скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Съезд казаков Дона (80-90е гг.) скачать рефераты

p align="left">Такой сложный социальный состав, интенсивная социальная мобильность, миграции порождает противоречивость интересов и целей различных социальных групп, конкуренцию социально-политических позиций, программ и действий, конфликты, расколы, непредсказуемость поведения лидеров крупных казачьих образований. Это сказывается и на процессе возрождения.

Необходимо также обратить внимание на то, что формирование устойчивости исторической психологии, исторической памяти происходит различными путями. Главный среди которых - передача и закрепление из поколения в поколение всех элементов менталитета. Передача и закрепление происходят в толще самого носителя этой ментальности и подкрепляются государственными актами. В случае нарушения одной из этих составляющих неминуемы деформации или утрата вековых ступеней. Поколение детской группы до 4-х лет испытало и то и другое. Эти дети начали обучение в школе в 30-м г. Школьная система воспитывала детей в духе приверженности строго выверенным идеям… В эти годы исчез и термин казачество. Сейчас им 73. Могут ли они быть носителями исторической памяти? Передать их молодому поколению? Едва ли это возможно. Именно этим отчасти объясняются деформации в движении возрождения. Возглавили движение лица 30-35 лет, Кожанов А.П. О возрождении казачества. //Проблемы казачьего возрождения. Сб. ст. в 2-х ч. Ч.1. Ростов-на-Дону,1996. С.45-46. воспитанные тем самым поколением, росшим в 30-е. гг. Знают ли они традиции казачества? Научные исследования в ту пору страдали догматизмом, связь поколений прервана, государственных актов не было. Но тем не менее на семейно-бытовом уровне традиции все-таки передавались. Все это нашло почву в процессе возрождения казачества Зная все это несложно придти к выводу, что главная задача возрождения - это прежде всего восстановление менталитета.

На форуме проходившем в Москве идея возрождения казачества была сформулирована в виде ряда пунктов и выглядели они следующим образом:

- объединение представителей исторически-традиционных казачьих территорий на основе сохранения и восстановления казачества как этнической формации;

-установление особого режима землепользования на традиционной основе;

-духовное и культурное возрождение лучших традиций казачества. Озеров А.А, Киблицкий А.Г. Указ. Соч. С.33.

Также на этом круге было решено, что членом Союза могут быть потомки казачьих родов, уроженцы традиционных казачьих областей и выходцы из них, а также лица, родом интересов и практической деятельностью связанные с казачеством, желающие возродить самобытность казачьего этноса, его историю и культуру, активно способствующие этому, признающие требования Устава Союза и уплачивающие членские взносы. Признавалось и участие в движении коллективных членов.

Итогом работы Съезда стало принятие основных принципов и направлений деятельности Союза казаков, которые включали:

1. Историческое и духовное возрождение казачества, как самобытной этнической формации, социальную защиту трудящихся традиционных казачьих областей и округов, поощрение предприимчивости и инициативы в производственной деятельности, возрождение на этой основе казачьей культуры.

2. Свобода совести и вероисповедания, возвращение всех храмов и монастырей церковным общинам, возрождение народных праздников и обрядов, создание воскресных духовных школ, хоров.

3. В социально-экономической области Союз казаков ориентируется на традиционный уклад жизни народа - полную свободу выбора тех форм хозяйствования, которые позволяют наиболее полно удовлетворять материальные и духовные потребности каждого человека.

4. Поощрять объединение своих членов в акционерные общества, кооперативы, фермерские ассоциации на исконных казачьих землях.

5. Создает независимые хозяйственные структуры материального снабжения земледельцев и сбыта их продукции.

6. Добивается установления особого режима землепользования в местах исторического проживания и хозяйственной деятельности казачьих этнических групп, и на этой основе создает Казачий Земельный банк, обеспечивающий восстановление, бережное сохранение и использование своих земель.

7. На основе доходов колхозов и совхозов, арендных предприятий по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, акционерных обществ, кооперативных и фермерских объединений, входящих в Союз казаков, создается собственный независимый кредитно-финансовый банк.

8. В необходимых случаях Союз казаков создает на казачьих землях совместные предприятия с зарубежными партнерами (преимущественно представителями казачьих общин) для обеспечения своей экономики конвертируемой валютой.

9. Создание условий для возвращения на родную землю соотечественников из-за рубежа, желающих принять участие в возрождении казачества.

10. Получаемую прибыль от производственной и коммерческой деятельности Союз казаков направляет на развитие социально-бытовой сферы, реставрацию памятников истории и культуры казачества.

11. Возрождение традиционного военно-спортивного воспитания детей, начиная с трехлетнего возраста, создает казачьи школы, гимназии, конноспортивные базы.

12. Укрепление традиционного уклада жизни казачьей семьи, высвобождение женщин из сферы производства для воспитания детей. Поддержка многодетных семей.

Разъезжаясь, делегаты увезли с собой и принятое обращение Большого Крута к братьям казакам. Там же.-С.35-38.

С этого момента движение за возрождение казачества, оформившись сверху, стало бурно расти на местах и приобретать черты российского общественно-патриотического движения, имея идеологическую и политическую основу.

Здесь следует сказать о том, что, среди всех политических и политизированных течений и движений конца 80-х - начала 90 годов движение за возрождение казачества выше как по количественному уровню, так и по степени воздействия на массы, о чем ярко свидетельствует его география. Поэтому внимание к нему со стороны общественности и различных политических движений было особым. Его политика во многом определялась его руководителями. Политика казачьих кругов во многом определялась уровнем подготовленности, опытом организационной работы лидеров, ответственностью, а также наличием интеллектуального и профессионального ядра в правлении.

В начале 90-х годов движение становится массовым, что свидетельствует о его широкой социальной базе. Однако массовость движения является как его силой, так и слабостью. С одной стороны - массовость позволяет воздействовать на власть и на общественное сознание, с другой - быстрый количественный рост казачьих рядов приводит к тому, что в нем участвуют люди разной политической ориентации, иногда с прямо противоположными взглядами.

Не обошли эти процессы в период своего становления и донское казачество, которое в силу своего исторического происхождения должно было выступить консолидирующим ядром всего движения.

Глава 2

Съезд и его решения

Было бы неверным сказать, что возрождение донского казачества началось в начале 90-х годов проведением 11ервого Большого Круга в Москве и 17 ноября 1990 года в г. Ростове-на-Дону. Процесс культурного и духовного воз¬рождения донского казачества начался в середине 80-х и большим толчком к этому стали фольклорные праздники в ст. Вёшенской «Шолоховская весна», проводимые в день рождения великого писателя XX века М.А. Шолохова.

Развитие идеи возрождения казачества и проникновение ее в различные слои населения привело к ее трансформации. На первое место уже выдвигались не культурные, а политические требования: борьба за ликвидацию последствий передела территории бывшей Области Войска Донского, восстановление ее в прежних границах, возвращение ей исторического названия - Донская область - с восстановлением окружного деления и т.д.

Принятые резолюции, обращения, Устав и Программа на первом Большом Круге, позволили донскому казачеству не только встать в один ряд общественно-патриотических объединений за возрождение казачества, предложить идеологические ориентиры процесса возрождения, но и заявить, что оно состоялось и в будущем представит весомую политическую силу.

12 сентября 1990 г состоялось совместное заседание координационного совета «вседонского круга» и «Казачьего круга Дона» на котором было принято решение проводить Съезд 17-18 ноября 1990г. Был учрежден оргкомитет по подготовке съезда. Вседонской круг взял на себя теоретическую подготовку съезда, а Казачьему кругу дона отводилась работа непосредственно на казачьих кругах. 19 сентября вышеназванное решение в форме обращения отправляется в СМИ. На этом этапе возникли разногласия, вызванные недоверием ряда радикально настроенных членов «ККД» к «ВК» из-за их прокоммунистической направленности. Это поставило под угрозу как существование оргкомитета так и проведение съезда, но раскола удалось избежать, так как все понимали, что лишь объединив казачью интеллигенцию «ВК» и практический опыт «ККД» можно успешно подготовить и провести съезд. Была утверждена примерная программа его проведения: первый день - обсуждение основного доклада и выступления по нему; второй - выборы Атамана и принятие резолюций. 31 октября оргкомитет утверждает проекты основных резолюций круга: «О создании Союза казаков», «Об управлении Союзом казаков ОВД», «О материальной базе Союза казаков ОВД», «О гражданской и политической реабилитации казачества», «О межнациональных отношениях на Дону», «О казачьем землепользованием на дону», «О союзе казаков ОВД с армией», «Об освещении казачьего движения на Дону СМИ»,

Круг казаки Дона провели 17-18 ноября 1990 г. в г. Ростове-на-Дону. Согласно Уставу, Союз казаков ОВД объявлялся общественно-патриотическим движением и историческим преемником Войска Донского. Территория ОВД провозглашалась местом исторического проживания донского казачества Озеров А.А, Киблицкий А.Г. Возрождение казачества в Новой России. Ростов-на-Дону,2004.С.43..

Первый день работы начался с регистрации участников. Прибыло 417 делегатов. Далее съезд избирает свои рабочие органы - президиум (председатель А. Озеров), редакционную комиссию (М.М.Шолохов), секретариат (В. Плохинов). Далее оргкомитет отчитался о проведенной работе и началась работа съезда. Озеров А.А, Киблицкий А.Г. История современного донского казачества. Ростов-на-Дону,2000. С.122.

Анализ принятых документов позволяет выделить три направления в деятельности донского казачества,.ССЫЛКА НА ДОКУМЕНТЫ Первое касается создания общественно-патриотического Союза казаков и формирования его структуры. Союз объявляется историческим преемником Войска Донского с его традиционной демократией казачьего круга, традиционной символикой и атрибутикой на правах самоуправляемой, независимой организации, созданной в соответствии с Законом СССР «Об общественных объединениях», с наименованием его в торжественных случаях и во время военно-исторических праздников и походов «Войском Донским». Возрождается традиционная символика и атрибутика: герб, флаг, гимн.

В качестве столицы движения Круг определяет г. Новочеркасск. С учётом того, что г. Ростов-на-Дону является областным административным центром, в нем располагается Правление (Резолюция № 1 «О создании Союза казаков ОВД»,) Там же.-С.243-244.. Союз распространил свою деятельность на территорию бывшей Области Войска Донского (место исторического проживания донского казачества), где созданы или создавались его организации, объявил о поддержке землячеств и своей связи с зарубежными казачьими Кругами, а также предоставил право юридического лица всем территориальным и иным казачьим объединениям.

Структурно Союз формировался из окружных, станичных, хуторских, куренных и иных казачьих организаций, военно-исторических клубов и землячеств. Разрешалась практика формирования территориальных (межокружных) и иных объединений, если они способствовали укреплению движения.

Приводились в соответствие с занимаемым положением и должностями наименования общественных выборных должностей и казачьи звания военно-исторических формирований. Устанавливалось, что казачьи звания подлежат утверждению правлением по представлению Военно-исторического отдела. При окружных, станичных и хуторских правлениях создавались картотеки казачьего актива и послужные списки казаков (Резолюция № 3 «О структуре Союза казаков Области Войска Донского») Там же.-С.248. .

Членами Союза признавались потомки казачьих родов по всем линиям, независимо от места рождения и проживания, считавшие себя таковыми, ощущающие причастность к донскому казачеству; уроженцы традиционных казачьих областей и выходцы из них с сохранением собственной формы одежды, приписные казаки, а также лица, по духу, роду интересов и практической деятельности связанные с казачеством, желающие возродить его самобытный уклад и культуру.

Прием в Союз осуществлялся исключительно местными организациями, имеющими право установления кандидатского стажа и требования поручителей. Постановка на учет производится местными организациями. Казаку могли отказать в приёме в конкретный круг, если община против.

Разрешается и коллективное членство в Союзе общественно-патриотическим объединениям, преимущественно казачьим по составу, работающим по Программе и Уставу, созвучным казачьему движению. В них создавались казачьи секции.

Государственным, кооперативным, хозрасчетным и приравненным к ним предприятиям и организациям, не казачьим по составу, но активно содействующим возрождению донского казачества, укреплению его материальной и финансовой базы, предоставлялось право участвовать в работе Кругов с совещательным голосом в лице полномочного представителя.

Коллективные члены Союза в данном случае выступают исключительно как хозяйственные подразделения при казачьих организациях и не обладали статусом общественных казачьих объединений. Условия их участия в хозяйственной деятельности Союза регулируются договором.

Прием казаков в круг и исключение из него осуществляется простым большинством голосов; коллективных членов - простым большинством Совета Атаманов.

Возраст вступающих ограничивается восемнадцатью годами (временем призыва в Армию). Для малолетних казаков создаются молодежные казачьи клубы (секции) с приемом в них с пятнадцати лет. Клубы подчиняются Правлению круга и имеют право совещательного голоса в лице своего представителя. При казачьих объединениях могли создаваться женские клубы.

Члены Союза наделяются определенными правами и обязанностями. Так член Союза обязан: соблюдать Устав, подчиняться решениям местных организаций и высшим органам объединения; принимать участие в деятельности организации, морально и материально поддерживать Союз, хранить и развивать казачьи традиции, оберегать честь и достоинство казачьего имени, крепить единство движения, знать и пропагандировать историю казачества, ценить общежитие донских казаков, почитать стариков, отца и мать, укреплять семью, растить здоровое морально и физически потомство, давать отпор любому проявлению антиказачьих и антирусских настроений, уплачивать вступительные и годовые взносы, размер которых устанавливают местные организации.

Члену Союза предоставлялось право: избирать и быть избранным в руководящие органы движения любого уровня; участвовать во всех мероприятиях и предприятиях, организуемых Союзом, пользоваться имуществом объединения в установленном порядке, излагать и отстаивать на казачьем круге свою точку зрения с правом решающего голоса, обращаться с предложениями и протестами во все вышестоящие органы казачьего самоуправления, вплоть до Большого Круга, носить традиционную форму одежды и традиционное холодное оружие (кинжал, шашка, пика) с обязательной их регистрацией и соответствующим разрешением, при выходе из круга взносы и материальные пожертвования не возвращались (Устав Союза казаков Области Войска Донского). Озеров А.А, Киблицкий А.Г. Возрождение казачества в Новой России. Ростов-на-Дону,2004.С.48.

Высшим органом Союза провозглашался Большой Круг Дона, созываемый не менее одного раза в три года. Наряду с выборами Войскового Атамана, первого и второго заместителей - товарищей атамана, кошевого и походного атамана, заместителя атамана, членов Совета Атаманов Дона (Малого Круга), членов Правления (исполнительного органа Совета Атаманов), контрольно-ревизионной комиссии, Большой Круг заслушивает отчет о работе Совета Атаманов, Правления и контрольно-ревизионной комиссии; утверждает Устав и программу Союза (дополнения и поправки к ним); разрабатывает основные принципы и направления работы. Решения Большого и Малого Кругов (Совета Атаманов) благословляются священником Русской Православной церкви, которому предоставлено право отложить принятое решение, если оно противоречит нормам христианской морали.

Страницы: 1, 2, 3