скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Российская государственная библиотека скачать рефераты

p align="left">Завершилось строительство нового здания Библиотеки, Библиотека получила освободившееся здание по Моховой, 16. Пашков дом продолжал оставаться в строю. Менялись размещаемые здесь отделы, и сотрудники их неизменно с гордостью говорили, что работают они в Пашковом доме.

Середина 1980-х гг. стала началом трагедии этого "волшебного замка". Строительство 4-й линии метро (станция "Боровицкая") под национальной библиотекой, государственным книгохранилищем нанесло урон всем зданиям Библиотеки, но, прежде всего Пашкову дому. В конце 1985 г. началась активная проработка вопросов реконструкции Библиотеки. Согласно победившему на конкурсе и утвержденному плану реконструкции в Пашковом доме должны были разместиться Музей книги и Музей истории Библиотеки. Специалисты по охране памятников категорически высказались против размещения в Пашковом доме после реконструкции фондов и читальных залов из-за непрочности перекрытий в доме, что позволило бы сохранить этот шедевр архитектуры.

В 1988 г. в связи с аварийным состоянием Пашкова дома все отделы Библиотеки вынуждены были из него выехать: отдел диссертаций переместился в Химкинский комплекс, фонд микрофильмов - на улицу Винокурова, архив Библиотеки и отдел гигиены и реставрации - на Пятницкую ул. Началось каждодневное разрушение красоты. Нельзя сказать, что никаких работ по поводу Пашкова дома не ведется. Но разрушение идет по нарастающей. А изображения Пашкова дома по-прежнему появляются в книгах, альбомах, на открытках и марках, на значках, на произведениях искусства и быта. О нем писали и пишут в серьезных научных трудах и художественных произведениях. Помните, у Булгакова: "На закате солнца высоко над городом, на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краёв". А газеты всё пишут и пишут о Пашковом доме: о его красоте, о его разрушении, о необходимости его реставрации, о тайнах, связанных с этим домом и его окрестностями. Не раз писали и о подземных тайниках, колодцах, ходах вблизи Пашкова дома. Неудивительно, ведь земля историческая. С XV в. здесь, на Ваганьковском холме, был княжеский дворец, потом опричный двор, дворовое место, казенный двор для семейства царского брата, земли раздавались дворовым людям, боярам, церквям и монастырям. На месте же самого Пашкова дома, по мнению историков, был либо дворец А.А. Меньшикова, либо Потешный двор, возобновленный в XVIII в. Да и пожары с XV в. не однажды уничтожали все строения. Как тут не быть загадкам. Последняя такая загадка - обнаружение в начале 1990-х гг. глубокого колодца диаметром 5 метров, уходящего вниз на 20-25 метров, с древней белокаменной кладкой. Что это - вход в систему старинных подземных ходов, пронизавших всю центральную Москву? Или это - водонапорная башня, опущенная глубоко под землю, чтобы не портить внешний вид усадьбы Пашкова? Историки еще спорят. Спорят и о другой таинственной находке под подвалом дома, названной "черным ящиком". Этот большой кирпичный короб, скорей всего, представлял собой остатки старинного княжеского терема, использованные под фундамент более позднего строения. Вопросы, вопросы… Ясно одно - надо срочно спасать Пашков дом, иначе потомки нам этого не простят.

1.8. Читатели

Важнейшей причиной перевода Румянцевского музея в Москву и основания Московского публичного и Румянцевского музеев была острая потребность именно в публичной общедоступной библиотеке. Первый читальный зал в Пашковом доме был открыт для "читающей публики" 14 (2) января 1863 г. "Московские ведомости" 30 декабря 1862 г. помещают объявление об открытии читального зала и "Правила для посетителей залы для чтения Библиотеки Московского публичного музея", где было записано: "1. Зала для чтения Библиотеки Московского публичного музея открыта посетителям только для занятий. 2. Читальная зала открыта круглый год, кроме воскресных и табельных дней, от 10 часов утра до 3-4-х по полудни, смотря по времени года. 3. Занятия допускаются вообще только в читальной зале. Для работ, требующих отдельного помещения, испрашивается особое разрешение директора…". В "Правилах для гг. посетителей Московского публичного и Румянцевского музеев", утвержденных Министерством народного просвещения 27 сентября 1869 г. сделаны существенные дополнения: "4. Курение табаку воспрещается не только в здании Музеев, но и на дворах и подъездах оного…9. Если прислуга обратилась не почтительно с кем-либо из посетителей, в таком случае покорнейше просят тотчас заявлять об этом г. Смотрителю". В зале насчитывалось 20 читательских мест.

Потребность москвичей в расширении возможностей читального зала росла постоянно. В 1870-е гг. в левом флигеле Пашкова дома был открыт новый красивый двухсветный читальный зал на 120 мест. В конце XIX в. вместо газового в нем было установлено электрическое освещение. Читальный зал Румянцевского музея посетило в 1902 г. 69 899 человек, в 1903 - 85 447, в 1904 - 100 396, в 1905 - 75 619, в 1906 - 96 512 читателей. Основную массу читателей составляли учащиеся, потом чиновники, преподаватели средних и низших учебных заведений, врачи, инженеры и техники, бухгалтеры и др. Среди читателей первой публичной библиотеки Москвы были Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский. В начале XX в. Зал был расширен до 180 мест. Но количество посещений в день значительно превышало возможности зала: 1902 - 461 посещений, 1903 - 530, 1904 - 654, 1905 - 496, 1906 - 617. Мест в зале не хватало.

В декабре 1909 г. группа сотрудников Музеев во главе с директором И.В. Цветаевым обращается через печать с Воззванием к российскому обществу о сборе средств на постройку нового Читального зала: "Пусть общество вспомнит о национальной гордости нашей, о драгоценнейшем достоянии - Библиотеке Румянцевского музея, собранной столетними усилиями из частных пожертвований… Музей и его Библиотека целиком выросли на частную инициативу. Неужели русское общество и теперь не протянет руку помощи Музею, не вспомнит о наболевшей нужде своих детей, ищущих книгу в его Читальном зале? С верой в то, что на призыв Музея откликнутся нам не зримые сейчас люди, мы обращаемся к русскому обществу". Воззвание не осталось безответным. Но собранных средств было не достаточно. Только в 1915 г. в центральной части Пашкова дома была проведена соответствующая реконструкция и открыт новый Читальный зал на 300 мест. Зал был очень красив. О нем писали все московские газеты и журналы, зал фотографировали, писали с него картины. Много десятилетий этот зал был Главным читальным залом и Ленинской библиотеки.

Ежегодно Отчеты о работе Музеев публиковали социальный состав читателей Библиотеки Музеев… Год от года незначительно менялся лишь количественный показатель посещаемости отдельными категориями. В 1906 г. появляется новая категория читателей в Румянцевском музее - рабочие. Значительное место среди читателей Библиотеки занимали женщины, и численность женщин-читательниц с годами возрастала. Так, в 1903 г. число женщин, посещавших Читальный зал, по отношению к читателям-мужчинам составило 25,4%, а в 1904 - 28,9 %. Всего в 1904 г. Библиотеку посетила 2601 женщина, в числе которых: учащиеся, учительницы средних и низших учебных заведений, занимающиеся литературным трудом, художницы, женщины-врачи, зубные врачи, фельдшеры, акушерки, массажистки, служащие в городских и земских учреждениях, состоящие на частной службе, прочие посетительницы.

Москва второй половины XIX - начала XX в. - крупнейший промышленный и культурный центр России. В то время здесь жили и творили выдающиеся ученые: К.А. Тимирязев, И.М. Сеченов, С.П. Боткин, Н.В. Склифосовский, В.О. Ключевский; писатели: Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.Н. Островский, В.Г. Короленко, А.П. Чехов; художники: В.Г. Перов, В.Е. Маковский, А.К. Саврасов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. и А.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Д. Поленов; композиторы: П.И. Чайковский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин; артисты: М.П. и П.М. Садовские, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, П.А. Хохлов и др. Многие из них были читателями Библиотеки Румянцевского музея. Сорок лет читателем этой Библиотеки был Л.Н. Толстой. В его жизни большую роль играли фонды Музеев, сам Читальный зал, люди, которые в то время служили в Московском публичном и Румянцевском музеях: Е.Ф. Корш, Н.Ф. Федоров, директора Музеев В.А.Дашков, М.А. Веневитинов. Толстой записывал в своем Дневнике: "сегодня пойду к Николаю Федоровичу", и это означало, что пойдет он в Румянцевский музей.

14 апреля 1888 г. Толстой оставил свой автограф в "Книге для записывания имен посетителей Московского публичного и Румянцевского музеев". Неоднократно Музеям дарил свои книги и рукописи. С его согласия рукописи писателя были переданы в Музеи. Здесь, в Читальном зале Библиотеки Румянцевского музея, над иллюстрациями к произведениям Л.Н. Толстого трудился известный художник академик Л.О. Пастернак. Читателем Библиотеки Румянцевского музея был и В.И. Ленин. Его имя, как и имена сотен наших читателей, их собственной рукой записаны в "Книге собственноручных записей читателей", которая бережно сохраняется в Архиве РГБ.

О росте посещаемости читального зала свидетельствуют такие цифры: в 1870 г. читальный зал посетило 5000 читателей, в 1915 - 107058.

2. РГБ в XX-XXI вв.

2.1. Музей, Библиотека после 1917 г.

К началу 1920-х гг. Библиотека Московского публичного и Румянцевского музеев, Императорского Московского и Румянцевского музея (с 1917 г. - Государственного Румянцевского музея (ГРМ) была уже сложившимся культурным, научным центром. Василий Дмитриевич Голицын продолжал до марта 1921 г. оставаться директором ГРМ. С марта 1921-г. до октября 1924 г. директором Государственного Румянцевского музея. Всероссийской библиотеки имени Владимира Ильича Ульянова (Ленина) был служивший в Музеях с 1910 г. будущий известный писатель, автор книг "Три цвета времени", "Осуждение Паганини", "Стендаль и его время" и других, Анатолий Корнелиевич Виноградов. Он ушел с поста директора по болезни и его место заняла временная Коллегия по управлению во главе с заведующим научным отделом Всеобщей истории, профессором Дмитрием Николаевичем Егоровым (октябрь 1924 г. - 4 февраля 1925 г.). С 5 мая 1925 г. директором Библиотеки, которая с 6 февраля 1925 г. была преобразована в Государственную библиотеку СССР имени В.И. Ленина, был назначен доктор, профессор историк партии, государственный и партийный деятель Владимир Иванович Невский.

После его ареста в 1935 г. (в 1937 г. расстрелян) директором была впервые в истории Библиотеки, была назначена женщина Елена Федоровна Розмирович, участница революционного движения, государственного строительства. В 1939 г. она была переведена на должность директора Литературного института, а директором Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина стал бывший директор Государственной публичной исторической библиотеки Николай Никифорович Яковлев. Коллегиальным совещательным органом при директоре Музеев, потом Библиотеки были до 1917 г. Комитет, Совет, после 1917 г. - Ученая коллегия, с 14 марта 1921 г. - Ученый совет.

Возвращение в марте 1918 г. столицы в Москву изменило статус Библиотеки, которая вскоре становится главной библиотекой страны. Все изменения в государстве непосредственно сказывались на изменении характера деятельности Библиотеки, составе ее фонда, составе читателей, объеме и формах обслуживания. В стране происходила культурная революция, цель которой нарком просвещения А.В. Луначарский определил как формирование всесторонне развитой гармонической личности. Для этого, по мнению ее организаторов, необходимо было привлечь на свою сторону "старую" интеллигенцию, использовать "старое" культурное наследие, создать новую интеллигенцию, формировать новое мировоззрение, вытеснив религиозное и буржуазное сознание. Росла грамотность населения. Если в 1897 г. грамотность у людей в возрасте свыше 9 лет составляла 24 %, в 1926 - 51,1 %, то, согласно данным Всесоюзной переписи 1939 г., грамотность достигла 81,2 %. К концу 1920-х гг. 82 % высших должностей в промышленности занимали специалисты, подготовленные до революции; 90 % научных работников начали свою научную деятельность до революции; 1/3 специалистов народного хозяйства составляла буржуазная интеллигенция; 54 %, а в некоторых случаях 83 % командиров Красной Армии были выходцами из старой армии. В то же время за 1918-1928 гг. была подготовлена 31 тысяча специалистов с высшим образованием, а в 1933-1937 гг. из стен вузов выпускалось по 74 тысячи специалистов ежегодно. Изменения в культуре были направлены прежде всего на обеспечение ускоренной индустриализации. Административная система была вынуждена использовать талантливых людей, воспитанных еще до революции. В новых общественно-политических условиях Библиотека продолжала свою традиционно высокую миссию учреждения культуры -собирать и бережно сохранять фонд, делать его оптимально доступным для нового читателя.

В 1921 г. Библиотека становится государственным книгохранилищем. Библиотека выполнила свою историческую миссию по собиранию, сохранению и предоставлению пользователям книжного и рукописного фонда, приняв участие в реализации Постановления ЦИК 1918 г. "Об охране библиотек и книгохранилищ", вобрав в свои фонды брошенные, бесхозяйные, национализированные книжные коллекции.

С самого основания Музеев их Библиотека, вслед за Библиотекой Академии наук и Императорской публичной библиотекой, получила право сохранять то, что цензура запрещала хранить другим библиотекам. Теперь, в 1920-1930-е гг., эта функция Библиотеки приобрела новое чрезвычайное значение. В 1920 г. в Библиотеке создается секретный отдел. Доступ к фондам этого отдела был ограничен. Но сегодня, когда ограничения сняты, надо отдать должное нескольким поколениям сотрудникам этого отдела за то, что они сохранили книги тех, кто уехал из России после революции, книги больших ученых, писателей с "философского парохода" 1922 г., участников многочисленных групп и ассоциаций деятелей культуры от РАППа до союзов буржуазной интеллигенции, жертв борьбы с формализмом в литературе и искусстве, тысяч репрессированных. В условиях коренных изменений в классовой структуре советского общества, идеологических чисток, репрессий Библиотека сумела сохранить фонд специального хранения.

Пользуясь благоприятными условиями, предоставленными ей как главной библиотеке страны (14 июля 1921 г. - Постановление Совнаркома "О порядке приобретения и распространения иностранной литературы", другие постановления) Библиотека ведет большую работу по комплектованию иностранной литературы и прежде всего иностранных периодических изданий.

Создание Союза ССР, формирование многонациональной советской культуры предопределили одно из важнейших направлений комплектования фонда Библиотеки - собирание литературы на всех письменных языках народов СССР. Был создан Восточный отдел с группой (сектором) литературы народов СССР, в короткие сроки организована обработка этой литературы, создана соответствующая система каталогов, обработка литературы и каталоги были максимально приближены к читателю.

Особо следует сказать о систематическом каталоге. До 1919 г. фонд Библиотеки Румянцевского музея находил отражение только в одном, алфавитном, каталоге. К этому времени объем фонда уже превысил миллион единиц. О необходимости создания систематического каталога говорили и раньше, но за отсутствием возможностей вопрос откладывался.

В 1919 г. Государственному Румянцевскому музею отпускаются на его развитие значительные средства, что позволило увеличить штат, приступить к созданию новых советских таблиц библиотечно-библиографической классификации, построению на их основе систематического каталога. Так началась огромная работа, потребовавшая не одно десятилетие труда не только сотрудников Библиотеки, других библиотек, но и многих научных учреждений, ученых разных областей знаний.

Получение Библиотекой с 1922 г. двух обязательных экземпляров всех печатных изданий на территории государства позволяло, в том числе оперативно предоставлять тысячам читателей не только литературу на языках народов СССР, но и ее переводы на русский язык. Все это особенно после 1938 г., когда было введено обязательное преподавание русского языка во всех национальных школах, делало многонациональную литературу доступной каждому. Роль Библиотеки в распространении многонациональной литературы значительна. Библиотека не только полнила свои фонды, но и много делала для сохранения их. В отделе хранения была создана группа гигиены и реставрации с научно-исследовательской лабораторией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10