скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Революционное движение в Китае на рубеже ХІХ-ХХ вв. скачать рефераты

p align="left">Ксенофобия, а также достигнутое на некоторое время един-ство действий между правительством и ихэтуанями объясняют настороженность и даже враждебное отношение к ихэтуаням со стороны основных групп оппозиции. Либералы в эмиграции во главе с Кан Ювэем и революционеры во главе с Сунь Ятсеном не могли поддержать такое выступление.

3. «Новая политика» и кризис империи.

Результатом подавления выступления ихэтуаней было закреп-ление полуколониального статуса китайской державы, формаль-но сохранившейся как суверенное государство, однако, в сущ-ности, полностью зависимой от западных держав.

На рубеже XIX--XX вв. в своем окончательном виде сложились сферы влияния западных держав. Регионом преимущественного экономического проникновения Англии стал юг Китая, а также провинции среднего течения Янцзы. Сферой влияния Японии становятся провинции нижнего течения Янцзы (главным обра-зом Фуцзянь), Франция стремилась утвердиться в провинциях Юга, прилегавших к ее владениям в Индокитае (Юньнань, Гуан-си, Гуандун), Германия установила контроль над Шаньдуном, а основные интересы России были сосредоточены в Маньчжурии, где нарастало соперничество с Японией.

Новое сокрушительное поражение, понесенное Китаем, ста-ло главным побудительным мотивом, приведшим к обнародова-нию в августе 1900 г. императорского указа о необходимости про-ведения реформ. В январе 1901 г. в Сиани, где все еще находился императорский двор, был опубликован эдикт, в котором объяв-лялось о новой серии реформ, получивших название «новой по-литики». Вскоре был создан правительственный комитет, ответ-ственный за ее проведение. «Новая политика», подобно «полити-ке самоусиления», преследовала цели укрепления положения правящей династии и устоев деспотического режима. В сущности же, это означало попытку проведения более радикальных преоб-разований по сравнению с попыткой 60-90-х гг. XIX в.

Наиболее важной чертой «новой политики» было наметивше-еся изменение в отношении правительства к торгово-прсдпри-нимательским слоям. Впервые в истории китайской империи го-сударство объявило о своем стремлении отойти от ограничения предпринимательства, встав на путь его поощрения. Созданное в 1903 г. указом двора Министерство торговли должно было всячески способствовать притоку частного капитала в промышленность и коммерцию. За этим последовали указы, направленные на упо-рядочение горнорудного дела, были сняты ранее существовав-шие запреты на разработку природных ресурсов в ряде районов страны и одновременно приняты весьма существенные положе-ния, связанные с упорядочением монетной системы. В провин-циальных центрах и наиболее развитых городах была разрешена организация торгово-промышленных палат, деятельность различ-ных акционерных обществ и торговых союзов. Эти новые струк-туры впоследствии стали средством отстаивания не только эко-номических, но в определенной мере и политических интересов формирующейся буржуазии Китая.

Немаловажное значение имели и реформы государственных структур, свидетельствовавшие о стремлении приблизить фор-мы государственного управления к западным образцам. Вместо архаического Управления по делам различных стран (Цзунли ямынь) было создано Министерство иностранных дел. Была не-сколько модернизирована система судопроизводства -- отмене-ны наиболее варварские формы следствия, жестокие пытки, об-разовано Министерство внутренних дел.

Особое значение придавалось реформе армии. Начало было положено отменой экзотической системы комплектования офи-церского корпуса, в частности отменой экзаменов на поднятие тяжестей и стрельбу из лука. Вместо этого началось формирова-ние военных учебных заведений нового образца, в деятельности которых широко использовался опыт европейских государств. Осо-бое внимание уделялось германскому опыту строительства воору-женных сил. Генерал Юань Шикай, ставший одним из инициато-ров и деятелей военной реформы, был сторонником ликвидации традиционной системы, основанной на территориальном прин-ципе комплектования наемной армии. Однако его планы по вве-дению всеобщей воинской повинности двор не поддержал. В ре-зультате «новая армия» создавалась как наемная, но при этом для поступления на службу было необходимо соответствие образова-тельному и имущественному цензу. Это делало армию, с одной стороны, более подготовленной к использованию новой техни-ки, с другой -- более восприимчивой к новым политическим иде-ям, что проявилось в годы китайской революции.

Общим результатом «новой политики» было укрепление по-зиций предпринимательских, а также региональных элит, рас-считывавших использовать реформы в собственных интересах. Их главная цель -- ослабить центр, не способный эффективно вы-полнять свои функции обеспечения «верховного единства» и не-зависимости государства, и перераспределить власть в свою пользу.

Этот процесс шел под воздействием сдвигов в экономичес-ком развитии, которые определялись становлением китайского капитализма В меньшей степени им была затронута китайская деревня, за исключением районов, непосредственно прилегав-ших к крупным «договорным» портам. Социальная дифференциа-ция капиталистического типа, в основе которой лежали товар-но-денежные отношения и использование наемной рабочей силы, все еще продолжала уступать расслоению традиционного типа. Тем не менее на положение дел в деревне оказывали влияние новые явления, характерные для экономики в целом, заставляя ее реа-гировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Более ощутимым был процесс становления капитализма в го-родской экономике.

К началу XX в. в стране уже действовало око-ло 200 механизированных предприятий, принадлежавших национальному капиталу. Их количество за первое десятилетие XX в. более чем удвоилось.

Наибольшего размаха предпринимательская деятельность до-стигла в районах бассейна Янцзы, особенно в пров. Цзянсу. На этот регион Китая приходилось около 70% компаний и фирм, зарегистрированных до 1908 г. Особенностью развития китайско-го капитализма, как и капиталистических отношений в других странах Востока, было то, что наряду с постепенной ломкой тра-диционных экономических отношений шло развитие мелкого предпринимательства. Лидировать в становлении и развитии ка-питалистического уклада продолжали различные слои чиновни-чества, богатые шэньши, т.е. те, кто был непосредственно свя-зан с центральной и провинциальной администрацией. Среди представителей национальной буржуазии можно было встретить и высокопоставленного придворного, члена академии Ханьлинь, и рядового обладателя ученого звания шэнъюань. Наряду с этим в ее составе были и представители компрадоров, опиравшиеся на поддержку иностранного сектора. Все более заметную роль в фор-мировании китайской буржуазии начинали играть выходцы из торгово-ростовщической среды, а также представители эмигрант-ской буржуазии.

Представление о том, на основе каких социальных слоев фор-мировалась китайская буржуазия, может дать следующий пример. Из 26 хлопкопрядильных и прядильно-ткацких фабрик, постро-енных за период 1890--1910 гг., 16 было непосредственно основа-но чиновниками, три открыто ими вместе с выходцами из купе-чества и пять предприятий создано посредниками-компрадорами.

Несмотря на то что в начале XX в. китайский капитализм на-ходился в стадии становления, явственно прослеживается цик-личность в его развитии. Подъемы (1895--1903, 1905--1908) сме-нялись серьезными кризисами (1900--1903, 1909--1913). Тяжелее всего эти кризисные явления отразились на самом слабом секто-ре растущего капитализма -- дофабричного производства. Осо-бую роль в общеэкономическом спаде было суждено сыграть фи-нансовому кризису в Шанхае и других «договорных» портах, что произошло в 1910 г. Китай все больше втягивался в процесс ка-питалистического развития. Капиталистический уклад не был, ко-нечно, господствующим, но, безусловно, являлся ведущим.

В этой ситуации ярко проявились неспособность и отсутствие стремления маньчжурской династии создать действительно бла-гоприятные условия для отечественного предпринимательства.

Торгово-предпринимательские круги все настойчивее требова-ли проводить последовательно протекционистскую политику, использовать государственную казну для ускорения экономичес-кого развития Китая, отменить лицзинь, унифицировать систе-му мер и весов, бороться с произволом со стороны бюрократии.

Китайские предприниматели стояли во главе движений за бой-кот иностранных товаров. В 1905 г. в южных и юго-восточных про-винциях они организовали бойкот американских товаров, в 1907 -- 1908 -- японских, а в 1908 г. -- германских. Кризис оказал воздействие и на положение в деревне, по которой прокатилась волна стихийных выступлений: «голодных» бунтов, отказов от уплаты налогов, во время которых подвергались разгрому прави-тельственные учреждения. Всего в 1910 г. отмечено 112 таких случаев.

После разгрома реформаторского движения в 1898 г. идеи, вдох-новлявшие его участников, не только не были забыты, но и про-должали завоевывать новых сторонников как среди представите-лей китайской эмиграции, так и в самом Китае, где в период «новой политики» возникло легальное конституционное движе-ние. Его основной формой стали петиционные компании с просьбой к маньчжурскому двору о введении конституции.

С 1906 г. начинается следующий этап «новой политики», свя-занной с конституционными маневрами правящей династии. В 1906 г. в страны Европы была отправлена специальная делегация для изучения опыта государственного устройства западных госу-дарств. В августе 1908 г. объявлено, что после необходимой подго-товки, которая продлится до 1917 г., в стране будет введена кон-ституция. Одновременно было разрешено образование различных кружков и обществ на местах, ставивших своей целью изучение опыта представительного правления в иностранных государствах и его пропаганду. Идя на эти шаги, цинское правительство рас-считывало укрепить свои связи с либерально настроенными пред-ставителями образованной и предпринимательской элиты стра-ны, однако разрешенные организации могли стать и основой либеральной оппозиции режиму.

Смерть в ноябре 1908 г. деспотичной правительницы Китая императрицы Цыси (незадолго до этого при не вполне выяснен-ных обстоятельствах умер Гуансюй, содержавшийся до конца своих дней под домашним арестом) ускорила проведение маньчжурс-ким правящим домом конституционных реформ. В 1909 г. от име-ни малолетнего императора Пу И было объявлено о создании в провинциях совещательных комитетов по подготовке конститу-ции, ставших впоследствии истинными центрами объединения оппозиционно настроенных представителей либеральных элит. Члены комитетов, формировавшихся на основе выборов, пре-дусматривавших весьма высокий ценз (в выборах приняли учас-360 тие лишь 0,3% населения), стали весьма активными участника-ми политической жизни Китая, выступая инициаторами пети-ционных кампаний за ускорение введения конституции.

В ноябре 1910 г. правительство объявило о созыве в Пе-кине Национальной ассамблеи, явившейся прообразом будуще-го парламента. Ее делегаты выступали за сокращение сроков перехода к конституционной монархии и были поддержаны в этом провинциальными комитетами. Под воздействием акти-визировавшихся петиционных кампаний маньчжурские власти были вынуждены пообещать ввести конституционное правление в 1913 г.

4. Подъем революционного движения.

Наряду с либеральной оппозицией, действовавшей легально на территории империи, а также в эмиграции (здесь особым вли-янием продолжали пользоваться вожди реформаторского движе-ния 1898 г. Кан Ювэй и Лян Цичао), не оставляли надежд до-биться свержения маньчжурской деспотии и деятели революци-онного движения во главе с Сунь Ятсеном. После ряда попыток организовать восстания, закончившихся неудачей, революционе-ры попытались объединить усилия нескольких революционных организаций, сложившихся в южных провинциях Китая в нача-ле XX в. Помимо «Союза возрождения Китая», в котором веду-щая роль принадлежала Сунь Ятсену, наиболее крупными были организации, действовавшие в провинциях Хунань, Чжэцзян и Цзянсу. В Хунани во главе «Союза китайского возрождения» (Хуасинхуэй) стоял Хуан Син (1874--1916), происходивший из семьи школьного учителя, мужественный человек и талантли-вый организатор. Хуан Сину предстояло сыграть выдающуюся роль в качестве военного руководителя революционеров. В Чжэц-зяне во главе «Союза возрождения славы Китая» (Гуанфухуэй) стоял видный интеллектуал Чжан Бинлинь (1868--1936).

Летом 1905 г. в Японии на основе объединения революцион-ных организаций, крупнейшей из которых являлся, конечно, «Союз возрождения Китая», был образован «Китайский револю-ционный объединенный союз» (Чжунго гэмин тунмэнхуэй). В ос-нову программы этой организации были положены «три народных принципа», сформулированные Сунь Ятсеном и пропагандиро-вавшиеся на страницах печатного органа лиги -- журнала «Минь бао» (Народная газета). «Три народных принципа» -- это нацио-нализм, демократизм и народное благоденствие. Под национа-лизмом в этот период Сунь Ятсен разумел свержение инородной

по своему происхождению правящей династии и возвращение к китайскому правлению. Демократизм подразумевал установление в Китае демократической республики. И, наконец, народное бла-годенствие означало решение аграрного вопроса путем установ-ления системы единого государственного налога на землю в за-висимости от ее рыночной цены, что, по мысли Сунь Ятсена, должно было привести к мобилизации дифференциальной рен-ты в руках государства, должного обратить ее на благо всего об-щества. Сунь Ятсен полагал, что эта система позволит постепен-но решить историческую задачу -- дать землю тем, кто ее обра-батывает, и тем самым закрыть дорогу капиталистическому развитию Китая.

Несмотря на то что программа революционеров была направ-лена на освобождение от маньчжурского владычества, а сами революционеры в достижении этой цели рассчитывали на по-мощь со стороны западных держав, в сущности, это была имен-но доктрина китайского национализма, стремившегося, как от-мечено выше, соединить восстановление суверенитета Китая с идеями модернизации общества. Публикации на страницах «Минь бао», вдохновленные справедливым протестом против полуко-лониальной зависимости, в которую Китай был поставлен Запа-дом, подтверждали это.

В борьбе за достижение намеченных целей «Объединенный союз» использовал примерно ту же тактику, что и «Союз воз-рождения Китая». «Объединенный союз» не ставил перед собой задачу организации массового народного движения, его участ-ники полагали, что китайское общество уже достаточно подго-товлено к тому, чтобы объединиться под лозунгом свержения правящей маньчжурской династии. Остается лишь подготовить революционный взрыв в одном из районов Китая, и это вызовет общенациональное выступление против цинской деспотии. По этой причине участники «Объединенного союза» сосредоточи-лись на подготовке антиправительственных выступлений, стре-мясь, как и прежде, привлечь к этому тайные общества. Особое внимание уделялось пропагандистской работе среди солдат и офицеров китайской новой армии, главным образом тех ее час-тей, которые в большей степени были подготовлены к восприя-тию революционных идей.

Впоследствии Сунь Ятсен говорил, что свержению маньч-журской династии предшествовали 10 неудачных попыток ре-волюционных выступлений, предпринятых им и его сторонни-ками. После образования «Объединенного союза» его члены орга-низовали восемь восстаний, в основном в южных провинциях

Китая, закончившихся поражением. Видную роль в их органи-зации и проведении играл Хуан Син, однако в некоторых выс-туплениях непосредственно участвовал сам Сунь Ятсен. Во вре-мя шестого по счету восстания в Южной Гуанси (декабрь 1907 г.) он под пулями шел во главе шеренги революционеров, штур-мовавших укрепления г. Чжэнань-гуань, захват которого откры-вал путь в глубь провинции. Однако и на этот раз революционе-ров постигла неудача.

Наиболее мощным и хорошо подготовленным было выступ-ление в Гуанчжоу весной 1911 г. В нем приняли участие более 8 0 0 боевиков, объединенных в отряд «презревших смерть». Во главе, как всегда, стоял мужественный Хуан Син, прибывший в Гуан-чжоу в конце апреля. План, как и во время первого выступления «Союза возрождения Китая» в 1895 г., состоял в захвате отряда-ми боевиков правительственных учреждений и провозглашении революционной власти. Однако незадолго до намеченной даты восстания террорист-одиночка по собственной инициативе со-вершил покушение на командующего маньчжурскими войска-ми, и наместник распорядился ввести дополнительные меры пре-досторожности. Прибывшие в Гуанчжоу суда тщательно обыски-вались, а у солдат «новых войск», которых не без оснований подозревали в революционных настроениях, отбирали патроны и холодное оружие. Несмотря на то что часть отрядов не смогла прибыть в город, 27 апреля восстание началось. Хуан Син во гла-ве отряда бойцов атаковал и с боем взял резиденцию наместни-ка. Однако после этого революционерам пришлось вступить в кро-вопролитный бой с подоспевшим крупным отрядом правитель-ственных войск. Столкновения продолжались до глубокой ночи, Хуан Син был ранен в руку, революционерам пришлось отсту-пить. Переждав несколько дней на конспиративной квартире, Хуан Син бежал в Гонконг. «Объединенный союз» потерял в этом вы-ступлении 72 человека. Несмотря на поражение восстания в Гу-анчжоу, известие о нем широко распространилось в Китае, и это выступление сыграло свою роль в нарастании антиманьчжурских и революционных настроений.

Первая половина 1911 г. прошла под знаком углублявшегося общественного кризиса, ярким проявлением которого было дви-жение «В защиту железных дорог». В мае 1911 г. пекинское прави-тельство приняло решение о национализации строившихся же-лезнодорожных магистралей, соединявших Ханькоу (пров. Хубэй) с провинциями Сычуань и Гуандун. В результате этого решения пострадали китайские держатели акций, уже вложившие сред-ства в это предприятие. Объявив о национализации, цинское

правительство одновременно договорилось о займе у консорци-ума, предоставленного капиталами западных держав (Англия, Франция, Германия, США). Таким образом власти рассчитыва-ли поправить свое финансовое положение. Одновременно это означало фактическую передачу контроля над этим крупней-шим проектом в области национального предпринимательства иностранцам.

Действия пекинского правительства вызвали взрыв негодова-ния предпринимательских кругов провинций, участвовавших в осуществлении этого проекта. В особенности пострадали вклад-чики Сычуани, совещательный комитет по подготовке консти-туции которой возглавил движение протеста против решения правительства. Осенью 1911 г. оно переросло в вооруженные стычки с правительственными войсками, которые цинские войска уже не смогли подавить.

Литература.

1. Фицджералд Чарлз Патрик. История Китая / Л.А. Калашникова (пер.с англ.). -- М. : Центрполиграф, 2005. -- 459с.

2. Грэй Джон Генри. История Древнего Китая / А.Б. Вальдман (пер.с англ.). -- М. : Центрполиграф, 2006. -- 606с.

3. Васильев Л. С., Лапина З. Г., Меликсетов А. В., Писарев А. А. История Китая: Учебник для студ. вузов, обуч. по ист. спец. / А.В. Меликсетов (ред.) -- 3-е изд., испр. и доп. -- М. : Издательство Московского университета, 2004. -- 751с.

4. Архипов Дмитрий Борисович. Краткая всемирная история. Наукометрический анализ / РАН; Институт аналитического приборостроения. -- С.Пб. : Наука, 1999. -- 189с.

5. Бадак Александ Николаевич, Войнич Игорь Евгеньевич, Волчек Наталья Михайловна, Воротникова О. А., Глобус А. Всемирная история: В 24 т. / И.А. Алябьева (ред.) -- Минск : Литература

Страницы: 1, 2