скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Роль реформ Сперанского в первой трети ХІХ века скачать рефераты

p align="left"> Глава I. Россия в начале XIX века. Начало либеральных реформ

1.1 Восшествие на престол Александра 1

Российский либерализм как официальный политический курс сформировался в период правления Александра I. «Наблюдая Александра I, - писал А.О. Ключевский,- мы наблюдаем целую эпоху не русской только, но и европейской истории, потому что трудно найти другое исторической лицо, на котором бы встретилось столько разнообразных влияний тогдашней Европы» Ключевский В.О. Русская история. - М.: Мысль, 1993. .

Тираническое правление Павла I вызвало острое недовольство в кругах дворянства, интересы которого были сильно ущемлены. К тому же при непредсказуемом поведении Павла I никто не мог чувствовать себя в безопасности. Уже к середине 1800г. Против Павла возник заговор, который сначала возглавил вице-канцлер Н.П. Панин, а после его ссылки - петербургский военный губернатор П.А. Пален. В ночь на 12 марта 1801 г., группа гвардейских офицеров из числа заговорщиков беспрепятственно проникла в Михайловский замок и покончила с Павлом. На престол вступил старший сын Павла - Александр.

Александр был любимым внуком Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием. Ею были приглашены лучшие преподаватели и в числе их выписанный из Швейцарии Ф.Ц. Лагарп - высокообразованный приверженец идей просвещения и республиканец по взглядам. В его должности «главного воспитателя» он состоял при Александре 11 лет. Знакомя своего воспитанника с понятием о «естественном» равенстве людей, беседуя с ним о преимуществе республиканской формы правления, о политической и гражданской свободе, о «всеобщем благе», к которому должен стремиться правитель, Лагарп тщательно обходил реалии крепостной России. Главным образом, он занимался нравственным воспитанием своего ученика. Впоследствии Александр I говорил, что всем, что есть у него хорошего, он обязан Лагарпу. Но более действенной школой воспитания будущего императора явились те условия и атмосфера, которые окружали его с самого раннего детства, - враждовавшие между собой «большой двор» Екатерины II в Петербурге и «малый двор» отца Павла Петровича в Гатчине .

Необходимость лавировать между ними приучила Александра, меткому выражению Р.О. Ключевского «жить на два ума, держать две породные физиономии» Там же, развила в нем скрытность, недоверчивость к людям и осторожность. Обладая незаурядным умом, изысканными манерами и, по отзывам современников, «врожденным даром любезности», он отличался виртуозной способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений, ловко пользоваться людскими слабостями. Он умел играть «в откровенность» как надежное средство управлять людьми и подчинять их свой воле. «Сущий правитель», - говорил о нем М.М. Сперанский Дружеские письма графа М.М. Сперанского к П.Г. Массальскому. -СПб., 1862. -С. 125..

Наполеон, уже будучи на острове Святой Елены, так отзывался об Александре: «Царь умен, изящен, образован; он легко может очаровать, но этого надо опасаться; он не искренен; это настоящий византиец времени упадка Империи… Он может далеко пойти. Если я умру здесь, он станет моим настоящим наследником в Европе». Современники отличали и такие черты характера Александра, как упрямство, подозрительность, большое самолюбие и стремление «искать популярности по любому поводу», а исследователи его биографии усматривали в нем «странное смешение философских поверий XVIII века с принципами прирожденного самовластия» Сахаров А. Н. Александр I // Российские самодержцы (1801-1917). М.,1993.

Александр I вступил на престол в 23-летнем возрасте, но уже со сложившимися взглядами. В манифесте 12 марта 1801 года он объявил, что будет управлять «Богом вверенным» ему народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей Екатерины Великия» .Александр начал с того, что восстановил отмененные Павлом I «жалованные» грамоты 1785 года дворянству и городам, дворянские выборные корпоративные органы - уездные и губернские собрания дворян, освободил их от телесных наказаний, введенных Павлом I; была упразднена наводившая уже Тайная экспедиция, занимавшаяся сыском и расправой; освобождены содержавшиеся в Петропавловской крепости узники. Были возвращены из ссылки до 12 тысяч опальных или репрессированных Павлом чиновников и военных, была объявлена амнистия всем, кто бежал за границу от Павловских репрессий. Были отменены и другие раздражавшие дворянство Павловские указы, например, носить круглые французские шляпы, выписывать иностранные газеты и журналы. В городах исчезли виселицы, к коим прибивали доски с именами опальных. Было разрешено вновь открывать частные типографии и дозволить их владельцам издавать книги и журналы.

Александр I торжественно провозгласил, что в основе его политики будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов. Так, в манифесте 2 апреля 1801года об упразднении Тайной экспедиции говорилось, что отныне положен» надежный оплот злоупотреблению» и что «в благоустроенном государстве все поступления должны быть объемлемы, судимы и наказуемы общею силою закона». При каждом удобно случае Александр любил говорить о приоритете законности. Населению были обещаны правовые гарантии от произвола. Все эти заявления Александра I имели большой общественный резонанс. Вообще идея законности тогда была главнейшей во взглядах представителей различных направлений общественной мысли - от Карамзина до декабристов.

В первые годы царствования Александра I стояли не только устранения последствий тирании Павла I, и усовершенствование государственного строя в новой исторической обстановке, когда вообще всем европейским монархиям приходилось считаться с новым « духом времени» - с влиянием идей века Просвещения и французской революции на умы, проводить гибкую политику уступок и даже преобразований. Любопытно заявление Александра I: «Самое могучее оружие, коим пользовались французы и которым они еще грозят всем странам. Это общее убеждение, которые они сумели распространить. Что их дело есть дело свободы и счастья народов», поэтому «истинный интерес свободных властей требует, чтобы они вырвали из рук французов это оружие и, завладевши им, воспользовались им против их самих» . Ключевский В.О. Русская история. - М.: Мысль, 1993. .

В русле этих намерений и проводилась политика Александра I в первое десятилетие его царствования. Вряд ли ее следует рассматривать всего лишь как «заигрывание с либерализмом». Это была политика преобразований - в первую очередь в центральном управлении (его реорганизация), в сфере просвещения и печати, в меньшей степени в социальной области .

1.2 Начало карьеры М.М. Сперанского

Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 г. в семье бедного сельского священника в селе Черкутине Владимирской губ. Отец его родовой фамилии не имел. И только когда мальчика определили для учебы, он был записан под фамилией Сперанского (от латинского слова "speranta" - надежда).

Отец мальчика сначала служил дьяконом и только за год до рождения сына получил сан священника. Плата за богослужение была такая ничтожная, что приходилось вести обычное крестьянское хозяйство. Таких священнослужителей называли "священниками-земледельцами". Мать же Михаила - Прасковья Федоровна, отличалась энергией и живостью ума, была почитаема в деревне за свою благочестивую жизнь.

К чести Сперанского следует сказать, что впоследствии, достигнув вершин власти и получив все возможные чины и отличия, он не отвернулся от своих скромных родственников. Он заботился о матери, пока она была жива, посылал ей подарки, поддерживал постоянную переписку. Был у сановника Сперанского и такой обычай: каждый новый год, 1 января, в день своего рождения, он отправлялся в самую дальнюю коморку своего обширного дома в Петербурге и стелили себе на простую лавку овчинный тулуп "чтобы напоминать себе и свое происхождение, и все старое время с его нуждою" Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М.Сперанского. - М.: Молодая гвардия, 1991..

А нужда была отчаянной. Родителям, постоянно занятым думой о хлебе насущном, было не до воспитания сына. Его научил читать слепой дед Василий. Шестилетний ребенок водил деда ежедневно в церковь и там за обедней читал часослов и апостол. С тем чтобы он мог видеть текст, под ноги ему ставили скамейку. От природы Михаил был щуплым, и сверстники порой по-детски жестоко насмехались над ним. Вероятно, это и способствовало тому, что с детских лет он предпочитал чтение мальчишеским забавам. Все свободное время мальчик проводил за книгами на чердаке или где-нибудь в укромном уголке. Читал все, что попадалось под руку. Корф М. А. Жизнь графа Сперанского. СПб., 1861. Т. 1--2.

По сложившейся традиции сыновьям священника предстояло продолжить дело отца. Сельский священник обратился за помощью к своему зятю протодиакону Матвею Богословскому. Кстати, это он придумал племяннику фамилию Сперанский и способствовал нравственному и умственному развитию мальчика, часто помогал ему в занятиях. Еще большее влияние на формирование мальчика как личности оказала дочь Матвея Богословского - Татьяна Матвеевна Смирнова, у которой в дальнейшем он и жил. Это была умная, владевшая замечательным даром слова женщина. Признательность свою к этой воспитательнице он сохранил до конца дней своих.

Во Владимирской епархиальной семинарии Михаил попал в новый для себя мир. В середине 70-х годов XVIII в. в семинарии существовали порядки, которые во многом отражали общественные нравы конца правления Екатерины II. В частности, там, как и в других учебных заведениях, широко применялись телесные наказания, в том числе порка розгами. Правда, Михаила, который вел себя примерно, никогда не подвергался наказанию.

В 1788 г. Владимирская семинария была объединена в одно учебное заведение с Суздальской и Переяславской. Местом нахождения новой семинарии стал Суздаль. Однако в Суздальской семинарии Сперанскому долго учиться не пришлось. Причиной тому были изменения, начавшиеся в системе церковного образования. Синод русской православной церкви в конце XVIII в. был озабочен низким уровнем подготовки священнослужителей. Во многих семинариях, по мнению Синода, слушателям не давали достаточных знаний. Поэтому было принято решение о создании на базе Славяно-греко-латинской семинарии, располагавшейся в Александро-Невском монастыре Петербурга, "главной семинарии", которая в 1797 г. была преобразована в Духовную академию. Синод распорядился направить в Александро-Невскую семинарию учеников, "надежнейших в благонравии, поведении и учении, и лучшего перед другими понятия, для образования их к учительской в высших классах должности" со всей России. В Суздальской семинарии выбор пал на Сперанского и двух его товарищей.

Так, Сперанский стал воспитанником главной семинарии в Петербурге Федоров В. А., М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. --М., 1997. Он и в столичной семинарии продолжал быть первым учеником. Он занимался философией, читал Декарта, Руссо, Локка, Лейбница. С книгами Канта он познакомился позже, так как не знал немецкого языка. В своих первых философских сочинениях: "О силе, основе и естестве" (напечатано в первом номере "Москвитянина" за 1842 г.), "Досуги за сентябрь 1795 года" (опубликовано в "Сыне Отечества" 1844 г.) Сперанский обличал деспотизм и произвол, высмеивал утверждение, будто только дворянин в своих поступках руководствуется честью и долгом, призывал уважать гражданские права и достоинство русского человека.

После окончания обучения Сперанский должен был вернуться в Суздальскую семинарию в качестве преподавателя. Однако благодаря успехам в науках он был оставлен в Петербурге преподавать физику и красноречие, а затем и философию в этой же семинарии. В лекциях молодого преподавателя обнаруживались обширная начитанность, хорошее знание творчества классических писателей. К этому периоду относится подготовленный им труд "Правила высшего красноречия", занявший видное место в литературе того времени Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М.Сперанского. - М.: Молодая гвардия, 1991..

В 23 года судьба М. М. Сперанского круто изменилась. Богатому вельможе князю А. Б. Куракину понадобился домашний секретарь. Митрополит Гавриил рекомендовал на эту должность Сперанского при условии, что он будет исправно вести курс лекций в семинарии. Поступить на частную службу Михаила Михайловича заставила нужда. В семинарии он получал всего 200 рублей в год жалования, между тем на иждивении Сперанского находился его друг студент Дилекторский, вместе с которым он был направлен из Суздаля в Петербург на учебу и учившийся после окончания Александро-Невской семинарии в Московском университете. Сперанский вынужден был помогать и своим родителям.

Принимая предложение Куракина, недавний семинарист становился вхож в высшие сферы общества. На первых порах это было для него странным и непривычным. Впоследствии про Сперанского рассказывали анекдот, будто он, когда за ним прислали четырехместную карету с гербами, запряженную цугом, совсем растерялся, и лакеям будто бы с трудом усадили его в карету, так как он, не решаясь в нее сесть, пытался стать на запятки. Прежде чем допустить Сперанского к работе Куракин устроил ему своеобразный экзамен. Князь призвал его вечером и поручил написать одиннадцать писем к разным лицам, лишь вкратце объяснив, что должно составлять содержание писем. В шесть часов утра все письма лежали на столе Куракина. Сначала тот не хотел верить, что работа уже выполнена, а когда ознакомился с содержанием писем, то пришел в совершеннейший восторг от мастерского изложения. Следует отметить, что в сравнении с тяжеловесным языком официальной переписки конца XVIII в. , например со стилем стиль молодого секретаря казался верхом изящества.

Сближение с князем Куракиным вывело Сперанского на широкую дорогу государственной службы, тем более что положение князя изменилось после смерти Екатерины II. Новый император Павел I пожаловал Куракина в сенаторы, а через несколько месяцев - в генерал-прокуроры, в руках которого в то время находились все важнейшие государственные дела Корф М. А. Жизнь графа Сперанского. СПб., 1861. Т. 1--2..

Естественно, перемены в судьбе покровителя сказались и на участи секретаря. В течение двух недель Куракин улаживает с митрополитом вопрос об увольнении Сперанского из духовной академии. С этого момента началась карьера Сперанского как государственного чиновника. Поступив в канцелярию генерал-прокурора 2 января 1797 г. в чине титулярного советника, Сперанский через полтора года становится уже коллежским советником и правителем канцелярии. Князь Куракин был смещен со своего поста через год. На его место был назначен Лопухин, на место Лопухина - А.А.Беклешов. Генерал-прокуроры менялись, а Сперанский оставался на своем месте. Образованный и любивший науку Беклешов недолго удержался на своем месте. Отправив его в отставку, Павел I в раздражении приказал новому генерал-прокурору П.Х.Обольянинову тотчас же уволить всех прежних чиновников канцелярии. Однако Сперанский сумел расположить к себе даже Обольянинова, человека грубого, безграмотного и капризного Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М.Сперанского. - М.: Молодая гвардия, 1991..

Сперанский не был затворником. Он высоко ценил дружбу и поэтому друзей у него было много. Среди них: Василий Каразин, положивший начало Харьковскому университету, Михаил Магницкий, попечитель Казанского учебного корпуса, Петр Масальский из Ярославля, преподаватель Александро-Невской академии и другие. В доме одного из своих знакомых Сперанский познакомился с англичанкой Елизаветой Стивенс. Елизавета Стивенс очаровала молодого Сперанского. "Не имея понятия ни о состоянии и положении девушки, ни даже о том, как ее зовут, - рассказывал впоследствии он, - я тут же в душе с нею обручился. После по расспросам мне стало известно, что моя тайно обрученная бедна, что у нее ничего нет" Корф М. А. Жизнь графа Сперанского. СПб., 1861. Т. 1--2.. Через год (3 ноября 1798 г.) состоялось уже настоящее обручение. Супруги сняли небольшую квартиру на Большой Морской, возле дома Куракина. В сентябре 1799 г. у Сперанских родилась дочь.

Но семейное счастье Сперанского было коротким. Сразу же после родов у Елизаветы началась скоротечная чахотка. Она, как часто бывает при этой болезни, почти не чувствовала своего безнадежного положения. О ее тяжелом недуге не догадывался и супруг. Но однажды, всего через одиннадцать месяцев после супружества, Сперанский, возвратясь со службы, нашел свою жену мертвой. Он тяжело пережил утрату, ушел из дому, и только через несколько недель его отыскали на одном из островов Невы. Пережив душевный кризис, Сперанский полностью ушел в работу, которая в какой-то мере помогала ему забыться. Больше в его жизни не было ни одной женщины, а свою любовь к рано умершей жене он перенес на дочь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7