скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Российское просвещение в XIX веке и его роль в цивилизационном обновлении страны скачать рефераты

p align="left">Тем не менее, мы не склонны преуменьшать значение реформ Алексанра II Освободителя, поскольку, так или иначе, благодаря им возникла благоприятная возможность формирования подлинно русской патриотической интеллигенции и подлинно русского консерватизма, связанного с настоящей национальной традицией. Мы можем назвать здесь самые крупные фигуры русских традиционалистов второй половины XIX в. Это Н.Страхов, К.Леонтьев, Н.Данилевский, Д.Менделеев, Л.Тихомиров, Ф.Достоевский, К.Победоносцев. Мало того, уже сама крестьянская среда могла выдвигать собственных интеллигентов и интеллектуалов, собственный образованный и культурный слой. А это обстоятельство рано или поздно привело бы, если бы не большевицкий переворот, к созданию подлинно патриотического политического русского движения, когда в нем соединились бы дворяне-традиционалисты, купцы-традиционалисты, священники и монахи-традиционалисты, казаки-традиционалисты и традиционалисты-крестьяне. Россия обрела бы в этом движении долгожданное национальное единство и собственную незападную цивилизационную идентичность.

2. Культура России XIX века

2.1 Россия в начале 19 века

Вначале 19 века со всей очевидностью проявляется кризис всей феодально-крепостной системы царской власти. Это вызвало попытку реформ социально-политического положения страны, внутренней политики, а также государственного аппарата, армии, судебной системы, то есть всех жизненнонеобходимых институтов страны.

В жизнь вторгаются капиталистические отношение. Если в 17-18 веке шел экстенсивный путь развития народного хозяйства, то в начале 19 века этот путь стал недостаточным. Истощение почвы, вырубка лесов, обмеление рек требовало дополнительных затрат труда. Это вызывало удорожание производства, продукции и рот цен. Рост цен на отечественную продукцию открывал путь для более дешевой промышленности и сельского хозяйства европейских стран на российский рынок. Конкурентная борьба вела к разорению российского предпринимательства.

С другой стороны, обилие незаселенной территории создавало предпосылки для дальнейшего экономического развития России, но крепостное хозяйство являлось той преградой, которая вела к кризису перепроизводства. Крепостное право мешало развитию.

1).Происходит разложение натурального хозяйства под воздействием развития товарно-денежных отношений.

2).Ослабляется прикрепление крестьян к земле в результате ряда разрешений, правительственных указов, выразившихся в системе отходничества.

3).Происходит сокращение крестьянских наделов за счет увеличения барской запашки в черноземных губерниях и развитие промыслов в нечерноземных губерниях.

4).Наблюдается падение производства барщинного труда, что вызвало задолженность помещиков перед государством.

5).Переход в отдельных хозяйствах на интенсивный метод ведения производства (многопольный севооборот, применение сельскохозяйственных машин, элитных сортов в растениеводстве и т.д.).

6).Происходит рост расслоения среди крестьян, неравенства; на этой почве появляются новые экономические отношения.

В промышленности произошли заметные изменения. Выросло количество капиталистических мануфактур, основанных на использовании вольного труда. В 30-40-е года в России начинается промышленный переворот -- систематическое применение машинной техники. Начинается формирование новых социальных сил, способных осуществить этот переворот, то есть появление класса капиталистов и пролетариев. Российская буржуазия формируется из представителей дворянства, купцов, зажиточных крестьян (Морозов, Рябушинский).

В первой половине 19 века наблюдается индустриальный рост городов, таких как Петербург, Рига, Москва, Харьков, Екатенринослав. Рост населения городов в 2-2,5 раза превышает рост населения.

В России появляются новые виды транспорта: в 1815г. появляется первый пароход “Елизавета”; к 1825г. было построено 367 верст шоссейных дорог; в 1837г. была открыта первая железная дорога Санкт-Петербург -- Царское село, а в 1843-51 годах построена железная дорога, связывающая Москву и Северную Пальмиру (Петербург).

Появляется во внутренней торговле иностранная магазинная торговля и постоянные ярмарки. Вывоз из России превышал ввоз. Из нее вывозили хлеб, лен, кожи, щетину, лес, мед и многие другие товары. Если в начале 19 века вывозили 19,9 млн. пудов хлеба, то в 60 года вывозилось уже 69 млн. пудов.

Этот процесс первоначального накопления капитала виден и в развитии средств производства, на фабриках и заводах все больше применяется машинная техника.

Если в европейские государства создавали свое экономическое могущество за счет ограбления колоний, то в России рост капитала шел за счет системы откупов, внешних займов. Россия неотвратно шла к капитализму и отмене “тормоза” -- крепостного права.

Внутренняя политика России формировалась под влиянием развития капиталистических отношений внутри страны и международных событий, происходивших в Европе и Америке. Великая Французская революция и последующие за ней Наполеоновские войны и революции в Испании, Неаполитанском королевстве, Пьемонте, революция в Бельгии, Германии, войны за независимость в Латинской Америке не могли не отразиться на России.

Созданный в 1815г. после поражения Наполеона Священный Союз -- это первая международная монархическая организация, направленная на сохранение монархических режимов управления странами. Общество явилось плодом реакции на развитие революционного движения.

Но в начале 19 века стало ясно, что старая система управления себя отжила, необходимы реформы, направленные на ликвидацию уродливых проявлений крепостничества, на обновление государственного строя, политических институтов, системы образования.

Александр I был воспитан вольнодумцем, адвокатом Фредериком Лагарпом, который был знаком с идеями просвещения и революции. Он был мягким, но хитрым человеком.

Александр I, воспитанный Лагарпом, стал противником деспотизма в молодые годы, он часто советовался со своим воспитателем насчет управления государством. Александр I был убежден в необходимости реформ сверху, сделал ставку на прогрессивное дворянство, считал необходимым просвещения масс. Александр I создал “непременный совет” и “негласный комитет”(граф Строганов, кн. Чарторыжский, Новосельцев, граф Кочубей). Александр проводил реформы по крестьянскому вопросу, системе государственного управления, системы образования. Царь попытался освободить крестьян от крепостной зависимости, но члены негласного комитета не поддержали его. Они считали проведение реформы несвоевременным и опасным в связи с непросвещённостью крестьян. Но были изданы указы, призванные смягчить крепостничество. Также был издан указ о вольных хлебопашцах. Помещикам разрешалось отпускать крестьян на волю с землей за выкуп по особому договору. Но за 25 лет царствования АлександраI получили свободу лишь 47.000 крестьян.

С 1801г. указом разрешалось недворянам (купцам, мещанам, государственным крестьянам) приобретать ненаселенные земли и вести на ней свое хозяйство с использованием наемного труда.

С 1804 по 1818г. была проведена крестьянская реформа в прибалтийских губерниях. Крестьяне здесь получили личную свободу, но без земли. С начала 19 века прекратилась раздача свободных крестьян помещикам. Государственные земли давались помещикам на определенный срок. С 1808-09г. запрещено продавать крестьян в розницу. Запрещалось ссылать крестьян в Сибирь за незначительные провинности.

Россия была в эти годы безграмотной страной. Развитие народного хозяйства тормозилось отсутствием образованных людей. Даже губернаторы порой были неграмотны. Реформой 1803-04 годов была создана единая система просвещения от начальной школы до университета. Создана четырехступенчатая система образования:

1).Приходские одно-классные школы для низших слоев общества, где обучали чтению, письму и закону божьему;

2).Трехлетние уездные школы;

3).Шестилетние губернские гимназии;

4).Университеты.

К университету приравнивался Царскосельский и Демидовский (в Ярославле) лицеи, высшие школы, Институт путей сообщения, Горный институт, военные училища и академии.

В 1804г. был принят цензовый устав. Это был наиболее демократичный устав, однако на практике не все проходило так гладко, как кажется.

При Александре I происходит преобразование органов управления. В 1802г. указом царя Сенат был провозглашен верховным органом империи, в его руках сосредотачивалась административная, судебная и контролирующая власть. Но законы принимают силу закона только после утверждения царем. Также в 1802г. происходит реформа исполнительной власти. В стране вводится министерства, административное управление. Учреждалось министерство иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения коммерции, военное и морское. Судебные функции у министерств были изъяты.

В 1809 г. засвечивается проект преобразования власти Сперанского. В основе проекта лежит принцип разделения властей при независимой судебной власти. Согласно проекту, политические права должно было получит средне сословие -- буржуазия. В основе положена идея о трансформации абсолютной монархии в буржуазную, и создание двухпалатного законодательного органа.

На местах должны быть созданы выборные думы. Александр I признал проект удовлетворительным и полезным, но против выступили сановники России, и проект был отклонен. В 1810г. был лишь создан государственный совет, члены которого назначались царем.

Особую ненависть со стороны правящих кругов к проекту Сперанского вызывал его проект финансовой реформы, в котором говорилось, что налоги должны платить все сословия. После войны 1812г. с Францией царизм в России осуществил ряд реформ. С того года началась работа над проектом отмены крепостного права. После смерти Александра I в 1825г. произошло восстание декабристов.

2.2 Многозначность слова «просвещение»

Слово "культура" вошло в русский язык довольно поздно - оно стало известно, как отмечает П.Я. Черных, лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году "Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов". Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, "хлебопашество, земледелие", во-вторых, "образованность". В предложенных толкованиях слова явственно проступала наследственная печать его латинского прародителя: как известно, "cultura" по-латыни - это "возделывание", "обработка", (от colф - "возделываю", "обрабатываю землю"), а также - "воспитание", "образование", "почитание".

До указания Черных на "Карманную книжку... " Ренофанца считалось, что лексема "культура" впервые была зарегистрирована в "Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка, издаваемом Н. Кириловым" - в знаменитом словаре петрашевцев.

А вот слова "культура" в словаре гения русской культуры Пушкина мы не найдем: в пушкинском лексиконе его полностью заменяет слово "просвещение", причем отношение поэта к различным оттенкам смысла, которые оно передавало, было неоднозначным.

С одной стороны, пушкинские строки отражают признание благостного для России влияния европейского Просвещения: "...И в просвещении стать с веком наравне" ("Чаадаеву", 1821); "Но полно: мрачная година протекла, И ярче уж горит светильник просвещенья" ("Второе послание к цензору", 1824); "О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель..." (1829). С другой стороны, именно у Пушкина с наивысшей силой прозвучало романтическое неприятие "оков просвещенья", сближение просвещения и тирании:

Судьба земли повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

("К морю. 1824)

Итак, многозначность слова "просвещение" распалась под пером поэта на отдельные смысловые единицы: как синоним "образованности" оно приветствуется Пушкиным, наследником "просвещенного" XVTII века, но как наименование понятия "цивилизация" оно отторгается художником эпохи романтизма - свидетелем крушения просветительских иллюзий о переустройстве мира на основах всемерного распространения Света Разума.

Слово "цивилизация", вошедшее в русский словарный состав так же, как и "культура", в середине 30-х годов XIX столетия, в отличие от слова "культура" Пушкин неоднократно употреблял в критико-публицистических работах, письмах и дневниковых записях, причем встречаются три написания: "сивилизация", "цивилизация" и "la civilisation" (последнее -- в письмах на французском языке).

Совсем иное осмысление давал слову "просвещение" Н.В. Гоголь. В 1846 году он писал: "Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово "просвещение". Даже и не задумались над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей Церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду ее окружавшие, и знает, зачем произносит". Гоголь призывает увидеть в словах "Свет просвещения" -- "Его сходившее на землю Слово в двойном естестве Его, и Божеском и человеческом": "Свет Христов освещает всех!"

Гоголь, хотя и не без вечной своей склонности к гиперболизации ("Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас"), раскрывает глубинный, исконный для русского сердца смыл понятия "Просвещение", видя в нем не кальку с французского или немецкого, не плод влияния европейского рационализма, но бесценное наследие христианской веры. Укоренившемуся узкому и поверхностному толкованию просвещения как "умственного образования", как овладения знаниями, писатель противопоставляет всецелое духовное совершенствование человека, "высветление" его, очищение Светом Христовым. Кризисное состояние современной культуры и образования исследователи и педагоги нередко связывают с затянувшимся у нас на века Просвещением, с господством просветительских подходов к воспитанию. Гоголевское размышление о просвещении заставляет задуматься не только о различных значениях слова, но и о разных ипостасях просвещения, существовавших и сосуществовавших в отечественной истории.

Сам Гоголь ни в коей мере не отворачивался от идей европейского просветительства - в тех же "Выбранных местах из переписки с друзьями" (1847), цитаты из которых приведены выше, мы неоднократно встречаемся с характеристикой просвещения в более привычном для нас контексте. Так, например, он пишет о допетровской эпохе: "Крутой поворот был нужен русскому народу, и европейское просвещение было огниво, которым следовало ударить по всей начинавшей дремать нашей массе". Но, создавая специальное письмо о Просвещении, Гоголь представил другой взгляд на устоявшийся в русском сознании термин.

Интерес к истории русской культуры начал проявляться в России примерно в 30-40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах России.

К этому времени относится появление самого понятия «культура», которому в первой половине XIX в. чаще соответствовало слово «просвещение». Впервые термин «культура» встречается в «Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка», изданном М. В. Петрашевским в 1845-1846 гг.

2.3 Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов

Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и первых лет после падения крепостного права внес много изменений в культурную жизнь России. 60-е годы воспринимались современниками как время духовных преобразований, больших надежд и свершений, «Это было удивительное время, - писал публицист и видный деятель революционного движения Н. В. Шелгунов, - спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв ее был сильный и задачи громадные». Демократическая общественность активно включилась в решение вопросов просвещения, в первую очередь народного образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4