скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Социально-экономическое положение в сельском хозяйстве России в первой половине XIX века скачать рефераты

p align="left">Итак, Ростовцеву удалось собрать цвет петербургской бюрократии. Ее «коллективный портрет» не укладывается в наше обычное представление о высшем чиновничестве. И если без догматических шор посмотреть на эту плеяду государственных чиновников, то мы должны признать, что хотя они и выполняли волю господствующего класса, вместе с тем с блеском осуществляли общенациональную задачу преобразований в стране.

За год и семь месяцев существования Комиссии работали очень интенсивно, было проведено 405 заседаний общего присутствия, в то время как Секретный и Главный комитеты за 1857--1858гг. заседали только 39 раз. К концу августа 1859 г. проект «Положений о крестьянах» был Редакционными комиссиями в целом подготовлен. Основные его положения: в социально-политической сфере реформа сводилась к полной отмене крепостного права, наделению крестьян гражданскими правами и ликвидации вотчинной власти помещика, введению крестьянского общественного самоуправления на базе привычной сельской общины; в экономической области предлагалось сохранить за крестьянами усадебное устройство в рамках существующих размеров, передать в пользование крестьянам наделы с перспективой их выкупа, признав исключительность случаев отрезки от крестьянских наделов, за это крестьяне в переходный период (когда крестьяне уже не крепостные, но земля еще помещичья, не выкупленная) несут определенные повинности, которые устанавливаются по принципу неизменности их размера.

Теперь предстояло согласовать выработанный проект с губернскими дворянскими комитетами. Губернские комитеты избирали представителей для защиты своих проектов. Те комитеты, которые представляли проекты большинства и меньшинства, должны были соответственно избирать одного представителя от большинства и одного от меньшинства. Правительству было известно, что большинство делегированных было настроено против предложений Редакционных комиссий, так что созыв представителей комитетов в Петербург становился крупным событием не только в процессе подготовки реформы, но и вообще в политической жизни страны. В связи с этим были разработаны специальные инструкции о порядке их созыва и работы в столице. Представителям комитетов не присваивалось название депутатов (и мы используем этот термин условно), вызывались они в столицу не все сразу, а были разделены на две группы с временным разрывом в несколько месяцев -- депутаты первого призыва (36 человек) и второго призыва (45 человек). Чтобы избежать сплоченного натиска, было указано, что депутаты не должны собираться на общее собрание и не вправе выставлять коллективное мнение. Также было решено ни в коем случае не допустить общего собрания депутатов и членов Редакционной комиссии. Порядок их работы был таков: они должны были дать свои письменные отзывы на труды Комиссий. После этого начались заседания Редакционных комиссий для объяснений с авторами отзывов. Например, с депутатами первого призыва они шли целый месяц и имели характер очень острых столкновений.

Схематизирование можно выделить три группы отзывов депутатов: архиправое крыло дворянства отстаивало незыблемость помещичьей собственности на всю землю и вотчинной власти помещиков; умеренно-либеральное представляло конгломерат различных мнений -- от признания постепенности перехода на выкуп, как предлагали Редакционные комиссии, до обязательного выкупа, но значительно уменьшенных наделов; крайне левое крыло либеральных помещиков требовало полного и решительного, без постепенности, разрыва со всеми формами крепостной зависимости, сохранения существующих наделов, т. е. освобождение крестьян с землей посредством немедленного выкупа, создание политических гарантий реализации формы: обеспечение гласности, крестьянское самоуправление. Их взгляды наиболее полно выражал А.М. Унковский председатель Тверского губернского комитета, вписавший яркую страницу в историю крестьянской реформы. И все-таки такой взгляд упрощает проблему разноголосия губернских депутатов. Недовольные были недовольны по-разному. Это не позволило представить какую-то согласованную альтернативу.

Большинством голосов члены Редакционных комиссий отстояли свою программу, хотя и были внесены изменения в соответствии с замечаниями депутатов от губернских комитетов. Уступки касались уменьшения нормы крестьянских наделов (это предопределило будущие отрезки), а также согласия на проведение через 20 лет переоброчки, т. е. пересмотр размера повинностей. В октябре 1860г. Редакционные комиссии завершили свою работу и были закрыты.

Проект реформы должен был пройти чистилище Главного комитета и Государственного совета, чтобы наконец обрести форму законодательного акта, скрепленного подписью самодержца. В Главном комитете проект прошел с незначительными потерями в пользу помещиков. В конце января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции Государственного совета. И здесь крепостники дали бой. Большинством голосов Государственный совет отверг проект Редакционных комиссий и принял предложение, в соответствии с которым величину надела и повинностей определяли губернские присутствия, срок переоброчки сокращался с 20 до 14 лет, мировых посредников должны были выбирать дворяне, т. е. дело реформы передавалось в руки помещиков. Но Александр II по всем спорным вопросам, имеющим программный характер, утвердил мнение меньшинства, голосовавшего за проект Редакционных комиссий. Уступки большинству касались принятия предложения крупного землевладельца князя П.П. Гагарина о праве помещика предоставлять крестьянам (по соглашению с ним) немедленно в собственность и бесплатно (в дар) четверть надела, прекратив с ним всякие отношения. Впоследствии этот надел крестьяне назвали «сиротским». Кроме того, Государственный совет добился дальнейшего понижения норм надела в черноземной полосе, где земля была особенно ценна. 19 февраля 1861 г. «Положения» (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу закона. В тот же день царь подписал и Манифест к народу.

Подводя итог борьбы в верхах за проведение крестьянской реформы, отметим известную самостоятельность государственной власти. Она вместе со своими политическими институтами (в данном случае Редакционные комиссии) силою объективных обстоятельств поднималась над своекорыстными интересами отдельных группировок дворянства и стремилась исходить в первую очередь из государственных нужд в целом. В тех конкретных условиях программа отмены крепостного права Редакционных комиссий была предпочтительнее, чем господствующего класса дворян, хотя это не снимает с нее налета классовой ограниченности. Она предполагала создание в деревне наряду с крупным хозяйством помещиков хозяйства мелких собственников-крестьян. Это, по мнению правительства, решало общенациональную задачу и давала возможность избежать революции.

Отмена крепостного права в России

Основные документы реформы были трех разновидностей: «Общее положение», оно провозглашало общие условия отмены крепостного права, «Местные положения» об устройстве крестьян в Великороссии, Белоруссии и других регионах, «Дополнительные правила» регулировали порядок отмены крепостного права у крестьян, работавших на помещичьих фабриках и заводах. Эти акты охватывали всю территорию России за исключением прибалтийских губерний, где реформа произошла в первые десятилетия XIX в.

Для проведения реформы была создана система органов, формально независимая от существовавших ранее различных ведомств, где преобладали помещики. Высшим органом стал Главный комитет об устройстве сельского состояния, заменивший Главный комитет по крестьянскому делу. Среднее звено -- губернское присутствие по крестьянским делам. Но центр тяжести практического проведения реформы пал на низшее звено -- мировых посредников.

Уже в июне 1861 г. на местах начали действовать 1714 мировых посредников. Они назначались губернатором из дворян, но не были подчинены их корпоративной организации -- дворянскому собранию. Само название этих правительственных чиновников соответствовало намерению царизма представить их как независимых проводников реформы. Центральной задачей мировых посредников было документальное оформление новых отношений между помещиками и крестьянами, но они осуществляли и надзор над сельским самоуправлением, выполняли судебные функции по некоторым гражданским и уголовным делам. Буржуазно-прогрессивные черты этого института в научной литературе недостаточно оценены. В мировые посредники первого созыва пошли многие либерально настроенные дворяне, некоторые из них оставляли учебу в столичных университетах и воспринимали свою миссию как служение народу. Своей деятельностью они помогли сдержать помещичье своеволие в самый напряженный момент классового противостояния в деревне. Недаром масса помещиков видела в них узурпаторов своих прав, нередко ходатайствовала об отстранении наиболее ненавистных им, предпринимала попытки на уровне правительства ликвидировать этот институт.

Остановимся на законодательных актах реформы 19 февраля 1861 г. По Манифесту крестьяне сразу обретали личную свободу. В «Общем положении», в первом параграфе провозглашалось: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда». Бывшие крепостные получали статус свободных сельских обывателей, с этих пор на них распространялись общие положения гражданских законов. Имущественно бесправный крепостной получил право приобретать на свое имя собственность. Вводилось выборное крестьянское самоуправление: сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять между собой предоставленную им в надел землю, раскладывать повинности, давать разрешение на прием или увольнение из общины.

Если крепостное право было отменено сразу, то ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулась на несколько десятилетий. По закону крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863) обязаны были отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве, лишь несколько уменьшилась барщина и отменялись мелкие натуральные поборы (яйцами, холстом и пр.). До перевода крестьян на выкуп они находились на временно обязанном положении, т. е. были обязаны за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину и оброк. Закон не определял срок этого положения, и он растянулся на целых 20 лет. В 1881 г. временнообязанные крестьяне (их было еще 15%) были переведены на обязательный выкуп.

Конкретные экономические условия освобождения крестьян (размер надела и повинностей) фиксировались в «уставных грамотах», которые имели силу юридического акта. Их составляли мировые посредники совместно с помещиками, а крестьяне подписями удостоверяли свое согласие на эти условия. Правительство поощряло добровольные соглашения между бывшими крепостными и помещиками. Если соглашения достигнуть не удавалось, то посредник вводил в действие установленные законом нормы без их согласия. Более половины грамот не были подписаны крестьянами.

Важное место в реформе 1861 г. занимал земельный вопрос, а именно поземельное устройство помещичьих крестьян. Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне получали надел не в собственность, а в пользование за установленные законом повинности в виде оброка или барщины. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

Право на надел получали все крестьяне, пользовавшиеся землей и приписанные по ревизии к данному селению, а также дворовые. «Положение» указывало, что размер надела устанавливается по добровольному соглашению между помещиками и крестьянами. Если такое соглашение не могло состояться, размер надела определялся законодательно. В этих целях устанавливался особый нормативный душевой надел для ревизской души (норма надела), который учитывал местные природные и экономические условия. Вся территория европейской России была разделена на три полосы -- нечерноземную, черноземную и степную. В первых двух устанавливались высшая и низшая (составлявшая треть высшей) нормы, а в степной -- одна. Закон предусматривал отрезку от надела, если он превысил высшую норму и прирезку, если не достигал низшей. В результате этих отрезков крестьяне потеряли 1/5 часть своих земель, а в черноземных губерниях до 30 -- 40%. Добавим, что обычно отрезались наиболее ценные для крестьян угодья.

Будучи временно обязанными крестьяне должны были исполнять оброчную или барщинную повинность. Изменения в размере повинностей до и после реформы удобнее всего рассматривать раздельно у крестьян оброчных и барщинных. В большинстве случаев душевой размер оброка уменьшился. Уменьшился объем барщинной повинности. Если даже считать, что всегда и везде выполнялся указ о трехдневной барщине до реформы, а после нее барщинные крестьяне выполняли барщину по высшей норме, установленной «Положением», то и тогда размер барщинной повинности на душу уменьшился.

Выкуп -- заключительный акт процесса освобождения помещичьих крестьян. Перевод крестьян на выкуп знаменовал собой полное прекращение феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне. Из категории временно обязанных они переходили в разряд крестьян-собственников. Однако фактическими собственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь в том случае, если они выплачивали всю выкупную сумму. В основу исчисления была положена не рыночная цена земли, а размеры оброка, так что крестьяне фактически выкупали повинности под видом выкупа земли. Выкупная сумма должна была быть такого размера, чтобы помещик, положив ее в банк, получал в виде процента доход, равный сумме ежегодного оброка, выплачиваемого крестьянами.

Разумеется, крестьяне были не в состоянии сразу выплатить выкупную сумму. Дело выкупа взяло на себя государство. Казна сразу выплатила помещикам деньгами и ценными бумагами основную часть выкупной суммы (другую часть удержала с помещиков в счет погашения их долгов казне), а затем уже взыскивала ее в виде выкупных платежей с крестьян. Крестьяне должны были платить казне ежегодно по 6% от всей суммы выкупа, причитающейся их бывшему владельцу. Срок окончания таких платежей был установлен в 49 лет. Погашение крестьянами выкупных платежей производилось сельскими обществами (общинами) на основе принципа круговой поруки. До 1907 г., когда выкупные платежи с крестьян были отменены, крестьяне уплатили свыше 1540 млн. руб., т. е. в полтора раза больше первоначально установленной с них выкупной суммы и все еще оставались должны казне. Таким образом, казна не субсидировала выкупную операцию, правительство получало больше того, что требовалось для покрытия процентов и основного капитала. Однако при всей тяжести и разорительности выкупа платежи по нему были ниже оброчных. Из двух хищников (помещики и государство), обиравших крестьян, предпочтительнее в данном случае была казна (государство), так как в год крестьяне должны были платить выкупных платежей на 20% меньше, чем оброка.

Обнародование Манифеста и «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян на «полную волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной -- летом 1861 г. Сточки зрения крестьян требование выкупных платежей за надельную землю было более вопиющей несправедливостью, чем само крепостное право. Русские крестьяне, как известно, полностью отвергали правительственную трактовку земельной собственности. По их понятиям, предъявлять претензии на владение пахотной землей в том смысле, как кто-то владеет топором или шапкой, столь же абсурдно, как претендовать на владение солнечным светом или Волгой. Земля принадлежит тому, кто ее обрабатывает, но является собственностью Бога, царя или (что в сущность одно и то же) ничьей. Исходя из этого, пахотная земля принадлежала крепостным крестьянам, которые ее обрабатывали, даже несмотря на то, что сами они принадлежали помещику. Они говорили помещикам: «Мы ваши, а земля наша».

Крестьяне считали обнародованные законы поддельными документами, которые составили помещики и чиновники с целью скрыть настоящую волю. В течение 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений, более половины которых были усмирены с применением военной силы.

В 1863 г. была завершена аграрная реформа в удельной деревне. Поземельное устройство государственных крестьян было определено законом 1866 г. Условия реформы были более благоприятными, нежели у помещичьих крестьян: наделы удельных крестьян оказались в полтора, а государственных -- в два раза выше, несколько меньше были и выкупные платежи.

Несмотря на грабительский для крестьян характер реформ 1861 г., значение ее для дальнейшего экономического и социального развития страны было велико. Реформа явилась гранью, отделявшей феодальную эпоху от капиталистической.

Страницы: 1, 2, 3