скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реконструкция картины мира человека сталинской эпохи скачать рефераты

Реконструкция картины мира человека сталинской эпохи

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. ПРОСТРАНСТВО

2. ВРЕМЯ

3. СОЦИУМ

4. ЛИЧНОСТЬ

5. ВЛАСТЬ

6. ЦЕННОСТИ

Заключение

Введение

Совсем недавно мы перешагнули через порог ХХ века. ХХ столетие осталось позади, но чем оно становится от нас дальше, тем пристальнее мы вглядываемся в произошедшие тогда события.

30-40-е гг. ХХ века - противоречивое время, сочетающее невиданный массовый энтузиазм и не менее массовые репрессии советских людей. До сих пор ученые ожесточенно спорят об оценке этой эпохи. После революции 1917 года формировалось новое советское общество, с присущим ему менталитетом. МЕНТАЛИТЕТ - это совокупность качеств и свойств, присущих данной группе людей в данное время, выраженная в символах, знаках и образах, через которые познается окружающая действительность, а знания о ней трансформируются в целостную картину мира., в соответствии, с которой преобразовывается окружающий мир.

Цель нашей работы - рассмотреть картину мира человека советской, а именно сталинской эпохи. Картина мира есть коренные категории сознания. Люди воспринимают и моделируют действительность при посредстве этих категорий и через них. Мы рассматриваем шесть основных категорий:

1. ПРОСТРАНСТВО

2. ВРЕМЯ

3. СОЦИУМ

4. ЛИЧНОСТЬ

5. ВЛАСТЬ

6. ЦЕННОСТИ

Выбор именно этих категорий в качестве основополагающих обусловлен тем, что анализ восприятия их различными людьми позволяет реконструировать картину мира современников эпохи 30-40-х гг.

Для достижения поставленной цели мы использовали следующие источники и материалы:

1. Устные:

Респонденты в лице Валерии Николаевны Дмитриевой и Марии Михайловны Пигоняшкиной, Юлиана Васильевича Иванчева, Риммы Николаевны Иванчевой и Елены Сергеевны Иванчевой.

2. Письменные:

* Мемуаристика

* Документы

* Учебники и пособия по истории России

* Художественная литература

* Пресса

* Пособия по психологии.

На их основе мы реконструировали картину мира человека сталинской эпохи 30-40-х гг.

Крайне противоречивая история нашей Родины после Великой Октябрьской революции 1917 года до смерти Сталина в 1953 году вызывает различные оценки. Мы рассмотрим основные точки зрения историков на интересующую нас проблему:

1 - Советская историография

А) С начала 20-х годов до 1956 г. В этот период допускалась фальсификация исторических фактов. В историю революции имя Сталина вписывалось наряду с именем Ленина. Сталин представлялся как активный деятель, революционный подвижник, выступающий на авансцене истории. Вся его политика - политика партии получала в советской историографии до 1956 г. однозначно позитивную оценку.

Б) Февраль 1956 - вторая половина 80-х годов. ХХ Съезд КПСС в феврале 1956 г. частично вскрыл причины глубоких деформаций советского общества, опубликовал сведения о массовых репрессиях, но, естественно рассекречивание было неполным.

Такой подход стал основным в историографии того периода. К началу перестройки вклад Сталина в историю страны преуменьшался, проводимая им политика критиковалась.

В) 90-е годы

В связи с перестройкой происходит смягчение догматов исторической науки, становится возможным появление плюрализма в исторических трудах, что ранее было совершенно недопустимо. Историки заново переосмысливают не только сталинскую политику, но и весь советский режим в целом.

Итак, можно выделить три основных подхода к оценке реформ Сталина:

1. Сталинские преобразования позволили СССР стать по уровню производства в один ряд с передовыми европейскими державами; укрепить государство; одержать победу над империалистическими странами в Великой Отечественной войне. А массовые репрессии - средства, которые оправдывает цель: в ходе коренной ломки сложившихся устоев потери неизбежны.

Этой точки зрения придерживаются историки: С.Ф.Карамурза («Советская цивилизация» и др.), О.Платонов («Тайная история России в ХХ веке») и т.д.

2. Режим Сталина очень противоречив, невозможно найти положительную или отрицательную доминанту. Резкий подъем промышленности, вызванный, в частности, всеобщим энтузиазмом советских граждан, сочетается с массовым голодом и репрессиями.

Этой точки зрения придерживаются историки: Л.Н.Жарова, И.А.Мишина («История отечества»), В.П.Дмитриев, В.Д.Есаков, В.А.Шестаков («История отечества. ХХ век»), А.Вишневский («Серп и рубль. Очерки консервативной модернизации в СССР»), Ш.Фитцпатрик («Повседневная жизнь советского города»), Р.Маннинг («Сельские женщины после коллективизации») и т.д.

3. Система, выросшая в 30-е годы своими действиями внедрилась во все сферы жизни, подчинила себе общественное сознание. Сталинский режим с его раскулачиванием, расстрелами, не всегда обоснованным политическим преследованием, уничтожением интеллектуального потенциала страны отрицательно сказался на внутренней и внешней политике страны, затормозила ее развитие.

Эту точку зрения высказывают историки: Р. Редлих ( «Сталинщина как духовный феномен. Очерки большевизмоведения»), «Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. От вооруженного восстания в Петрограде до второй сверхдержавы мира», И.В.Павлова («Механизм власти и строительство сталинского социализма»), Д.Волкогонов («Триумф и трагедия»), Р.Таккер («Сталин. История личности»), Р.Конкрест ( «Жатва скорби» ) и д.р.

В результате, мы видим, что в оценке сталинской эпохи (929-1953 гг.) в историографии прослеживаются три основные концепции. В нашей работе мы рассматриваем различные мнения историков, аналитиков, психологов, а так же очевидцев.

1. ПРОСТРАНСТВО

После победы социалистической революции в России все со дня на день ожидали начала мировой революции, которая сметет все границы. Но на фоне явного изменения международной обстановки и резкого ослабления перспектив мировой революции идеи интернационализма стали сменяться идеями «социализма в отдельной взятой стране». Хотя политическая риторика мировой революции сохранилась в пропагандистских целях практически до начала 80-х гг.

Подобные постулаты формировали сознание уникальности, первичности, триумфа выдающейся победы, а, следовательно, гордости за свою страну, за установившийся в ней строй. Они подчеркивали «примерность» (российская социалистическая революция - пример для подражания стран всего мира), превосходство СССР над другими государствами.

Проблема самоидентификации была осознана и выражена в терминах мессианства. За национальными интересами четко прослеживались не узко национальные, а наоборот, всемирные, планетарные, экуменические понятия. Это опять же позволяло советским людям ощутить свое высокое предназначение, мессию в лице мировых вождей пролетариата Ленина-Сталина.

К этой позитивной стороне исключительности советского строя примешивалась и негативная - СССР - единственная страна, строящая социализм-коммунизм, ее окружают страны с враждебной идеологией, господством эксплуататорских классов. С этой позиции каждый представитель капиталистической страны рассматривался не как товарищ и брат по грядущей интернациональной революции, а как потенциальный двурушник и шпион, враг советской власти. Ставилась под сомнение вера коммунистов в международную революционную солидарность пролетариата, его готовность пойти в «последний решительный бой» с мировым капитализмом и империализмом.

2. ВРЕМЯ

В советской печати очень часто повторялись слова «первый», «единственный» (в контексте сравнения СССР с другими странами). Акцентировалось отличие России советской от России империалистической, царской. Но вполне естественно, что Россия социалистическая многое переняла от прежней. В российской и западной историографии есть мнение о том, что советская тоталитарная система была естественна для России, а Сталин - прямой наследник политики Ивана Грозного и Николая Первого.

Не отрицая исконно русских черт новой идеологии, мы говорим о создании государства особого типа - тоталитарного государства с соответствующей идеологией. Кондовые черты русской ментальности вошли в картину мира советского человека, но не они были определяющими.

Суть перемен в осмыслении минувшего заключалась в том, что марксистко-ленинская история объявлялась научной правдой о прошлом. Первая ее функция - легитимизация власти Сталина как человека, воплощавшего партию. А партия базировалась на революционном пролетариате - носителе идей прогресса. Обычные советские люди воспринимали союзные и общемировые исторические процессы в той трактовке, какую им придавали сплошь идеологизированные источники информации.

Идея державности, выраженная традиционно русской триадой: самодержавте-православие-народиость, сменилась в сознании советских людей другой: Сталин - партия - народ.

3. СОЦИУМ

Есть две формы ситуации «они» и «мы». Первая сторона, которая обозначается термином «они», тогда как «мы» - это всего лишь те, кто не входит в эту общность, обозначаемую как «они». Следовательно, «мы» не имеет никакой общественной определённости и мысленно конструируется только через противопоставление категории «они», охватывающее безразлично или потенциально всех, кто «не они».

Вторая - определённая общность, обозначаемая через «мы». А остальные составляют неопределённую негативную общность, конструируемую посредством выражения «не мы».

Можно составить следующую систему взаимоотношения «мы» - «они»:

Общности «они» и «мы» внутри Советского государства неоднородны.

В деревне «они» - это прежде всего кулаки. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. была провозглашена политика "ликвидации кулачества как класса". Тем самым, во-первых, устранялась наиболее авторитетная в деревне социальная группа, оказывавшая активное сопротивление коллективизации, во-вторых, имущество "кулаков" передавалось колхозам и составляло их материальную базу.

Преобразования в деревне, форсированная, хаотическая урбанизация, расправа с крестьянами-тружениками укрепили в стране атмосферу страха и покорности. Годы коллективизации стали периодом начала деградации общественной морали, когда всё более утрачивались элементарные чувства собственного достоинства, порядочности, сострадания. Чего стоил тот факт, что значительная часть горожан почти "не обратила внимания" на депортацию миллионов "кулаков". Разобщая и натравливая друг на друга различные слои общества, разрывая обычные связи между людьми, режим получал тем самым всё более неограниченную власть над ними.

Основу городского населения составляли рабочие. Многие рабочие были бывшими крестьянами. Спасаясь от бедствия и нищенствования, миллионы крестьян бежали в города, на стройки, ютились там, в землянках и бараках, соглашаясь на любую работу. Именно такое маргинализированный слой общества, - вырванный из привычных условий, малограмотный - стал особенно благоприятной почвой для восприятия культа Сталина.

Командно-административная система формировала массовую психологию уравнительства; пусть в бедности, но зато все равны; и непритязательности, жертвенности; не претендовать на комфортные условия существования, а работать-работать-работать, приближать победу социализма.

Немалое число людей было захвачено пафосом обновления и готово было отдать все силы, чтобы быстрее сделать страну могучей и богатой. Широкое развитие получило в промышленности "социальное соревнование", "ударничество". У ударников труда складывалась особая психология. Они осознавали значимость своих трудовых усилий, особое, героическое отношение к труду. Они не просто стояли у станка или работали в поле, а считали каждый свой шаг определённым революционным поступком... Всячески поощряя стахановцев, власти стремились расширить социальную опору режима, создать строй привилегированных рабочих. За Стахановым стоял Сталин.

Психология "натиска" формулировала и особый тип руководителя. Это были люди энергичные, по-коммунистически волевые и принципиальные, но на деле подчас мешавшие правительству из-за отсутствия должного профессионализма, культурного уровня. Компетентное и гибкое руководство подменялось добросовестным выполнением команд, идущих от столь же "компетентного "верхнего эшелона власти"

Расправлялись и с носителями знаний и культуры -интеллигенцией. Ещё в 1928 г. был сфабрикован первый судебный процесс над группой видных специалистов угольной промышленности Донбасса, ложно обвинённых в шпионаже и вредительстве (знаменитое "Шахтинское дело"). После этого повсеместно разворачиваются преследования "спецов", инженерно-технических работников, всех образованных людей.

Суровые приговоры создавали обстановку страха, недоверия, шпиономании. Советские люди приучены были постоянными "нахождениями, открытиями" партией новых врагов к тому, что любой из общности "мы" может быть засланным от "они", двурушником, шпионом. На февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б) 1937 г. Сталин заявил, что в СССР нет не одного учреждения, где бы не было врагов народа, ставивших своей целью реставрацию капитализма. Возвращение заводов и фабрик бывшим хозяевам, а земли -помещикам.

Все заседания творились от имени народа. Газеты пестрели призывами: "Расстрелять взбесившихся собак! " ; "Ни одного врага народа не оставим на Советской земле!" и т .д.

Киностудии спешно снимали многочисленные фильмы о бдительных колхозниках и пионерах, разоблачивших шпионов, диверсантов и троцкистов. На собраниях рабочие и служащие требовали жестокой расправы над врагами народа. Доносительство получило столь широкое распространение, что превратилось в банальное бытовое явление. Тысячи добровольных осведомителей писали доносы на своих знакомых, друзей, родственников. Донос, особенно на вышестоящих начальников, становился удобным средством продвижения по службе для многих завистливых, карьеристски настроенных выдвиженцев. 80% репрессированных в 30-е годы погибли по доносам соседей и коллег по службе. Советскому обществу насаждалась подозрительность, враждебность, шпиономания, осознание того, что каждый член "мы" может оказаться двурушником из стана "они".

Между позициями «МЫ» - «ОНИ» можно условно выделить промежуточную группу колеблющихся, сомневающихся, неуверенных в правильности проводимой политики, но не сопротивляющиеся общему течению, а идущие за ним.

4. ЛИЧНОСТЬ

Личность - это социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате освоения общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества.

Понимание себя как личности у многих было обманчивым, т. к. соизмерялось степенью собственной причастности к аппарату управления (даже в самом низу иерархической лестницы) и к общему делу строительства социализма. Каждый человек старался занять определённую нишу, играть социальную роль в обществе. "Социальная роль - безличностная социальная функция или норма, выполнение которой обязательно для каждого, кто занимает данную позицию" . Эти нормы формировались, закладывались с раннего детства, когда человек наиболее сильно внушаем, подвержен чужому влиянию.

Психологи выделяют 4 основных метола психологического воздействия. Основа любого воздействия - речь. Речевое воздействие имеет цель изменить установки или сформировать их, ввести новую информацию, изменить отношение человека. Эффект воздействия зависит от того, какие механизмы воздействия были использованы: заражение, внушение, убеждение или подражание.

ЗАРАЖЕНИЕ

Психическое заражение - самый древний метод воздействия эмоциями, настроениями на подсознание. Присущие ему факторы таковы: толпа, униформа,

ритм (действует на подсознание мгновенно), световые блики/ цветовое воздействие.

Все эти факторы присутствовали на многочисленных парадах.

Какие же установки "вводились" при таком психологическом заражении:

1) "Чувство единения", человек - только часть толпы, а не самоценная индивидуальность.

2) Советский народ - счастливый народ, ПРАЗДНУЮЩИЙ народ.

3) Чувство защищенности, безмятежности "под крылом" мудрого правительства ("Почему мы сейчас идём, ликуем, потому что у нас есть Ленин и Сталин - вот их портреты") Благодарность правительству.

4) Осознание военной мощи государства (военный парад)

Страницы: 1, 2