скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Советская концепция кооперации скачать рефераты

p align="left">И 1864 г. в «Учредительном Манифесте Международного То-парищестпа Рабочих» К.Маркс, говоря о «кооперативном движении, в частности, о кооперативных фабриках», писал, что «значение этих великих социальных опытов не может быть переоценено». Несколько позже (в «Инструкции делегатам временно, ю центральной* ~овета по отдельным вопросам», 1867) К.Маркс еще раз утверждал: «Кооперативное движение является одной из сил, преобразующих современное общество, основанное на классовом антагонизме. Большая заслуга этого движения заключается в том, что оно на деле показывает возможность замены современной деспотической и порождающей поунеризм системы подчинения труда KannTajry - республиканской и благотворной системой ассоциации свободных и равных производителей». С этой позиции основоположник марксизма рекомендовал рабочим браться предпочтительнее за кооперативное производство, нежели за кооперативную торговлю, поскольку, по словам Маркса, «последняя затрагивает только поверхность современного экономического строя, первая подрывает его основы».

Таким образом, К.Маркс признался в том, что кооперативные фабрики самих рабочих есть первая брешь в старой форме. Однако, высокая оценка роли кооперации замыкалась на чс!ком утверждении ограниченности самого этого движения. Кооперативная система, по мнению К.Маркса, никогда не сможет преобразовать капиталистическое общество. Из этого с трудом доказуемого тезиса вытекало, что для превращения «общиетеплою производства Ё единую, обширную и гармоническую систему (подчеркнуто мною К.Ч.J свободного кооперативного груда, необходимы общие coj циа.чьные изменения., изменения основ общественного строя, которые могуч быть достигнуты только путем перехода организован-

^у, общества, т.е. государственной власти, от капиталистов и HtJX,владелы"ев к самим производителям». Заслуживает внима-ЭгМЯутвержДение К.Маркса, что -кооперативный труд должен раэ-""ваться д общенациональном масшта5е и. следовательно, на об-вй ^р^япьные средства [подчеркнуто мною - /Г/.]». Именно ^^^ожение Маркса соответствует основной ленинской позиции Эединой форме кооперативной организации при социализме. (Как мы уже заметили, М.И.Туган-Барановский и А.В.Чаянов отказались от этой идеи.)

Еще одним моментом, который связывает позицию основоположников марксизма с взглядами Ленина на социалистическую кооперацию, является государственное руководство хозяйством кооперативных товариществ. Ф.Энгельс в одном из писем А Бебелю (январь 1886 г.) писал: «Что касается моего предложения о кооперативных производственных товариществах на государственных землях... (оно) принципиально было вполне правильным - Передать сначала в аренду - крупные поместья кооперативным товариществам, самостоятельно ведущим хозяйство, под руководством государства [подчеркнуто мною - К. Ч.], которое остается, таким образом, собственником земли». Несколько позже, в работе «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (1894) Ф.Энгельс, утверждая «абсолютную безнадежность* положения мелких крестьян при капитализме, «абсолютную невозможность» сохранения «их парцелльной собственности как таковой», еще раз настаивал: «Как только наша партия овладеет государственной властью, ей надо будет просто экспроприировать крупных землевладельцев, точно так же, как промышленных фабрикантов... Возвращенные таким образом обществу крупные имения мы будем передавать в пользование под контролем общества [подчеркнуто мною -- К.Ч.] организующимся в товарищества сельскохозяйственным рабочим, которые обрабатывают их уже и в настоящее время». Правда, здесь слово «государство» заменено на слово ¦общество». Но, исходя из контекста и из общего представления Ф.Энгельса о социализме, эта смена слов, на наш взгляд, не имеет особого значения. В этом случае, как нам кажется, понятия «государство» й «общество» были приняты как идентичные.

Важно отмстить, что К.Маркс, четко отделяя капиталистичсс кую форму кооперации от кооперации докапиталистического вре мени и кооперации современного колониального типа, рассматр„ вал первую как специфическую форму капиталистического про цесса производства, а не особую историческую форму кооиера ции. Сущность капиталистической кооперации как «отрицание отрицания» К.Маркс видел в «создании новой производительной силы, которая но самой своей сущности есть массовая сила». rj0 мнению Маркса, «общественная производительная сила труда, иди производительная сила общественного труда» как «специфическая производительная сила» возникает из самой кооперации. Между прочим, «общественная форма процесса труда», по Марксу, есть употребляемый капиталом способ «выгоднее эксплуатировать процесс произвг ства посредством повышения его производительной силы. С згой позиции К.Маркс в первом томе «Капитала, сделал недвусмысленный вывод: «Кооперация остается основной формой капиталистического способа производства, хотя в своем простом виде она сама представляет собой лишь особую форму наряду с другими, более развитыми ее формами*. Таким образом К.Маркс, определяя природу кооперации в связи с ее экономическими основами, подчеркивал значение роли производительных товариществ в повышении производительной силы труда и тем самым дал им специфическую характеристику как придатка капиталистического способа производства.

Вызывают особый интерес представления Маркса и Энгельса о русской общине и артели. В работах относительно позднего периода они высказали несколько любопытных замечаний по этому вопросу. Например, Ф.Энгсльс в «Эмигрантской литературе» (1875), касаясь «социального вопроса в России», утверждал, что артель «не представляет собой ничего исключительно русского или даже славянского, а превалирование ос там же доказывает наличие в русском народе сильного стремления к ассоциации, но вовсе не доказывает, что этот народ способен с помощью этого стремления прямо перескочить из артели в социалистический общественный строй». Видя в России последний, все еще нетронутый резерв всей европейской реакции, Энгельс категорически отрицал возможность дальнейшего развития артельной формы, которая збежно должна погибнуть при столкновении с крупной проф Энгельс также дал весьма отрицательную оценку судьбе ла лбшины. Согласно его мнению общинная собственность в „и полностью внутренне изолированная друг от друга и тем «составляющая естественную основу для восточного десно-тйзма*. давно уже пережила время своего расцвета и по всей види-,сти идет к своему разложению. Исходя из этого критического отношения к русской общине, Энгельс полагал, что се спаситель-лицей может быть лишь «пролетарская революция в Западной Европе». Если не считать последний вывод Ф.Энгельса, то его взгляды на русскую артель и общину сходны с позицией геореги-ков-«антиартсльщиков» начала XX в. в России. Однако интересна, что положение Маркса, изложенное им в письме Вере Засулич (март 1881 г., напоминает позицию русских «ар гслышиков» в начале XX в., несмотря на разницу в их мировоззрении. Признаваясь в том, что анализ, представленный в «Капитале», не дал доводов ни за, ни против жизнеспособности русской общины, К.Маркс писал: «Но специальные изыскания... убедили меня, что эта община является точкой опоры социального возрождения России». Разумеется, для нормального функционирования русской общины прежде всего требовалось «устранить тлетворные влияния, которым она подвергается со всех сторон, а затем обеспечить ей нормальные условия свободного развития».**

До октябрьской революции ленинское определение кооперации, вообще говоря, не выходило за рамки характеристики природы кооперации, данной в трудах основоположников марксизма. Вслед за Марксом и Энгельсом В.И.Ленин также рассматривал кооперацию «как маленький островок в капиталистическом обществе», который принесет пользу «прежде всего помещикам и крестьянской буржуазии». Разделяя мнение Маркса и Энгельса об обреченное™ мелкой собственности при капитализме, Ленин категорически отрицал жизнеспособность мелкого производства в земледелии и превосходство его над крупным. Ленин, признавая то-в*РИщества мелких сельских хозяев «звеном экономического процесса», одновременно делал акцент на том, что эти товарищества «выражают переход к капитализму, а вовсе не к коллективизму».

Характерно, что В.Й.Ленин, в отличие от К.Маркса, не выц^ лил значении производственной кооперации, тем более товару ществ мелких крестьян. По выражению Ленина, крестьянские к0о перации, «играя чрезвычайно прогрессивную буржуазную рт^ дают мно1 о зажиточным крестьянам, и очень мало, почти ничу^ массе бедноты, а затем... сами становятся эксплуа шторами наем, ного труда»*, в то время как «потребительные общества» рабо^и* являются «в известном смысле кусочком социализма». Поэтому й 19Ю г. российские социаллемократы не случайно пришли к выводу, что «производственные кооперативы имеют значение для борь. бы рабочего класса лишь в том случае, если они являются составными часгями кооперативов потребительных».

Для Ленина и его сторонников был важен практический вопрос, «кому же на ользу идут кооперации» той или иной формы, а не теоретические споры о возникновении, классификации или организационном плане кооперации. В этом отношении производственная кооперация крестьянства представлялась организацией помещиков и деревенской буржуазии, а потребительные обществ* - одной из многих сторон рабочего движения. Но и первое, и второе принципиально не отличалось друг от друга в том смысле, что последнее также «никаких серьезных перемен не гарантирует, никакого решительного изменения не вносит, пока власть остается в руках буржуазии». По Ленину, «союз наемных рабов, придавленных и придушенных капиталом», может превратиться в союз «действительно свободных работников» лишь после захвата пролетариатом власти и экспроприации капиталистов.*'

Однако это не исключало возможности использования рабочей кооперации в борьбе российских марксистов за власть. На VI (Пражской) всероссийской конференции РСДРП в январе 1912 г. Ленин и его сторонники отмечали «необходимость сочетания нелегальной и легальной с.-д. работы». При этом они включали кооперативы в категорию «легальных рабочих обществ». Но отмечали, что сделано ими «все-таки еще недостаточно, и в этой области безусловно необходимо усилить энергию нелегальных с-Д-групп». Именно в этом отражается основная дооктябрьская точка зрения Ленина и его идейных соратников на кооперацию как на одно из вспомогательных средств классовой борьбы. С этой пози-

уЖе на Копенгагенском международном социалист ичесхом "^гоессе (1910 г.) российские социал-демократы, признаваясь к " что «пролетарские кооперативы, когда они организуют массы ^бочего класса, обучают его самостоятельному ведению дел н ^ ^низании консума, подготовляя ею в этой области к роли ганизатора экономической жизни в будущем социалистическом бществе*. одновременно отмечали, что «кооперативы, не будучи организациями непосредственной борьбы с капиталом, способны порождать и порождают иллюзии, будто они являются средством решения социального вопроса». Поэтому для российских социал-демократов был очень важен призыв к содействию внутри сокхя «распространению идей классовой борьбы и социализма» и укреплению «органических связей между кооперативами и партией социалистов».

Тактический подход лидера большевиков к кооперации в общем оставался без изменения до периода «военного коммунизма*. Но уже в конце 1918 г. Ленин сделал акцент не на политический, а на экономический аспект деятельности кооперации как на хорошо налаженный хозяйственный аппарат. На собрании уполномоченных Московского центрального рабочего кооператива (26 ноября 1918 г.) кооперация была названа Лениным «огромнейшим культурным наследством, которым нужно дорожить и пользоваться»,м В его речи кооперация рассматривалась как хозяйственный аппарат, главной задачей которого являлась «работа по снабжению и по распределению продуктов», В декрете «Об организации снабжения» (24 ноября 1918 г.), где отводилась значительная роль кооперации, Ленин подчеркивал, что «без сети кооперативных организаций невозможна организация социалистического хозяйства». Одновременно он признался в том, что «до сих пор делалось а этом отношении многое неправильно. Закрывались отдельные кооперативы, национализировались, в между тем, Советы не справлялись с распределением, не справлялись с организацией советских лавок» Отсюда вытекало, что «кооперативы должны быть денационализированы, должны быть восстановлены»."

Таким образом, кооперация, по крайне мере на словах, гголу--ui» возможность конструктивного сотрудничества с СоветскоЁ Частью. Обе стороны уже в апреле 1918 г. пришли к соглашению, что и было зафиксировано в декрете «О потребительских кооцера тивных организациях» 12 апреля 1918 г. В связи с этим примечат». лен тот факт, что В.И.Ленин, который ни разу не признав^ «независимость» кооперации**, в указанной речи дал весьма вь-cq. кую оценку именно «самостоятельности масс», создавших коогц. ративные организации. Старая, «буржуазная» opi а низания коопе. рации теперь представлялась аппаратом, который обладал и обла. дает большим опытом и, «главное, основан на самостоятельности масс». Кооператоры, которые пытались защищать самостоятельность кооперации при Советской власти, теперь назывались «представителями гражданской кооперации».

Однако, было бы наивно не учитывать конкретную ситуацию, которая вынудила Ленина сделать положительную оценку самостоятельности м с, развиваемой кооперацией. Тяжелые обстоятельства внутри страны заставили использовать кооперативы как систему для снабжения населения продуктами и распределения их в массовом масштабе: «Кооперативный аппарат есть аппарат снабжения, рассчитанный на массовое участие самих трудящихся»."

Объективная оценка обстановки в стране, недостаток в практических руководителях н организаторах заставляли Ленина утверждать, что «социализм был бы невозможен, если бы он не научился пользоваться той техникой, той культурой, тем аппаратом, который создала культура буржуазная, культура капитализма. К числу этих аппаратов принадлежит кооперация...»'* Она была выдвинута Лениным в Качестве «важнейшего фактора В борьбе против бюрократизма, который унаследован от старого капиталистического государства».

Но следует отмстить, что для реализации продовольственной политики периода «военного коммунизма» вопрос об использовании кооперации на деле оказался «менее важным», нежели вопрос «об образовании комитетов бедноты». Нал первым довлел призыв к борьбе против «непролетарских элементов кооперации». На различных собраниях и в выступлениях того периода Ленин подчеркивал значение использования кооперации для «успешного строительства социализма» и необходимость «отсечения контрреволюционных деятелей* кооперативной организации.

ленинская позиция вызывала у коммунистов на местах, по зданию самого Ленина, «непонимание, неумение и нредрассуд-которые отталкивали.,, от кооперации».* Так что подход В.И. l,' una к кооперации во времена «военного коммунизма* можно еделить как «политическое недоверие» к кооперации плюс Экономическое использование» кооперации. Между прочим, эта 'изяния советского руководства весьма напоминает кооператив-политику царского правительства, которое также пыталось исПояьзовать экономический опыт и умение кооперации, но одновременно с недоверием следило за деятелями кооперативного движения. Как царское, так и советское руководство не хотело позволить кооперации как одному из общественных движений обрести независимость и самостоятельность в социально-политическом смысле.

С наступлением периода НЭПа ленинские взгляды на кооперацию претерпели дальнейшие изменения. Новая позиция Советской власти получила яркое выражение на X съедзе РКП(б), проведенном 8-16 марта 1921 г. Коммунисты признали свою ошибку: «Резолюция IX съезда предполагала, что наше движение будет идти по прямой линии. Оказалось, как оказывалось постоянно во всей истории революции, что движение пошло зигзагами. Связывать руки такой резолюцией политическая ошибка». Поэтому та резолюция, которая говорила о подчинении коопераций компро-ду, требовала собственной отмены.

На этом фоне в июле 1921 г. В.И.Ленин заявил о «стратегическом отступлении» Советской власти в области кооперативной политики. В связи с этим важнейшим моментом стали следующие положения «Проекта резолюции по вопросам новой экономической политики», принятого на X Всероссийской конференции РКП(б) (26-28 мая 1921 г.): «2. на первое место выдвигается хова^ рообм^н, как основной рычаг новой экономической политики (подчеркнуто мною - К.Ч.], 3. считая кооперацию основным аппаратом ддч проведения товарообмена {подчеркнуто мною К.Ч.] признать правильной политику заключения договоров органами Ro Mi [рода с органами кооперации и передачу первыми последней товарообменных фондов для выполнения заданий государственной власти и под ее контролем».*

Страницы: 1, 2, 3