скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реформы в России в ХVI веке скачать рефераты

Реформы в России в ХVI веке

Содержание

Введение

Глава 1. Земский собор - высший совещательный сословно-представительный орган

Глава 2. Судебник 1550 г. и реформы управления

Глава 3. Реорганизация центральных и местных органов управления

Заключение

Список литературы

Введение

В истории средневековой России, пожалуй, не было такого десятилетия, в которое было бы проведено столько реформ, как в годы правления Избранной Рады, то есть в 50 - е гг. ХVI в..

Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей, окружавших в то время царя Ивана IV (позже получившего прозвище «Грозный). Среди них были: митрополит Макарий, образованнейший человек своего времени, активно участвовавший в государственной деятельности 40-50-х гг., священник придворного Благовещенского собора Сильвестр, незнатный по происхождению дворянин Алексей Федорович Адашев.

К началу 1549 г. влияние на царя Сильвестра и Адашева значительно усилилось, и последний становится, по сути, руководителем правительства, названного впоследствии Андреем Курбским "Избранной Радой". С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине XVI в.

В состав Избранной рады входили князья И.Ф. Мстиславский, В.И. Воротынский, Д.Ф. Палецкий, Д.И. Курлятев, дьяк И. Висковатый, печатник Н.А. Фунтиков и другие. Кроме них в разработке и проведении реформ также участвовали "думцы" Захарьины, И. В.Шереметев, А.И.Курбский.

Основные шаги и направления деятельности Избранной рады:

а) созыв Земских и церковных соборов;

б) создание центральных органов государственного управления -- приказов;

в) Судебник 1550 г.;

г) частичное ограничение местничества в 1550 г.;

д) Уложение о службе 1555--1556 гг.;

е) отмена кормлений в результате губной и земской реформы;

ж) ограничение церковного землевладения.

Целью данной работы является: рассмотреть реформы центральных и местных органов власти в 50 - е гг. ХVI в.

Исходя из цели были определены задачи:

1) выявить значение созыва Земского собора 1549 г. для реформирования органов государственной власти;

2) рассмотреть роль Судебника 1550 г. в реформировании центральных и местных органов власти;

3) показать сущность реформ центральных и местных органов власти в 50 - е гг. ХVI в. ( появление приказов, губная и земская реформы).

Изучение опыта государственного реформирования страны в различные эпохи при различных режимах является актуальным, особенно для государственного служащего, так как позволяет увидеть исторические закономерности процесса реформирования в нашей стране, понять причины удач и ошибок тех или иных реформ, извлечь для себя определённые уроки. Следовательно, изучение опыта реформ имеет также и практическую значимость.

Многие историки усматривают альтернативу установлению единоличной власти Ивана IV в том историческом пути развития, который был намечен реформами правительства А. Ф. Адашева в 1549-- 1560 гг., поэтому изучение данных реформ представляет для меня особый интерес.

Об эпохе Ивана Грозного написано немало. Зачастую деятельность его рассматривалась однозначно. Царь изображался тираном, психически неполноценным, приведшим страну разорению и социально-политическому кризису.

Но уже в трудах С. М. Соловьева Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Соч.: В18 кн. Кн. 2. - М., 1990. и С. Ф. Платонова Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М., 2006. были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки “государственного начала”, воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.

Н. П. Павлов-Сильванский увидел в эпохе Грозного переходный момент от феодализма к сословной монархии, а его выводы легли в основу взглядов Н. А. Рожкова и М. Н. Покровского об эпохе Ивана IV. Павлов-Сильванский Н. П. Люди кабальные и докладные //Хрестоматия по истории России : в 4 т. Т.1. С древнейших времен до XVII века. - М., 2004. С. 148 - 164. Вопрос о необходимости коренного пересмотра оценки Ивана Грозного в нашей литературе был поднят Р. Ю. Виппером в его книге “Иван Грозный». Взяв на себя задачу исторической реабилитации Ивана Грозного, Р. Ю. Виппер показал его как выдающегося государственного деятеля, дипломата и стратега, вполне выдерживающего сравнение с такими крупными историческими деятелями, как Петр Великий. Виппер Р. Ю. Иван Грозный. -- М., 1989.

Реформы 50-х годов ХVI в. изучали такие исследователи, как В. Г. Игнатов, Игнатов В. Г. . История государственного управления России. - М., 2007. В. Б. Кобрин Кобрин В.Б. Иван Грозный: избранная рада или опричнина // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX века. - М., 1991., Л.В. Черепнин Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства XVI --XVII вв. М., 1978. и др.

Глава 1. Земский собор - высший совещательный сословно - представительный орган

Важнейшей чертой политической истории Русского государства 50-х годов ХVI в. являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства.

Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, - дворян, помещиков и верхи посада. Кинев С. Л. Земские соборы в России в ХVI - ХVII вв. // Предыстория российского парламентаризма. Томск, 2008. С. 148.

Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана IV 27 февраля 1549 г. на заседании Боярской думы совместно со “священным собором” (т. е. высшими представителями церкви). Эта речь носила программный характер и представляла собой декларацию, излагавшую основные принципы политики правительства; давалась резко отрицательная оценка боярского правления. Основной вопрос, рассматриваемый в декларации Ивана IV, - это вопрос о боярских детях и их интересах.

Дети боярские занимают центральное место в декларации Ивана IV, все три пункта которой посвящены им: сначала оценке положения детей боярских в прошлом, во время боярского правления, затем требованию о недопустимости продолжения “сил”, “обид” и “продаж” по отношению к детям боярским и формулировке санкций в случае, если всё это будет иметь место.

В прямо противоположном плане трактуется вопрос о боярах. Бояре рассматриваются как основной источник насилий, “обид” и “продаж”, причинявшихся детям боярским в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем. Поэтому обращение Ивана IV ко “всем боярам” носило характер ультимативного требования о прекращении таких актов насилий со стороны бояр в отношении детей боярских под угрозой опал и “казни” для тех бояр, кто попытался бы продолжать или возобновить такого рода действия. Игнатов В. Г. Указ соч. С. 152.

В тот же день, 27 февраля 1549 года, состоялось другое выступление Ивана IV. По своему значению оно представляло как бы повторение правительственной декларации, но только не перед боярами, против которых было направлено острие политики, провозглашенной в декларации Ивана IV, а перед детьми боярскими и дворянами, чьи интересы отражала и защищала декларация правительства.

Закономерным итогом политических событий 27 февраля явился закон 28 февраля 1549 года, представляющий собой начало реализации политики, провозглашенной в декларациях Ивана IV от 27 февраля.

Закон 28 февраля был принят без участия “всех бояр”: добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство Ивана IV не сочло нужным передавать на рассмотрение “всех бояр” текст нового закона, и он был принят на заседании “ближней думы” с участием митрополита Макария.

Совещание 27 февраля 1549г. (“Собор примирения”) было фактически первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию, создание центрального сословно - представтельного учреждения.

С тех пор Земские соборы стали созывать для обсуждения важнейших вопросов внешней и внутренней политики государства. Исследователи отмечают их генетическую связь с предшествующими институтами.

Земские соборы, требовавшие участия представителей господствующего класса всей земли, в какой-то мере заменяли княжеские съезды и вместе с Боярской думой унаследовали их политическую роль.

В то же время Земские соборы -- это орган, пришедший на смену вече, воспринявший “традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, но заменивший присущие ему элементы демократизма началами сословного представительства”, - писал Л. В. Черепнин. Черепнин Л. В. Указ соч. с. 94

Наименование, некоторые организационные и процедурные формы Земские соборы получили от церковных, которые появились раньше их.

В XVI в. Земский собор как учреждение лишь формировался и первоначально не имел ни четкой структуры, ни четкой компетенции. Практика созыва и порядок заседаний, тем более состав собора не были строго регламентированы и изменялись. Установить четкие различия между собственно Земскими соборами и более или менее широкими совещаниями соборной формы (такие совещания были типичны для правительственной практики той поры) не всегда возможно. Отсюда споры о том, сколько соборов было в XVI--XVII вв. В памятниках XVI в. термин “земский собор” не встречается.

Крупнейший специалист по истории ХVI в. Л.В. Черепнин считает, что для современников Земский собор являлся совещанием представителей “земли”, посвященным государственному строительству: “советом” “о устроении земском”, “отчинах, судах и управах земских”. Л.В. Черепнин считает, что Земские соборы условно можно разделить в зависимости от того:

1) кто и с какой целью собрал собор;

2) характера представительства.

Исходя из первого критерия автор делит Земские соборы на:

а) созванные царем -- большинство соборов;

б) созванные царем по инициативе сословий -- ряд соборов времени Михаила Романова и собор 1648 г.;

в) созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя -- соборы 1565, 1611 -- 1613 гг.;

г) избирательные на царство -- соборы по избранию Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова и других.

Говоря о втором критерии, необходимо помнить следующее. Три пути вели в состав Земского собора:

а) по общественно-политическому положению (освященный собор и боярская Дума);

б) по назначению (по приглашению) -- представители феодальных и изредка “третьего” сословий;

в) по выбору -- представители сословий. Черепнин Л. В. Указ. соч. С. 97

Состав большинства общегосударственных Земских соборов, прежде всего в XVI в., определяли первые два фактора. Ко второй, небольшой по численности группе соборов, относятся те, в работе которых принимали участие выборные от “своих” земель, регионов, территорий.

Состав участников собора зависел в значительной мере от причин его созыва и от содержания его деятельности. Как правило, это были: духовенство; боярство; дворянство; дьячество и приказный аппарат; иногда купечество (верхушка посада).

Исследователи отмечают, что участники соборов не пользовались равными правами. Обсуждение вопросов нередко проходило раздельно -- по чинам или сословиям. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного : Очерки социально - экономической и политической истории середины XVI в.- М. , 1999. С. 245

Как правило, земские соборы рассматривали судебные, административные, финансовые и военные (включая международные) вопросы.

Формирующейся централизованной монархии был нужен сословно-представительный орган (соответственным образом классово сформированный), который поддержал бы политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Таким институтом и являлись Земские соборы. Одним из последствий их созыва являлось то обстоятельство, что “правительственная власть снимала с себя в какой-то степени ответственность за проводимые ею мероприятия, так как эти мероприятия оказывались одобренными достаточно широким кругом советников”. Однако соборы XVI в. -- это не представительные учреждения в обычном понимании, так как: власть царя они не ограничивали; не было выборных представителей.

Это скорее бюрократические учреждения; как выразился дореволюционный исследователь А. И. Заозерский, это -- “парламент чиновников”. Цит. по: Кинев С. Л. Указ. соч. С. 156.

Таким образом, первым шагом Ивана IV на пути реформирования бал созыв Земского собора - высшего совещательного сословно - представительного органа

Глава 2. Судебник 1550 г. и реформы управления

На первом Земском соборе Иван IV принял решение о создании нового правового кодекса - Судебника, который был принят в 1550 году. В основу был положен предыдущий Судебник 1497 года. В 1551 году Судебник был утвержден Стоглавым собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного.

В Судебнике 1550 года из 100 статей большая часть посвящена вопросам управления и суда.

В целом пока что сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения. Таким образом, продолжалось их эволюционное превращение в рамках формирующегося сословно-представительного государства. Так, наместники теперь лишались права окончательного суда по высшим уголовным делам, оно передавалось в центр.

Судебник, вместе с тем, расширил деятельность городовых приказчиков и губных старост: к ним полностью отошли важнейшие отрасли местного управления. А их помощники - старосты и "лучшие люди" - по постановлению Судебника - обязательно должны были участвовать в наместничьем суде, что означало контроль со стороны выборных от населения за деятельностью наместников. Значение служилых людей - дворян - поднималось и тем, что устанавливалась неподсудность их суду наместников. Юткин А. Судебник Ивана III - первый кодифицированный правовой акт на Руси // Российская юстиция - 2007 - №7. С.46-48.

Издание Судебника 1550 года было актом огромного политического значения.

Судебник 1550г объявлял закон единственным источником права. Впервые был определен порядок издания и опубликования законов. В нем прослеживается стремление оградить народ от произвола местных властей и судей, а также примечательное для того времени разделение властей, т.е. двоевластие и двоесудие: дела могут быть государственные и земские. Так поход на Казань- земское дело, а женитьба царя - государское. Служба может быть государева (охрана), а может быть и земская.

Государственное правосудие и управление сосредотачивались в Москве, где существовали чети и приказы к которым приписаны были русские земли. В них судили бояре и окольничьи, дьяки вели дела, а у последних были подъячие. Приказы заменили действовавшие ранее Дворец, ведавший землей, и Казну, являвшуюся финансовым центром.

В областях судебное и административное деление осуществлялось на города и волости. Города (посады) имели особое управление, и посадские ремесленники отличались от волостных. Волость представляла собой несколько земледельческих сел. Город с волостями составлял уезд, который делился на станы в полицейском отношении. Уезд заменил землю. В городах заправляли наместники, в волостях волостели, которые могли судить подобно боярам в своих вотчинах, хотя и не везде. Они состояли на кормлении, где суд был доходной статьей. Где они не могли управлять, туда посылали доверенных. На судах наместников присутствовали дьяки и приставы.

Наряду с этим государственным судебным механизмом существовал выборный народный. Его представителями в городах были приказчики и дворские, а в волостях старосты и целовальники. Старосты были 2-х типов : выборные полицейские и выборные судебные. Общество было поделено на сотни и десятки и выбирало себе старост, сотских и десятских. Они занимались раздачей повинностей и вели перепись населения. Старосты и целовальники, которые должны были присутствовать на судах наместников и волостелей, выбирались волостями и городами без дворского. У наместников и волостелей были свои дьяки, у старост земские дьяки, занимавшиеся письмоводством, а у них земские подьячие. Важные уголовные дела (о разбое) передавались губным старостам, избранным уездом из детей боярских. В некоторых уездах было даже 2 губных старосты из-за разгула разбоя, и их суду равно подчинялись все. Народ тем самым ограждался от произвола местных, и в случае жалоб на наместников или волостелей те подвергались суду. Поляк А. Г. Судебник 1550 года // Памятники русского права. - М., 2006. С. 103 -127.

Страницы: 1, 2