скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Социально-экономическая и культурная характеристика индийского общества ХIII-ХVII вв. скачать рефераты

p align="left">Кроме частного скота крестьян-земледельцев большие стада принадлежали пастушеским племенам, которые вели полукочевой образ жизни в отсталых районах страны. Одно такое довольно значительное племя, абхиры, обитавшее около начала нашей эры на обширных пространствах Южного Раджастхана, Мальвы и Синда, возможно, сыграло главную роль в развитии пастушеского аспекта культа Кришны. Вожди абхиров создали в Северо-Западном Декане, на развалинах Сатаваханов, государство, но оно существовало не долго.

Важным домашним животным был буйвол, уступавший только быку как тяговое животное, излюбленный объект жертвоприношений башне Дурге, культ которой стал очень популярен в средние века. Широко распространено было разведение коз, а в более прохладных районах - овец. В северной Индии употреблялось тончайшая козья шерсть из Кашмира. Одеяла из более глубокой и тонкой шерсти овец и яков выводились в небольших количествах из горных районов на северные равнины, где холодные зимние ночи позволяли оценить пользу и удобство этих одеял. Известна была и свинья, хотя она не играла в сельском хозяйстве значительной роли.

Лошадей разводили главным образом в Синде и на северо-западе Индии. В декане нельзя было выводить хорошие породы лошадей, и их доставляли в порты Западной Индии морским путем из Синда, Ирана и Аравии. Лошади всегда были роскошью, держало их главным образом воинское сословие. Для рядовых жителей основным транспортным средством служили быки, определенные породы которых могли со значительной скоростью тянуть повозку. Цари Виджалнонара развлекались зрелищем состязанием легких повозок, в которые запрягали в ряд быка и лошадь.

Слон, несомненно, был приучен уже ко времени Будды. В неволе слоны размножаются редко, и за ними приходилось охотиться. Большие участки леса имели назначение слоновых заповедников, где жили следопыты, охотники и дрессировщики, состоявшие на службе у царя. Обычно слонами владели только цари и вожди, а крестьяне, жившие по соседству со слоновьим заповедником, несомненно, проклинали опустошения, производимые этими животными, которые нередко выходили из джунглей и совершали побеги на расчисленные участки.

Верблюд упоминается в источниках нечасто, но он был известен и использовался как вьючное животное в более засушливых частях страны. Распространенными вьючными животными были также мул и осёл.

Полудикая бродячая собака была в древней Индии столь же обычным явлением, как и в настоящее время, и, кроме того с собаками охотились. В горах существовала особая порода крупных собак, вероятно подобных современным тибетским догам, которая славилась далеко за пределами Индии, Геродот сообщает, что периодический правитель Артаксерке I (465-424) освободил жителей четырех деревень Вавилонии он налога в вознаграждение за то, что они разводили индийских собак для нужд войны и охоты. Индийские собаки были известны и в Европе эпохи Птолемеев. Вряд ли в Индии к собакам когда-либо относились как к любимому домашнему животному, и в литературе она только однажды упоминается с уважением и теплотой: в «Махабхарате» пять братьев Пандавов и их жена Драупади берут собаку с собой в завершающее паломничество на небо, и старший из братьев, Юдхшитхира, отказывается войти в небесное царство без своего верного друга. Предполагали, что этот эпизод свидетельствует об иранском влиянии, потому что у зороастрийцев собака была священным животным.

Домашняя кошка упоминается в источниках редко.

Об охотничьем леопарде, или гепарде, до средних веков в источниках говорится только, как о диком животном, домашняя птица была известна в древней Индии, хотя яйца почти не употреблялись в пищу. Рацион древних индийцев, без сомнения, пополняло мясо павлинов, которое было излюбленным блюдом императора Ашоки, пока он не обратился в вегетарианству /Бэшем, 1977, с. 144/.

Состоятельные люди держали в парках и других декоративных птиц, в частности красную песчанку, или брахманскую утку (чакравака). Попугаи и майны были распространены в качестве домашних любимцев особенно среди богатых женщин. Разведением и выращиванием шелковичных червей занимались главным образом в Бенгалии и Асеаме. Существует предположение, что шёлк был известен еще в ведийскую эпоху, и в том, что шелкопряд-уроженец Индии, сомнений нет; однако шёлк, сделанный из разводившихся в домашних условиях шелковичных червей, вероятно, был завезен в Индию из Китая через Бирму во второй половине I тыс. до н.э. Во II в. до н.э. китайский путешественник Чжан Цянь отметил, что в Бактрию через Индию ввозится китайский шелк. Отсюда можно заключить, что тогда индийцы ещё не умели прясть и ткать тонкие шелка и что научились они этому, несомненно, позднее. Кроме шелковичного червя большое значение имел лаковый червец, который давал и лак, идущий на изготовление шеллака, и красный краситель, так и называвшийся - «лак».

У подножия и в окрестностях гор Виндхья и Декана до сих пор живут отсталые племена. Большинство из них к настоящему времени частично цивилизовалось и приняло индуизм, но некоторые всё ещё сохраняют пятилетки варварских обычаев, хотя и живут дружной семьёй, связанной племенной традицией в независимую, самодовлеющую общину. Гонды Восточного Декана еще в прошлом веке приносили на ритуальных праздниках плодородия человеческие жертвы, причём ими часто бывали похищенные жители более цивилизованных селений, а охоту за головами среди нагов Асеама не удается искоренить полностью даже сейчас.

Некогда подобные народности населяли фактически всю Индию. В древности и средние века они были более многочисленными и занимали значительно большую территорию, чем в наши дни. Они вели безнадежную борьбу против поступающей культуры ариев начиная с самых первых нашествий последних и во все эпохи были более источником опасности для форпостов цивилизации, располагавшиеся вблизи от их земель. Одни народности, находившиеся на первобытной стадии развития, были истреблены, другие утратили свою индивидуальность в процессе распространения индуистской цивилизации. Некоторые из них, однако, признали власть цивилизованных сюзеренов и удержали земли предков.

В «Артхамастре» говорится, что они весьма полезны во время войны. Многие из таких племен всё более поддавались влиянию арийского образа жизни, а их племенные культы через посредство странствующих брахманов в почти неизменном виде были усвоены индуизмом. Эти племена были, без сомнения, предками ряда низших индуистских каст более позднего времени. Некоторые же архаичные племена многое заимствовали от ариев. Стали достаточно влиятельной силой, и есть все основания предполагать, что не одна великая средневековая династия ведёт начало от них Алаев, 1971, с. 66/.

Во все эпохи, однако, отсталые племена продолжали существовать в отдаленных районах фактически независимо, от случая к случаю платя нерегулярную дань которой предварительно своего сюзерена.

Во все времена отсталые племена представляли угрозу для осёдлых крестьян в отдаленных районах страны. В средневековой литературе как на санскрите, так и на дравидских языках говорится о набегах дикарей, разоряющих посевы, стада, дома и уводящих в плен людей для человеческих жертвоприношений. Сфера подобных набегов постепенно сужались, и по мере включения отсталых племен в индуистский образ жизни они становились всё менее опасными; однако на протяжении всего рассматриваемого периода они продолжали наводить страх на многие районы Индии, и матери пугали ими своих непослушных детей. Безусловно, многие характерные черты злых духов и демонов, фигурирующих в индуистской мифологии, таких, как якши, ракшасы и т.п., были заимствованы у отсталых племен.

2.2 Город и городская культура Индии

Ко времени Будды в Северной Индии было много небольших городков, и некоторые из них, например Каши (Варанаси) и Каушамби, уже существовали несколько веков, крупные города, однако, встречались редко. Согласно древней буддийской традиции, во время великой болезни «Будды его ученик Ананда высказал сожаление, что его учителю приходится умирать в таком маленьком городе, как Куминалара, назвал шесть больших городов, достойных. По его мнению, того, чтобы Будда скончался именно там: Шравасти, Чампа, Раджаумха, Сакета и Каши.

Это были, очевидно, самые крупные города V в. до н.э., но в местах, где они находились, до сих пор ещё раскопки произведены не полностью, и потому можно судить о величине только одного из них. Это Раджаумха, сохранившиеся стены на площади, имевшей в периметре 25 миль. Однако это пространство не было сплошь застроенным, так как Раджаумха представляла собой город-сад, делившийся на центральную часть и пригородные дома, окруженные обширными парками и полями. Раскопки Такшашила обнаружили два города: один, относится к эпохе Ахеменидов, другой - к греко-бактрийскому периоду. Оба располагались по сторонам широкой главной улицы; в обоих к большим домам примыкал центральный двор, как это было принято в Индии со времён хараппской культуры. Но в остальном эти города отличаются друг от друга. Первый, известный археологам под названием Бхир-Маунд, не обнаруживает никаких следов городского планирования; в кривую главную улицу неправильной формы вливается лабиринт узких переулков, разветвляющихся во всех направлениях по прихоти частных застройщиков. Второй город, Сиркап, имеет прекрасную главную улицу шириной 7 м., идущую точно с севера на юг, от которой под прямыми углами и на равных расстояниях отходят оковые улицы. Город явно строился по строгому плану.» /Ашрафян, 1983, 115/.

Было бы неправильно считать строгую планировку Сиркапа заслугой только искусных греков. За 2 тыс. лет до их появления в Индии по такой же схеме были построены города Махенджо-Дара и Хараппа. Не приходится сомневаться в том, что и другие индийские города были тщательно спланированы. Не было ничего необычного в том, что могущественный царь строил для себя новую столицу, и это обстоятельство давало планировщику города свободу деятельности. «Артхамастре» приводит подробные направления по поводу того, как закладывать новый город. Она рекомендует, чтобы город в плане имел форму прямоугольника, раздельного на части, или районы, шестью главными улицами. Из которых придут с севера на юг и три - с востока на запад. Главные храмы располагаются в центре, и различные общины селятся изолированно друг от друга, в отдельных районах.

В городе было два центра - дворец и храмы. Мало что известно о дворцовой архитектуре древней Индии; обломки тщательно отполированных колонн из дворца Маурьев в Паталипутре и большое здание в Такшашиле, возможно дворец, - вот всё, что сохранилось до нашего времени, если не считать зданий значительно более позднего периода, но на основании этих и других свидетельств можно предположить, что дворец обычно был расположен в центральной части города или вблизи неё и что нередко он окружен оборонительными сооружениями, превращавшими его в своего рода крепость /там же, с. 159/.

Храмы сохранились лучше, хотя до нас не дошли ни одного индуистского храма периода до Гуптов. Храм был средством религиозных чувств верующих. Из храма выходили величественные и пышные религиозные процессии, которые вызывали и до сих пор вызывают у простого индуиста почти сверхъестественный восторг. В эпоху средневековья храм- особенно если это был большой и знаменитый храм в одном из священных городов -сам представлял собой город в миниатюре. Он владел огромными богатствами и благодаря посещавшим его многочисленным паломником служил источником доходов для города. Такой храм был крупным землевладельцем, и его обслуживало множество людей, включая жрецов, музыкантов, слуг, храмовых танцовщиц, штат писцов и счетоводов, различных ремесленников и работников. Часто храм содержал школы, а также приюты для больных людей и животных. Он занимался раздачей милостыни нищим и помогал горожанам во времена бедствия и голода. Большой храм, особенно в области Декана, был корпоративной самоуправляющей организацией, которая играла в жизни рядового горожанина более значительную роль, чем светская власть. Не меньшим влиянием пользовались в своих районах крупные буддийские монастыри, хотя обычно они располагались за пределами больших городов.

Из литературных источников, а также из скульптуры и живописи мы можем получить некоторое представление о домах богачей, которые, вероятно, отличались от царских дворцов в основном размерами. Большой городской дом насчитывал несколько этажей. Трехэтажные здания, по-видимому, были обычным явлением, и в литературе встречаются упоминания о семи- и даже одиннадцатиэтажных домах, хотя последнее вряд ли достоверно. До конца эпохи Гуптов большинство домов, от дворцов до небольших хижин, строились с полуцилиндрическими сводчатыми крышами, фронтоны которых имели заостренный конек и довольно часто - шпиль с украшениями. Покрывались крыши либо тростником, либо черепицей.

Позднее высокие сводчатые крыши уступили место более плоским с нависающими карнизами. Большие дома более позднего периода обычно имели плоскую крышу в виде террасы, где члены семьи спали в жаркую погоду. В историческую эпоху стены домов не были глухими как в городах долины Инда, а выходили на улицу окнами и балконами. Средневековый период балконы часто были забиты решёткой, чтобы женщины могли видеть улицу, оставаясь, невидимыми. Беленые стены как и сейчас, были украшены плоскими и рельефными живописными изображениями и орнаментами. Внутри большого дома квадратный двор, окруженный верандой за которой располагались жилые помещения.

Древние индийцы очень любили цветы и деревья. Как и в любой стране с жарким климатом, в Индии неотъемлемой принадлежностью сада является обширные водоёмы, и в парках богачей было много искусственных озёр и прудов, часто с фонтанами и стержнями, ведущими с берега вниз, к воде. Сады орошались каналами, которые отводились от главного водоёма к деревьям и цветочным клумбам. Самым популярным цветком, ставшим предметом религиозной и иной символики, был лотос, или водяная лилия, во всех его разновидностях /Бэшем, 1977, с. 245/.

Наряду с частными садами существовали и общественные сады и парки.

В литературе мало сведений о жизни и жилищах городской бедноты, но ранняя скульптура иногда воспроизводит хижины, имевшие, как и большие дома, полуцилиндрическую крышу и очевидно, состоявшие из одной комнаты. Следует предположить, что бедняки, как и в наше время, жили в лачугах из дерева, тростника или саманного кирпича, с соломенной или тростниковой крышей. Многие, без сомнения, вообще не имели крова и спали где придется, положив рядом всё своё жалкое имущество.

Наиболее энергичные правители старались создать некоторые удобства для беднейших горожан. В «Артхамастре» предусмотрены также строгие меры предосторожности против пожаров; в каждом доме следовало иметь наготове главные противопожарные средства, и, если вспыхивал пожар, всё трудоспособные жители соседних домов обязаны были помогать тушить огонь. Городским властям надлежало заботиться о стоке поверхностных вод, и за засорение водостоков налагался штраф. Неизвестно, как эти рекомендации осуществлялись на практике, но вряд ли были полностью лишены реальных оснований /Ашрафян, 1983, с. 214/.

2.3 Горожане их образ жизни

Из литературы и археологических раскопок известно многое о жизни городов древней Греции и Рима, но литература Индии отличается от античной менее реалистическим характером, а археологом не удалось обнаружить на её территории находок, сопоставимых с римскими Помпеями. Тем не менее из светской литературы можно извлечь достаточно сведений, чтобы довольно точно восстановить картину повседневной жизни молодого богатого индийца. Наиболее важным источником такого рода является «Камасутра», трактат по искусству любви, созданный с целью дать молодому горожанину наставление в одном из главных его развлечений.

В его комнате, как указывает трактат, находится удобное мягкое ложе с чистым белым покрывалом и двумя подушками: одной- в ногах, другой- в изголовье. Тут же стоит диван, в головах которого следует держать на небольшом столике сосуд с благовониями, мази, цветы баночки с сурьмой. На полу рядом с сундуком, куда складываются украшения и одежду, ставят плевательницу для красной жвачки бетеля. На стене висит лютня (вина). Кроме того в комнате имеются письменный стол, на котором лежит несколько книг из пальмовых листьев, круглое сиденье. При доме должен быть птичник, и рядом - сад с качелями, беседкой из вьющихся растений и водоемов: на его зеленом берегу хозяин и гости могут отдыхать в тени.

Встав поутру, горожанин умывает тело марями и благовониями и, глядя в зеркало, подводит глаза сурьмой и красит и губы красной краской. Затем он ждет бетель, чтобы не было дурного запаха изо рта. Каждый день он совершает омовение, через день потирает тело маслом, каждый четвертый день бреет лицо, каждый пятый или десятый день - всё тело. Ест он три раза в день. Большую часть своего времени он проводит в праздности. Он развлекается тем, что учит говорить попугаев и смотрит бои петухов, перепелов и баранов, беседует с окружающими его нахлебниками. В более жаркую погоду он после обеда спит.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6