скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Русская сельская община X – начала XX века скачать рефераты

p align="left">Более того, во многих местах вырастали торжки, ярмарки, расширялась продажа сельскохозяйственными продуктами. Иностранцы отмечали обилие и дешевизну продуктов.

С конца XV в. государственное писаное право учитывало нормы, определявшие положение мирских сообществ, и регулировало в той или иной степени их отношения с верховной властью и ее представителями на местах. Жалованные грамоты великих князей и судебники 1497 и 1550 гг. законодательно упрочивали положение мирских крестьянских представительств в системе местного управления. Крестьянское владение угодьями в границах общины-волости в равной степени прослеживалось повсеместно, вне зависимости от того, были ли они черносошными, дворцовыми или входили в состав феодальных вотчин. Община-волость обладала немалыми правами, которые в значительной степени вытекали из структуры ее существования. Община-волость возглавлялась волостным сходом, который выбирал должностных лиц волости (старост, сотников, или соцких), раскладывал и утверждал возлагаемые на волость повинности. Эта демократично выборная организация обладала немалой и разносторонней властью; за ней оставались судебно-розыскные функции, сохранявшиеся со времен Русской Правды, организация выполнения государственных повинностей, распоряжение вымороченными и свободными земельными угодьями и прием новых поселенцев, надзор за состоянием общинных угодий и их охрана от внешних посягательств. Все эти хозяйственно-административные, фискальные и полицейские функции общины-волости силой обстоятельств заставляли считаться с ней и центральные дворцовые управления и местных феодалов-соседей. В лице своих выборных представителей община-волость выступала со своими жалобами непосредственно перед верховной властью. Она же охраняла сустановившийся обычай отмечать храмовые праздники с их "пирами" и "братчинами", на которых могли обсуждаться и решаться местные дела. Вместе с тем актовые источники XTV-XV вв. позволяют судить об определенном этапе в истории сословной крестьянской организации в системе феодального государства, в котором именно общинное землепользование, как это ни парадоксально, облегчило верховной власти, не встречавшей сопротивления частных земельных собственников, объявить себя верховным собственником земли, сохраняя за общинами функции местного самоуправления и тем самым инкорпорируя их в систему государственного управления. Следует иметь в виду, что этот этап заложил в крестьянском самосознании глубокий след - двойственная основа земельного права навеки оставалась в сознании крестьян-общинников, а общинная организация оставалась основой сельского существования и хозяйствования, несмотря на серьезнейшие изменения в дальнейшем крестьянского бытия.

XVI век положил начало трансформации общинной организации. Именно с этого времени начались массовые расхищения волостных земель все более и более умножавшимися помещиками. Создание поместной системы привело к гибели общину-волость в центральных уездах России. Община из волостной организации превращалась собственно в сельскую и замыкалась в своей деятельности границами частнофеодальных владений, а жизнь крестьян-общинников регламентировалась "кодексами" помещиков и вотчинников, о чем можно судить по сохранившимся материалам более позднего времени (XVII-XVIII вв.).

В областях, где поместное замлевладение не получило развития, община-волость продолжала существовать, местами вплоть до второй половины XIX в., в ее истории основным мотивом становится борьба с все более усиливавшейся бюрократизацией местного управления. Общины-волости сохранились прежде всего в северной, заволжской части России, в Поморье - от Карелии до Урала. До середины XVI в. местное управление в этом регионе возглавлялось присылавшимися из Москвы кормленщиками, с которыми общины-волости, отстаивая свои прерогативы, вступали в острые противоречия.

Экономика сельских общин укрепилась до такой степени, что выдержала многократный рост государственных поборов в середине XVI века.

В середине XVI века начал своё правление Иван IV (Грозный). Совершенствовались органы власти, поручения превращались в “приказы”. Местное управление находилось в руках наместников, а в более мелких округах - волостей. Те и другие содержались общинниками “кормились” за их счет. За ними укрепилось название “кормленцев” они осуществляли суд на местах. Населению не нравилась такая власть, доходило до открытых выступлений.

Работая на барина, селяне использовали свой инвентарь, лошадь, приходилось трудиться с утра до ночи. Система “кормлений” была отменена на местах, было указано выбрать губных старост и городовых приказчиков из числа дворян.

Иван IV в 1549 г. созвал первый в истории России Земской собор. Кроме бояр, дворян, духовенства на совет были выборные от посадов и черносотенных крестьян. В 1550г. был составлен новый Судебник, подтвердивший существование Юрьева дня для крестьян. Уход от господина был обставлен уплатой “пожилого” помещику за потерю им рабочих рук. Дворянство получило право суда.

В 1565г. Иван Грозный учредил опричнину - выделил значительную часть государства в особое личное владение. Оставшаяся территория была названа земщиной. Её обложили тяжкими налогами на содержание опричнины.

По указу царя сформировалось опричное войско. Опричники вели себя на родной земле как разнузданная орда. Казни, ссылки стали нормой.

Успешное развитие России в I-ой половине XVI века сменилось в года правления Ивана грозного хозяйственным упадком.

Глава 4. Крепостное право

В начале 80-х годов XVI века был отменён Юрьев день, объявляются запретные годы для ухода крестьян от владельцев. С той поры пришла пословица “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!” В начале 90-го года вводится указ о закрепощение крестьян, т.е. прикреплении их к владельцам и земельным участкам. Это уже было КРЕПОСТНОЕ ПРАВО. Побеги из владений не прекращались. Крестьяне уходили в Поволжье, на Дон, в Казачество, которое жило по своим законам и беглых не возвращало. Назревали серьёзные общественные потрясения, вызванные усилением угнетения крестьянства. ”Чёрные” земли переходили к феодалам. Общины сообща боролись за свои земли, подавали жалобы Московской власти, но успеха не добивались.

Новым делом стало проведение государственного учёта земли. Их описание с указом владельца и размер угодий (писцовые книги). Эти документы служили основанием для обложения сельских общин налогами. Одновременно они закрепляли крестьян за владельцем. Сыск беглых проводился согласно записям в этих книгах. Земской собор созывал на собрания различные слои населения, крепостных крестьян на собор не приглашали.

В 1601 - 1603 гг. страну поразили стихийные бедствия. Три года были неурожаи: то шли нескончаемые дожди, то ударили сильные морозы. Голод стал всеобщим. Люди разбегались, кто куда мог и за беглыми уже не гонялись.

После Смуты Россия находилась в разорённом состоянии. Помимо возрождения покинутых и пострадавших населений в XVII веке наблюдался рост населения в новых местностях. На черноземные земли устремились беглые крестьяне, новые сельские общины создавались в Поволжье, расширилась пашня на русском севере, Урале, Сибири.

Земледелие начало расти за счёт увеличения пахотных угодий. Урожайность росла медленно. В старых областях продолжает распространяться трёхпольный севооборот с навозным удобрением, на окраинах пашню возделывали более простым способом, временно забрасывая свои участки “на отдых”.

XVII столетие знаменательно усовершенствованием сельскохозяйственных орудий.

Сохи под влиянием разных условий и опыта делают различными по форме. Появляется одна из самых лучших разновидностей сохи - косуля, трёхзубая соха была шагом вперёд в технике хлебороба.

Развивалось животноводство, появились новые мясомолочные породы коров - холмогорские и ярославка, новая порода романовских овец. Сельские жители так же занимались огородничеством, садоводством, пчеловодством, рыболовством, охотой.

53 % крестьян проживало во владениях вотчинников и помещиков. 16 % церкви, 9 % двора. Черносошных (государственных) крестьян было не более 21 %, т.е. до 80 % крестьян было в зависимом, крепостном состоянии.

Большую часть среди владельцев земли составляли мелкопоместные дворяне, но были и крупные владельцы. Например, боярин Морозов имел 33 сел в 19 уездах помимо того, что крепостной не имел собственности на землю, на которой “сидел”, его имущество могло быть по суду передано должнику хозяина. Семью крепостных, принадлежащим разным помещикам, могли разделить как имущество. Крепостного можно было продать, обменять на собаку, проиграть в карты. А так как помещики стали чаще заводить собственное хозяйство, они принуждали к труду на барском поле, что называлось барщиной. Крестьянин работал на барина, используя свой инвентарь, лошадь в самые благоприятные погодные условия. Хлеб к тому времени становился товаром. На рынке продавался и помещичий хлеб и крестьянский, а так как барин использовал даровой труд, возникали противоречия. Натуральные основы феодального хозяйства подрываются. Наряду с сельским хозяйством крестьяне начинаются заниматься производством ремесленной продукции: добычей и обработкой железной руды, мыловарением, кочевничеством. Село Иваново производило ткани.

Во второй половине XVIII в значительно усилились новые черты хозяйственной жизни страны связанные с упадком феодализма и утверждением капитализма. В промышленности большую роль играли мануфактуры. Среди мануфактурных рабочих многочисленную группу составляли крепостные крестьяне, отпущенные помещиками на заработки. Помещики оценили этот источник дохода. Крепостной в виде оброка отдавал барину часть заработка. Положение “благородного” обязывало жить барина на широкую ногу. На подведомственные ему сельские общины возложены были дополнительные трудовые и денежные повинности. Барщина достигла 4-6 дней в неделю, оброк увеличился в 3-5 раз. Общины не выдерживали и беднели. В погоне за дополнительным источником доходов помещики заводили различные предприятия. Это приводило к нарушению натуральных устоев помещицкого хозяйства, феодальные отношения вступали в стадию упадка. Происходит расслоение деревни на крестьян - бедняков и богатую верхушку пре успевающих, которые ведут торговлю, обзаводятся мануфактурами, они используют труд своих односельчан. Самые богатые из них уплачивали большие деньги и выкупались на волю.

Многие сёла превращаются в центры неземледельного производства. Распространяется производство хлеба на продажу. Но положение сельских общин и их жителей было все же очень тяжёлым. Крепостное право принижало крестьян до положения рабов. Правительственные указы предоставляли помещику право ссылать крестьян в Сибирь, отправлять на каторжные работы. Помещики торговали “живым” товаром. Истязания некоторых помещиков и их приказчиков были безмерны. Например, помещица Салтыкова замучила насмерть 139 человек. В 1762г. отдана под суд. В 1768 году приговорена к пожизненному заключению в тюрьму при монастыре, где и умерла.

Произвол крепостников достиг крайних пределов.

Некоторые помещики покупали за границей сельскохозяйственные машины, но эти новшества, основанные на подневольном труде, приносили мало пользы.

Государственные крестьяне платили подати, терпели поборы и произвол властей, но в сравнении с помещиками свободно распоряжались своим трудом. Сибирские крестьяне, не знавшие крепостничества, имевшие много земли и леса, жили зажиточнее, чище. Сибиряки строили просторные избы, иногда в два этажа, хорошо одевались, пили чай, в те времена доступный не всем. Во времена царствования Петра I на долю народа выпали гигантские трудовые усилия. На все преобразования требовались деньги. Вводились новые поборы с населения. В начале XVIII века существовали должности “прибыльщиков”, которые придумывали с чего бы ещё взять налог или пошлину. Была проведена налоговая реформа. Всё мужское население страны было переписано, а потом проведена проверка правильности переписки - ревизия. После этого сумма, необходимая для содержания войск, была разделена на число душ мужского пола, так возникла подушная подать вместо прежнего подворного обложения. Она была тяжелей повинностей и не освобождала от повинностей барину. Дворяне же освобождались от налогов. Они укрепили свои позиции в качестве земельных собственников и душевладельцев. Указ 1714 года ликвидировал разницу между поместьем и вотчиной. Все владения превратились в наследственную собственность.

Нововведения Петра I в быту (брить бороды, носить одежду европейского типа и т.д.) почти не затрагивали крестьян, не нарушая вековых традиций миллионов людей. Но эти нововведения усиливали разрыв между высшими и низшими слоями общества. Пётр I заботился о хороших манерах дворян, но и не забывал учить “как смирять и унижать” своих “рабов”.

В XVIII веке продолжалось распространение христианства. Иногда крестили волости без всякой подготовки населения.

Тяжёлая доля крепостного крестьянства заставляла их надеяться на “доброго царя”. Вследствие этого крестьяне поверили самозванцу Емельяну Пугачёву и активно шли под его знамёна с топорами, вилами, косами. Восстание охватило сотни селений, пылали помещичьи усадьбы. Но восстание было подавлено, Е. Пугачёв казнён. Крестьянская война потерпела поражение.

В начале XIX века в России господствовал сословный слой, самым многочисленным сословием было крестьянство. В общинах развивались кустарные промыслы наряду с земледелием, огородничеством и животноводством. Рост промышленности в городах порождал отток населения из сёл. Общины начали уменьшаться. Подготовка отмены крепостного права начинается с 1857 года, создаются комитеты, разрабатывающие проекты. Крестьяне же были полностью отстранены от дела, касающегося их интересов. 19 февраля 1861 года было подписано “Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости” и Манифест, возвещавший отмену крепостного права. Ввелись сельские и волостные органы правления. Но крестьянская реформа была проведена, прежде всего, в интересах помещиков, так как в отрезки земли, принадлежавшие крестьянам, попали худшие земли, и им приходилось по прежнему платить оброк и барщину помещику за работу на хороших землях.

Глава 5. Община в XVIII - начале XIX вв.

В законах 1861 года община была оформлена как сельское общество.

Крестьянская община являлась экономическим объединением и низшей административной единицей.

Община распределяла землю среди своих членов, устанавливала правила как использовать пастбища и леса. Закон возлагал на общину обязанности по распределению налогов и сохранению порядка.

Сельский сход решал все важные дела, на них избирался сельский староста. Община строилась на сочетании коллективного землевладения и отдельного ведения хозяйства каждым двором. Община землёй владела черезполостно. Каждый двор получал полосы хорошей и плохой земли, ближней и дальней, на пригорке и в низине. Земля распределялась по числу душ мужского пола. Если рождался мальчик, он получал надел, если умирал мужчина, общество отнимало надел. Такие распределения назывались частными переделами. Но число родившихся превышало умерших, поэтому производился общий передел примерно раз в 12 лет. Некоторые же общины вообще не производили переделов, и никто не знал почему, в одной деревне делали передел, в другой - нет, хотя они были соседними. Но и переделы постепенно ушли в прошлое.

Реформа 1861 года, несмотря на тяжесть выкупных платежей и эксплуатацию со стороны помещиков, ускорило переход крестьян от застойного натурально-потребительского хозяйства к товарно-рыночному.

Одной из функций общины была развёрстка податей и повинностей между дворохозяйствами. В случае недоимок с отдельного двора, за него должна была платить вся община. Но община обычно, старалась не доводить до этого и использовала ряд средств воздействия на недоимщиков: могла продать часть зерна с полос недоимщика, продать часть имущества, послать на заработки в город и даже отдать в рекруты.

Высшим органом крестьянского самоуправления на уровне деревенской общины являлся сход дворохозяев. Решения о мерах против недоимщиков принимались исключительно на общих сходах.

Мир выносил решения по мелким судебным делам, не передавая дела в волостной суд. Приговор нередко тут же и приводился в исполнение: «Парень набедокурил, уличён в мелкой краже - его свяжут, приведут и выпорют».

Выборными органами общинного самоуправления были волостной старшина, староста и деревенский старшина.

Деревенский старшина не являлся официальным лицом и исполнял функции связанные с общей хозяйственной и духовной жизнью общины.

Староста был официальным лицом, избирался на общем сходе сельского общества, куда входили несколько деревенских общин, здесь же ему назначалось определённое годовое жалованье. На сельских старост, в своих действиях опирался волостной старшина, они выполняли все его поручения.

Примечательна речь одного из вновь избранного в 1872 году волостного старшины перед сельскими старостами: «Достопочтенные старосты сельских обществ! Видя единодушное желание волости иметь меня старшиною и зная её незавидное положение, я принял должность и священную присягу исполнять предстоящие мне обязанности согласно своему долгу; но я не надеюсь и не буду в состоянии исполнить своего долга без вашего содействия. Каждый из вас избран своим обществом, как я избран волостью… Так будем же, насколько хватит у нас сил и умения, исполнять свои обязанности - заботиться об общей пользе, прекращать споры и тяжбы, искоренять разврат и пьянство, заботиться, чтобы все в точности исполняли лежащие на обществах денежные и натуральные повинности, приводить в исправность дороги, внушать крестьянам чтобы заботились бы о хорошем воспитании своих детей, любили бы Бога, своего Государя и начальство, которые особенно пекутся о всех нас и жалуют, чтобы все мы были счастливы и благополучны».

В мае 1905 года образуется Всероссийский Крестьянский Союз, съезд Союза высказался за отмену частной собственности на землю, и передачу её в общую собственность народа.

9 ноября 1906 года был издан указ о свободном выходе крестьян из общины, положивший Столыпинской аграрной реформе начало. Главной её целью стало создание широкого слоя крепких хозяйств фермерского типа (кулатских). Эти хозяйства должны были расширить состав среднего класса России. Создать такие хозяйства, реформаторы пытались путём разрушения общины и насаждёния частной крестьянской земельной собственностью. Разрешено было покупать и продавать землю, это способствовало отливу бедных крестьян из деревни и расширению кулатских хозяйств. Крестьянский банк выдавал ссуды на покупку земли. Малоземельные крестьяне переселялись на новые территории: Сибирь, на Урал. В 1917 году в июне реформа была приостановлена. Она не решила поставленных перед ней задач. Крестьяне неохотно переходили к новому способу хозяйствования, так как был большой риск и вычлененность из общины. Крестьянин должен был сам решать проблемы, а специфика ведения крестьянского хозяйства была основана на коллективном решении проблем. Общины пользовались системой чересполосицы: в знойное время хороший урожай ожидали в низинах, в дождливое - на возвышенностях; в засушливых районах общая собственность на землю облегчала решение водоснабжения. Создание хуторов уничтожало сложившуюся веками систему хозяйствования общин.

К 1 января 1916 г. из общин вышла около 2,5 млн. крестьян с 17 млн. десятин земли, что составило всего 26% от общинных дворов и 15 % общинного землевладения. Продавшие землю крестьяне разорялись, а кулакам не хватало средств на организацию хозяйства на новых хуторах.

Кулачество возникло в крестьянской среде в ходе развития товарного производства и оставалось верхушечной, зажиточной частью крестьянства до тех пор, пока последнее сохраняло черты докапиталистического класса-сословия. В России Кулачество стало складываться как класс после крестьянской реформы 1861. К началу 20 в. оно представляло собой самый многочисленный слой капиталистических эксплуататоров: кулацкими были до 1/5 крестьянских дворов. Кулаки с помощью аренды и покупок завладевали крестьянскими, помещичьими и казёнными землями. В их хозяйствах концентрировалась значительная часть с.-х. машин и орудий, поголовья рабочего и продуктивного скота. Они производили до 50% товарного хлеба, владели торгово-промышленными заведениями, содержали трактиры, занимались ростовщичеством, сдавали внаём бедноте рабочий скот и инвентарь под отработки, нанимали батраков. Всё кулацкое накопление было результатом беспощадной эксплуатации деревни, в особенности бедноты и батрачества. Кулачество использовало крестьянскую общину как средство для прикрытия кабальных методов эксплуатации, но для организации капиталистического производства в земледелии община была помехой. Крепостнические пережитки мешали капиталистическому накоплению. Отсюда враждебность Кулачество к помещикам. Против помещичьего гнёта Кулачество выступало как часть крестьянства, остававшегося ещё классом-сословием в той мере, в какой сохранялось крепостничество. Внутри крестьянства возникла и росла социальная война между Кулачество и с.-х. пролетариатом. Эта - «вторая», по Ленину, - социальная война в российской деревне была подчинённой по отношению к «первой» - к социальной войне всего крестьянства против крепостничества, но она уже стала одним из факторов, определявших социальное развитие деревни. После Революции 1905-07 царизм проведением Столыпинской аграрной реформы основательно подорвал общинное землевладение и укрепил Кулачество, стремясь в его лице создать себе прочную опору.

Столыпинская реформа возбудила недовольство в деревне, усугубило противоречия между старым укладом и новым способом ведения хозяйства, между бедными и богатыми общинниками и хуторянами.

В межреволюционный период приходят к мировым судьям, избираемым уездными земскими собраниями. Было введено земское самоуправление.

Но все вопросы, оставшиеся после 1905-1907гг. в отношении земли, крестьянства, общин и в целом аграрный вопрос, остались нерешёнными, а начало мировой войны усугубило их неразрешённость. Из общин забирали мужчин, угодья сокращались, общины беднели. Участие в войне стоило России 2 млн. человек, ещё 5 млн. было ранено или попало в плен. Вызванный войной кризис охватил все сферы жизни российского общества и тяжело лёг на плечи русских сельских общин. Обязательной в общественном мнении общины была общая трудовая помощь в пользу пострадавших: погорельцев, тех, у кого не уродился хлеб, заболевших и др. В тяжелые годы первой мировой войны многие общины принимали решение о «круговой поруке рабочими руками и предметами сельского хозяйства при обработке и засеве полей».

Всё это привело к крушению империи и установлению нового режима.

Таким образом, русская сельская община просуществовала на Руси тысячу лет, до XX века.

Литература

1. “История” - Ростов - на Дону “Феникс “ 2004 г.

2. “Большая школьная энциклопедия” - Москва “Омега-Пресс” 2002 г.

3. “История России (XI - XX вв.)” - под редакцией доктора исторических наук А.Ю. Дворниченко - Москва “Гардарики” 2003 г.

4. “Живица” - В. Пелихов - Москва “Молодая гвардия” 1989 г.

5. В.И. Ленин Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11, с. 282-83.

6. Бруцкус Б. Обобществление земли и аграрная реформа. - Русская мысль, 1917, N 11-12, с. 62.

7. Н. Верт «История советского государства» Москва "Прогресс" 1992 г.

Страницы: 1, 2