 2, 3, 4