скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Россия и русские в мировой истории скачать рефераты

p align="center">2 Вечная проблема в новом контексте

По-новому остро проблема исторического своеобразия России и ее месте в мировой цивилизации встает в наши дни. Именно сейчас (в который раз!) решается вопрос о дальнейшем историческом пути России. Не случайно еще правительство Б.Н. Ельцина, первого президента новой России, поставило проблему поиска «новой национальной идеи», которая так до сих пор и не выработана. Разница с прошлым только в том, что в середине XIX века Российская империя была ведущей европейской (что в то время означало мировой) державой, могущественным и грозным «жандармом» Европы (не случайно, книга Кюстина проникнута страхом перед ней, а Чаадаев, несмотря на весь свой, скепсис никогда не опускается до презрения), а сейчас наша страна, хотя и входит в десятку ведущих мировых держав, реально экономически и политически далеко уступает своим партнерам. Проблема же эти только усугубляется. Демографическая и социально-экономическая ситуация у нас такова, что вообще встает вопрос о перспективах дальнейшего развития России и все прогнозы на этот счет (особенно это касается западных специалистов) достаточно мрачные.

В связи с этим появляются книге, в которых традиционные оценки роли России на мировой арене в большой исторической перспективе кардинальным образом пересматриваются. Речь идет, в первую очередь, о книге Наталии Алексеевны Нарочницкой «Россия и русские в мировой истории». Ее автор - доктор исторических наук, эксперт в области международных отношений и внешней политики России, специалист по США и Германии, выпускница МГИМО РФ, которая на протяжении нескольких лет работала в Секретариате ООН в Нью-Йорке, а в 2004 - 2007 гг. являлась депутатом Государственной Думы РФ от блока «Родина», учредитель и президент Фонда исторической перспективы. Ее книга - масштабное научное исследование мировоззренческих и геополитических аспектов истории России, но ее необычность для современности в том, что сложнейшие проблемы ХХ века (две мировые войны, Версальский мир, мировой «восточный вопрос», революция 1917-го и революция 1991-го, «холодная война» и др.) рассматриваются в книге с позиций православного мировоззрения. В мировой научной историографии это первый крупный опыт с подобным методологическим заданием. «Христианское толкование истории, - пишет Нарочницкая, - своей универсальностью связывает воедино... рационализм постмодерна и эсхатологичность христианского мира, позволяет найти корни самых современных идеологий и политических доктрин.., дает возможность почувствовать смысл универсалистских проектов ХХ века и соперничество двух версий глобального сверхобщества - коммунистического и либерального, обнажить их антихристианский характер» [8]. Кроме оригинальной трактовки отечественной и мировой истории и огромного нравственно-воспитательного значения, книга имеет и другой существенный плюс - написана она очень простым языком, доступным для читателей самого разного уровня, что делает книгу чрезвычайно привлекательной для использования в школе, как в качестве дополнительного материала к урокам (и для учителя, и для учеников), так и пособия для организации спецкурса с одноименным названием.

Книга, действительно, очень интересная. Не случайно, она вызвала большой общественный резонанс, а многие главы из нее выложены в открытом доступе в Интернете.

Понимание роли России в мире, развиваемое Нарочницкой, обостряет сознание того, что мы подошли к еще более глубокому всемирно-историческому рубежу, чем великие географические открытия или появление машин и первый технологический переворот. Завершается история индустриальной цивилизации потребления, стоящей перед исчерпанием главного невозобновляемого источника своей энергии - нефти. С развитием информационно-коммуникационных технологий перестраивается все воспроизводство жизнедеятельности Homo sapiens. В этих условиях призвание России неотделимо от того, чем оно являлось на протяжении веков. Со времен Ивана III, создавшего самое могущественное государство Европы, Россия служила главной удерживающей силой мирового равновесия: служила уникальным «осевым» положением своей территории, сокращая пути торговли и перекрывая дороги войне, но больше всего служила гением и мужеством своего народа [1].

Впечатляет обилие в книге фактологического материала, приведенных высказываний самых различных политиков, мыслителей настоящего и прошлого, при оригинальной трактовке их позиций, во многом отличной от общепринятой в либеральной или патриотической политологии и печати. Но привлекательно в данной работе и то, что практически каждый ее раздел, являясь кирпичиком в здании стройной мировоззренческой концепции, представляет собой почти самостоятельное исследование на темы, которые каждая в отдельности заслуживали бы детального изучения, давая при этом большой простор для самостоятельного размышления с использованием предлагаемого автором метода, дабы вновь утвердится в его правильности.

Чтобы исполнить в наступившем веке свое призвание, чтобы сохранить самобытные черты великого народа, русским предстоит восстановить духовно-историческую преемственность нынешнего поколения с тысячелетней Россией. Этим аккордом Нарочницкая и завершает свою книгу [Там же].

Нужно, однако, помнить, что данное сочинение не только историческое, но, прежде всего, историософское, в русле знаменитых трудов начала XX века Геополитическая концепция, развиваемая в работе Н.А.Нарочницкой, опирается на идеи русских мыслителей и исходит из православного видения мира и Промысла Божия в нем, и в этом смысле дает не только блестящую альтернативу антирусскому по своей сути проекту модного (особенно у исламистов) «евразийства» - такая цель была бы слишком мелкой для этого выдающегося труда. Но, как уже говорилось, каждая из тем, рассмотренных в книге, представляет обширное поле для дальнейшего развития и изучения, создавая замечательную возможность выстроить подлинно российскую школу геополитики без либеральных, марксистских или евразийских «примесей». В этом смысле книга «Россия и русские в мировой истории» может стать учебником для каждого, кто ищет русский ответ на вызовы и противоречия рубежа двух тысячелетий. Беляков Олег. Книга в контексте эпохи: Наталия Нарочницкая. «Россия и русские в мировой истории» / Олег Беляков // Интернет-журнал Сретенского монастыря. - 27.11.2002. - - Адрес в Интернет: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/rossia-i-russkie.htm, и, как всякая философия, не может быть понято однозначно, нуждается в комментариях. Благо, здесь нам помогает сам автор, весьма охотно объясняющий и разъясняющий в различных СМИ свою мировоззренческую позицию. Так в одной из своих ранних статей Нарочницкая пишет:

«Путь русского народа в мировой истории удивительно отражает судьбу человека и человечества в православном нравственном поиске: сначала обретение истины и смысла исторической жизни, отступление от нее - падение, саморазрушение, - затем осознание грехопадения и поиск спасения. Редкий народ христианского мира демонстрирует с такой поразительной наглядностью библейские пророчества и христианское толкование истории. Может быть, русские как нация все еще обладают соборной личностью - душой народа, сохраняющейся в его взлетах и поражениях, в его поисках и заблуждениях. Не это ли позволяет говорить о мессианизме русской идеи? Не это ли придает историософский смысл российскому великодержавию, способному удерживать мир от энтропии, от смешения Добра и Зла, от теплохладности... Но именно поэтому все силы мирового зла брошены на то, чтобы Россия и русские никогда не восстановили себя как историческое явление» [6].

3 Что же нам делать?

Вопрос, вынесенный в заглавие данного раздела работы двусмыслен. С одной стороны, он закономерно возникнет у учащихся, достаточно глубоко окунувшихся в данную проблему и однозначного ответа на него быть не может - это вопрос для нас всех, кто хоть как-то идентифицирует себя с Россией и русской культурой, а свою частную жизнь, так или иначе, осмысливает в широком контексте российской истории. Научить на уроках именно такому восприятию современных российских проблем - глобальная и почти уже невыполнимая задача учителя. С другой стороны - это вопрос для нас - учителей: как построить урок так, чтобы заставить ученика, подростка, всерьез задуматься о таких глобальных проблемах, привить ему вот эту широту взгляда на мир, вырвать его из тесных рамок бытовой суеты на уровень историософских размышлений, до которых сейчас поднимется далеко не каждый взрослый.

Прежде всего, на мой взгляд, надо уметь отталкиваться от быта, в который мы все постоянно погружены и для этого можно использовать известный и открытый еще в начале XX века литературоведом В.Б. Шкловским художественный прием отстранения - то есть попытаться взглянуть на обыденное со стороны - свежим, незамыленным взглядом. Спросите у учеников, коли встал вопрос о России и ее месте в мировой истории, а что есть русского вокруг нас, не поздно ли мы вообще задаем себе этот вопрос? Может он уже архаичен, может все наше родное национальное уже давным-давно растворилось в заимствованном и чуждом? И действительно, если оглянуться вокруг, не трудно заметить, как мало осталось национально-самобытного в нашей повседневности. Потом же мы удивляемся, почему наши дети не растут патриотами своей страны. Мы все сами ходим в иностранной одежде, слушаем иностранную музыку, смотрим иностранные фильмы, едим иностранную пищу (пицца, хот-доги, шаурма и т.д.), сплошь и рядом используем иностранную технику, говорим на тарабарском языке, перегруженном англицизмами и т.д. и т.п. Что это? Издержки диалога культур или простая культурная ассимиляция? В свое время славяне и русские ассимилировали много малых народов, теперь ассимилируют нас. Вот от чего надо отталкиваться и начинать урок о самобытности русского исторического пути. Где она сейчас эта самобытность? На бытовом уровне, в котором проходит большая часть нашей жизни она незаметна. Более того, становится ясно, к чему мы пришли, а что будет дальше с Россией - непонятно совершенно. В плохое же, несмотря ни на что, верить не хочется.

Выводы, которые можно сделать из даже этого простого наблюдения, могут быть очень мрачные. Именно здесь, на бытовом уровне зарождается агрессивный зоологический национализм, ярчайшим выражением которого среди молодежи являются современные неофашисты-скинхеды. Важно показать тогда учащимся, что даже сейчас, когда, казалось бы, все понятно, существуют различные и весьма аргументированные точки зрения, несовпадение которых даже в наше, в общем-то, мирное время может привести (и приводит) к большому кровопролитию.

Эти точки зрения не только нельзя замалчивать, что зачастую у нас и делается - и не только в школе, но и в СМИ - их необходимо разобрать, проанализировать, чтобы понять, кто прав, а кто виноват.

Приведу пример (который можно привести и на уроке), опять же из переписки автора книги «Россия и русские в мировой истории» со своими читателями.

Вот одна точка зрения:

Уважаемая Наталья Алексеевна! Мне кажется, что политическая элита России ведет свою страну в тупик, из которого выйти будет нелегко и если такая стратегия продолжится - перспектива нулевая. Россия поддерживает сепаратистские режимы по всему постсоветскому пространству (Карабах, Абхазия, т.н. Южная Осетия, Приднестровье). Двойные стандарты стали для действующего режима главными во внешней политике России. К чему это может привести страну?- только к изоляции от цивилизованного мирового сообщества, их неуверенности в завтрашнем дне и как итог - полной изоляции России. В стране однопартийная система, процветает коррупция, у президента неограниченная власть, в небе на Кремлевских башнях светятся рубиновые звезды, несколько ниже покоится Ленин, а общество самозабвенно поет гимн Советского Союза (в прямом и переносном смысле). Я не удивлюсь, если, в ближайшее время, на площади Дзержинского восстановят памятник выдающемуся палачу всех времен. Сколько же можно надувать щеки и грозить всем кто думает несколько иначе, чем этого хочет Россия! Нас обливают грязью, нас пинают, к нам придираются - возмущаются сыны Отечества. Запад и весь цивилизованный мир ночи не спит и только об одном мечтает, как уничтожить Россию - абсурд..? - конечно, но в это искренне верят, а власть подогревает такого рода настроения. И что в итоге - друзья России: Иран, Ирак, КНДР, Венесуэла, Сербия и т.д. и т.п. Один французский философ как-то написал: «Для торжества зла надо, чтобы порядочные люди сидели сложа руки...» Так не сидите, мои дорогие, ведь это ваша страна, ваша гордость и любовь! (Гурам Куциава Тбилиси, 10.06.2008) [5]. Естественно, она имеет право на существование.

А вот другая:

Тотальная изоляция губительная для России. Но также вредоносно и ее насильственное обезличивание, к чему призывают наши либералы. Вопрос вопросов: модернизация без тотальной вестернизации. Вот те узкие врата, через которые мы должны пройти, работая и с Западом, и с Востоком. Для Востока мы всегда будем Западом, а для Запада мы всегда будем Востоком. Мы слишком большая величина, чтобы ставить себя перед такой упрощенной дилеммой. А Западу пора признать, что мир и мировое сообщество -- это все без изъятия мировые культуры и цивилизации. <…> Это значит, что общество религиозное, и общество секулярно-либеральное, абсолютно равночестны перед лицом международного права и между ними нет отношений низшего и высшего, прогрессивного и отсталого. (Из интервью Н.А. Нарочницкой православному Интернет-изданию «Катехизис.Ру») [Там же]

Целесообразно обсудить в старших классах и подтолкнуть ребят к тому, чтобы они сами сделали выводы. По поводу первой цитаты необходимо обратить внимание на дату высказывания. Оно было сделано незадолго до трагических событий августа 2008 года - вторжения грузинских войск в Южную Осетию, что само по себе перечеркивает очень многое из того, что было заявлено выше. Может быть, после этого автор и изменил свою точку зрения. Впрочем, совсем эти два высказывания противопоставлять не стоит.

Не трудно заметить, что оба автора говорят (конечно, в разном контексте) о недопустимости самоизоляции России от мирового сообщества, то есть поднимают, по сути, ту же проблему, о которой говорил еще Чаадаев. Вот так, логично перейти от злободневных культурных и политических проблем к истории и тогда сам по себе отпадет у старшеклассников закономерный вопрос, зачем все эти отвлеченные философские рассуждения о том, что, казалось бы, никакого отношения к повседневной реальности не имеет (ведь не секрет, что современные молодые люди - прагматики - сама жизнь заставляет их быть такими). Оказывается имеет, и не такие уж они отвлеченные.

Заключение

Вопросы, затронутые в данной работе, конечно, чрезвычайно сложны и не предполагают однозначного ответа. То, что случилось с Россией и русскими в XX веке не имеет ни юридических, ни исторических прецедентов в мире. Речь идет не о рассеянии в чужих странах, не о вхождении в состав уже давно сложившихся иных государств на условиях, признаваемых юридическими нормами своей эпохи (тогда превращение в национальные меньшинства естественно и правомерно), а о «произвольном разделении единого русского народа на территории его собственной исторической государственности». Чего же хочет Запад? Является ли он нашим врагом или другом? Как нам относится к Востоку? Не менее реальна, например, угроза со стороны Китая, который сейчас вроде бы является нашим партнером, но одновременно осуществляет свою «ползучую» экспансию в нашей Сибири? Н. Нарочницкая считает, что у России в мире ни друзей, ни врагов. У всех свои политические (vs. эгоистические интересы).

Запад хочет, прежде всего, вовлечь потенциал России в собственные цели мировой истории. Ибо для так называемого «устойчивого развития» в ХХI веке необходимо уже невозможное для Запада сочетание факторов: собственные ресурсы полного обеспечения; военная мощь, исключающая посягательство на эти ресурсы; экономика, максимально независимая от поставок извне; высокий образовательный уровень населения и полный цикл научных исследований; неперенаселенность и внушительная территория, относительно невысокий уровень потребления и потребностей, позитивный потенциал в свете не подвластных человеку изменений на планете (потепление).

В мире существует только одна такая страна - Россия, которая даже после чудовищных экспериментов ХХ века имеет возможность продолжить самостоятельное развитие в мировой истории как равновеликая Западу духовная, культурная, геополитическая сила. Увы, оправдываются самые горькие суждения И. Ильина о том, что именно такая Россия Западу не нужна, как и его прогнозы в отношении «зложелателей закулисных», которым «нужна Россия с убывающим населением», для чего они будут соблазнять русских всем, что приносит хаос и разрушение, и немедленно обвинять их в «мнимом империализме», «фашизме», «реакционности и варварстве» при любом сопротивлении. Вымирание русских уже стало реальностью (это явление свидетельствует всегда не столько об оскудении условий жизни, как о разочаровании в ее смысле для народа, вытесняемого на обочину истории). Нынешняя демографическая катастрофа русских влечет сокращение их численности вдвое через 25 лет. Но Россия «с убывающим населением», не управляющая своим будущим, провоцирует грядущий геополитический передел огромной части мира. Что касается исторических взаимоотношений Россия - Запад, то если взглянуть трезвым объективным взглядом, как это сделал, например, известный культуролог А. Тойнби: «Хроники вековой борьбы между двумя ветвями христианства, пожалуй, действительно отражают, что русские оказывались жертвами агрессии, а люди Запада - агрессорами значительно чаще, чем наоборот» [9].

В заключение хотелось бы привести слова В.О. Ключевского, одновременно либерала и пламенного патриота России, о непреходящей актуальности поставленной нами проблемы: «Здесь историческое изучение своими конечными выводами подходит вплоть к практическим потребностям текущей минуты, требующей от нас, от каждого русского человека отчетливого понимания накопленных народом средств и допущенных или вынужденных недостатков своего исторического воспитания. Нам, русским, понимать это нужнее, чем кому-либо. Вековыми усилиями и жертвами Россия образовала государство, подобно которому по составу, размерам и мировому положению не видим со времени падения Римской империи. Но народ, создавший это государство, по своим духовным и материальным средствам еще не стоит в первом ряду среди других европейских народов. По неблагоприятным историческим условиям его внутренний рост не шел в уровень с его международным положением. Мы еще не начали жить в полную меру своих народных сил, чувствуемых, но еще не вполне развернувшихся, не можем соперничать с другими ни в научной, ни в общественно-политической, ни во многих других областях. Достигнутый уровень народных сил, накопленный запас народных средств - это плоды многовекового труда наших предков, результаты того, что они успели сделать. Нам нужно знать, чего они не успели сделать; их недоимки - это наши задачи». Ключевский В.О. Сочинения: в 9-ти тт. Т.1. Курс русской истории. Ч.1. - М.: 1987. - С.60-61.

Примечания

Страницы: 1, 2