скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Реформы Столыпина и анализ причин их краха скачать рефераты

1. Обязательная организация больничных касс на базе совместных взносов и хозяев и рабочих;

2. Создание на фабриках и заводах смешанных органов из представителей администрации и рабочих;

3. Сокращение рабочего дня с 11.5 часа до 10, ограничение законом количества сверхурочных работ;

4. Пересмотр статей закона, карающих забастовки и досрочные расторжения договора о найме.

В записке "Петербургского общества для содействия улучшению и развитию фабрично-заводской промышленности" от 12 мая возражения против проекта о сокращении рабочего дня до 10 часов сводились к двум основным доводам:

- сам факт государственного вмешательства в нормировку рабочего времени неприемлем;

- сокращение приведет к тому, что русская промышленность "будет устранена навсегда от какой-либо роли в международном соревновании". Общее же заключение записки сводилось к ряду требований, в том числе таких:

a) "признавая в принципе излишней законодательную нормировку рабочего времени, сохранить нормы его продолжительности, установленные законом 1897 года /т.е. 11.5 часовой день/ ввиду того, что таковые существуют";

б) сохранить сверхурочные работы с таким расчетом, чтоб общее число обязательных и необязательных рабочих часов не превышало 75 часов в неделю.

В конечном итоге, ко-мис-сия Ко-ков-цо-ва пре-кра-ти-ла су-ще-ст-во-ва-ние. Тем не ме-нее, не смот-ря на про-вал, оп-ре-де-лен-ный итог был дос-тиг-нут. Он со-сто-ял в том, что ца-ризм под влия-ни-ем ре-во-лю-ции твер-до взял курс, так же как и в аг-рар-ной по-ли-ти-ке, на бур-жу-аз-ную по-ли-ти-ку в ра-бо-чем во-про-се, от-ка-зав-шись от чис-то по-ли-цей-ско-го спо-со-ба его раз-ре-ше-ния. Об-щей плат-фор-мой пра-ви-тель-ст-ва и про-мыш-лен-ни-ков бы-ло при-зна-ние пра-ва ра-бо-чих на стач-ку и свои про-фес-сио-наль-ные ор-га-ни-за-ции. Ра-бо-чий во-прос в бур-жу-аз-ном раз-ре-ше-нии на-ря-ду с аг-рар-ным стал од-ним из крае-уголь-ных кам-ней третье-июнь-ско-го кур-са, од-ним из про-яв-ле-ний треть-еиюнь-ско-го кур-са ца-риз-ма, сто-лы-пин-ско-го бо-но-пар-тиз-ма с той раз-ни-цей, что в од-ном слу-чае ла-ви-ро-ва-ние шло ме-ж-ду по-ме-щи-ка-ми и кре-сть-ян-ст-вом, а во вто-ром ме-ж-ду бур-жуа-зи-ей и про-ле-та-риа-том. Даль-ней-шее раз-ви-тие ра-бо-че-го во-про-са в “вер-хах” и Ду-ме до-ка-за-ло это со всей оче-вид-но-стью.

Сле-дую-щим эта-пом в ре-ше-нии ра-бо-че-го во-про-са бы-ло Осо-бое со-ве-ща-ние(1906 1907 гг.). Это уже бы-ла це-ли-ком эра Сто-лы-пи-на. На по-ве-ст-ку сес-сии бы-ли вы-не-се-ны 10 за-ко-но-про-ек-тов, сво-див-ших-ся к не-сколь-ким пунк-там: стра-хо-ва-ние бо-лез-ней, не-сча-ст-ных слу-чае, ин-ва-лид-но-сти; сбе-ре-га-тель-ные кас-сы обес-пе-че-ния; пра-ви-ла най-ма ра-бо-чих; ра-бо-чее вре-мя; ме-ры по-ощ-ре-ния строи-тель-ст-ва здо-ро-вых и де-ше-вых жи-лищ; и т.п. Важ-но от-ме-тить, что без вни-ма-ния ос-тал-ся во-прос о ра-бо-чих ор-га-ни-за-ци-ях счи-та-лось, что “Вре-мен-ные пра-ви-ла” о сою-зах на вре-мя ре-ша-ют про-бле-му. На ос-но-ве этих пра-вил в го-ды сто-лы-пин-ско-го прав-ле-ния бы-ли за-кры-ты сот-ни проф-ор-га-ни-за-ций и еще сот-ням от-ка-за-но в ре-ги-ст-ра-ции.

Ос-таль-ные во-про-сы об-су-ж-да-лись, но встре-ти-ли силь-ней-шее со-про-тив-ле-ние со сто-ро-ны про-мыш-лен-ни-ков, т.е. круп-ной бур-жуа-зии. К при-ме-ру, Но-бель ут-вер-ждал, что “ес-ли нам не бу-дет пре-дос-тав-ле-но пра-во не-ко-то-ро-го про-ти-во-дей-ст-вия влия-нию мас-сы, то мы про-па-ли...”

С пе-ре-да-чей в ию-не 1908 г. за-ко-но-про-ек-тов в Ду-му на-сту-пил их по-след-ний этап пре-вра-ще-ния в за-ко-ны. Он стал са-мым длин-ным. Со-про-тив-ле-ние бы-ло не толь-ко со сто-ро-ны про-мыш-лен-ни-ков, но и сле-ва: тру-до-ви-ки и со-ци-ал-де-мо-кра-ты вы-сту-пи-ли с кри-ти-кой стра-хо-вых за-ко-но-про-ек-тов с под-лин-но де-мо-кра-ти-че-ских по-зи-ций.

Стра-хо-вые за-ко-но-про-ек-ты ста-ли в ко-неч-ном ито-ге од-ной из при-чин, обо-ст-рив-шей от-но-ше-ния ме-ж-ду пра-вы-ми и ок-тяб-ри-ста-ми, по-ме-щи-ка-ми и бур-жуа-зи-ей. Мож-но ска-зать, что сто-лы-пин-ская ра-бо-чая по-ли-ти-ка про-ва-ли-лась. От-ве-том на нее со сто-ро-ны ра-бо-че-го клас-са был но-вый ре-во-лю-ци-он-ный подъ-ем.

6. Решение национального вопроса

Особой проблемой для правительства в эти годы был национальный вопрос. 57% населения России были нерусского происхождения, и они подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие страны Запада, там нанимались на работу. Заметную часть эмигрантов составили люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом. К решению этого вопроса Петр Аркадьевич подходил особенно бережно, считал его для России вопросом особой государственной важности. Суть его национальной политики состояла в том, чтобы объединять, а не разъединять народы. Он предусматривал создание министерства национальностей, которое должно было изучать культурную, религиозную, социальную жизнь каждой нации и создавать условия для того, чтобы все нации имели равные права и были верны России. В обязанности министерства должна была также входить задача не забывать о внешних и внутренних врагах России, которые всячески стремились к ее расчленению.

7. Анализ причин краха столыпинских реформ

Несмотря на благоприятные экономические, идеологические и политические обстоятельства, Столыпин совершил все же ряд ошибок, поставивших его реформы под угрозу провала. Первой ошибкой Столыпина было отсутствие продуманной политики в отношении рабочих. Как показал опыт Пруссии, для удачного проведения консервативной политики необходимо было сочетать жесткие репрессии по отношению к революционным партиям с одновременными усилиями в области социального обеспечения рабочих. В России же, несмотря на общий экономический подъем, за все эти годы не только жизненный уровень рабочих нисколько не повысился, но и социальное законодательство делало свои первые шаги. Закон 1906 г. о десятичасовом рабочем дне почти не применялся, также как и закон 1903 г. о страховании рабочих, получивших увечья на предприятии. Разрешенные профсоюзы находились под бдительным контролем полиции и не пользовались доверием среди рабочих. Между тем количество рабочих постоянно и заметно росло. Новое поколение оказалось весьма благосклонным к восприятию социалистических идей. Очевидно, Столыпин не отдавал себе отчета в значении рабочего вопроса, который с новой силой встал в 1912 г.

Второй ошибкой Столыпина стало то, что он не предвидел последствий интенсивной русификации нерусских народов. Столыпин не скрывал своих националистических убеждений; однажды на заседании Думы он резко ответил польскому депутату, что почитает за "высшее счастье быть подданным России". Он открыто проводил националистскую великорусскую политику и, естественно, восстановил против себя и царского режима все национальные меньшинства. Так например Финляндия стала прибежищем для многих оппозиционеров. Столыпина возмущало, что сейм Финляндии состоял преимущественно из социалистов и либералов. В 1908 г. он безуспешно попытался ограничить полномочия сейма, дважды распускал его, а затем вновь ввел в стране прежние диктаторские методы. к 1914 г. неприязнь финнов к "русским оккупантам" стала повсеместной. Что касается Польши, там ситуация была сложнее, так как отношение поляков к России не было единодушным. Часть поляков пыталась добиться для своей страны большей автономии. Другая часть, требовала полной независимости. Столыпин закрыл польско-язычные школы, а в городах насадил муниципальные учреждения с преобладанием русских служащих. На Украине, где пресса и высшие учебные заведения подверглись насильственной русификации, росло национальное самосознание украинской элиты, основанное на понимании экономического могущества края, ставшего житницей и индустриальным центром всей империи. Царские власти жестоко преследовали украинских националистов, организовавших Союз освобождения Украины и нашедших прибежище в Галиции, входящей в состав Австро-Венгрии. Австрийские власти охотно покровительствовали украинским националистам, желая всячески помешать российским властям в отместку за поддержку в Богемии и на Балканах антиавстрийских настроений малых славянских народов. По тем же причинам тюркские меньшинства на территории Азербайджана, объединившиеся в партию "Муссават" ("Равенство"), решительно пошли на сближение с обновленной после младотюркской революции Турцией. Часть мусульманской интеллигенции татарского происхождения, проживающей на территории Крыма и на Нижней Волге, пыталась возродить тюркско-татарскую цивилизацию, добиваясь ее признания наравне с русской. Царское правительство, естественно, не желало идти на подобные уступки, считая мусульманские народы слаборазвитыми. Оно также поощряло внедрение русских колонизаторов и переселенцев в Среднюю Азию не менее жестко, чем это делали другие европейские государства-завоеватели по отношению к странам Азии и Африки.

Столыпин совершил ошибку и в вопросе об учреждении земств в западных губерниях (1911 г.), в результате чего он лишился поддержки октябристов. Дело в том, что западные губернии экономически продолжали зависеть от польской шляхты. Дабы укрепить в них положение белорусского и русского населения, составлявших большинство, Столыпин решил учредить там земскую форму правления. Дума охотно его поддержала, однако государственный совет занял обратную позицию - классовые чувства солидарности со шляхтой оказались сильнее национальных. Столыпин обратился с просьбой к Николаю II прервать работу обеих палат на три дня, чтобы за это время правительство срочно приняло новый закон. Заседания Думы были приостановлены и закон принят. Однако данная процедура, продемонстрировавшая пренебрежение государственной власти к собственным учреждениям, привела к расколу между правительством и даже самыми умеренными либералами. Самодержавие поставило себя в изоляцию, отныне его поддерживали представители крайне правых националистических кругов. Столыпин же потерял поддержку Николая II, которому явно претило иметь столь предприимчивого министра, обвиненными крайне правыми противниками, пользующимися влиянием при дворе, в желании "экспроприировать всех помещиков вообще" с помощью аграрной реформы.

Образно говоря, политическая смерть Столыпина как реформатора наступила гораздо раньше, чем Д.Г. Богров смертельно ранил его 1 сентября 1911г. в Киевском оперном театре. Об этом свидетельствует тот факт, что пребывание премьер-министра в Киеве начались с оскорблений ему явно давали понять, что он здесь лишний и его не ждали Столыпину не нашлось места в автомобилях в которых следовали царь и его свита. Ему не дали казенного автомобиля председателю Совета министров пришлось искать извозчика. Трагедия Столыпина как реформатора состояла в том, что они не захотели иметь "приказчика, превосходящего их по личным качествам", - с этими словами трудно не согласиться.

С вершины сегодняшнего исторического опыта теперь особенно хорошо видна главная коренная причина банкротства Столыпина.

Органический порок его курса состоял в том, что он хотел осуществить свои реформы вне демократии и вопреки ей. Сначала, считал он, надо обеспечить экономические условия, а потом уже осуществлять "свободы". История повторяется. Как неудивительно, подобная ошибка была совершена значительно позже и совсем в иных исторических условиях. Экономическая реформа Косыгина 65г. провалилась у нас, как мне кажется, точно по той же причине: хотя реформа была хорошо продумана, но осуществить ее хотели не разрушая старого давно прогнившего изнутри режима, который противостоял всем нововведениям и потворствовал всему старому и не нужному. Ее хотели осуществить вне демократии и без демократии. Но ведь на ошибках истории учатся похоже в 65г. про них забыли.

После Столыпина деятельность правительства в 1912-1914 гг. показывала то, что все крупномасштабные реформы будут свернуты. Николай II отказался от сотрудничества с политическими деятелями он окружил себя бездарными людьми, зато разделяющими его взгляды на исторический путь России.

По мне-нию Г. По-по-ва, су-ще-ст-ву-ет по-сто-ян-ный па-ра-докс, со-стоя-щий в сле-дую-щем: с од-ной сто-ро-ны ре-фор-ми-ро-ва-ние Рос-сии пред-по-ла-га-ет соз-да-ние и раз-ви-тие пред-ста-ви-тель-ной вла-сти, а с дру-гой, в бес-ко-неч-ных де-ба-тах всех вет-вей этой вла-сти на-чи-ная с Ду-мы на дол-гие ме-ся-цы “то-нут” са-мые не-об-хо-ди-мые ме-ры. Этот про-цесс ес-те-ст-ве-нен, он обу-слов-лен са-мой при-ро-дой пред-ста-ви-тель-ной вла-сти: она при-зва-на обес-пе-чить мир-ное уре-гу-ли-ро-ва-ние ин-те-ре-сов раз-лич-ных групп об-ще-ст-ва, а сле-до-ва-тель-но, этот про-цесс не мо-жет не быть пол-ным ком-про-мис-сов и дли-тель-ным. В стра-не, где об-ще-ст-вен-ная си-туа-ция дос-та-точ-но бла-го-по-луч-на, эти де-мо-кра-ти-че-ские пар-ла-мент-ские про-це-ду-ры иг-ра-ют в це-лом про-грес-сив-ную и по-ло-жи-тель-ную роль. Но в эпо-ху ре-ши-тель-ных, ко-рен-ных ре-форм (тем бо-лее в ба-зи-се!), ко-гда про-мед-ле-ние “рав-но-силь-но смер-ти” эти про-цес-сы гро-зят во-об-ще все за-тор-мо-зить.

И Сто-лы-пин, и пра-ви-тель-ст-во осоз-на-ва-ли, что зе-мель-ная ре-фор-ма че-рез Ду-му в ка-кие то при-ем-ле-мые сро-ки не прой-дет, а то и во-все “уто-нет”.

С са-мо-го на-ча-ла она ока-за-лась в цен-тре глав-ных за-бот Сто-лы-пи-на. Пер-вая Ду-ма сво-им боль-шин-ст-вом вы-дви-га-ла тре-бо-ва-ния, не при-ем-ле-мые для са-мо-дер-жа-вия и 8 ию-ля 1906 го-да бы-ла рас-пу-ще-на. II Го-су-дар-ст-вен-ная ду-ма бы-ла из-бра-на Сто-лы-пи-ным как по-ли-гон для бу-ду-ще-го бонапартистского кур-са, хо-тя вы-бо-ры про-ис-хо-ди-ли по ста-ро-му из-би-ра-тель-но-му за-ко-ну. Но рез-кое ос-лаб-ле-ние ка-дет-ско-го цен-тра и столь же яв-ное уси-ле-ние ле-во-го кры-ла уже го-во-ри-ло о том, что воз-мож-ность со-гла-ше-ния ме-ж-ду пра-ви-тель-ст-вом и Ду-мой ста-ла еще бо-лее при-зрач-ной. Пре-мьер яв-но про-во-ци-ро-вал Ду-му на от-кры-тые кон-флик-ты с пра-ви-тель-ст-вом, при-бли-жая час раз-го-на.

III Го-су-дар-ст-вен-ная Ду-ма, из-бран-ная по “бес-сты-же-му” из-би-ра-тель-но-му за-ко-ну, вы-шла имен-но та-кой, ка-кая ему бы-ла нуж-на, яви-лось тем ин-ст-ру-мен-том, на ко-то-ром, как он по-ла-гал, ему уда-ст-ся ис-пол-нить свою соль-ную пар-тию. Глав-ная осо-бен-ность из-би-ра-тель-но-го за-ко-на III ию-ня, по-ми-мо его край-не-го ан-ти-де-мо-кра-тиз-ма, со-стоя-ла в бо-на-пар-тиз-ме, соз-да-нии воз-мож-но-сти ла-ви-ро-ва-ния ме-ж-ду пра-вым и ле-вым кры-лом Ду-мы. Ста-ти-сти-че-ский ана-лиз по-ка-зы-ва-ет, что боль-шин-ст-во мог соз-дать толь-ко ок-тяб-ри-ст-ский “центр”, го-ло-суя со свои-ми пра-вы-ми или ле-вы-ми со-се-дя-ми. Та-ким об-ра-зом, сто-лы-пин-ский аг-рар-ный бо-на-пар-тизм был за-вер-шен и до-пол-нен бо-на-пар-тиз-мом по-ли-ти-че-ским, во-пло-щен-ным в третье-июнь-ской Ду-ме. Он стал на за-ме-ну про-ва-лив-ше-го-ся це-за-риз-ма (с опо-рой на кре-сть-ян-ст-во). Это хоть как то сгла-ди-ло про-ти-во-ре-чие ме-ж-ду пра-ви-тель-ст-вом и ду-мой.

На-до от-ме-тить, что Сто-лы-пин не-сколь-ко раз на-ру-шил за-кон для осу-ще-ст-в-ле-ния сво-ей по-ли-ти-ки (быть мо-жет, это од-на из глу-бин-ных при-чин не-удач его ре-фор-ми-ст-ско-го кур-са...). Так, к примеру, бы-ст-ро ут-вер-дить у ца-ря Указ о зе-мель-ной ре-фор-ме ста-ло воз-мож-ным толь-ко бла-го-да-ря ста-тье 87 Ос-нов-ных за-ко-нов Рос-сий-ской им-пе-рии. Эта ста-тья да-ва-ла пра-во пра-ви-тель-ст-ву ме-ж-ду Ду-ма-ми при-ни-мать чрез-вы-чай-ные ука-зы по не-от-лож-ным во-про-сам. Сто-лы-пин и вос-поль-зо-вал-ся 87 стать-ей и ут-вер-дил аг-рар-ное за-ко-но-да-тель-ст-во сра-зу по-сле рос-пус-ка пер-вой и до со-зы-ва вто-рой Дум. При этом он два-ж-ды на-ру-шил ста-тью 87 (во-пер-вых аг-рар-ное за-ко-но-да-тель-ст-во не бы-ло чрез-вы-чай-ным во-про-сом, на-про-тив, это был глав-ный во-прос Рос-сии; во-вто-рых двух-ме-сяч-ный срок не был со-блю-ден). Та-ким об-ра-зом, ко-рен-ной во-прос об аг-рар-ной ре-фор-ме был ре-шен поч-ти без уча-стия рос-сий-ско-го пар-ла-мен-та и в об-ход его. Как и в 1861 г., бю-ро-кра-тия обош-лась без де-мо-кра-ти-че-ских ме-ха-низ-мов.

Ни-ко-лай II одоб-рил ре-фор-му, но не был ее дви-га-те-лем. Дви-га-те-лем был сам Сто-лы-пин (это, кста-ти, от-ли-ча-ет-ся от си-туа-ции 18-19 ве-ка, ко-гда ини-циа-то-ра-ми ре-форм вы-сту-па-ли им-пе-ра-то-ры) Коль ско-ро очаг пре-об-ра-зо-ва-ний на-хо-дил-ся не на ее вер-ши-не, то энер-гия тра-ти-лась не толь-ко на пре-об-ра-зо-ва-ния свер-ху вниз, но и на “ра-бо-ту с на-чаль-ст-вом”. Воз-ни-ка-ет борь-ба на два фрон-та, ко-то-рая от-вле-ка-ет ре-сур-сы и из-ма-ты-ва-ет си-лы. И да-же ги-гант-ская энер-гия Сто-лы-пи-на не вы-дер-жи-ва-ла та-ко-го по-ряд-ка про-ве-де-ния ре-форм.

В аб-со-лю-ти-ст-ской монархии, как и лю-бой дру-гой то-та-ли-тар-ной сис-те-ме очень слож-но про-во-дить ре-фор-мы: ста-рый ре-жим, за-щи-щая се-бя, не по-зво-ля-ет сфор-ми-ро-вать-ся си-лам, за-ин-те-ре-со-ван-ным в ре-фор-мах. Он все по-дав-ля-ет. Имен-но по-это-му дви-жу-щей си-лой мо-жет толь-ко сам ре-жим, вер-нее та его часть, ко-то-рая ре-ши-лась на ре-фор-мы. Итак, ре-фор-ма с са-мо-го на-ча-ла бы-ла ос-лаб-ле-на тем, что ее ве-ло не пер-вое ли-цо пи-ра-ми-ды вла-сти. Но эта ре-фор-ма еще бо-лее ос-лаб-ла, по-сколь-ку у нее не бы-ло и дос-та-точ-ной под-держ-ки в об-ще-ст-ве. Сто-лы-пин во мно-гом пе-ре-оце-нил ак-тив-ность той час-ти кре-сть-ян, ко-то-рая хо-те-ла раз-бо-га-теть. Бо-га-тые кре-сть-я-не еще не ста-ли в се-ле са-мо-стоя-тель-ной си-лой. Со-от-вет-ст-вен-но, они не смог-ли стать опо-рой сто-лы-пин-ской ре-фор-мы. В пер-спек-ти-ве, ко-неч-но, слой са-мо-стоя-тель-ных кре-сть-ян фер-ме-ров стал бы мощ-ным фак-то-ром по-ли-ти-че-ской жиз-ни Рос-сии. Но это в пер-спек-ти-ве. А в на-ча-ле все за-ви-сит от ак-тив-но-сти ее ини-циа-то-ров. Од-на-ко дли-тель-ным на-ча-тое свер-ху быть не мо-жет ус-пех ре-форм за-ви-сит от бы-ст-ро-го фор-ми-ро-ва-ния их со-ци-аль-ной ба-зы. Сто-лы-пин так и не су-мел най-ти спо-соб, ко-то-рый по-зво-лил бы на-ча-той свер-ху си-ла-ми бю-ро-кра-тии аг-рар-ной ре-фор-ме опе-реть-ся на ак-тив-ность кре-сть-ян-ст-ва. Оно, к со-жа-ле-нию, ос-та-ва-лось лишь ма-те-риа-лом, ко-то-рый ре-фор-ми-ро-ва-ли. Ли-шен-ная со-ци-аль-ной опо-ры, сто-лы-пин-ская ре-фор-ма ос-та-ва-лась ком-плек-сом ад-ми-ни-ст-ра-тив-ных мер. А в по-ли-ти-че-ской жиз-ни стра-ны по-прежнему дей-ст-во-ва-ли си-лы, вы-сту-пав-шие про-тив ре-фор-мы и спра-ва, и сле-ва. В этой со-ци-аль-ной и по-ли-ти-че-ской изо-ля-ции со-сто-ит, кста-ти, глав-ное от-ли-чие ре-фор-мы 1906 г. от ре-фор-мы 1861 г.

Крах сто-лы-пин-ской ре-фор-мы, не-воз-мож-ность сра-стить то-та-ли-та-ризм и ав-то-ри-та-ризм с са-мо-стоя-тель-но-стью, крах кур-са на кре-сть-я-ни-на фер-ме-ра стал уро-ком для боль-ше-ви-ков, ко-то-рые пред-по-чли опе-реть-ся на кол-хо-зы.

Путь Сто-лы-пи-на, путь ре-форм, путь пре-дот-вра-ще-ния ок-тяб-ря 17 го-да был от-верг-нут и те-ми, кто ре-во-лю-ции не хо-тел, и те-ми, кто к ней стре-мил-ся. Сто-лы-пин по-ни-мал и ве-рил в свои ре-фор-мы. Он был их идео-ло-гом. Это силь-ная сто-ро-на Сто-лы-пи-на. С другой стороны, Столыпину, как и любому человеку, свойственно было ошибаться. При соотнесении различных аспектов столыпинских реформ с современной российской действительностью следует помнить как о той пользе, которую можно извлечь из данного исторического опыта, так и о тех ошибках, что помешали успешному проведению в жизнь реформ Столыпина.

Список литературы

1. Ав-рех А.Я. «Сто-лы-пин и судь-бы ре-форм в Рос-сии» М., Из-д. по-ли-ти-че-ской ли-те-ра-ту-ры, 1991.

2. Бок М.К. П.А. «Сто-лы-пин» М., “Со-вре-мен-ник” 1992.

3. Верт Н.Р. «Ис-то-рия со-вет-ско-го го-су-дар-ст-ва» М., ИПА 1995.

4. Ко-валь-чен-ко И.Д. “Сто-лы-пин-ская аг-рар-ная ре-фор-ма” “Ис-то-рия СССР” М., 1992.

5. Ост-ров-ский И.В. “П.А. «Сто-лы-пин и его вре-мя” Изд. Но-во-си-бирск, 1992.

6. Пан-те-ле-ев В.А. «Си-бир-ская одис-сея Сто-лы-пи-на» «Бы-лое», N9-10 1996.

7. Ру-мян-цев М.А.“Сто-лы-пин-ская аг-рар-ная ре-фор-ма: пред-по-сыл-ки, за-да-чи и ито-ги” “Во-про-сы эко-но-ми-ки” №10 М., 1990.

8. Сбор-ник ре-чей “Петр Ар-кадь-е-вич Сто-лы-пин” “Нам нуж-на ве-ли-кая Рос-сия” М. “Мо-ло-дая гвар-дия” 1990.

Содержание

Введение …………………………………………………………….…………… 1

1. Аг-рар-ная ре-фор-ма П.А. Столыпина ……………………………………….…2

1.1. Идеи, положенные в основу аграрной ре-фор-мы …………………………. 2

1.2. Практическое со-дер-жа-ние аграрной ре-фор-мы ………………………….... 4

1.3. Ме-то-ды проведения аграрной ре-фор-мы …………………………..……… 7

1.4. Итоги и последствия аграрной реформы …………………………….…… 8

1.5. Анализ причин краха аграрной реформы ……………………………..….. 10

2. Ре-фор-ма об-ра-зо-ва-ния ……………………………………………………….... 11

3. Земства ……………………………………………………………………..….. 12

4. Су-деб-ная реформа ………………………………..………………………..….. 12

5. Ре-фор-ма в сфере промышленности: решение рабочего вопроса ………..… 13

6. Решение национального вопроса ………………………………………...…... 15

7. Анализ причин краха столыпинских реформ ………………………...…..…. 15

Список литературы …………………………………………………………....…. 22

Страницы: 1, 2, 3