скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Северные монастыри и их деятельность по хозяйственному освоению русского севера скачать рефераты

p align="left">В 1922 году в монастыре было: три жилых дома (один двухэтажный полукаменный, 15-комнатный и два деревянных двухэтажных, 15-комнатных); три одноэтажных дома; скотный двор с двумя жилыми комнатами; конюшня на четыре стойла; каретник; сеновал; баня на четыре отделения, в том числе отделение с колодезем; рига с гумном; одиннадцать кладовых под собором (из них одна кузница); теплая кладовая с русской печью; сеточная с русской печью и очагом. Площадь монастыря составляла 4230 сажен.

В 1922-1925 годах административным отделом Архангельского губисполкома решается вопрос о судьбе колоколов, в том числе монастырских.

В 1930 году в путевых заметках Суслова отмечается, что ограда разбирается на дрова, в настоятельском корпусе находится скотный двор, церкви ветшают, переходы разрушаются, портал собора разбивают.

30 августа 1930 года Северный крайисполком решает вопрос о сносе каменных зданий на строительные материалы, однако разобрать не смогли из-за прочной связующей кладки кирпичей. В послевоенные годы предпринимались также попытки снести здания. С великим трудом, используя взрывчатые вещества, удалось разломать часовню.

В 1956 году на запрос Москвы управление архитектуры облисполкома дало согласие на слом зданий, как не имеющих исторической ценности. Но, к счастью, это не удалось.

3. Николо-Корельский монастырь - морской форпост.

Еще в 1411 году двинской воевода Яков Стефанович с дружиной разграбил норвежское побережье. В 1412 году в устье Двины вновь появляются шведские и норвежские грабители, но «заволочское» ополчение под руководством воеводы Якова Стефановича «ходиша войною на мурманы по новгородскому повелению… и поеваша мурман». Но шведы и норвежцы вновь грабят селения устья Онеги, Николо-Корельский и Архангельский монастыри, опустошают Кегостров, Княжостров и другие поселения. По «двинской летописи» мурман приходило на судах «в бусах и в шняках» 500 человек.

Двиняне в общем-то отразили нападение: в бою на реке им удалось потопить два норвежских корабля, а остальные поспешили отступить, но монастырь перестал существовать на несколько десятилетий. Со временем Никольская обитель, благодаря всесильной и богатейшей новгородской боярыне Марфе Посаднице, сумела подняться из пепла и тлена.

С освоением англичанами Северного морского пути в Московию русские купцы получили что-то вроде канала для своих товаров на Запад, что не могло не влиять на развитие российского рынка в целом. Вот и Никольский причал как своеобразный транзитный пункт на этом пути становится «портом Св. Николая». Такой статус дают ему иноземцы на своих картах и в деловой переписке.

Г. Попов пишет: «Русская внешняя торговля началась при исключительно благоприятных для англичан обстоятельствах: они вели ее беспошлинно; имели право открывать в России торговые дома; им предоставляли пристани не только в устье Северной Двины, но и в Холмогорах, Коле, Мезени, Печенге и других приморских пунктах. Любопытно, что сам Ченслер, довольно основательно ознакомившийся с положением дал в Московском государстве, откровенно писал в своих записках: «Если бы Россия только сознавала все свое могущество, никому бы с ней не совладать; теперь она подобно молодому коню, которого, несмотря на всю его силу, может обуздать даже ребенок».

В 1555 году Ченслер пришел в Белое море повторно, на этот раз имея на борту не только груз, но и нескольких английских купцов. Подойдя к Николо-Корельскому монастырю, англичане облюбовали небольшую удобную бухту острова Ягры, построили здесь пристань, в дальнейшем получившей название Никольской, и помещения для хранения привезенных товаров. Защищенный от ветров небольшой залив Ченслер назвал рейдом святого Николая, а остров Ягры - Розовым из-за обилия цветущего там шиповника.

Привыкшие к аккуратности и порядку англичане стали обустраивать облюбованную ими бухту по всем правилам мореходной науки того времени. Небольшая поначалу пристань у стен монастыря постепенно становилась не только «окном в Европу», но и воротами для европейцев, прибывающих в Московское государство. Англичане новому порту придавали такое значение, что одно время все Белое море называли заливом Св. Николая.

Что же представлял собой этот порт? Здесь часть заморских товаров с больших кораблей англичан сразу же перегружались на мелкосидящие дощаники и насады, уходившие вверх по Двине. На этих же судах отправлялись и прибывавшие послы, купцы, служащие Московской торговой компании, созданной в Лондоне в 1554 году. Речным путем караван доходил до Вологды, где происходила еще одна перегрузка - на этот раз на телеги, а зимой на сани. Долгий путь от северного порта для многих «англинских гостей» и их товаров оканчивался в Москве. Но нередко их обозы следовали еще дальше - к дворам компании на Северной Волге и в Астрахани.

В 1568 году прибывший к пристани Св.Николая посол, начальник королевских почт Томас Рандольф посетил монастырь. Ему принадлежит и редкое из дошедших до нас описание монастыря: «Монастырь весь выстроен из дерева, монахи одеты как наши прежние, в черные капоры; их церковь красива, но переполнена нарисованными образами и восковыми свечами. Дома их низки, с маленькими комнатками. Живут монахи отдельно, живут вместе, сильно предаются пьянству, не учены, писать не умеют, но никогда не поучают, в церкви торжественны, молятся долго … Городка или жилищ около монастыря Св.Николая нет; только четыре дома, да здание, построенное английской компанией для собственных нужд». Очень нелестная характеристика.

Со временем «дом Святого Николая», во многом благодаря всесильной и богатейшей новгородской боярыне Марфе Посаднице, начал процветать и к 80-м годам XV столетия превратился в крупного феодала - обладателя обширных урочищ, пожень и рыбных ловищ.

Оборонное значение монастыря особенно возросло в связи с крестьянской войной и иностранной интервенцией начала XVII века. Сюда направлялись правительством средства (достигавшие в иные годы трети монастырских доходов) и заставные стрельцы. В конце 1613 года полуторатысячный отряд ракошан напал на монастырь. Судьба монастыря XV века, когда монастырь был разорен и частично сожжен шведами, словно повторилась в веке XVII.

Восстановившись на полученные средства от правительства и знатнейших боярских фамилий, монастырь превратился в один из самых значительных и богатых монастырей созданной в 1682 году Архангельской епархии. Численность монастырской братии менее чем за полвека увеличилась в четыре раза, с 15 человек, до 60. в тех же пропорциях возросло и число монастырских крестьян - их насчитывалось около пятисот.

4. Миссионерская деятельность Николо-Корельского монастыря в Заполярье (XIX - начало XX в.)

С началом освоения русскими людьми северных территорий, строительством храмов и увеличением количеством верующих возникла необходимость в образовании Холмогорской епархии (в 1682 году). В числе своих главных задач новообразованное архиерейское начальство видело обращение в православную веру коренных северных народов. В 1740 году по решению императрицы Анны Иоанновны, велено было выбрать 15 миссионеров для проповедования на северных землях.

До середины XIX столетия на территории Большеземельского, Кашинского, Тиунского поселений самоедов время от времени появлялись православные миссионеры. Но эти акции носили разовый характер. Так, в 1825-1830 гг. архимандрит Антониево-Сийского монастыря Вениамин был послан архиерейским начальством для благовествования Евангелия. Изучив самоедский язык, он составил грамматику и перевел несколько религиозных книг. Кроме крещения 3000 человек, сотоварищи Вениамина уничтожили много языческих идолов.

Участвовали в данных мероприятиях и монахи Николо-Корельского монастыря. Так, игумен обители Филарет в 1822-1835 гг., по свидетельству историков, «много потрудился для религиозно-нравственного просвещения самоедов, прожив 5 лет в самоедских тундрах для построения там деревянных церквей для принявших христианство местных жителей». По данным Архангельского областного архива, Николаевский монастырь уже в 1832 году осуществлял духовное оформление как минимум трех приходов в самоедской тундре. Для просвещения коренных северных народов обитель в летний период посылала монахов и послушников для несения Евангельского слова язычникам-самоедам.

Несмотря на все усилия Русской православной церкви, большинство представителей коренных северных народов оставались язычниками. Среди причин не позволяющим христианским миссионерам надолго утвердиться на территориях Крайнего Севера можно назвать следующие: незнание местных языков и диалектов; отсутствие литературы, позволяющей принимать религиозные истины не только из общения со священником; суровый климат северных территорий и связанный с этим быт, отсутствие должного финансирования со стороны Священного Синода и Архиерейских домов; особенности жизни и быта коренных народов.

Для промышленников-поморов - людей не раз в жизни полагавшихся на волю Бога, просто необходимо было иметь рядом с жильем место, где они могли бы оправить свои религиозные потребности. В 1877 году из помещения караульной службы в Малых Кармакулях устраивается маленькая часовня Святого Николая, вмещающая 20 человек. С тех пор каждое лето в период наиболее активного посещения Матки (поморское название Малой Земли) русскими промышленниками архангельские архиереи посылали на остров священников.

Такая ситуация наблюдалась до 1887 года, когда осознавая возросшую потребность в представителях Русской православной церкви, епархиальное руководство командирует на Новую Землю иеромонаха Николо-Корельского монастыря Иону с псаломщиком и богослужебными принадлежностями. Одну из главнейших своих задач отец Иона выполнил практически сразу после приезда на остров: часовня была превращена в церковь Святого Николая. Данное событие приветствовалось пушечными выстрелами и громкими криками как русских, так и самоедских поселенцев становища.

Параллельно с обустройством церковного хозяйства, отец Иона вел активную просветительскую деятельность. Видя, что религиозные представления у самоедов крайне смутны и ограничиваются большей частью верой в языческих идолов, миссионер принялся обращать их в православие. Внушив самоедам необходимость посещения храма, иеромонах превращал в своего рода урок, произнося длинные и поучительные речи о необходимости молиться, соблюдать послушание и чистоту. Кроме богослужений, обставленных с особой торжественностью, священник проводил личные беседы с самоедами.

На рубеже 1880-1890-х годов на территории обители был построен дом для притча, куда и переехали служители культа из казенного здания спасательной станции.

С постройкой дома для притча появилась возможность организовать постоянную школу для местных жителей. В 2 комнатах, снабженных большим количеством письменных принадлежностей и пособий, велось обучение самоедов. В 1895 году в школе обучалось 10 детей. Ежедневно проводилось 2 урока: 1) Закон Божий преподавал отец Иона, 2) предметы начальной школы - фельдшер Михайловский. Перед началом занятий школьники совершали краткую молитву, а по четвергам совершались молебны Святому Николаю.

5. Хозяйственная деятельность Николо-Корельского монастыря.

В условиях отсутствия помещичьего землевладения, северные монастыри, были самыми крупными хозяйствами на Севере. Монастыри владели землями, пожнями, рыбными ловлями. Все это позволяло строить красивые церкви, восстанавливать и значительно приумножать хозяйство. Наиболее прибыльный промысел - солеварение - вскоре оказался в руках у монастырей. Это придавало им здесь особое значение. Крепкие хозяйства монастырей, располагавшие богатыми запасами продовольствия, не раз спасали крестьян в голодные годы.

Кроме чисто религиозных причин интереса Русской церкви к поселениям на Новой Земле были и экономические. Со второй половины XIX столетия на богатые зверьем острова претендовали норвежские промышленники. Для большей привязки самоедов к российскому государству были приняты столь активные меры для христианизации северного края. Организация монашеского скита была поручена именно Николо-Корельскому монастырю с «целью просветить евангельским учением обитателей Новой Земли - самоедов и удовлетворить религиозные потребности промышленников». Мизерной суммы на содержание скита не хватало. Существенной помощью Новоземельской обители стали благотворительные взносы. Так, в сентябре 1891 года, анонимный благотворитель пожертвовал скиту 500 рублей на приобретение рыболовных снастей для поддержания монашеского хозяйства. Однако, после предварительного анализа от этой идеи решено было отказаться. Было признано более целесообразным заняться охотой на морского зверя, что в итоге принесло приходу хороший доход. В 1891 году скит был наделен правом пользования небольшими угодьями наравне с местными жителями.

Еще одним аспектом деятельности монастыря в Большеземельской тундре являлась организация монастырского оленьего стада. Архивные документы свидетельствуют о «передаче стада из-под присмотра священника Исадского под присмотр священника Шаньгина в 1861 году. Судя по всему, служители культа, несущие свое послушание на территориях самоедской тундры, параллельно со своими духовными функциями занимались организацией хозяйственной работы монастыря. Об этом известен лишь один факт: еще в XVI веке, по распоряжению Филиппа, будущего митрополита московского, а тогда настоятеля Соловецкого монастыря, на остров Анзер было завезено несколько пар оленей.

На примере Николо-Корельского монастыря можно убедиться в большом значении деятельности монастырей по освоению Севера России.

Заключение

Одиноко и неприглядно стоят сегодня обезглавленные церкви и колокольня Николо-Корельского монастыря, на землях которого сегодня расположился город Северодвинск. Построенные впритык к нему производственные здания и сооружения исключают в ближайшее время территориальную реставрацию замечательного древнейшего памятника истории и культуры Русского Севера.

Надвратная главная башня, срубленная над восточными воротами монастыря в 1692 году, в начале прошлого столетия была вывезена в Москву, в музей Коломенское, где она сейчас и находится. Неоднократно перестроенная башня, хотя и сохранила некоторые характерные черты грозных боевых башен, но многие конструктивные переделки сводят на нет ее оборонительные достоинства, делают ее декоративной и мирной.

Разрушенные и разоренные в годы Советской власти северные монастыри в наши дни старательно восстанавливаются.

Так Антониево-Сийский монастырь, возрожденный 15 лет назад, в наши дни является духовно-просветительским центром Архангельской епархии.

Сорок лет назад, 10 января 1967 года, на Соловецких островах был создан музей-заповедник - Мекка для туристов, исследователей и верующих. Строительство монастыря на архипелаге началось в 1558 году. Монастырь, закрытый после Октябрьской революции, в 1923 году стал Соловецким лагерем особого назначения (СЛОН). В 1939 году лагерь упразднили, на его месте разместили воинскую часть. В годы Великой Отечественной войны здесь действовала школа юнг, а с 1967 года Соловки открыли свои двери для туристов. В 1991 году монастырь был возвращен Русской православной церкви. Происшедшее в минувшем году вхождение Соловецкого музея-заповедника в международный совет музеев поможет развитию Соловков как культурного и образовательного центра.

Есть надежда на то, что и судьба Николо-Корельского монастыря не останется без внимания властей и общественности.

В настоящее время руководство предприятия «Севмаш» дало согласие своими силами реставрировать здание Николо-Корельского монастыря при предоставлении управлением архитектуры чертежей и фотографий. Хочется верить, что эти обещания не останутся простыми словами и Николо-Корельский монастырь засияет на солнце куполами своих церквей.

Список используемой литературы

1. «В Архангельском городе было построено» Шалычев А.А. Архангельск, 1994г.

2. «Севмаш», информационно-технический вестник, № 14, 1995 г.

3. «Христианский мир: религия, культура, этнос», материалы научной конференции, Санкт-Петербург, 2000г.

4. «Россия и Европейский Север в начале XXI века», сборник докладов и тезисов научно-практической конференции студентов. 2.06 2000г. г. Архангельск.

5. г-та «Правда Севера» от 11.01.2007 г.

Страницы: 1, 2