скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Романовы скачать рефераты

p align="left">К началу царствования Николая II действовало 15 министров и равнозначных им государственных установлений. Министерство иностранных дел, Министерство военное, Морское, Внутренних дел, Юстиции, Финансов, Земледелия и Государственных имуществ, Путей сообщения, Народного просвещения, Министерство Императорского Двора, Главное управление Государственного коннозаводства, Государственный контроль, Собственная Его Величества Канцелярия, Собственная Его Величества Канцелярия по учреждениям Императрицы Марии, Собственная Его Величества Канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя. Министр назначался исключительно Монархом, имел от одного до трёх заместителей и особый совет Министра.

Наиболее обширную компетенцию имели два министерства: Внутренних и Финансовых дел. Первое занимались поддержанием внутреннего порядка в Империи, осуществляло цензуру, ведало общей статистикой, почтой и телеграфом, сословными учреждениями и земским самоуправлением, ветеринарным и медицинским делом, народным продовольствием и общественным призрением, делами исповеданий (кроме православного). В введении Министерства финансов находились дела финансов, торговли и промышленности, прямые и косвенные налоги, таможенные сборы, винная монополия, вся кредитная часть, торговое мореплавание, железнодорожная тарифная политика.

Царь считался и «Верховным земным покровителем» Русской Православной Церкви, но непосредственными делами церковного управления ведал Святейший Синод, учрежденный ещё при Петре I.

В административном отношении Россия делилась на 78 губерний, 18 областей и остров Сахалин. В состав Российской Империи с 1809 года входила и Финляндия, главой которого являлся Император. Она имела широкую внутреннюю автономию: собственное правительство - Сенат, внутреннюю автономию, полицию, собственную денежную единицу.

Кроме того, четыре года были выведены из состава губерний и управлялись градоначальниками, непосредственно подчинёнными центральной власти.

Губернии делились на уезды, а области - на округа. Уезд являлся низшей общеадминистративной единицей, и дальнейшее деление его имело уже специальное назначение: волость - для крестьянского самоуправления, участки земских начальников, участки судебных следователей и т.д.

Дворянство делилось на личное и потомственное. Духовенство подразделялось на «белое» (священники, дьяконы, дьячки) и «чёрное» (монархи).

В разряд горожан входили: почетные потомственные граждане, купцы, мещане или посадские, ремесленники или цеховые.

Существовавшая строгая административная вертикаль власти вела к тому, что всё так или иначе замыкалось на пик иерархической пирамиды, на самого Монарха.

Как глава государства, Николай II обязан был стоять на страже порядка Империи.

С первых же месяцев по восшествию на престол Николай II убедился, что единого координирующего органа административной власти в стране нет. Каждый Министр вёл «свою политику», и очень часто рекомендации и желания главы одного ведомства прямо противоречили тому, что предлагал другой. Для изменения аномального положения Николай II стал практиковать создание «междуведомственных комиссий» и проводить небольшие совещания под Своим председательством. На них обсуждались различные общие вопросы, и Царь внимательно выслушивал аргументы и доводы сановников, имевших за спиной многолетний административный опыт. Единый же координирующий высший правительственный орган - Совет Министров - был создан в конце 1905 года.

Император являлся центром жизни огромной Империи, выступал главным авторитетом и судьёй, что требовало от Него огромного напряжения. Николай II целыми днями был занят. Он даже не мог достаточно времени посвящать семейной жизни. В апреле 1895 года признавался в письме дяде Сергею: «Я так недавно женился, ещё на днях вкусил начала блаженства на земле - совместной жизни с горячо любимым существом - удивительно ли, что те два или три свободных часа, какие Мне остаются в течение дня, - Я их всецело посвящаю Своей душке Жене». Но эти два-три часа выдавались далеко не каждый день…

Достаточно выразительное суждение о Николае II принадлежит Уинстону Черчиллю(1874 - 1965), заметившему: «Он не был ни великим полководцем, ни великим Монархом. Он был только верным, простым человеком средних способностей, доброжелательного характера, опиравшимся в Своей жизни на веру в Бога».

Вера в Бога, искренняя и глубокая, с ранних лет и до земного последнего часа, многое объясняет в жизни Последнего Царя. В 1894 году, ещё Цесаревичем, писал матери: «Во всём волен Бог один, Он делает всё для нашего блага, и нужно с молитвой покориться Его святой воле! Это верно, но иногда чрезвычайно тяжело!»

Вера давала надежду опору в окружающем миру, помогала мужественно, достойно не ропща переносить любые испытания, неприятности, трагедии. Среди цинизма, безверия, нигилизма, конформизма, социальной демагогии и непримиримости, характеризовавших русскую политическую сцену в конце XIX века, верующий в Бога, почитающий традицию, милосердный и доброжелательный политик не мог найти понимания.

Первого января 1896 года Николай II подписал Манифест, объявлявший «всем верным Нашим подданным, что вознамерились Мы, в мае месяце сего года, в первопрестольном граде Москве, по примеру Благочестивых Государей, Предков Наших, возложить на Себя Корону и воспринять, по святому чину, Святое Миропомазание, приобщив к сему и Любезную Супругу Нашу Государыню Императрицу Александру Фёдоровну».

ГЛАВА V

Время боли и надежд.

Рождение Цесаревича наполнило жизнь Царской Семьи радостью, но и волнениями. Особенно сильно за судьбу Алексея Николаевича переживала Александра Фёдоровна. Она так давно и так страстно ждала мальчика, так молила Господа ниспослать Им благословение и подарить Сына - Наследника Престола! Она всегда была религиозна, но после обнаружения у Алексея страшного недуга, Её вера в милость Всевышнего становилась единственной надеждой.

Алексей Николаевич появился на свет, когда Россия вела войну на Далёком Востоке, войну, не принёсшую славы. Почему она случилась, и почему она именно так случилась? Об этом много всегда размышляли, а оценки, как уж давно повелось, делились прямо полярные.

Одни уверяли, что это безумная «авантюра», в которую правящие круги втянулись, преследуя «агрессивные имперские цели»; точка зрения, до сих пор воспроизводимая во многих сочинениях.

Другие же считали, что России навязали войну её враги и недоброжелатели. Царь тоже так считал и не сомневался, что Его долг - «поднять перчатку», брошенную Империи, и достойно ответить на вражеский выпад.

Ещё со времени Петра I, с 1721 года, Россия именовалась Империей. Термин «империя» происходит от латинского слова «imperium», обозначающий собственно власть. В европейской политической культуре XIX - XX веков этим понятием определялись крупные, главным образом монархические государственные образования, возникшие в результате подчинения различных территорий за пределами исконной метрополии. Такими государствами были Британская империя, Французская империя, Германская империя и некоторые другие.

Николай II в вопросах внешней политики был чрезвычайно чувствителен ко всему, что хоть как-то задевало имперский престиж России. Политика мирного сосуществования была близка и понятна императору Николаю II. Она отвечала его внутренним убеждениям и соответствовала ориентирам, унаследованным от Александра III. Однако, как показывал общий ход мировых событий, время для такой политики ещё не пришло.

К началу XX века главным узлом международных противоречий для России стал Дальний Восток и важнейшим направлением внешнеполитической деятельности - отношения с Японией.

Япония добивалась признания своего господства в Корее и требовала от России ухода из Маньчжурии, на что Царское правительство, конечно же пойти не могло, хотя и готово было на некоторые уступки. Всё более становилось ясным, что японские правящие круги деятельно готовятся к войне. Вероломство Японии вызвало бурю возмущений в России.

России была навязана война, которой она не хотела, но которая явилась логическим следствием имперской политики. Она продолжалась полтора года и оказалась бесславной для страны.

В мае 1905 года Николай II принял посредничество президента США(1901 - 1909) Теодора Рузвельта по заключению мира. 29 июня Царь подписал указ о назначении С.Ю.Витте первым уполномоченным. На следующий день бывший Министр финансов был принят Монархом, получил соответствующие инструкции и 6 июля вместе с группой экспертов по дальневосточным делам выехал в США, в город Портсмут, где намечались переговоры.

Осенью того же года в России развернулись бурные политические события, не имевшие аналогов в прошлом. Вторая половина 1905 года - время наивысшего подъёма того, что одни называли «первой русской революцией», другие - хаосом и анархией.

Отсчёт хронологии этого «политического землетрясения» ведётся от воскресенья 9 января 1905 года, когда в Петербурге состоялось многотысячное шествие рабочих к Зимнему дворцу, закончившееся трагически. Тот день получил название «Кровавого воскресенья».

В центе драмы оказался уроженец Полтавской губернии священник Г.А.Гапон(1870 - 1906) - личность во многих отношениях тёмная. Обладая даром слова и убеждения, он занял заметное место в рабочей среде Петербурга, организовав и возглавив в 1904 году легальную общественную организацию «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга».

Трудно точно установить, когда именно возникла идея идти к Царю и просить у Него «правды и защиты», но уже в декабре 1904 года она широко обсуждалась на собраниях. В начале января 1905 года на крупнейшем предприятии Петербурга - Путиловском заводе вспыхнула стачка, вызванная увольнением нескольких рабочих. Забастовка быстро начала распространяться, и к ней стали примыкать рабочие других предприятий. Это событие ускорило ход дел, и рабочие почти единогласно принимали решение идти к Царю с петицией.

Однако с полным перечнем самих требований рабочие в массе своей ознакомлены небыли.

Рабочие лишь знали, что они идут к Царю просить «помощи трудовому люду». Между тем наряду с экономическими пунктами петиция содержала ряд политических требований, причём некоторые затрагивали основы государственного устройства и носили откровенно провокационный характер. В их числе: созыв «народного представительства». «полная политическая свобода», «передача земли народу».

Кровавое воскресенье случилось. Имелось много виноватых и много жертв. Царь, находившийся в царском селе, узнав о случившимся, горько переживал. «Тяжелый день! В Петербурге произошли серьёзные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!» - записал он в дневнике 9 января.

Революция перевернула весь уклад жизни страны, видоизменила традиционные приёмы и привычные формы. Она выдвинула на авансцену много новых людей, а некоторые другие сумели запечатлеть собственное имя в истории лишь благодаря революционным пертурбациям.

Именно в период великой смуты, в 1905 - 1907 годах, на арене политического действия проявили себя два наиболее известных сановника последнего царствования, две наиболее крупные политические фигуры времён Николая II - Сергей Витте и Пётр Столыпин.

На русском политическом Олимпе периода царствования Николая Александровича фигура Сергея Юльевича Витте занимает видное место. Этот сановник оказал заметное воздействие на различные направления внутренней и внешней политики России, став олицетворением возможностей и бессилия авторитарной самодержавной системы.

Имя Витте ассоциируется с бурной индустриальной модернизацией России, которую он осуществлял под патронажем императора.

При ближайшем участии С.Ю.Витте в Империи были проведены крупные экономические преобразования, укрепившие государственные финансы и ускорившие промышленное развитие России. В их чмсле6 введение казённой винной монополии(1894), строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, заключение таможенных договоров с Германией(1894 и 1904 годов), развитие сети технических и профессиональных училищ. Узловым же пунктом экономической программы модернизации стало введение в середине 90-х годов в обращение золотого рубля. Это привело к стабилизизации русской денежной единицы и стимулировало крупные инвестиции из-за границы в ведущие отрасли промышленности.

С.Ю.Витте. По его инициативе были проведены такие решения, как отмена круговой поруки (закон 12 марта 1903 года) и облегчение паспортного режима для крестьян.

С.Ю.Витте был отрешён от должности Министра и переведён на почётный. Но почти декоративный пост главы Комитета министров.

До последних дней своей жизни (умер в Петрограде в ночь на 25 февраля 1915 года, немного не дожив до 65 лет), граф не оставлял надежд на возвращение к активной политической деятельности.

14 июня взбунтовалась команда эскадренного броненосца черноморского флота «Князь Потёмкин-Таврический». Это был один из лучших кораблей флота, вступивший в строй всего лишь за год до того. Восстание вспыхнуло стихийно и продолжалось до 25 июня. Император был потрясён.

Зима, весна и лето 1905 года стали временем выработки новых подходов, поиском адекватных форм разрешения социальной напряженности. 18 февраля 1905 года был опубликован Царскиё манифест. Объявлявший о намерении создать законосовещательную Государственную Думу. 6 августа появился новый Манифест, устанавливавший создание в России законосовещательного органа на выборной основе.

В сентябре-октябре 1905 году Россию охватила почти всеобщая политическая стачка. События начались 19 сентября в Москве, где печатники объявили забастовку с экономическими требованиями. Скоро к неё присоединились представители других профессий. Забастовки стали объявляться в других городах, а требования стали носить главным образом политический характер. Административный аппарат оказался неспособным противодействовать расширяющимся хаосу и анархии, проявлявшимся повсеместно в грабежах и насилиях. В правящих кругах заговорили о диктатуре.

Манифест 17 октября 1905 года - переломный момент в истории России.

Манифест 17 октября не погасил революционный пожар, который достиг наивысшего накала в конце 1905 года. Забастовки, митинги, манифестации, погромы усадеб, террористические нападения на должностных лиц, и восстания в армии и флоте в первые недели «весны свободы» лишь множились.

Манифест 17 октября не был конституцией; это была декларация намерений. Власть намечала перспективу преобразований, которые надлежало проводить постепенно, в атмосфере стабильности и порядка. Перво-наперво следовало разработать законодательную основу для выборов в Государственную Думу, а также осуществить некоторые первоочерёдные мероприятия, обусловленные положениями Манифеста.

Была объявлена амнистия политическим заключённым, введены новые правила о печати, упразднявшие предварительную цензуру, резко сокращены размеры выкупных платежей для крестьян (с 1907 года они вообще отменились). В разгар московского восстания, 11 декабря 1905 года, появился закон о выборах в Государственную Думу.

В конце апреля 1906 года Царь утвердил новую редакцию «Основных законов Российской Империи». Они подтверждали незыблемость Самодержавия.

Новая редакция «Основных законов Российской Империи» отразила новые социальные условия. Законы увидели свет накануне открытия занятий Первой Государственной думы и включали 223 статьи.

Выборы в Государственную Думу проходили в марте 1906 года. В стране ещё бушевали общественные страсти и ежедневно из различных мест Империи поступали сообщения о погромах, поджогах, насилиях и убийствах на политической почве. Но ситуация уже начинала поддаваться контролю со стороны властей, хотя в некоторых окраинных районах (западные области, Кавказ) продолжала сохраняться нестабильность, и там не удалось организовать процедуру «народного волеизъявления». Экстремистские группировки, например большевики-ленинцы, призывали к бойкоту. Они всё

ещё надеялись на возможность «народного восстания». Выборами пренебрегали также эсеры и небольшие объединения правых.

Страницы: 1, 2, 3, 4